"Особенности публицистического стиля"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (11 класс) по теме

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. По теме "Особенности публицистического стиля"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_tema_osobennosti_publicisticheskogo_stilya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка

урока по русскому языку в 11-ом классе.

Тема: «Особенности публицистического стиля»

Учитель русского языка и литературы

Шубунова Валентина Ивановна.

Кронштадт

2005 г.

Тема урока: Особенности публицистического стиля

Цели урока.

            1. Учебная:        обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепление навыков правописания.

        2. Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся.

        3. Воспитательная: развитие культуры речи.

Ход урока.

I. Повторение и углубление изученного материала.

Словарный диктант

        (В качестве словарного диктанта можно использовать упр. 386, добавив в него слово публицистика.)

                       Активизировать, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, деструктивный, колледж, волнующий, долг, достоинство, заставлять, оправдывать, оскорблять, память, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм; водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика.

Задание.

          -Определите к какой части речи относятся записанные слова.

- Объясните значение слов: коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация, публицистика.

        Коммюнике – официальное сообщение о переговорах между государствами.

        Транснациональный – выходящий за пределы одного государства, одной нации.

Девальвация – понижение курса национальной валюты по отношению к золоту,  к какой-либо иностранной валюте.

        Консолидация – упрочение, укрепление чего-либо.

Публицистика – род произведений, посвященный актуальным проблемам и  явлениям текущей жизни.

- Подберите однокоренные слова к слову публицистика. (Публицист, публицистический.)

- Составьте словосочетание со словом публицистический. (публицистический стиль.)

- Вспомните, какие стили речи вы знаете?

Составляется обобщающая схема «Стили речи».


Разговорный

Книжный

Научный

Художественный

Официально-деловой

Публици-стический

- Вернемся к словарному диктанту. Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?

II. Обобщение знаний по теме «Публицистический стиль речи».

        Работа с учебником. Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями учебника, выделяя основные особенности публицистического стиля речи.

Основные особенности публицистического стиля речи:

  1. Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  2. Задачи речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  3. Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
  4. Языковые средства:

а) общественно-политическая лексика;

б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;

в) побудительные и вопросительные предложения;

г) риторические вопросы;

д) распространенные обращения;

е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

       5.   Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Работа по учебнику. Упр. 385 (I).

Задание.

- Прочитайте текст. Укажите признаки публицистического стиля, проиллюстрируйте их примерами.

- Какие языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научными и художественными текстами?

Материал для учителя

        Данный текст – это обращение к публике (к судьям и заседателям) в форме устного монолога. В тексте ярко выражена авторская позиция и индивидуальность манеры высказывания;

использованы высокие слова (господа, проникнуты, в строго беспристрастном и особо внимательном отношении), восклицания (господа присяжные заседатели!),  повторы (дела, свидетельские показания). Автор в своем обращении прибегает к использованию морально-этической лексики (искренность, правдивость, совесть, правда, истина). В выступлении использованы несложные синтаксические конструкции. Текст отличается логичностью, последовательностью, призывностью.

        Данный текст близок к научному стилю речи, так как в выступлении использованы языковые средства, характерные для этого стиля: термины (дело, показания); логическая последовательность; выступление построено как научное рассуждение.

        Данный текст близок к художественному стилю речи, так как в выступлении использованы языковые средства, характерные для этого стиля: фразеологические обороты (здравый смысл, дела проникнуты правдивостью).

IV. Закрепление знаний и проверка упражнения.

        Самостоятельная работа. Упр. 392.

Задание.

- Прочитайте текст. Укажите признаки публицистического стиля, проиллюстрируйте их примерами.

- Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний.

        Это текст публицистического стиля, то есть представляет собой сообщение. В тексте ярко выражена авторская позиция и оценка автором явления, о котором он сообщает. В отрывке широко используется высокая лексика (очищение души, естественность чувства, самоуверенный, нового Христа-Спасителя, гений). В  соответствии с основной целью данного текста в нем употребляются морально-этические слова и выражения (счастье, ради человечества и его судеб, внутренняя движущая сила). Отрывок представляет собой статью, что так же является признаком публицистического стиля.

        Толкование выделенных слов и словосочетаний.

        Классическая литература – литература XIX века.

        Внутренняя движущая сила – внутренний поиск.

        Очищение души – избавление души от грехов, пороков и соблазнов.

        Овеществлять счастье – искать счастье в чем-то реальном, в конкретных понятиях.

        Гипербола – преувеличение.

Спаситель – тот, кто спас кого-либо или что либо.

Апокалипсический – разрушающий.

Гений – высшая творческая способность.

Священный орден прорицателей – условно: группа деятелей искусства, внесших наиболее  значительный вклад в мировую культуру.

V. Подведение итогов урока

        Учитель дает оценку выступлениям учащихся.

VI. Домашнее задание

        Упражнение 408.

Конспект урока составлен по программе по русскому языку для 10 – 11 классов

 средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности публицистического стиля.Урок русского языка в 10 классе.

Урок  представляет собой презентацию и текстовый материал.Это первый урок в системе обучения сочинению ЕГЭ, в доступной форме ребята знакомятся с составляющими частями сочинения, подробнее  ...

Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...

Особенности публицистического стиля

План.I. Проверка Домашнего задания     1.Рассказ об особенностях публицистического стиля.     2.Признаки публицистического стиля по домашнему упражнению.I...

урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"

урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Особенности публицистического стиля речи

Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в св...

Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....