«ЕГЭ по русскому языку. 2013 год. Типовой вариант» для 11 класса
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

 

«ЕГЭ по русскому языку. 2013 год. Типовой вариант» для 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЕГЭ по русскому языку. 2013 год. Типовой вариант» для 11 класса


Часть "A"

При выполнении заданий этой части (A1–A30) щёлкните мышкой по кружочку, соответствующему номеру выбранного вами ответа.

A1В каком слове не допущена ошибка в постановке ударения: верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 

1) нажилАсь 
2) согнУтый 
3) прИданое 
4) нАсквозь 

A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) ЛЕДЯНОЙ ветер сбивал с ног.
2) Петя окончательно обиделся и сказал, что его ЛИЧНЫЕ дела никого не касаются. 
3) Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧЕСКИМ. 
4) Братья его были настолько наивными и ДОВЕРЧИВЫМИ, что обмануть их было совсем не трудно. 

A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько черешен
2) опытные инженеры
3) о ста сорока видах птиц
4) заехай за мной

A4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Ожидая начала спектакля,

1) между нами завязалась беседа. 
2) артисты волновались. 
3) у меня сломался бинокль. 
4) не давала покоя одна мысль.

A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Кто бы ни изучал историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова. 
2) В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. 
3) Благодаря необычной архитектуры Покровский собор относят к выдающимся памятникам русского зодчества. 
4) Никто из поэтов, воспевающих красоту русской природы, не делал это с таким лиризмом, как Тютчев. 

A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 

1) Маленькая французская деревушка Кампон славится куклами, о которых сложены легенды. 
2) В поэме множество исторических примет: от деталей одежды и вооружения до поведения воинов, которые предваряют бой бранью и похвальбой. 
3) Почва - это особое природное тело, которое образует верхнюю рыхлую оболочку земной коры. 
4) Несколько веков охотники за сокровищами приплывали на остров Робинзона Крузо в поисках трофеев, которые якобы спрятал здесь один из испанских мореплавателей. 

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)... (2)О таких людях говорят: «Ходячая энциклопедия». (3)Если потренироваться некоторое время, можно развить свою память, как мышцу. (4)Лучшее запоминание достигается, если хорошо осмыслить материал, который предстоит заучить. (5)Гораздо лучше запоминается то, что волнует человека, волевое усилие тоже повышает прочность запоминания, как и всевозможные схемы, рисунки и записи. (6)... исследования показали, что новый материал трудно выучить с первого раза: если вы хотите, чтобы материал запоминался прочно, лучше прочитывать его через один - два дня до тех пор, пока он не усвоится.

A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Есть люди, которые лучше запоминают в вечерние часы.
2) Чем лучше человек разбирается в тайнах поэтического мастерства, тем доступнее становятся для него мысли и переживания писателя.
3) Желая запечатлеть определённый образ, определённую мысль в сознании читателя, поэт прибегает к повторам. 
4) Есть люди, которые с необычайной лёгкостью запоминают события, факты, даты, имена, иностранные слова.

A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) С другой стороны,
2) Кроме того, 
3) Наоборот, 
4) Поэтому 

A9Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) можно развить память (предложение 3)
2) запоминание достигается (
предложение 4)
3) запоминается то (
предложение 5)
4) что волнует (
предложение 5)

A10Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложное с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями 
2) сложносочинённое 
3) сложноподчинённое 
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями 

A11Укажите верную морфологическую характеристику слова ЕСЛИ (предложение 6)

1) частица
2) союз
3) наречие
4) междометие

A12Укажите значение слова МАТЕРИАЛ в четвёртом (4) предложении.

1) вещества, предназначенные для обработки 
2) ткань, материя 
3) информация 
4) полезные ископаемые 

A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Монументальная композиция выполне(1)а из камня и подчине(2)а общему замыслу - идее утверждения России на реках и морях, в торговле и вое(3)ых делах.

1) 1, 2 
2) 2
3) 1, 3 
4) 1, 2, 3 

A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 

1) оп..раясь, пол..жение, экспер..ментальный 
2) р..мантичный, орг..низовать, р..форма 
3) благосл..венный, просл..вление, просв..тить 
4) восх..щение, заж..гать, оп..реться 

A15В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) не..держанность, чере..чур, бе..ценный 
2) пр..ступление, пр..градить, пр..чудливый 
3) под..йти, п..знание, зан..весивший 
4) пред..дущий, с..грать, сверх..нтересно 

A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) сыпл..шь, слыш..мый 
2) накол..шься, движ..мый 
3) заед..шь, завис..вший 
4) высуш..шь, постел..нный 

A17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е? 

А. назойл..вый Б. фланел..вый В. претерп..вая Г. перекра..вать

1) А, Б, Г
2) Б, В 
3) В, Г 
4) А, В, Г 

A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 

1) Ещё (не)успокоившееся море шумно накатывало волнами на берег.
2) Уже светило (не)яркое, но горячее солнце. 
3) Петя отличается (не)аккуратным почерком.
4) Жаль, (не)кому рассказать!

A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 

1) Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты. 
2) Очень хотелось, ЧТО(БЫ) всё шло по плану, (ПО)ТОМУ что от этого зависело многое.
3) Мы устали (ДО)ТОГО, что уже (СО)ВСЕМ не могли идти.
4) Артём был согласен (СО)ВСЕМ, что говорил отец, Костя, (НА)ПРОТИВ, никогда с ним не соглашался.

A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Закат разлил свой пышный пламень ( ) и тает в нём вечерняя звезда.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Счастлив писатель, который от (1) поражающих печальной своею действительностью (2) характеров приближается к характерам (3) являющим (4) высокое достоинство человека.

1) 1 
2) 1, 2 
3) 3
4) 2, 3, 4 

A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? 

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

1) 1
2) 1, 2 
3) 3 
4) 3, 4 

A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 

1) Пространство и время в философии и естественных науках - основные формы существования материи.
2) Проблема нового поэтического языка для Хлебникова имела как формальный так и мировоззренческий характер. 
3) В испанских замках применялась каменная или кирпичная кладка.
4) Процесс творчества казался мне то лёгким то трудным то восхитительным то нестерпимым.

A24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 

Однажды Кашперов приехал к обеду в самом прекрасном расположении духа: дела на заводе шли отлично, погода была ясная и холодная, и, проехавшись с завода верхом, Сергей Григорьевич чувствовал сильный аппетит.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения действия, обозначенного во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий. 
4) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

1) 1, 3 
2) 2
3) 3
4) 2, 4

A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море гудело всё величавее (1) и (2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4) чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой.

1) 1, 3 
2) 2, 3 
3) 1, 2, 4 
4) 1, 2, 3, 4

Прочитайте текст.

Чаще всего преломление лучей света в воздухе незначительно, а вот ложка в стакане чая кажется нам сломанной. Причина заключается в различной плотности воды и воздуха. Переходя из одной среды в другую, лучи света преломляются, изменяют прямолинейный путь, отклоняясь по закону физики в сторону более плотной среды.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Лучи света по закону физики отклоняются в сторону менее плотной среды. 
2) Вода и воздух имеют одинаковую плотность, поэтому ложка в стакане воды кажется сломанной.
3) Преломление лучей света в воздухе незначительно. 
4) Вода и воздух различны по плотности, поэтому лучи света в воде преломляются, искажая вид ложки в стакане чая. 

Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.

(1)«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно на склоне лет выразился Тургенев о русском языке.

(2)Истинно великому народу дан и великий язык. (3)Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5)Есть соревнователь у русского языка - санскрит-праотец. (6)Но на нём даже в Индии уже не говорят. (7)А ведь русский язык жив. (8)Он живёт для будущего. (9)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11)Тем более важно сохранить красоту русской речи.

(12)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. (14)Нужно знать иностранные языки. (15)Чем больше, тем лучше. (16)Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(18)С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. (19)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (20)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.

(21)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. (22)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23)В стонах и воплях нарушается песнь. (24)Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (25)Прекрасен русский язык. (26)И на нём скажут лучшие мысли о будущем.

(По Н. Рериху)

A28Какая мысль не нашла отражения в тексте? 

1) Многие слова в языке тускнеют, меркнут, так как их часто бездумно повторяют. 
2) Понимая ответственность за красоту и чистоту своей речи, человек найдёт возможность выразить в языке самые сложные понятия.
3) Начиная обучать детей языку, необходимо показать его красоту и богатство.
4) Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. 

A29Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 - 26?

1) описание 
2) рассуждение 
3) повествование и описание 
4) повествование

A30В каких предложениях использованы антонимы?

1) 811 
2) 
23
3) 
38
4) 
1416

Часть "B"

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. При перечислении слова разделяйте запятыми.

B1Укажите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ из предложения 24.

B2Из предложения 13 выпишите все наречия.

B3Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами. При перечислении цифры разделяйте запятыми.

B4Среди предложений 19-26 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

B5Среди предложений 18-26 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 

B6 Среди предложений 13-24 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения. 

B7Среди предложений 2-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

B8«В первом абзаце такой приём, как_____, задаёт тон размышлениям Н. Рериха о языке. Стремясь ярче и образнее выразить свои мысли о родном языке, автор использует такие тропы, как _____ («певучая прелесть» в предложении 9, «чудесный дар» в предложении 16),_____ («очарование живёт в красоте речи» впредложении 24), и такой приём, как_____(предложения 3 - 7)». 

1) противопоставление; 2) эпитет; 3) диалектизм; 4) риторический вопрос; 5) ряды однородных членов; 6) метафора; 7) ирония; 8) вопросно-ответная форма изложения; 9) цитирование

Ваше имя: 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (УМК Разумовской М.М.) 6 класс 2013-14 уч.год ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс УМК Разумовской М.М. 2013-2014 уч.год ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС

рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....

рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс

рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...

рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс

рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...

Конспект урока по родному русскому языку. Тема: Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Цели:Специальные: а)познавательные: познакомить учащихся с понятием языковой нормы, с понятием варианта нормы;б) практические: формировать умение применять на практике знания о языковых нормах.Общепре...

Рабочая программа педагогической коррекции по русскому языку АООП НОО ОВЗ в 1 классе (вариант 7.2 )

АктуальностьВ настоящее время проблема речевой патологии детского возраста  встречается всё чаще.У обучающихся начальных классов, отмечаются нарушения высших психических функций (восприятия...