Образовательная (рабочая) программа по русскому языку для 5 класса по УМК под ред. М.В.Панова
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Прикуле Марина Николаевна

 

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Читы


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________


От ___________ 2012г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МБОУ «СОШ №19»

Пашкевич И.М.

___ сентября 2012г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №19»

________________

Булгакова И.П.

Образовательная (рабочая) программа

Русский язык

5А  класс

Учитель Прикуле Марина Николаевна

        

2012-2013 учебный год

Раздел I

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным   областям,  утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Учебный план МБОУ СОШ №19 на текущий учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 5 класс» М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др. и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

 Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: «Русский язык. 5 класс» М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др. М. «Русское слово» 2012 г. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для восьмого класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цель курса 

– дать учащимся научное представление о языке, научить их практически владеть нормами литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, орфографическими и пунктуационными) и всем богатством его выразительных средств.

Программа основана на следующих принципах.

  1. Обучение должно быть научным, т.е. должно знакомить детей с достижениями современного языкознания.
  2. Системный подход, опора на единую теорию позволил построить непротиворечивый школьный курс, в котором разные языковые явления рассматриваются с одних и тех же общих позиций. Это дает простор для интеллектуального развития ребенка, позволяет формировать у детей умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать.
  3. Важная  роль отводится эстетическому восприятию языка. Обучение становится эмоциональным и поэтому успешным. Использование художественных текстов на уроке, различные сочинения, в том числе сочинения на грамматическую тему, подбор примеров на изучаемую тему – это неиссякаемый источник эстетического переживания языка. На этой основе строится сознательное отношение к языку как духовной ценности, как форме выражения национальной культуры.
  4. Занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры, так детям легче усваивать сложный теоретический материал. Игра с языком открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности.
  5. Формирование практических навыков строится на постижении законов языка. Нормы литературного языка становятся для детей привычными, удобными, основой для сознательной речевой деятельности.
  6. Работа по развитию речи систематически ведется при изучении лингвистической теории. Цель этой работы – формирование лингвистической личности, которая видит системность, стройность языка, знает строгие законы его функционирования и умеет правильно строить свою устную и письменную речь, выбирать форму высказывания, наиболее уместную в каждой конкретной ситуации.
  7. Курс обучения строится в основном линейно.
  8. Программа предусматривает дополнительный материал, который должен дать детям более объемное преставление о русском языке.

Задачи обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Технологии, используемые на уроках

На уроках используются различные методы и средства обучения. Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы используются с целью осознанного восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала.  Предпочтение отдается частично-поисковому и проблемному методам с целью применения знаний в новой учебной ситуации. Используется исследовательский метод с целью творческого применения знаний и умений в новой учебной ситуации.

Повторение осуществляется двумя путями: 1) изучение нового опирается на пройденный материал, 2) задания включают материал разных разделов, изученных ранее.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  1. возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  2. образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  3. выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  4. распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  5. отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
  1. Информационные технологии. Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества, регуляции поведения в коллективе. Работа в группах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе. Учащимся нравится выполнять задания на компьютере: редактировать тексты, набирать тексты своих творческих работ, оформлять свои доклады, проектные работы, рефераты, дидактические материалы, выполнять тестовые задания: сжимать, разворачивать, использовать презентации, создавать электронные таблицы и схемы. Так можно соединять приятное с полезным, скучное с интересным.
  2. Технология уровневой дифференциации. Использование ее способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников. При этом:
  1. обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  2. предоставляет условия для формирования и развития у учащихся интереса к работе с текстом;
  3. создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий;
  4. создает условия для максимального достижения результата;

При всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и его общий уровень подготовленности.

  1. Технология проектного обучения. Система уроков сориентирована не только на получение готовых знаний, но и на творческий подход, использование проектов и исследовательской деятельности. Система занятий предусматривает усиление мотивации за счет воспитания личностно и общественно востребованных качеств.

Индивидуальная, групповая проектная деятельность учащихся имеет исследовательскую, познавательную и практическую направленность, позволяет формировать:

  1. Самостоятельность обучения ученика;
  2. Решать творческие задачи;
  3. Развивать системное мышление;
  1. Технология проблемного обучения. Такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Это форма активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
  2. Технология развития критического мышления. Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей; самостоятельно добытые знания способствуют самореализации учащихся, а в конечном итоге – самоутверждению. А это – очень немаловажный фактор в становлении интереса к обучению. Учитель выступает в каждой из стадий урока в роли организатора: на первом этапе организует самостоятельную актуализацию ранее приобретенных знаний и определение направления в изучении новой темы; на втором этапе - активную работу учащихся с новой информацией; наконец, на третьем этапе - самостоятельную систематизацию учащимися нового материала.
  3. Здоровьесберегающие технологии. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления и снятия у них мышечного статического напряжения провожу физкультминутки, гимнастику для глаз, эмоциональную разрядку: слушание музыки, просмотр видеоклипов, отрывков из видеофильмов. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Проявление гуманного отношения к детям – оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам, признание их права на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Освещение в классе, температура, свежесть воздуха, доброжелательная атмосфера урока оказывают положительное влияние на учащихся.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся и возможностью использовать здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

В программе предусматривается использование оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений — все это позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

  1. Игровые технологии обучения.

Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Система упражнений

1. Тренировочные упражнения направлены на формирование прочных правописных навыков, навыков грамматических разборов, объяснения конкретных лингвистических фактов. Упражнения содержат языковой материал, разнообразный по уровню сложности, объему, поставленным перед учащимися задачами, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке и при выполнении домашних заданий.

А) Объяснительные упражнения направлены на формирование первичных аналитических навыков опознания и мотивированного выбора решения лингвистической задачи. Эти упражнения выполняются с непосредственной опорой на содержание теоретической части учебного пособия. Для учителя объяснительные упражнения служат материалом получения первичной обратной связи, информации о степени усвоения теории учащимися.

Б) Комментированное письмо направлено на формирование правописных и аналитических навыков. Учащиеся самостоятельно решают лингвистические задачи, комментируя все ступени аналитической работы.

В) Упражнения на конструирование и упражнения на развитие речи направлены на формирование умений узнать и решить поставленную правописную задачу, не только уметь дать полную характеристику языковой единицы, но и понимать особенности ее функционирования, уметь правильно, согласно законам языка, употреблять языковую единицу в речи.

2. Обобщающие упражнения требуют от школьников целого комплекса навыков и умений  и систематизации имеющихся знаний.

3. Контрольные упражнения служат проверке знаний.  Они включают в себя диктанты, контрольные задания.

Изложенная выше система упражнений предполагает «пошаговый» характер формирования умений и навыков, обеспечивает глубокое овладение учебным материалом, нацеливает учащихся на планомерную самостоятельную работу.

Индивидуальные особенности 5А класса.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8Б класса. В классе обучается 29 человек. Из них по итогам 4 класса по русскому языку на «4» и «5» учится 17 человек.

Можно сказать, что дети имеют хорошие начальные знания о системе русского языка. У многих учащихся высокая мотивация к изучению данного предмета, они всегда выполняют домашнее задание (-). Повышенный интерес к изучению русского языка и достаточный объем знаний способствуют углубленному изучению материала. Зная индивидуальные различия и особенности воспитания отдельных учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению предмета, осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных заданиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности. Важной социальной потребностью данных учащихся является потребность в поисковой активности, в самоопределении. Основная задача учителя — предоставить учащимся информацию для размышления, которая будет иметь высокую степень проблемности, обеспечит свободный выбор и необходимость определения собственной точки зрения.

Но в классе есть учащиеся, которые не проявляют интерес к предмету (-). Эти дети часто отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами,, нарушают дисциплину,  по разным причинам бывают не готовы к уроку, приходят без домашнего задания, поэтому с ними ведется индивидуальная работа.

В классе есть дети, стремящиеся к знаниям, но в силу особенностей памяти и эмоционально-волевой сферы они учатся нестабильно (-). Слабым ученикам оказывается индивидуальная помощь в учении, нужно развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Для этих учащихся необходимо применять дифференцированный подход с учетом их особенностей, поощрять их активность на уроке, вовлекать их в коллективную деятельность.

Большое внимание необходимо уделять чувственно-эмоциональной сфере учащихся, особенно тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами (-.). Рабочая программа по русскому языку учитывает особенности учащихся класса.

РАЗДЕЛ II

ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А) Содержание тем учебного курса

(6 ч в неделю, всего 204 ч; из них 34 ч на творческие работы и работу с текстом)

О ЯЗЫКЕ (4 ч)

Роль языка в жизни общества. Как язык служит человеку? Язык позволяет людям думать. Язык — важнейшее средство общения в человеческом обществе. Без языка невозможно действовать сообща, коллективно. Язык и дело, действие, деятельность.

Эстетическая сторона языка. Красота языка. Язык литературы. Красота литературного языка. Красота народного языка.

Единицы языка. Предложения, слова, морфемы, звуки.

Язык как достояние человека. Животные общаются между собой и понимают друг друга; это нельзя назвать языком.

СИНТАКСИС

Повторение пройденного в начальных классах (26 ч)

Предложение. Основные признаки предложения: законченный смысл, грамматическая связь между членами предложения, интонация.

Главные члены предложения. Подлежащее — грамматически независимый член предложения. Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым.

Типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию главных членов. Интонация предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Подчинительные грамматические связи в предложении: согласование, управление, примыкание. Второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Сочинительная грамматическая связь в предложении и способы ее выражения. Интонация перечисления. Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.

Знаки препинания при однородных членах.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (слова-острова). Обращения. Вводные слова. Слова-предложения да и нет.

Знаки препинания при словах-островах.

Сложное предложение. Виды сложных предложений по типу связи простых предложений (предикативных конструкций) в сложное.

Запятая в сложном предложении.

Прямая речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, диалог. Перевод прямой речи в косвенную. Знаки препинания при прямой речи.

ЛЕКСИКА (51 ч)

Лексика как наука о словарном составе языка. Слово и то, что оно обозначает.

Лексика отражает жизнь народа: меняется жизнь народа — меняется лексика языка.

Словарный запас человека — носителя языка. Активный и пассивный словарный запас.

Типы слов в языке. Слова самостоятельные и служебные.

Слова-названия (знаменательные) и слова-указатели (местоимения).

Имена нарицательные и собственные. Переход собственных имен в нарицательные и наоборот. Правописание имен собственных.

Междометия и звукоподражательные слова. Переход знаменательных слов в междометия. Правописание междометий.

Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Тематические группы (классы) слов.

Однозначные и многозначные слова. Отношения между значениями слова (полисемия) и отношения между значениями разных слов (синонимы, антонимы).

Прямое и переносное значение слова. Смысловая связь между разными значениями одного и того же слова. Перенос по сходству, перенос по смежности.

Тропы: метафора, метонимия. Отличие тропов от слов с переносным значением.

Омонимы. Понятие об омонимах. Разница между омонимами и многозначными словами. Омонимы и игра слов (каламбур).

Паронимы. Слова-ловушки. Предостережение от ошибок в употреблении паронимов.

Синонимы. Синонимы и слова, близкие по значению. Богатство русского языка: россыпи синонимов. Синонимы, различающиеся по их сочетаемости с другими словами и по стилистической окраске. Синонимические ряды. Замена одного синонима другим в творческих поисках поэтов, анализ причин таких замен (в творчестве А.С. Пушкина и других авторов). У разных значений многозначного слова могут быть разные синонимы. Работа со словарями синонимов.

Антонимы. Понятие об антонимах. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Слова, не имеющие антонимов.

Фразеологизмы. Застывшие сочетания слов, которые без утраты смысла нельзя разобрать на части. Дословная непереводимость фразеологизмов на другие языки. Источники фразеологизмов. Крылатые слова. Работа с фразеологизмами по словарям.

Словари русского языка. Словари энциклопедические и лингвистические.

Толковые словари русского языка. Словарная статья. Способы толкования значения слов. Стилистические пометы.

«Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. «Словарь русского языка» СИ. Ожегова.

Лексический разбор слова.

Рассказы о лингвистах: В.И. Даль, Д.Н. Ушаков.

ФОНЕТИКА (64 ч)

Фонетика как наука о звуках языка и законах произношения. Работа органов речи. Гласные и согласные. Слог как фонетическая единица языка. Ударение.

Фонетическая позиция. Позиционные чередования — центральное понятие фонетики. Позиционные мены согласных звонких шумных на глухие, глухих на звонкие, твердых — на мягкие. Чередования гласных.

Фонема как смыслоразличительная единица языка. Фонема — ряд позиционно чередующихся звуков. Сильная и слабая позиции фонемы. Сильные и слабые позиции согласных фонем по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Сильная и слабые позиции гласных. Фонетическая транскрипция.

Слабые позиции и орфографические ошибки. Отличие ошибок от описок: у них разные причины и разные способы преодоления. Общее правило русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Правописание глухих и звонких согласных в слабых позициях. Правописание мягких согласных в слабых позициях. Правописание непроизносимых согласных. Правописание гласных в слабых позициях.

Способы орфографических проверок (приведение слабой позиции к сильной). Удобные проверки.

Достоинство русской орфографии: она основана на фонемном принципе, который в наибольшей степени соответствует русской звуковой системе и ее рациональной письменной передаче.

Правописание гласных после шипящих.

Отступления от фонемной основы русского письма. Правописание букв з-с в конце приставок. Мягкий знак после шипящих. Обозначение фонемы <и> после ц, букв о и ё (е) после шипящих. Написания непроверяемых гласных. Нефонемные (условные, традиционные) написания: заря, загорелый, пловец, расти — росли, соберу — собираю, блестеть — блистать, предлагать — предложить и т. д.

Письмо и произношение. Коротко об истории русского письма. Нормы литературного произношения (орфоэпия). Работа с орфографическим и орфоэпическим словарями. Фонетический разбор слова.

УЧЕНИЕ О МОРФЕМЕ (19 ч)

Морфема — минимальная значимая единица языка. Умение отличать отрезки слов, которые не имеют сами по себе значения (смо-тр, цен-тр, минис-тр, психиа-тр) от морфем. Сопоставление языковых единиц — способ выделить их значимые части, морфемы.

Типы морфем.

Окончание. Сопоставление форм одного слова позволяет выделить окончания. Невозможность выделить окончание у наречий.

Фонемный принцип написания окончаний и исключения из него. Проверка безударных окончаний ударными. Правописание о и ё в окончаниях после шипящих и ц.

Основа слова. Членение основы слова на морфемы. Критерий Винокура. Основа делится на морфемы только в том случае, если она соотносится с более простой основой другого слова.

Корень, суффикс, приставка. Связанные корни.

Фонемное написание суффиксов и приставок. Правописание приставок пре- и при- .

Варианты морфем. Чередование фонем в разных морфемах. Закономерности чередования фонем в разных морфемах. Правописание слов с чередованиями фонем. Ряды чередующихся фонем. Чередования с нулем у гласных фонем. Чередования полногласных и неполногласных сочетаний, их правописание. Историческое объяснение появления беглых гласных; полногласных и неполногласных сочетаний фонем. Морфемный разбор слова.

Рассказы о лингвистах: И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6 ч)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Язык и речь. Виды речевой деятельности: слушание, чтение, говорение, письмо.

Чтение просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Текст как единица речи. Тема и основная мысль. Признаки текста: цельность, последовательность, законченность. Заголовок как часть текста, отражающая его тему или главную мысль.

Понятие о функциональных стилях речи и функционально-смысловых типах речи.

Рассуждение как основной тип речи научного стиля. Особенности построения рассуждения: тезис — доказательства (или примеры) — вывод.

Речь письменная и устная. Понятие о сфере и ситуации речевого общения. Монолог, диалог.

Предложение-высказывание как единица речи. Понятие об актуальном членении предложения, о движении мысли в предложении от известного к новому.

Понятие о способах смысловой связи предложений в тексте. Связь цепная (последовательная) и параллельная.

Структура текста. Членение текста на более мелкие части. Группы предложений, наиболее тесно связанных по смыслу (микротемы). Средства выражения этой связи. Роль абзаца (красной строки) в тексте.

План простой и сложный.

Понятие о средствах связи предложений в тексте: лексический повтор, синонимы и местоимения как средства выражения цепной связи предложений в тексте.

Язык художественной литературы. Эмоциональность и образность языка. Тропы как средство создания образа. Использование самой разнообразной лексики в зависимости от творческих задач автора.

Б)Тематическое  планирование по русскому языку

Тема, раздел

Количество часов

Контрольные работы

Развитие

речи

1

О языке.

4

-

-

2

Лексика. Культура речи.

63

4

6

3

Фонетика.

93

5

11

4

Учение о морфеме.

30

1

5

5

Повторение пройденного в 5 классе.

14

1

3

                                                                 Итого:

204 часа

11

25

Раздел III

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные результаты

Изучая русский язык по данной программе обучающиеся 5 класса получат возможность:

1) понять, что русский язык - одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, имеющая огромное значение в процессе получения школьного образования;

2) осознать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться за него; осознать потребность хранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию;

3) сформировать достаточный для данного возраста объем словарного запаса и усвоить грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; обрести способность к само оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

Изучая русский язык по данной программе обучающиеся 5 класса получат возможность:

1) овладеть всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватно понимать информацию устного и письмен ного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владеть разными видами чтения (поисковым, про смотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разговорного, научного, художественного стилей и разных жанров;

адекватно воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

извлекать информацию из различных источников, включая учебную литературу, словари, справочники, СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладеют приемами отбора и систематизации матери ала на определенную тему; научаться вести самостоятельный по иск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;

сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

воспроизводить прослушанный  или  прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресате и ситуации общения;

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

овладеют монологом и  диалогом;

научаться соблюдать  в практике  речевого общения  основные орфоэпические, лексические,  грамматические,  стилистические нормы современного русского литературного языка;  соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

научаться участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

выступать перед аудиторией сверстников с не большими  сообщениями;  участвовать   в спорах, обсуждениях с использованием раз личных средств аргументации;

2) применить приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

В результате изучения русского языка учащиеся получают возможность

Знать:

  1. Смысл лингвистических понятий (терминов), изученных в курсе;
  2. Типы слов;
  3. Типы связи между прямыми и переносными значениями слов;
  4. Фонетические законы современного русского языка;
  5. Основной закон русской орфографии;
  6. Принципы членения слова на морфемы (критерий Винокура);
  7. Основные признаки предложения;
  8. Признаки текста;
  9. Типы речи;

Понимать:

  1. Отношения между фонемой и звуком;
  2. Различие между чередованием звуков и чередованием фонем;
  3. Различие между словами самостоятельными и служебными, знаменательными и местоименными;
  4. Различие между функциональными стилями и типами речи;

Уметь:

  1. Пользоваться лингвистическими словарями;
  2. Объяснять лексическое значение слова в тексте;
  3. Использовать лексические синонимы в речи;
  4. Определять морфемный состав слова;
  5. Определять звуковой, фонемный и буквенный состав слова;
  6. Находить слабые позиции гласных; слабые позиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных фонем; проверять их по сильной позиции;
  7. Уметь обращаться к орфографическому словарю в случае невозможности проверки по сильной позиции или при традиционном написании;
  8. Ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, при прямой речи, разделять простые предложения в составе сложного;
  9. Правильно и выразительно читать текст, определять его главную мысль, озаглавливать текст и обосновывать выбор заглавия;
  10. Составлять простой план текста.

аудирование и чтение

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  4. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  6. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  7. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  8. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  9. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  5. использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Раздел IV

Формы и виды контроля

Основные формы контроля за сформированностью личностных, метапредметных и предметных результатов изучения русского языка в 5-м классе:

  1. диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический),
  2. диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, синтаксический, лексический)..
  3. сочинение (по данному сюжету, по данному началу, на свободную тему),
  4. изложение (подробное, сжатое),
  5. тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 50 слов),
  6. самодиктант ( выученных словарных слов)
  7. словарный диктант,
  8. зачет,
  9. контрольное списывание (осложненное и неосложненное),
  10. работа с деформированным текстом,
  11. устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему,
  12. подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации,

РАЗДЕЛ V

Критерии и нормы оценивания обучающихся

I. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

Критерии

«5»

Ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Объем письменных работ

Диктант

Изложение

Сочинение

120-150

250-350

200

Оценка за диктант

(подсчитываются и выносятся вместе с оценкой ошибки: орфографические – пунктуационные – грамматические)

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

За безошибочную работу, а также за работу, в которой допущена негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка.

2-2-0, 0-2-2,

1-2-1, 0-2-1,

0-2-2, 1-3-0,

0-3-1, 0-4-0.

4-4-0, 0-4-4,

3-5-0, 3-4-1,

3-3-2, 3-2-3,

2-4-2, 1-5-1,

1-4-2, 0-7-0,

0-6-1, 2-5-0,

5-4-0, 5-3-1.

5-5-0, 5-6-2,

4-5-4, 4-7-3,

4-8-0, 3-7-4,

7-7-0, 0-7-7.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода воды, рот ротик, грустный грустить, резкий резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Оценка грамматического задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Выполнено правильно всё задание.

Выполнено правильно не менее 3/4 задания.

Выполнено правильно не менее половины задания.

Не выполнено более половины задания.

Оценка сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

5

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 стилевых недочёта.

Допускается: 1 негрубая пунктуационная или 1 негрубая грамматическая ошибка.

4

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2-2-0, 0-2-2, 1-3-0, 1-2-1, 0-4-0, 0-3-1.

3

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

4-4-0, 0-4-4, 3-5-1, 0-7-0.

2

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических ошибок. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допускается 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются:

7-7-0, 6-8-0, 5-9-0, 0-7-7.

1

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Более ошибок, чем указано выше.

Раздел VI

Перечень учебно-методического обеспечения

        

Литература для ученика

  1. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л М.В. Панов, С.М. Кузьмина, И.С. Ильинская, Н.Е. Ильина, Т.А. Рочко; - М.: Русское слово, 2012.
  2. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.
  3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
  4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
  5. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987
  6. Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005

Литература для учителя

  1. Программа к учебникам под редакцией М.В.Панова «Русский язык» для 5 – 9 классов. 2012 г.
  2. «Русский язык. 5 класс» М.В.Панов, С.М.Кузьмина и др. М. «Русское слово» 2012 г.
  3. «Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно». Автор Л. Б. Парубченко. М. «Реал-А» 2001г.
  4. «Стилистика текста». Автор Г. Я. Солганик. М. «Флинта», «Наука». 2001г.
  5. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005
  6. Развитие речи. Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, М. «Русское слово» 2008 г.
  7. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Автор Ю. С. Пичугов. М. «Просвещение» 2002г
  8. Как пользоваться словом. Автор Т. П. Крестинская. Л. «Просвещение» 2004г
  9. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
  10. Художественные тексты с вопросами и заданиями. М.В. Панов, А.А. Луховицкий. М, «Реал», 1998г.
  11. «Исторические комментарии к школьному курсу русского языка». Автор М. Т. Баранов. М. «Просвещение» 2005г.
  12. Школьный справочник по русскому языку. К.А. Войлова, Е.В. Клобуков. М. Русское слово, 2008 год.
  13. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.
  14. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Русский язык. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2005
  15. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по русскому языку 8 КЛАСС по УМК под редакцией М.В. Панова

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематически...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (компонент образовательного учреждения) «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ» на 2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 7 класс(компонент образовательного учреждения)  «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ»на 2013 – 2014 учебный год Количество часов на год: 35 часов Количе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класса для коррекционных образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа по русскому языку 5 класса для коррекционных образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс в специальных (коррекционных)образовательных учреждениях 8 вида

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе. Учебник Н.Г.Галунчиковой...


 

Комментарии

Прикуле Марина Николаевна

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.