Конспект урока по теме «Морфология и культура речи». Подготовка к ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Пахомова Лариса Петровна

 

 

Урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

 

 Цели урока:

 1.Расширить представления обучающихся о б основных  морфологические нормах , проверить умение  оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка

2. Обогащать словарный запас учащихся, развивать мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), развивать исследовательские навыки, развивать устную и письменную речь, коммуникативные навыки.

3. Воспитывать культуру речи, предупреждать грамматические и речевые ошибки в образовании и употреблении форм  имен существительных,  прилагательных, числительных, глаголов. 

   Способствовать развитию критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс.

Оборудование :  презентации, ИКТ

Методы  и приёмы:  исследовательский, эвристический.

Технологии, используемые на уроке:  личностно  ориентированного обучения, элементы критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Морфология и культура речи»

                                        Учителя русского языка  Пахомовой Ларисы Петровны  

Урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода. Подготовка к ЕГЭ

 Цели урока: 

 1.Расширить представления обучающихся о б основных  морфологические нормах , проверить умение  оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка

2. Обогащать словарный запас учащихся, развивать мыслительные операции (умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать), развивать исследовательские навыки, развивать устную и письменную речь, коммуникативные навыки.

3. Воспитывать культуру речи, предупреждать грамматические и речевые ошибки в образовании и употреблении форм  имен существительных,  прилагательных, числительных, глаголов.

   Способствовать развитию критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс.

Оборудование :  презентации, ИКТ

Методы  и приёмы:  исследовательский, эвристический.

Технологии, используемые на уроке:  личностно  ориентированного обучения, элементы критического мышления

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Задача урока: обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, формировать активную жизненную позицию.

 Индивидуальные опережаю щие задания:

подготовить  сообщение (презентации) на следующие темы:

-  род  имен существительных;

-  окончания существительных именительного падежа мн. числа и родительного падежа множественного числа;

- склонение и особенности сочетаемости  имен числительных;

-   формы  имен прилагательных,

- образование глагольных форм.

 После каждого сообщения – работа с текстом.

                                                  Ход урока

  1. Создание проблемной ситуации (вызов).

Укажите пример  с ошибкой в образовании формы слова. ( Использование  презентации)

  1. пятиста учебников
  2. новые директора
  3. длиннее всех
  4. пять кухонь

  1. талантливые доктора
  2. килограмм яблок
  3. длиньше метра
  4. поезжай домой

  1. две тысячи десятого года
  2. пачка макаронов
  3. двое детей
  4. пара сапог

  1. двухтысячный год
  2. многие инженера
  3. красивее других
  4. день рождения

  1.  Осмысление.

- Что надо знать, чтобы правильно выполнить данное задание?

Составление таблицы ЗХУ ( знаю-хочу узнать- узнал).

  1. Практическая работа в группах. ( Группы разделены по темам сообщений)

Пользуясь справочниками, представить  основные правила  образования форм имени существительного, прилагательного, числительного и глагола в виде схемы, таблицы, кластера. Можно дать опережающие индивидуальные задания по теме в каждой группе - подготовить презентации по своей теме.

Используя задания в каждой группе, привести примеры.

3)Работа с материалом в каждой группе

1 группа  «  Род  имен существительных»

  1.  Определите род несклоняемых существительных, согласуй с ними определения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгарн_ арго, рискован_ антраша, звучащ_ банджо, выдержан^,бри, опасн_ динго, красив драпри, ярк_ иц^иго, юн_ кабальеро, больш_ гну, забавна'гризли, крошечн^ колибри, бескрыл_<- киви-киви, остроумна конферансье, маленьк_ кули, прохладн_ мацони, уважаем_ кюре, сочн_ манго, молод_ марабу, сед_ маэстро, прекрасн_ пери, стар_ рантье, заброшен_ ранчо, матов_ габбро, справедлив_ рефери, маленьк_ цеце, увлекательн_ шоу, установлен_ эмбарго, справедлив_ жюри, вечерн_ Баку, зн^аме- нит_ суахили, отвратительна брокколи, разрушительна торнадо, настоящ_ идальго, аппетита^ сулугуни, древш/,' хйвди, хрустал ьн_ бра.

  1. Определите род сложных имен существительных, образуйте форму родительного падежа единственного числа.

Кафе-закусочная, плащ-палатка, луна-парк, завод-лаборатория, кресло-кровать, библиотека-музей, музей-квартира, хлеб-соль, шко- ла-интернат, штаб-квартира, торт-мороженое, вакуум-камера, экспресс-информация, ракета-носитель, роман-газета.

2 группа « Окончания существительных именительного падежа мн. числа и родительного падежа множественного числа»

 Раскройте скобки, правильно образуя форму именительного падежа множественного числа имен существительных.

1. Опытные (шофер) перекрашивают старые (кузов). 2. Усталые (пекарь) доставали из печи ароматные (хлеб). 3. Наши (бухгалтер) заполняют приходные (ордер). 4. Противоборствующие политические (лагерь) не намерены заключать новые (договор) друг с другом.  5. Предприятию требуются опытные (токарь) и (слесарь).  6.. Этнографы изучают древние (род) и племена. 7. Среди тех, кого я торжественно мог бы назвать «мои (учитель)», были и школьные (учитель) и вузовские (профессор).

2.Объясните смысловое различие между приведенными существительными. Образуйте с ними словосочетания.

Хлебы - хлеба, ордены - ордена, мужи - мужья, лагери — лагеря, корпусы - корпуса, мехи — меха, пропуски — пропуска, тоны — тона, образы - образа, колени - колена.

Раскройте скобки, правильно образуя форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Эта модель (туфли) очень популярна среди (армяне, грузины, лезгины и таджики). 2. Стоя около трамвайных (рельсы), она держала букет из (георгины) и банку консервированных (томаты). 3. Матрена уже давно не носила этих (валенки), зато в ее распоряжении был целый арсенал новых (носки, чулок, гольфы) и даже летних (шорты).

3 группа « Склонение и особенности сочетаемости  имен числительных»

1. Прочитайте.

Гражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 ООО рублей, потраченных на негодяев гостей! А заодно не мешало бы и задуматься о том, что приобретенное нечестным путем счастья не приносит! Напоминаем, что найденные деньги, вещи и документы следует сдавать в «Стол находок»! За последний год это было сделано 789 440 гражданами. Хотелось бы, чтобы этой норме поведения следовали все.

(Из книги: Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997)

4 группа « Формы  имен прилагательных»

 Укажите ошибки,  допущенные  при употреблении степеней сравнения прилагательных.

1) Наши космические корабли открыли человечеству путь ещё глубшему познанию тайн природы. 2) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести. 3) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 4) Ольга была более моложе Татьяны. 5) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 6) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой

Вставьте  вместо точек полную или краткую форму прилагательных,  данных   в   скобках.

1) Цель похода была . . . для всех участников. Погода стояла . . . , но ветреная (ясная, ясна). 2) Учебник по физике мне очень .... Журнал «Знание — сила» ... и интересный (нужный, нужен). 3) В течение недели брат был . . .ангиной (больной, болен). 4) Тёплый сентябрь . . .для Подмосковья (обычный, обычен ). 5) Наш класс ... за организацию школьной   выставки (ответственный,   ответствен).  6) Стилю рассказов .   .  . лаконизм  (свойственный,  свойствен).

5 группа  «Образование глагольных форм»

Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Сравните глагольные формы. Дайте их-стилистическую

характеристику.

Выброси— выбрось; выйди — выйдъ, выдь; выгляни — выглянь; уведоми — уведомь; вылези — вылезь; поезжай — съезди, едь; ляг — ляжь.

4) Сообщения от каждой группы.

5) Заполнение таблицы ЗХУ

6) Выполнение заданий коллективно.

7) Рефлексия

 Проверочная   работа. Тест.

Домашнее задание

 Используя материалы урока, написать сочинение-миниатюру.

7) Тест

                                                1 вариант

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) новых кухонь

  2) ярче всех

  3) ехайте с нами

  4)  более шестисот человек    


2


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) известные гербы

  2) молодые офицера

  3) более точно

  4) по их желанию      


3


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) поезжай домой

  2) в двухсот метрах

  3) сельских читален

  4) пара туфель  


4


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) гораздо симпатичнее

  2) искусные повары

  3) восьмеро студентов

  4) сожжём мусор


5


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) подобно ему

  2) около восьмиста

  3) веселее всех

  4) не езди туда  


6


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ярче солнца

  2) более восемьсот миллионов

  3) пять оладий

  4) любимые профессора      


7


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) вспомни о ей

  2) ложка сахару

  3) девятеро детей

  4) поезжайте туда  


8


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) около семиста

  2) лягте поудобнее

  3) их деятельности

  4) намного доброжелательнее

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 1) резиновых сапог

  2) напиши о нём

  3) замолчь

  4) в сто первый раз


10


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) крепче стали

  2) к четырёмстам пятидесяти офицерам

  3) осенние месяцы

  4) пять яблоков  


11


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара чулок

  2) к двумстам двадцати двум станциям

  3) мягше ваты

  4) полученные паспорта  


9



   12


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 1) поезжайте быстрее

 2) двумястами семьюдесятью задачами

  3) длиннее пальца

  4) нет новых носок        


13


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) бдительные сторожа

  2) прилягте на диван

  3) более пятисот рублей

  4) на ширине плечей      


14


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) резиновых сапог

  2) напиши о нём

  3) замолчь

  4) в сто первый раз


15


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) рота солдат

  2) во рту

  3) увязла

  4) двести двадцати рублей

                                            2 вариант


1


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 1) тысяча партизан

  2) элитные сорта

  3) несколько яблок

  4) равна четыреста двадцати двум сантиметрам


2


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) тоньше волоса

  2)  выдающиеся тренера

  3)  в две тысячи восьмом году

  4) поезжай домой


3


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более красивее

  2) их дети

  3) поезжай вперёд

  4) в две тысячи пятом году


4


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) две пары туфель

  2) старинные роды

  3) самая высокая стена

  4) пятьсот сорока трёх стержней


5


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) махровых полотенец

  2) ты умылася

  3) новейшая коллекция

  4) в семидесяти километрах


6


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) мощные компьютера

  2) в тысяча девятисотом году

  3) полки для кухонь

  4) красивее дочери

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 1) чистейший снег

  2) устные выговора

  3) две тысячи пятым годом

  4) талантливых песен


7


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) в две тысячи десятом году

  2) храбрейший воин

  3) здоровые дёсна

  4) несколько цапель

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) будучи студентом

  2) около шестиста

  3) косвенных падежей

  4) строже всех


9


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) непроходимые болота

  2) четырёхсот сорока четырёх досок

  3) промокнул до нитки

 4) пара туфель  


10



8



11


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. более лучший
  2. двое детей
  3. поезжайте в Крым
  4. печёт ватрушку

12


222

11

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) гораздо выше

2) приобретя

3) со ста сорока семью миллионами человек

4) юных плясуньев


13


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. в две тысячи седьмом году
  2. лягте
  3. несколько абзацей
  4. наиболее мягкий


14


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. поезжай домой
  2. в двухсот метрах
  3. сельских читален
  4. пара туфель

       

Приложение 1

Материалы для работы с учащимися. Можно использовать на разных  уроках.

Задания для коллективной работы

  1. Образуйте форму  род. Падежа.

  3.         После этих (заморозки) стало понятно, что нам не видать местных (абрикосы, помидоры и баклажаны). 5. Около сорока (гектары) пострадали от налета целых (эскадрильи) саранчи. 6. Мне хочется (макароны, сардины), а также свежих (консервы) из (шпроты). 7. Из небольших (оконца) избы была видна пара сохнувших (полотенца) и (одеяльца) да несколько чахлых (деревца), затерявшихся среди многочисленных (болотца). 8. Несколько (блюдца), салфетка из нежных (кружевца), а за ними гора горячих (оладьи), аппетитных (соленья) и прочих (кушанья). 

Согласуйте прилагательные с существительными.

Красив…какаду, молод…кенгуру, свеж…кольраби, тонк…вуаль, боль… мозоль, плотн… тюль, пожил…мадам, сед…маэстро, душист…шампун…, красив… Онтарио, полноводн… Миссисипи, сочн…манго, остроумн…конферансье.

1. Около сорока (гектары) пострадали от непогоды. 2. Опытные (шофер) отправляется в дорогу. 3. За леском вились дымки полевых (кухня). 4. В школе работают опытные…(учителя, учители). 5. Корректор заметил в рукописи… букв. Работникам завода выдали новые… (пропуска, пропуски). 6. Были отмечены известные (профессор), крупные (директор), достойные (офицер) 7. Эта песня популярна среди (армяне, грузины и таджики) 8. Мы купили много новых (носки, чулки). 9. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар… 10. На строительство прибыли инженер… 11. (Бухгалтер…) составляют годовую отчетность.

Образуйте форму им. падежа, мн. числа.

Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (док¬тор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лек¬тор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), ис¬кусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, справедливые (приговор), внимательные (инспектор), сторожевые (катер)

2)Образуйте форму   родительного  падежа  множественного числа. Объясните их правописание.

1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых са¬дах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные  места (гнездовье). (Ч.) 5) На дороге валялось много брошенных врагом (ружьё). 6) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А.Н.Т.) 7) За леском вились дымки полевых (кухня). 8) У (конюшня) подрывник Гончаренко чинил кожаные вьюки. (Ф.) 9) С боков дороги  замелькали забрызганные грязью домишки (предместье).

3) Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

1)        Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами.

2)        Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестью-десятью девятью километрами.

3)        Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей.

4)        Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами.

5)        Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями.

6)        На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители.

7)        Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

8)        До конца экспедиции осталось двадцать двое суток.

9)        По обеим сторонам реки тянется живописный лес.

10)        В моей библиотеке около полутораста книг.

Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в родительном падеже множественного числа. Объясните их правописание.

1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные  места (гнездовье). (Ч.) 5) На дороге валялось много брошенных врагом (ружьё). 6) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А.Н.Т.) 7) За леском вились дымки полевых (кухня). 8) У (конюшня) подрывник Гончаренко чинил кожаные вьюки. (Ф.) 9) С боков дороги  замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 10) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 11) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, кино.

Задание 2

Найдите и объясните ошибки в употреблении форм рода.

1. В верстах четырех от логовища волчицы стояла зимовье. 2. Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью. 3. Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли. 4. Принесли ароматное горячее кофе. 5. Снова разболелся мозоль

Задание 3

Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление. Составьте предложения с приведенными примерами.

1. Адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, мичман, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель.

2. Боцман, бункер,- ветер, джемпер, дизель, диспетчер, клапан, коллектор, лоцман, офицер, пекарь, прожектор, рапорт, ректор, свитер, сектор, шницель, ястреб.

Задание 4

Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, головня, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко.

2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

Задание 5

От наименований лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкир, бурят, грузин, гуцул, киргиз, монгол, мордвин, осетин, перс, румын, туркмен, узбек, цыган, эскимос, якут.

Задание 6

Сравните конструкции. Отметьте, различаются ли они семантически или стилистически. Употребите их в контексте.

 (Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тремя) ножницами; (семь, семеро) мальчиков; (десять, десятеро) носков;'(пять, пятеро) перчаток.

Задание 7

Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите семантические и стилистические различия между вариантными формами имен числительных.

1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание.

2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях.

3. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.

4. Олимпиада длилась (три, Трое; день).

5. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор).

Тест

Задание 1. В каком случае множественное число имени существительного образовано неверно?

1) Веера;      2) инженеры;      3) жребии;      4) катеры

.

Задание 2.  В каком случае форма родительного падежа имени существительного образована неверно?

1) Пара чулок;     2) среди грузин;     3) несколько кочерег;     4) после заморозок.

Задание 3.  В каком случае допущена ошибка в образовании формы прилагательного?

1) Слаще сахара;    2) ответ бессмысленен;    3) он был болен ангиной;    4) боец мужествен.

Задание 4.  В каком случае допущена ошибка в образовании формы числительного?

1) Свыше шестисот пятидесяти пяти тонн;
2) не менее двух пятых посевной площади;
3) около девяноста девяти целых девяноста восьми сотых процента;
4) четырехстами тоннами.

Задание 5.  В каком случае допущена ошибка в образовании формы глагола?

1) Крыша каплет;    2) искры брызжут;    3) не порть мебель;    4) он махает руками.

Задание 7.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. По обеим сторонам улицы;
    2) мыть шампунью;
    3) надеть шубу;
    4) окончить университет.

Задание 8.  Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова.

  1. Он невежествен;   2) барсучьи норы;   3) он не имеет право;   4) он полон впечатлений.

Задание 9.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. Опытные шофера;
    2) пара носков;
    3) с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями;
    4) благодаря ему.

Приложение 2

Справочные материалы. 

I. Род имен существительных

Следует запомнить род некоторых существительных:

к мужскому роду относятся слова: георгин, жираф, помидор, тюль, табель (но табель о рангах - ж.р.), толь, рельс, рояль, шам¬пунь;

к женскому роду: бандероль, бутыль, вуаль, заусеница, манжета,

мозоль, плацкарта.

Род несклоняемых существительных

Категория рода у неодушевленных существительных носит фор-мальный характер: род определяется по окончанию. Однако не-склоняемые существительные окончаний не имеют, поэтому при определении их родовой принадлежности возникают определен¬ные трудности. Важно ознакомить учеников с правилами опреде¬ления рода неизменяемых существительных.

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно от-носятся к среднему роду: новое пальто, шелковое кашне, хрус¬тальное бра, яркое кимоно и т.п.

К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни (сыр); кофе; пе-нальти (штрафной удар); га (гектар); торнадо (смерч), сирокко (ве¬тер); названия языков: хинди, урду, бенгали и др.

К женскому роду относятся слова: салями (колбаса); кольраби, брокколи (капуста); авеню, стрит (улица) и нек. др.

2.        Названия животных обычно относятся к мужскому роду: лас-ковый пони, забавный шимпанзе, яркий какаду и т.п., но могут отно^ ситься и к женскому роду, если речь идет о самке: Кенгуру кормила детеныша.

К женскому роду относятся слова: цеце (муха); иваси (рыба).

3.        Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица:

женский род: юная мисс, старая леди, очаровательная фрейлейн, сердитая фрекен и др.;

мужской род: усталый кюре, чопорный денди, военный атташе, знаменитый идальго и др.

К общему роду относятся одушевленные имена существитель¬ные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, пар¬веню, протеже, янки. К примеру: мой протеже (речь идет о мужчи¬не); моя протеже (речь идет о женщине).

Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный крупье (дипломатический атташе, известный кутюрье и т.п.).

4.        Род несклоняемых имен собственных определяется по родо¬вому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и т.п.): полно¬водная Конго (река); безжизненная Гоби (пустыня); солнечный Суху¬ми (город); знаменитое Онтарио (озеро); мадридский «Атлетико» (футбольный клуб); ежедневная «Тайме» (газета); солидный «Тайм» (журнал).

5.        Род сложносокращенных слов (аббревиатур) определяется по главному слову: СНГ (Содружество независимых государств) было образовано после распада СССР. МГУ (Московский госу¬дарственный университет) начал прием документов. ООН (Орга¬низация объединенных наций) объявила о начале очередной ас¬самблеи.

Ср. также: ГУМ, м.р. (магазин), ГЭС, ж.р. (станция), МГИМО, м.р. (институт), ФСБ, ж.р. (служба).

К мужскому роду относятся слова вуз, МИД, ЖЭК.

Род сложных существительных определяется по двум правилам:

1) если первая часть слова не изменяется, то род слова определя¬ется по второй части: луна-парк (м.р.), меч-рыба (ж.р), плащ-палатка (ж.р), Царь-пушка (ж.р);

II. Формообразование имен существительных и прилагательных

Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных

Формообразование имен существительных может представлять некоторую сложность. В частности, к грамматически трудному материалу следует отнести: 1) существование вариантных форм, 2) нестандартное образование форм, 3) различие форм в зависимости от значения.

Следует обратить внимание учащихся на то, что наряду с равноправными (одинаково правильными) формами (трактор

трактора, полюсы и доп. полюса, свитеры и доп. свитера) существуют стилистически сниженные варианты, которые в словарях сопровождаются пометами (разг., прост., не рек., неправ.). Поскольку в тестах ЕГЭ обычно используется строго нормативный подход, стилистически сниженные варианты не могут быть приняты в качестве правильных.

В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания: -ы(-и) и -а(-я). Многие формы на -а(-я), появившиеся в разговорной речи, имеют разговорную или профессиональную окраску (бухгалтера, слесаря; клапана, масла). Формы на -ы(-и) более нейтральны и для большинства слов являются нормативными.

Приведем список слов с нормативными окончаниями -а(-я):

Адреса борта буфера векселя вензеля вечера вороха директора желоба жернова инспектора катера кителя клевера колокола кузова купола окорока округа ордера паспорта перепела повара погреба профессора сторожа тенора фельдшера флюгера штабеля штемпеля

В других словах закрепились литературные формы на -ы(-и). Например:

Акушёры бухгалтеры библиотекари выборы грифели драйверы диспетчеры договоры инструкторы инженеры корректоры лекари лифты офицеры плееры полисы порты принтеры ректоры редакторы склады слесари снайперы токари торты тренеры флйгели флоты фронты шофёры

В некоторых случаях формы с различными окончаниями различаются значениями слов. Например, сравните:

Зубы (у человека, животных) корпусы (часов) лагери (политические группировки) листья (растения) мехи (кузнечные) мужи (государственные деятели) образы (художественные) ордены (рыцарские, монашеские) пропуски (недосмотры) роды (старинные) сыны (сыны Отечества) счета (банковские) тоны (звуковые) учители (наставники) хлёбы (печеные) зубья (пилы, шестерни) корпуса (здания) лагеря (туристические) листы (бумаги) меха (шкуры) мужья (в семьях) образа (иконы) ордена (награды) пропуска (документы) роды (в грамматике) сыновья (мои сыновья) счёты (свести счёты) тона (оттенки цвета) учителя

Материал  взят с сайта « Подготовка к ЕГЭ»

Грамматические нормы современного русского языка

А 3. – морфологические нормы (образование форм слов различных частей речи)

1. Образование форм числительных

Собирательные числительные

Употребляются только  с существительными, обозначающими

лиц мужского пола

              (двое/трое/четверо, пятеро/шестеро/семеро…/друзей, братьев). 

!!!Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).

  1. С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных
  2.                                 (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).

!!!Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).

  1. С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов 

(двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Сложные

числительные

При склонении изменяются обе части

  1. (пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.),
  2.  шестисот (р.п.).

Дробные  числительные

  1. При склонении дробных числительных изменяются все слова,
  2. при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе
  3. (двух (каких?) третьих;
  4.  трем (каким?) седьмым).

Составные

числительные

  1. При склонении изменяется каждое слово 
  2. (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.),
  3. тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п).

Целые  числительные

  1. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь
  2. две формы:
  3. И.п. и В.п. – сорок, девяносто, сто,
  4. остальные падежи – сорока, девяноста, ста.

Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).

2. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее:

!!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!

Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:

Нейтральная степень

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

красивый

суффиксы

-е-, -ее-, -ей-, -ше-

красивее

суффиксы

более (менее)

более красивый

суффиксы

-айш-, -ейш-

(после г, к, х)

красивейший

самый

наиболее

наименее

наболее красивый

Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.

3. Образование форм глагола

Анализ тестов ЕГЭ показывает, что в плане образования форм глагола важно обращать внимание на следующие моменты: Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!

  1. В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:

  1. Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы

с корнем  -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).

4. Образование форм деепричастий

При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что:

  1. деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая);
  2. деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив);
  3. НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя).

5. Образование форм местоимений

Притяжательное местоимение их 

имеет только эту форму.

Грубой ошибкой считается прибавление падежного окончания прилагательного

(ихний, ихняя)

6. Образование форм существительных

Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. 

ед.ч.- мн.ч.

НО!

нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч.

директор - директор а

бухгалтер - бухгалтер ы

существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание - ов

томат  - томат ов 

мандарин - мандарин ов

апельсин  апельсин ов

НО: яблок!

существительные, обозначающие  название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание

армян, башкир, грузин,

осетин, туркмен, молдаван

НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;

существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание

ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет

НО: носков, гольфов, клипсов

существительные ж. р. на -ня 

в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание

пустыня – пустынь

голубятня – голубятен монахиня – монахинь

басня – басен

существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание - ий

селенье – селен ий

побережье – побереж ий раздумье – раздум ий

НО: платьев, устьев…

в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов

политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена,

пропуски уроков – предъявить пропуска

Им.п.

Р.п.

партизаны

партизан

вафля

вафель

ружье

ружей

басня

басен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....

Цикл уроков по теме: Морфология. Орфография. Культура речи (5 класс)

В рамках работы муниципального клуба творческих учителей "Капитель" были созданы  уроки по теме:"Морфология. Орфография. Культура речи"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Технологическая карта урока по теме "Синтаксис.Пунктуация. Культура речи".

Урок разработан в соответствии с ФГОС, в содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям...

Конспект урока на тему "Морфология и синтаксис"

Урок повторения и систематизации знаний в 7 классе....