Повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

На уроке с мультимедийной презентацией обобщается материал по теме "Наречие". Ликвидируются пробелы в знаниях по этой теме, совершенствуются умения находить заданную орфограмму и готовить учащихся к тесту в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon povtorenie_po_teme_narechie.zip487.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение по теме «Наречие»

Цели урока ставят ученики:

  1. Обобщение  о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречий;
  2. Совершенствование умений находить заданную орфограмму и графически её обозначать;
  3. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся по теме «Наречие»;
  4. Подготовка учащихся к успешной сдаче контрольного теста в формате ЕГЭ;

Оборудование урока: стенд «Материал к уроку» (словарь-свиток наречий, правописание которых надо запомнить, образование наречий), карточки-памятки по теме «Наречие», карточки для самостоятельной работы сильным учащимся, карточки-тесты (2 варианта в формате ЕГЭ) для тематической проверки обобщённого материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Проверка домашней работы

 Контрольные вопросы к учащимся:

- Что такое наречие? ( Выступает подготовленный ученик)

Самостоятельная  часть речи – наречие ещё очень молода, но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь- . Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел древнерусский глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Это потому, что наречие всегда живёт и работает с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие, как может, помогает глаголу: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придаёт ему чёткость. Хотя наречие и родилось позже других частей речи, его молодость отнюдь не мешает ему дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на главную особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением, и сказуемым.

- Какие орфограммы связаны с правописанием наречий?

- Как образуются наречия?

-Приведите примеры обстоятельственных и определительных наречий.

* «Слово о словах» - ребята выступают с сообщениями (индивидуальная домашняя работа) о происхождении наречий (остальные учащиеся записывают называемые наречия в специальную тетрадь-словарик):

а) ДОТЛА – слияние предлога ДО с древнерусским существительным ТЬЛО – что обозначает почва, пол, основание; этимологически родственно слову тлеть.

б) НЕВЗНАЧАЙ – собственно-русское слово, корень наречия тот же, что и в словах час, отчаяться  (отъчаяти – терять надежду, от чаяти – ждать).

в) НЕВМОГОТУ – собственно-русское слово, является сращённым сочетанием выражения не в моготу (записывается на доске), в котором могота – это сила, мочь, возможность. Слово этимологически родственно слову вельможа (вель – большой, можа – силач, богач).

г) НАЧЕКУ - собственно-русское слово, возникло в результате сращения предлога НА  и формы предложного падежа существительного чек  - стража, ожидание, ныне утраченное. Существительное чек  родственно слову чекать – ждать. Буквально быть начеку значит «быть на страже».

д) НАРУЖУ - собственно-русское слово, образовалось путём слияния предлога на и винительного падежа единственного числа существительного ружь – внешность, вид, в некоторых диалектах это слово ещё присутствует.

е) ИСПОДВОЛЬ - собственно-русское слово, образовано путём сращения сложного предлога из-под   с формой родительного падежа единственного числа существительного воля: из-под-воли (запись на доске), позже конечная и была утрачена.

3. Работа по теме урока

1) Запись предложения для синтаксического разбора.

Солнце бросает несколько чуть-чуть теплых лучей, и они прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.

2) Комментированное письмо.

Поступил нелепо, приехать неожиданно, написал небрежно, неистово сопротивляться, ответил неверно, говорил не быстро , а медленно, неузнаваемо измениться, взлететь совсем не высоко, села не далеко , а близко, письмо не отправлено. Смотрел рассеянно, облака рассеяны, получил неожиданно, группа убеждена, рассказывал убежденно, сочинение не написано, говорил испуганно, козочка испугана.

3) Выборочный диктант.

Выписать наречия, объяснить правописание Ь знака после шипящих.

-Матушка- рожь кормит всех сплошь.

-Всадник прочь с коня и молча за работу принялся.

-Землю вскачь не пашут.

-Уж сколько песен перепели и поизъездили земли.

-Двери распахнуты настежь, ждут нас большие дела.

-Раструбили журавли по рощам, будто осень замуж собралась.

4) Словарный диктант.

 Видимо-невидимо, бок о бок, точь-в-точь, кое-куда, откуда-нибудь,  кое к кому, вчетвером, внизу, вмиг, доселе, мало-помалу,  во-первых, нежданно-негаданно, по-медвежьи, поровну.

5) Работа по карточкам с взаимопроверкой.

Карточка №1

Видимо-невидимо, бок о бок, точь-в-точь, кое-куда, откуда-нибудь,  кое к кому, вчетвером, внизу, вмиг, доселе, мало-помалу,  во-первых, нежданно-негаданно, по-медвежьи, поровну.

Карточка №2

Ёж колюч.., умнож..те на пять, ландыш..пахуч.., останеш..ся дома, исполнит точ..в точ.., раскрытое настеж.. окно, невмоч.. продолжать путь, отсроч..те платёж.., разжеч..костёр, сплош..увешенная серёжками берёза, желаю удач.., зелёных рощ.., обнаруж..те ошибку, выйти замуж.., пострич.. малыша.

6) В три столбика записать словосочетания, добавить свои примеры. Чем в данных словосочетаниях является не? Сделать вывод о написании не с наречиями.

Недалеко от дома, говорил небрежно, вовсе не далеко, (ни, не) где встретились, ни, не) чем не интересовался, (ни, не) с кем не советовался, (ни, не) как не мог понять, шагу (ни, не) где ступить, (ни, не) сколько беспокоился, (не) допустимо резкий тон, ответить (не)обдуманно, решение (не)продумано, рассчитать (не) точно, а приблизительно, (не) высоко, а низко, (не) медленно принять меры.

7) Записать предложения, объяснив написание наречий, разобрать их по составу, выполнить морфологический разбор одного из наречий.

С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть- чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По- осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля просыхает скоро. Ветер дует без устали, разнося далеко- далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-где желтеть. Поля мало- помалу желтеют, лишь по – прежнему зеленеет озимь.

8) Творческая работа. 

Списать текст, вставить подходящие по смыслу наречия, подчеркнуть их как члены предложения, расставить пропущенные знаки препинания:

Был полдень_______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ____ двигалась с запада на восток. _____ подул ветер. Молодая берёзка_____ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния _______ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы

9) Тест в формате ЕГЭ

1 вариант.

I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?

1) Охотник вечером несколько раз проверял капкан.

2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.

3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.

4) Летом на нашей речке шумно и весело.

II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс –О.

  1. добел…, дочист…
  2. направ…, задолг…
  3. допоздн…, постепенн…,
  4. сначал…, досрочн…

III. Отметьте ряд, где все наречия пишутся через дефис.

  1. (где)нибудь, (до)сыта
  2. (в)верх, (во)первых
  3. (мало)помалу, (точь)(в)точь
  4. (по)суше, (едва)едва.

IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется одна буква Н.

1) испуга…о, рассея…о

2) мужестве…о, разосарова…о

3) вниматель…о, присталь…о

4) взволнова…о, иступлё…о

V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

1) (до)ныне, (в)открытую

2) (за)частую, (по)пусту

3) (в)охотку, (в)расплох

4) (на)яву, (без)устали

VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) После дождя солнце светило ярче.

2) Медленно выплывало из-за леса солнце.

3) Потоки воды бешено неслись вниз.

4) На море в полдень солнце светит очень ярко.

VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква Е.

1) После грозы было свеж… .

2) Над головой оглушающ… разлилась тишина.

3) Горяч… и взволнованно билось моё сердце.

4) Мы постарались выполнить эту работу хорошо.

2 вариант.

I. В каком предложении употреблено наречие меры и степени?

1) Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

2) С верхушки дерева по-весеннему чирикала какая-то пташка.

3) Много нового и полезного узнали мы на экскурсии.

4) Летом на нашей речке шумно и весело.

II. Укажите ряд, в наречиях которого пишется суффикс –А.

  1. издавн…, сначал…
  2. запрост…, досух…
  3. бесследн…, неверн…,
  4. слев…, осторожн…

III. Слова какого ряда  пишутся через дефис.

  1. (по)моему, (в)шестых
  2. (по)больше, (на)крепко
  3. (в)одиночку, (с)нова
  4. (кое)как, (по)весеннему небу.

IV. Укажите ряд, в наречиях которого пишется две буквы НН.

1) дружелюб…о, одновреме…о

2) неумолч…о, обыкнове…о

3) постепе…о, жизнерадост…о

4) медле…о, иступлё…о

V. Отметьте ряд, в котором все наречия пишутся слитно.

1) (на)ходу, (по)хорошему

2) (не)задолго, (не)внимательно

3) (по)турецки, (на)двое

4) (в)пустую, (в)срок

VI. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) В горах воздух чище, свежее, прохладнее.

2) В этот раз время на отдыхе мы провели более весело.

3) Сегодняшнее выступление спортсменов успешнее вчерашнего.

4) Старше всех деревьев в лесу этот могучий дуб.

VII. Укажите предложение с наречием, на конце которого после шипящего пишется буква О.

1) В лицо освежающ… хлынула прохлада летнего утра .

2) Мальчик понимающ… кивнул головой.

3) Мать смотрела на сына испытывающ… и сурово.

4) Ярко и горяч.. светило полуденное солнце.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Собеседование по контрольным вопросам:

- Какие части речи есть в русском языке?

- Какое место занимает в них наречие?

- С какими частями речи и в чём оно сходно?

- Каков секрет его названия?

- Изменяются ли наречия?

- Каким членом предложения являются наречия?

6. Домашняя работа.

1) фронтальная – повторить теорию §§37-50, подготовиться к контрольной работе

2) развивающая – заменить фразеологизмы синонимичными наречиями и определить их смысловую группу.

Кот наплакал -                                                     Положа руку на сердце –

У черта на куличках –                                         Хоть глаз выколи -

Рукой подать –                                                    Как в аптеке –

Черепашьим шагом -                                          Черным по белому –

Битый час –                                                         Рукой подать –

Из рук вон -                                                          Бок о бок -

На вес золота –                                                   Душа в душу -

Дополнительная литература:

1.М.Т. Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.Учебник Русский язык. 7 класс. Москва. Издательство «Просвещение». 2008 год.

2.М.В.Фёдорова «Уроки русского языка в 7 классе».Москва. Издательство «Просвещение». 2001 год.

3.Н.А.Сенина «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс».Ростов-на-Дону. Издательство «Легион». 2009 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Лексика" (обобщающее повторение в форме урока-путешествия)

Презентация содержит интересные задания для команд- участниц путешествия и может использоваться на уроках обобщающего повторения....

Повторение изученного в 7 классе (презентация к уроку русского языка)

Данная презентация может использоваться на уроках русского языка в 8 классе при повторении материала в начале учебного года. Задания  помогут определить уровень усвоения школьниками изученного в ...

Наречие. Повторение. Конспект модульного урока и презентация

Конспект урока содержит упражнения и задания, направленные на повторение изученного по теме "Наречие" в 7 классе. Презентация содержит задания и ключи к ответам. Урок разработан по учебнику Баранова и...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Педагогическая копилка. "Повторение на уроках математики" - презентация с образцами методических элементов к различным темам курса

Использование различных приёмов проверки изученного материала, позволяет глубже освоить новый...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...