Тематический урок в 11 классе "Разноаспектный анализ и творческая переработка текста"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Вахонина Галина Алексеевна

Содержание урока предполагает повторение пунктуационных правил и комплексную подготовку к ЕГЭ на материале текста о французских художниках-пуантилистах, а также применение изобразительных языковых средств ( парцелляция и др.) при творческой переработке данного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вахонина Г.А. МОБУГ №2. Разноаспектный анализ текста. 11 класс

Конспект урока русского языка в 11 классе

по теме:

«Разноаспектный анализ и творческая переработка текста»

Цель:        1) повторение пунктуационных правил;

        2) комплексная подготовка к ЕГЭ.        

Оборудование:

        1) раздаточный материал с распечатанным текстом;

        2) видеоряд репродукций с картин французских художников-пуантилистов П. Синьяка, Ж. Сёра и др.        

Ход урока:

I. Подготовка к восприятию текста.

     1. Словарная работа.

Импрессионизм (фр.) – направление в искусстве рубежа 19 – 20 веков, в основе которого лежит стремление передать посредством раздельных мазков «чистого цвета» мимолётные впечатления.

Неоимпрессионизм (фр.) – течение в импрессионизме, развивающее научный подход в изображении.

Пуантилизм (фр.) – художественный приём в живописи: письмо раздельными, чёткими мазками в виде точек или мелких квадратов.

     2. Расширение круга знаний учащихся:

а) сообщение фамилий художников-пуантилистов (на доске) – Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Кросс, Альфред Сислей, Камиль Писарро;

б) просмотр видеоряда репродукций с картин французских художников-пуантилистов;

в) чтение фрагмента из романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», описывающего работу теоретика пуантилизма Жоржа Сёра:

«Он взобрался на высоченный табурет и склонился над своей картиной […] Двадцать маленьких горшочков с краской были аккуратно расставлены вдоль края стола. Сёра обмакнул в краску кончик кисточки […] и с математической точностью стал наносить на холст цветные пятнышки. Он работал ровно, без всякого волнения. Движения у него были рассчитанные и бесстрастные, как у машины. Точка – точка – точка. Зажав отвесно кисточку в пальцах, он едва касался ею краски и тук – тук – тук – сотни раз быстро ударял ею по полотну».

«– Каждый из горшочков заключает в себе какое-то человеческое чувство. По моей формуле чувства можно изготовить на фабрике и продавать в аптеке. Довольно нам смешивать краски на палитре, полагаясь на случай, – этот метод уже стал достоянием прошлого века. Отныне пусть художник идёт в аптеку и покупает горшочки с красками. Наступил век науки, и я намерен превратить живопись в науку».

II. Композиционный анализ текста.

1.Чтение текста К. Паустовского.

2. Анализ структуры текста.

   Определите тип текста (рассуждение с элементами описания)

   Каков основной тезис рассуждения? (Из французских художников я больше всего любил старика Синьяка.)

    Разделите текст на смысловые отрезки (указать номера предложений). Укажите предложения, в которых заключается основная мысль каждого отрезка. (Тезис – 1 предл.

1 часть – 2-5 предл., осн. мысль – 5 предл.

2 часть – 6-11 предл.. осн. мысль – 6 или 11 предл.

3 часть – 12-14 предл., осн. мысль – 14 предл.)

3. Анализ пунктуации.

    Составьте перечень пунктограмм, встретившихся в тексте. Сверьте со списком на доске.

III.Пунктуационный анализ текста.

       Составьте перечень пунктограмм, встретившихся в тексте. Сверьте со списком на доске.  

  Знаки препинания

а) при обращении,

б) при однородных членах и обобщающих словах,

в) при обособленных определениях,

г) при обособленных обстоятельствах,

д) при прямой речи,

е) при уточняющих обстоятельствах,

ж) в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Выпишите из первой части предложение с однородными членами и обобщающим словом, графически и устно объясните его пунктуацию, составьте схему. ( 5 )

 Назовите номера простых предложений с однородными членами, постройте схемы. ( 2, 4, 7, 13, 14 )

  Выпишите предложение с прямой речью, объясните постановку знаков препинания. ( 10 )

 – Укажите номера предложений, пунктуация которых связана с однородными членами и обособленными определениями, прочитайте со знаками препинания. ( 4, 13 )

Укажите номера предложений с уточняющими обстоятельствами, прочитайте со знаками препинания. ( 11 )

В каком предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство? Прочитайте со знаками препинания. ( 12 )

Распространите 1 предложение, включив в него обособленные определения и обстоятельства. ( Из французских художников я, потрясённый манерой пуантилистов, больше всех любил старика Синьяка, который создал удивительные пейзажи, наполнив их солнцем и блеском.)

Запишите предложение сложноподчинённое ( 14 ), постройте его схему, укажите главные члены и виды придаточных, объясните пунктуацию.

                                в чём?             для кого? какого?

 [ = ], ( что  = и = ), (кто = и =).

                                изъяснит.               местоим.-относит.

   

IY. Творческая переработка текста.

   В литературе и музыке пуантилизм не сложился как особое направление. Однако всё же подобный приём можно обнаружить в творчестве некоторых русских писателей и поэтов. Можете ли вы привести примеры? (Фет, «Шёпот, робкое дыханье…»; Блок, «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»; Ахматова, «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»)

Обратимся к тексту К. Паустовского. Попробуйте синтаксически трансформировать первую часть текста, используя приём пуантилизма.

(Закоулки портов. Сохнущие паруса. Стеклянные двери матросских пивных. Тени мачт. Одуванчики на дорогах, качающиеся от мокрого ветра. Неуклюжие люди, мажущие смолой пузатые барки. Рыбачьи дома. Рвущиеся флаги. Облезлые буксиры, плывущие по морю, как по жидкому солнечному свету. Всё это на картинах Синьяка было доведено до совершенного блеска.)

 Чего мы достигли, преобразовав текст? (Иллюзии задержки, остановки взгляда на отдельных деталях. Такой приём называется морфологическое избегание, в данном случае его наиболее ивестный вид – безглагольность.)

Y.Итог урока. Заключительное слово учителя.

     Знание синтаксиса, владение синтаксическими приёмами выразительности обогащает нашу речь, делает её ярче, живописнее

Литература к уроку

1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., «Айрис-пресс», 2001.

2. Паустовский К. Повести и рассказы. Лениздат. 1979.        

3. Стоун И. Жажда жизни. Любое издание.

  1. Из французских художников я больше всех любил старика Синьяка.
  2. Он рисовал закоулки портов сохнущие паруса и стеклянные двери матросских пивных. (3)  В них отражалось солнце. (4) Он рисовал тени от мачт на дорогах одуванчики качающиеся от мокрого ветра неуклюжих людей мажущих смолой пузатые барки.
  1. Рыбачьи дома рвущиеся флаги и облезлые буксиры плывущие по морю как по жидкому солнечному свету всё это на картинах Синьяка было доведено до совершенного блеска. (6) Синьяк никогда не смешивал красок на палитре.
  1. Он брал основные цвета и клал их на холст маленькими точками. (8) На расстоянии эти точки сливались в нужный художнику цвет.
  1. Картины Поля Синьяка надо было смотреть издали.

(10) Живопись нельзя нюхать сердито говорил Синьяк неопытным зрителям Отойдите подальше дитя.

(11) Картины Синьяка были написаны способом пуантилизма то есть тысячами маленьких цветных точек заполнявших полотно.

(12) Глядя на картины Синьяка я вспомнил кальмара найденного мною в морском аквариуме на биологической станции.

(13) Тело этого страшного хищника напоминавшее обрубок дерева с длинными когтистыми щупальцами было покрыто множеством маленьких точек очень ярких и чистых цветов красного синего желтого.

(14) Лишний раз я убедился что море соприкасается с разнообразными областями жизни и дает много неожиданных познаний для каждого кто умеет видеть и понимать.

                                                                                        (По К.Г. Паустовскому.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....

Презентация "Анализ и информационная переработка текста"

Презентация "Анализ и ннформационная переработка текста" межет быть использована на уроках русского языка или факультативах при подготовке к ЕГЭ. На слайдах представлены такие понятия, как тема, идея,...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Развитие речи. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2 часа).

Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; развивать и совершенствовать умения передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по по...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...


 

Комментарии

Вахонина Галина Алексеевна

Содержание урока предполагает повторение пунктуационных правил и комплексную подготовку к ЕГЭ на материале текста о французских художниках-пуантилистах, а также применение изобразительных языковых средств ( парцелляция и др.) при творческой переработке данного текста.