Методическая тема - подход к учащимся
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

В последние годы заметно возрос интерес к изучению русского языка. Стране нужны грамотные, культурные люди, стремящиеся к профессионализму, коммуникативные.

        И в этом первостепенная роль отводится именно предметам гуманитарного цикла, особенно русскому языку и литературе.

        Поэтому основными задачами работы последних лет было решение задач, связанных с совершенствованием работы по профессиональной квалификации, по овладению современными подходами в обучении русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._tema_-_podhod_k_uchashchimsya.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Методическая  тема:

«Коммуникативно- ориентированный подход в  обучении русскому языку».

        (Из опыта работы)

В последние годы заметно возрос интерес к изучению русского языка. Стране нужны грамотные, культурные люди, стремящиеся к профессионализму, коммуникативные.

        И в этом первостепенная роль отводится именно предметам гуманитарного цикла, особенно русскому языку и литературе.

        Поэтому основными задачами работы последних лет было решение задач, связанных с совершенствованием работы по профессиональной квалификации, по овладению современными подходами в обучении русскому языку.

        Я согласна с Ушинским в том, что « для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо, чтобы он привык мгновенно выполнять их». И в этом большую помощь оказывает именно коммуникативно- ориентированный подход в обучении русскому языку. Качественное обучение языку не может быть сведено к обучению орфографии и пунктуации - сейчас это понимают все.

     Углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка.

      Коммуникативная компетенция - это способность к речевому общению. Речевое развитие ребенка предполагает непосредственное создание на уроке ситуаций общения, организованных вокруг определенных тем с использованием определенных речевых жанров.

В практике моей работы достаточно примеров уроков - общений. Особенно подобными уроками насыщено учебное пособие русского языка под редакцией Власенкова и Рыбченковой для 10-11 классов.

В разделе «Текст и его строение. Основные виды переработки текста» есть раздел «Конспект, тематический конспект, реферат». Привожу пример из данного урока.

Задача - подготовка к устному выступлению на предложенную тему (их несколько: «В защиту чтения», «В защиту окружающей среды».) Для современной молодежи опыт обучения является актуальным, ибо сегодня человек должен уметь активно вести себя не только в бытовых, но и в деловых контактах.

Первое, к чему приходим: любая подготовка к выступлению связана с конспектированием. Но конспект - это не просто выборочное, сокращенное изложение текста, оно должно быть обязательно пропущено через собственное мышление. Делаем вывод: фиксировать основные положения на языке собственных мыслей.

После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой - тщательно продумать структуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь логикой подачи материала.

И последний этап подготовки к непосредственному изложению текста. Учащимся: предлагаются вопросы:

-Надо или не надо писать текст выступления целиком?

-Заучить наизусть ?

-Не учить вообще, при выступлении рассчитывать на собственную живую речь?

-Выучить отдельные фрагменты?

В ходе обучения приходили к выводу: исключить заучивание наизусть. Приводится аргументация: во-первых, это очень сложно и долго; во-вторых, может возникнуть психологическое напряжение при выступлении - малейшая неожиданность (кто-то из слушателей задает вопрос, начинает спорить) может выбить человека из колеи.

А вот фрагменты выступления следует заучить, особенно необходимо помнить начало и конец выступления.

Подводя итоги урока - общения делаем ряд важных выводов: успех выступления зависит от вашего собственного интереса и отношения к теме, от тщательной подготовки.

  В заключение урока говорю, что, размышляя о технических        приемах построения выступления, важно помнить, что речь  идет не просто о наборе

фраз, но и о прочувствованном, личностном отношении к окружающим, выраженном в подаче материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»

   В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...

Методическая тема "Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики"

Методическая тема "Дифференциальный подход к учащимся на уроках математики"...

Методическое сообщение Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях ИЗО

Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальн...

Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках ИЗО"

В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авт...