Рабочая программа по русскому языку 6 класс (образовательная система "Школа 2100")
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Глушенко Елена Николаевна

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx94.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ставропольский край Буденновский район с. Орловка

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

_________ Батаева Е.В.

Протокол № ___ от «___» ___ 2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы

по УВР МОУ СОШ № 14

с. Орловки

________ Иванова В.И.

«___» __________2012г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ СОШ № 14

с. Орловки

_______ Степанченко М.В.

Приказ № _______

 от «___» ________2012г.

Рабочая программа педагога

                Глушенко Елены Николаевны                

(Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)

     учителя русского языка и литературы  II квалификационной категории                

             по русскому языку                

 (наименование учебного предмета \ курса)

                6а класс                

(ступень образования  \ класс)
 базовый

(уровень)

принята на заседании

педагогического совета

протокол №  1  от

«___» августа  2012 г

2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы «Образовательная программа «Школа 2100»под редакцией Р.Н.Бунеева, Л.Ю.Комиссаровой, Е.В.Бунеевой, И.В.Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева «Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы» в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и входит в состав УМК.

Программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю)

Календарно-тематическое планирование ориентировано на учебник по русскому языку для 6 кл. Авторы: Р.Н.Бунеев, Л.Ю.Комиссарова, Е.В.Бунеева, И.В.Текучева, 2011г.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены        основные содержательно-целевые  направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Формирование у учащихся языковой интуиции.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой,

менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе5. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М.Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановкапроблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Структура курса русского языка в 5–9-м классах

Курс подразделяется на две части:

1) 5–7-й классы;

2) 8–9-й классы.

В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.

Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:

– слова со значением «предмет»;

– слова со значением «действие» или «состояние»;

– слова со значением «количество»;

– слова со значением «признак»;

– слова со значением «признак признака»;

– слова со значением «признак действия»;

– слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.

Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.

Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.

Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.

Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.

В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Содержание программы

6-й класс (204 ч)

Русский язык – язык русского народа.

Связь русского языка с национальными традициями русского народа.

Видные ученые-русисты

Слово в языке и речи

(повторение и углубление изученного в 5-м классе)

Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы.

Понятие «часть речи».

Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц.

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений - существительных).

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

Глагол как часть речи и как член предложения.

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами.

Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами.

Разделительные знаки препинания.

Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.

Способы связи предложений в тексте.

Слова со значением «количество предметов»

Имя числительное в языке и речи.

• Имя числительное как часть речи.

• Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

• Морфологические признаки количественных числительных.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных.

Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.

Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.

• Сочетательные возможности количественных числительных.

Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с

существительными.

Грамматическая сочетаемость.

• Роль количественных числительных в предложении и тексте.

Количественные числительные в качестве подлежащего.

Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.

Слова со значением «признак предмета»

Имя прилагательное в языке и речи.

• Имя прилагательное как часть речи.

Лексическое значение имен прилагательных.

• Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-.

Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

• Морфологические признаки имен прилагательных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Относительные имена прилагательные.

Притяжательные имена прилагательные.

• Сочетательные возможности имен прилагательных.

Лексическая сочетаемость.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».

• Роль имен прилагательных в предложении.

Имя прилагательное в качестве определения.

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.

Имя прилагательное в качестве сказуемого.

Составное именное сказуемое.

• Имя прилагательное в тексте.

Текстообразующая роль имен прилагательных.

Порядковые числительные в языке и речи.

• Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

• Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

• Роль порядковых числительных в предложении.

• Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.

• Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

Указательные слова-местоимения. Местоимения-прилагательные в языке и речи.• Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько.

Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько- нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений.

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений.

• Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.

• Местоимение как часть речи (обобщение).

Местоимения в тексте.

Слова со значением «признак предмета по действию»

Причастие.

• Причастие как особая форма глагола.

• Грамматическое значение.

• Морфологические признаки.

Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.

Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.

• Причастный оборот.

Выделение причастного оборота на письме.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Полная и краткая форма страдательных причастий.

Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание не с причастиями.

• Роль причастий в предложении.

Причастие в качестве определения.

Причастие как именная часть составного именного сказуемого.

• Сочетательные возможности причастий.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».

• Причастие в тексте.

Текстообразующая роль причастия.

Развитие речи

.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

• Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.

• Стили речи. Научный и официально-деловой стили. Задачи речи, сфера употребления,

характерные языковые средства.

• Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.

• Изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи:

– повествование в научном стиле;

– повествование с элементами описания в художественном стиле;

– рассуждение в художественном стиле.

• Сочинение:

– описание интерьера;

– рассказ;

– рассказ на основе картины, включающий описание;

– рассуждение на дискуссионную тему;

– рассуждение с элементами повествования или описания;

– отзыв о книге.

• Повторение пройденного в 6-м классе.

Результаты 6-го года обучения

Учащиеся должны уметь:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Виды самостоятельной работы учащихся:

  1. работа с толковым, словообразовательным, грамматическим словарём;
  2. подготовка сообщений на лингвистическую тему;
  3. составление простого и сложного плана, опорных схем, таблиц для систематизации учебного материала;
  4. анализ учебного и художественного текста;
  5. выполнение упражнений различного типа, зачётных работ, тестов в форме ГИА, ЕГЭ.

Подготовка учащихся к ЕГЭ.

Организация подготовки учащихся к ЕГЭ. Подготовка учащихся к ЕГЭ предполагается  на каждом уроке. На уроке изучения нового материала с целью повышения мотивации учащихся обращается внимание на значимость данной темы, на изучение особо важных тем отведено большее количество учебного времени.  На уроках повторения и обобщения изученного материал по повторению и подготовке к ЕГЭ достаточно равномерно распределён по урокам в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 6 класса. На уроках развития речи отрабатываются речеведческие умения и навыки, необходимые для успешного выполнения экзаменационных творческих работ. В итоговом повторении в конце года предусмотрены специальные уроки культуры речи.

Формы, приёмы  и методы подготовки учащихся к ЕГЭ.

- анализ учебно-научных текстов учебника («диалог с текстом», поиск  и подбор аргументов);

- анализ художественного текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

- устные и письменные высказывания на лингвистические  темы;

-различные виды тренировочных упражнений и диктантов;

- зачётные работы, тесты по типу  ГИА, ЕГЭ;

-творческие задания, связанные с формированием умений и навыков построения мини- и макси-текстов, соответствующие возрастным особенностям школьников.


Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс 6  а                             

Учитель  Глушенко Е.Н.

Количество часов в год  204, в неделю 6 часов

Плановых часов на входной контроль 1.

Плановых контрольных диктантов  6.

Плановых контрольных словарных диктантов  4.

Плановых контрольных тестов  2.

Плановых контрольных изложений 2.

Плановых контрольных сочинений 2.

Плановых часов на развитие речи учащихся  38.

Плановых часов на региональный компонент  20 .

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе следующих документов:

1.  «Образовательная программа «Школа 2100»под редакцией Р.Н. Бунеева, Л.Ю. Комиссаровой, Е.В. Бунеевой, И.В.Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева «Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы»

2.  Минимум образования

Программа соответствует учебнику "Русский язык" для 6 класса для 5 класса основной школы. М.:Баллас

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. «Образовательная программа «Школа 2100»под редакцией Р.Н. Бунеева, Л.Ю. Комиссаровой, Е.В. Бунеевой, И.В.Текучевой, под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева «Программа по русскому языку для основной школы. 5-9 классы»
  2. Русский язык. Учебник для 6 класса основной школы. / Под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева . – Изд. 2-е, пераб. – М.:Баллас, 2011.
  3. Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку.  Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 6 класс. – Изд. 3-е, дораб. – М.: Баласс, 2011.
  4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 6-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И,В. Текучевой. Пособие для учащихся.  – М.: Баласс, 2009.

Учебный год 2012/2013


№ урока

Форма контроля

Раздел, тема урока

Количество часов

Дополнительная литература

Использование ИКТ

Дата

план

факт

Введение. Русский язык – язык русского народа. (2 ч)

РР,

РК, РК

Русский язык – язык русского народа

1

1

Лексическое богатство русского языка. (9ч)

Что такое богатство русского языка

1

РК

Фразеологизмы. Различение фразеологизмов и свободных сочетаний.

1

РР

Группы по происхождению, фразеологизмы в других языках, в тексте.

1

В.к.

Входной контроль

1

РР, Соч.1

Сочинение. Начало сказки по опорным фразеологизмам

1

РР

Изменения в словарном составе русского языка. Слова, заимствованные из других языков.

1

РР, РР

Устаревшие слова. Историзмы, архаизмы, старославянизмы.

2

Неологизмы.

1

Имя существительное как часть речи и как член предложения (16ч)

Понятие «часть речи»

1

Грамматическое значение имени существительного

1

Морфологические признаки. Морфологический разбор.

1

РК, РК

Способы образования имен существительных.

2

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных

1

Буквы и, ы после ц

2

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

2

Имя существительное как член предложения. Разбор предложения.

2

Однородные члены предложения, выраженные именами существительными.

2

К.д.1

Контрольный диктант № 1 по теме «Имя существительное»

1

Работа над ошибками.

1

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения (7ч)

Разряды местоимений-существительных

2

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных

2

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения. Синтаксический разбор.

1

Т.р.1

Тестовая работа по теме «Местоимения-существительные»

1

Работа над ошибками.

1

Глагол как часть речи и как член предложения (9ч)

Грамматическое значение глагола. Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки.

1

Морфологический разбор глагола.

1

Способы образования глагола.

1

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах (повторение)

3

Глагол как член предложения.

1

Т.р.2

Тестовая работа по теме «Глагол»

1

Работа над ошибками

1

Простое и сложное предложение (16ч)

К.с.д.1

Предложение

Контрольный словарный диктант № 1

1

Роль знаков препинания в письменной речи. Знаки завершения, выделения, разделения

1

РК

Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания.

1


Предложения с вводными словами. Выделительные знаки препинания. Слова, не являющиеся членами предложениями.

2

Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

2

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания.

2

РР, Св.д.1

Синтаксический разбор сложного предложения.

Свободный диктант

2

РР, РК

Оформление чужой речи на письме. Предложения с прямой речью. Диалог.

2

РК

Косвенная речь

1

К.д.2

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение»

1

Работа над ошибками.

1

Текст (4ч)

РР, РР

Текст. Основные признаки текста.

2

К.изл.1

РР, РР

Контрольное подробное изложение № 1 текста-повествования.

2

Слова со значением «количество предметов» (20ч)

Лексическое и грамматическое значение количественных и собирательных числительных

1

Постоянные и непостоянные морфологические признаки собирательных числительных

1

РК

Простые, сложные и составные числительные

1

Склонение количественных числительных, обозначающих целые числа. Правописание количественных числительных

2

Буква и в безударных падежных окончаниях количественных числительных

3

Буква ь в сложных числительных

2

РР, РК

Количественные числительные, обозначающие дробные числа. Склонение, употребление.

1


РР, РК

Количественные собирательные числительные. Склонение, употребление.

1

Количественные числительные как члены предложения.

1

Морфологический разбор числительных.

1

РК

Числительные в словосочетании.

1

РР, РК

Числительные в предложении и в тексте.

1

Особенности употребления количественных числительных.

1

РР К.соч.1

Контрольное сочинение-рассуждение № 1

1

К.д.3

Контрольный диктант № 3 по теме «Количественные и собирательные числительные».

1

Работа над ошибками

1

Слова со значением «признак предмета» (39ч)

РК

Лексическое значение имени прилагательного

1

Грамматическое значение «признак»

1

Способы образования имен прилагательных

1

Различение на письме суффиксов прилагательных  –к- и –ск-

2

Употребление ь перед суффиксом –ск-  в именах прилагательных

2

К.с.д.2

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

Контрольный словарный диктант № 2

4

РР, Св.д.2

Формирование орфографических умений. Свободный диктант.

1

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

2

Морфологические признаки прилагательных

1

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма.

1

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих.

1

Формы сравнения прилагательных.

1

Сравнительная и превосходная формы имен прилагательных

1


РР, Соч.-м.

Сочинение-описание (миниатюра) с использованием качественных прилагательных.

1

Т.к. 1

Тестовый контроль за 1 полугодие

1

Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными

2

Относительные имена прилагательные

1

Притяжательные имена прилагательные

1

Имя прилагательное как член предложения. Определение.

1

РР, Соч.-м.

Использование однородных определений. Сочинение –миниатюра «Зимний лес».

1

Неоднородные определения

2

Имя прилагательное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое.

2

РР, К.соч.2

Составное именное сказуемое. Контрольное сочинение-описание № 2 по опорным словам.

1

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Имена прилагательные в словосочетании. Согласование.

1

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

2

РР,РР,  Изл.1

Имя прилагательное в тексте. Подробное изложение текста-описания.

2

К.д.4

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»

1

Работа над ошибками.

1

Порядковые числительные в языке и речи (8ч)

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных

1

Морфологические признаки порядковых числительных. Постоянные и непостоянные признаки.

1

Порядковые числительные как члены предложения.

1

РР, Св.д.3

Свободный диктант. Морфологический разбор имени числительного.

1

РР, РК

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

1

РР, Соч-м.

Сочинение-рассуждение (миниатюра) с использованием числительных.

1

РР, РР Изл.2

Подробное изложение

2

Местоимения-прилагательные в языке и речи (27ч)

Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных

1

Вопросительные местоимения-прилагательные

2

Относительные местоимения-прилагательные

2

Неопределенные местоимения-прилагательные. Правописание не с неопределенными местоимениями-прилагательными.

2

Правописание не с неопределенными местоимениями-прилагательными.

1

Дефис в неопределенных местоимениях-прилагательных.

2

Отрицательные местоимения-прилагательные и их правописание.

2

РР, Соч.-м.

Сочинение-миниатюра с использованием отрицательных местоимений

1

К.с.д.3

Притяжательные местоимения-прилагательные

Контрольный словарный диктант № 3

1

Отличие притяжательных местоимений-прилагательных от личных местоимений

1

Указательные местоимения-прилагательные

2

Определительные местоимения-прилагательные

2

Роль местоимений-прилагательных в простом и сложном предложениях

1

Морфологический разбор местоимений-прилагательных

1

РР,

РК, РК

Местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. Роль местоимений в тексте.

2

РР, РР Изл.3

Подробное изложение текста повествовательного характера

2


К.д.5

Контрольный диктант № 5 по теме «Местоимения-прилагательные»

1

Работа над ошибками

1

Причастие в языке и речи (42ч)

Грамматическое значение причастия

1

Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия.

1

Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия.

1

Склонение причастий. Безударные гласные в окончаниях причастий.

1

Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово.

1

Выделение причастного оборота на письме

2

Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных предложений.

1

РР, РК

Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. Составление текста-официально-делового стиля (автобиография)

1

Действительные и страдательные причастия.

1

Действительные причастия настоящего времени.

1

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Гласные перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени.

2

Страдательные причастия настоящего времени

1

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Гласные перед суффиксом –нн- в страдательных причастиях

2

Краткие страдательные причастия

1

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

2

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в прилагательных, образованных от глаголов

4

К.с.д.4

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и прилагательных

Контрольный словарный диктант № 4

2

Слитное и раздельное написание не с причастиями

2

Причастие как член предложения

1

РР Св.д.4

Свободный диктант. Морфологический разбор  причастия.

1

Т.к.2

Тестовый контроль за 2 полугодие

1

РР, РК

Причастие в тексте.

1

РР, РР К.изл.2

Контрольное подробное изложение № 2 текста-рассуждения

2

К.д.6

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

Работа над ошибками

1

Повторение (5ч)

РР, РР

РК

Морфология. Лексика. Речь.

2

Синтаксис. Пунктуация.

1

Орфография

2


Учебно-тематический план (сетка).

№ п/п

Разделы

Количество часов

Формы контроля

Рабочая программа

В.к.

К.д.

Изл.

Соч.

К.с.д.

Т

Св.д

Введение. Русский язык – язык русского народа.

2

Лексическое богатство русского языка.

9

В.к.

Соч.

Имя существительное как часть речи и как член предложения

16

К.д.1

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения

7

Т.р.1

Глагол как часть речи и как член предложения

9

Т.р.2

Простое и сложное предложение

16

К.д.2

К.с.д.1

Св.д.1

Текст

4

К.изл.1

Слова со значением «количество предметов»

20

К.д.3

К.соч.1

Слова со значением «признак предмета»

39

К.д.4

Изл.1

К.соч.1

Соч.-м

Соч.-м

К.с.д.2

Т.к.1

Св.д.2

Порядковые числительные в языке и речи

8

Изл.2

Соч.-м

Св.д.3

Местоимения-прилагательные в языке и речи

27

К.д.5

Изл.3

Соч.-м

К.с.д.3

Причастие в языке и речи

42

К.д.6

К.изл.2

К.с.д.4  

Т.к.2

Св.д.4

Повторение

5

Итого:

204  час.

1

6

5

7

4

2

2

Таблица сокращений

В.к.

Входной контроль

К.д.

Контрольный диктант

Изл.

Изложение

К.изл.

Контрольное изложение

Соч.

Сочинение

К.соч.

Контрольное сочинение

К.с.д.

Контрольный словарный диктант

Т.р

Тестовая работа

Т.к.

Тестовый контроль

Св.д

Свободный диктант

Перечень контрольных работ

Раздел

Вид работы

Введение. Русский язык – язык русского народа.

-

Лексическое богатство русского языка.

Входной контроль

Имя существительное как часть речи и как член предложения

Контрольный диктант № 1 по теме «Имя существительное»

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения

-

Глагол как часть речи и как член предложения

-

Простое и сложное предложение

Контрольный словарный диктант № 1

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение»

Текст

Контрольное подробное изложение № 1 текста-повествования.

Слова со значением «количество предметов»

Контрольное сочинение-рассуждение № 1

Контрольный диктант № 3 по теме «Количественные и собирательные числительные».

Слова со значением «признак предмета»

Контрольный словарный диктант № 2

Тестовый контроль за 1 полугодие

Контрольное сочинение-описание № 2 по опорным словам.

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя прилагательное»

Порядковые числительные в языке и речи

-

Местоимения-прилагательные в языке и речи

Контрольный словарный диктант № 3

Контрольный диктант № 5 по теме «Местоимения-прилагательные»

Причастие в языке и речи

Контрольный словарный диктант № 4

Тестовый контроль за 2 полугодие

Контрольное подробное изложение № 2 текста-рассуждения

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Повторение

-


Список литературы

№ п/п

Название пособия

Методический журнал "Русский язык в школе"

Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 6-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2006.

Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику 6 класса общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова.- М.: Просвещение, 2003.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.

Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2000.

Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 6 класс. – М.: Издательство "Экзамен", 2009.

Уроки русского языка. 6 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс»/И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2010.

Русский язык. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л.Г. Ларионова; под. ред. С.И. Львовой. М.: Мнемозина, 2010.

Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6-й класс/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.

Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.В. Черепанова; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2010.

Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В 2 ч.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/И.П. Васильевых, С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2010.

Проверь себя. 6 класс. Рабочая етрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.В. Прохватилина [под ред. С.И. Львовой]. – М.: Мнемозина, 2010.

Средства обучения

  1. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические  словари.
  2. Словари синонимов, антонимов.
  3. Раздаточный и дидактический материал.
  4. Компьютер.
  5. Мультимедиапроектор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»); 9 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований:· требований Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Р...