Цикл уроков по теме: Морфология. Орфография. Культура речи (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Наумова Наталия Владимировна

В рамках работы муниципального клуба творческих учителей "Капитель" были созданы  уроки по теме:"Морфология. Орфография. Культура речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Морфология. Орфография. Культура речи.   Имя существительное.

Цель:
Расширять  знания об  имени существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства. Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных. Формировать  умения различать имена нарицательные и  собственные, одушевленные и неодушевленные; распознавать и.существительные, которые имеют форму только множественного и только единственного числа, определять род, падеж  и склонение .Обогащать активный словарь учащихся.

Формирование познавательных УУД: уметь  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником,  структурировать знания; сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,  наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

Формирование регулятивных УУД: уметь выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; уметь адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 Планируемые результаты:

  1. Предметные: опознавание и анализ имени существительного, различение имен существительных одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных, знать имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, которые имеют форму только единственного числа,  проведение морфологического анализа имени сущ, уместное употребление языковых единиц  адекватно ситуации речевого общения, многоаспектного текста с точки зрения его основных признаков и структуры, особенностей языкового  оформления, использования выразительных средств языка.
  2. Метапредметные: ученик  учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, работать по данному плану,  регулировать свою деятельность.
  3. Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, работать в группах, парах, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом,  с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека; понимать  роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей.

Тема

Проверка выполнения Д.з.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Выявление места и причины затруднения.

Выход  из затруднения.

Включение в систему знаний и повторение.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Рефлексия

Формирование УУД

1

Имя существительное как часть речи.

Игра «Исследователи слов».

Прием «Погружение в материал».

Формулировка темы и цели урока уч-ся.

Исследование текста.

Работа в группах (Инструктивные карточки).

Проверка работ  групп.

Вывод.

Задания на выбор: творческая работа (сочинение «Существительное - дирижер  морфологического  оркестра») или тест.

Дифференцированное: для сильных-упр.470;

для слабых: Из приложения в учебнике рассмотреть картину А.А.Пластова и выписать  7 существительных, определив скл., падеж.

Клише.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

2

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Проверка д/з:

сильные-взаимопроверка;

слабые-работают с учителем.

Вывод  о и. сущ.

«Синтаксическая пятиминутка».

Постановка проблемы (Слово КУКЛА –одушевленное или неодушевленное  и.сущ. )

Формулировка темы и цели урока уч-ся.

Исследование лексического, грамматического значения слова КУКЛА. Историческая справка.

 Выход из затруднения.

Работа с таблицей в парах.

Распределение слов на одушевленные и неодушевленные.

Вывод.

Творческое задание: составить словосочетания.

Клише.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

3

Имена существительные собственные и нарицательные.

Проверка творческого д/з.

Вывод.

 Создание проблемной ситуации (демонстрация  географической карты без названий).

Формулировка темы и цели урока уч-ся.

Грамматическая сказка В.Бурмако.

Самостоятельное наблюдение (п.91).

Выход из затруднения.

Вывод.

Упр. 486.

Творческая работа.

Вывод.

Упр.483- и.сущ.собственные и нарицательные в предложениях.

Самостоятельная работа (найти соответствия).

Дифференцированное:

упр.487 или  488 (на выбор).

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о названиях улиц г. Карталы, названных в честь знаменитых людей.

Клише.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

4

Морфологический разбор имени существительного

Проверка творческого д/з.

Вывод.

Игра «Исследователи» (групповая работа)

Формулировка темы и цели урока уч-ся.

Самостоятельное наблюдение (п.92).

Выход из затруднения.

Вывод.

Устный разбор сущ-го.

Упр.498 – морфологический разбор с самопроверкой по образцу.

Тест.

Дифференцированное: для всех - выучить порядок морфологического разбора;

упр.499

индивидуальное задание:  составить и записать текст на тему «Березовый лес осенью», выполнить  морфологический разбор 2 и.сущ.

Клише.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

5

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Игра «Знайка»

Постановка проблемы.

Формулировка темы и цели урока уч-ся.

Прием «Погружение в материал».

Исследование по плану:

1.Морфологические признаки (работа в парах).

2.Синтаксическая роль.

3.Орфоэпические нормы (индивид. задание).

4. Лексические группы(игра),

Индивид/з: работа с картой Карталинского района.

Выход из затруднения.

Самостоятельная работа: перфокарты.

Дифференцированное: слабые- упр.509;

сильные- упр.511

Клише.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

6

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Проверка д/з:

сильные-взаимопроверка;

слабые-работают с учителем.

Вывод  о и. сущ.

Игра

«Третий лишний».

Постановка проблемы.

Формулировка темы и цели урока уч-ся.

План исследования.

Организация групп.

Работа в группах (Инструктивные карточки).

Проверка работ  групп.

Выход из затруднения.

Тест (выбор варианта)

Дифференцированное:

упр.513 (слабые);

упр. 514

( сильные)

Клише.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Приложение.

Тема. Имя существительное как часть речи.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

 10

 Записывает дату. Включение в деловой ритм.

Игра «Исследователи слов»

Почему слова морфемика  и морфология считают однокоренными?

Историческая справка: корень произошел  от греческого morthe- форма, logos-слово, учение.

Что изучает морфология?

 Создание проблемной ситуации.

Прием «Погружение в материал». Демонстрация предметов (ручка, карандаш, тетрадь) Дает задание: записать, определить часть речи.

Вывод учителя: изучаем и.сущ. в разделе морфология.

Готовятся к работе, записывают дату в тетради.

Выполняют задание.

Делают вывод: одинаковый корень

Отвечают на вопросы.

1 уч-ся записывают словарные слова на доске, делает вывод.

Определение темы, постановка целей и задач урока.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

2.

Выявление места и причины затруднения.

 5

 Дает задание: исследовать текст.

Выписать имена сущ-е и определить:

1 группа -  лексическое значение и вопросы к сущ;

2 группа -  изменение по родам, скл.;

3 группа - изменение  по падежам;

4 группа - синтаксическая роль.

Работа в группах.

Самостоятельное наблюдение, вывод (часть речи, которая называет разные предметы, отвечает на вопрос что? И кто? – это имя существительное)

Сверяют вывод с определением.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3.

Выход  из затруднения.

 10

 Работа в группах (Инструктивные карточки).

Проверка работ  групп.

Вывод.

 Ответы групп.

Вывод .

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

4.

Включение в систему знаний и повторение.

 5

 Задания на выбор: творческая работа или тест.

Задание для творч. раб. «Существительное - дирижер  морфологического  оркестра».

 

 Работают самостоятельно в тетрадях.

Вывод о и.сущ.

Познавательные УУД

5.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 5

 Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Для сильных: упр.470

Для слабых: Из приложения в учебнике рассмотреть картину А.А.Пластова и выписать  5 существительных, определив скл., падеж.

 Записывают задание в дневник.

Регулятивные УУД

6.

Рефлексия

 5

  Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Обобщает сказанное.

Организует рефлексию (клише)

  • Для меня на уроке самым трудным было……
  • Для меня на уроке самым интересным было..
  • На уроке я изучала новое…

На уроке мне понравилось….

 Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу. Подают дневники для оценки учителю.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Тема. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

 

1.

Проверка выполнения Д.з.

 5

 Для сильных: упр.470

Слушает ответы слабых уч-ся:

Из приложения в учебнике рассмотреть картину А.А.Пластова и выписать  10 существительных.

Вывод.

 Взаимопроверка.

Отвечают, комментируя  свой выбор и.сущ.

Делают вывод о и.сущ. как части речи

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

2.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 10

 Записывает дату.

«Синтаксическая пятиминутка»

Дает задание записать предложения  по вариантам, расставить знаки препинания, схемы.

Мама платье шила дочке,              И остались лоскуточки.  Лоскуточки мы возьмем,      Кукле платьице сошьем.

(В.Берестов)

Давайте выпишем из текста слова той части речи, которую мы изучаем.

Постановка проблемы.  Сгруппируйте существительные. Аргументируйте выбор.

Почему одни существительные отвечают на вопрос кто, другие что?  Как называются такие и.сущ?

Ставит задачу определить тему урока.

 Работают в тетрадях.

Работа в парах: записывают предложение, расставляют знаки препинания, строят схемы.

Выписывают существительные из текста.

Мама,  платье, дочке, лоскуточки, кукле.

Дети группируют существительные, используя разные критерии.

Мама            платье

Дочке            лоскуточки

           кукла

Определяют тему, цель урока.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

3.

Выявление места и причины затруднения.

Эксперимент.

 10

 С каким словом возникли трудности?

Дайте лексическое значение слову «кукла».

Лексическое значение определить легко – это неживой предмет. А по грамматическому – непонятно: кто? или что?

Давайте проверим, какие существительные по грамматическому значению мы отнесли к одушевленным, а какие к неодушевленным, а также грамматическое значение нашего слова «КУКЛА».

Эксперимент продолжается.

Прослушайте сказку Л.Успенского, которая содержит в себе подсказку.

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот. Плот спросил у кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь.

- Захочу – буду шевелиться.

- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Кот подумал и говорит:

- Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

Раздает таблицы (см. Приложение1).

Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. Просклоняем слова по падежам и числам (учащимся раздать таблицы).

Вывод. Есть ли какая-то закономерность? (Сравните окончания существительных в каждом столбике).

Вот и нашли признак, по которому можно определить грамматическое значение неодушевленности или одушевленности существительных. Пользуясь открытым вами способом, определите грамматическое значение одушевленности или неодушевленности слова КУКЛА.

Сравните грамматическое значение этого слова и лексическое.

Как видите, лексическое значение не всегда совпадает с грамматическим. (сформулировать правило, помогающее отличить одушевленное существительное от неодушевленного).

 

Определяют грамматическое значение слов. Работа в парах.

Мама-И.п., ед.ч.,ж.р; платье- В.п.,ед.ч., ср.р;  дочке-Д.п., ед.ч., ж.р; лоскуточки-И.п., мн.ч; кукле- Д.п., ед.ч., ж.р.

Вывод: всё одинаково. Признаки различия выделить нельзя.

Работают с таблицами

Учащиеся анализируют свою деятельность и делают вывод: одушевленных совпадают окончания родительного и винительного падежа, а у неодушевлённых – именительного и винительного

Вывод. По лексическому значению – это неживой предмет, а по грамматическому – одушевлённое существительное.

Вывод.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

5.

Выход  из затруднения.

 5

Историческая справка.

В русском языке есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Например, пульс (бьется), василек (трепещет) считаются неодушевленными.

Но почему, ведь это живая природа?!

Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

Давайте определим категорию одушевленности - неодушевленности у следующих слов: русалки, камни, народы (см. приложение 2)

 

Вывод:  русалки (В.п.= Р.п)- одушевл., камни, народы(В.п.= И.п.)-неодушевл.        

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6.

Включение в систему знаний и повторение.

 5

  Раздача таблиц (см. приложение 3).

Запись слов под диктовку, распределение на одуш. и неодуш.

Бабочка (о), тюльпан (н), судак (о), дерево (н), кукла (о) , животное (о), девочка (о),  насекомое (о), расписание (н).

Вывод по теме

 Работа с таблицей в парах.

Вывод об одушевленных и неодушевленных и.сущ.

Учащиеся распределяют слова по колонкам, аргументируя свой ответ.

Вывод.

Коммуникативные УУД

7.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 5

 Упр.482. Творческое задание: составить словосочетания.

 Записывают задание в дневник.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8.

Рефлексия

5

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Обобщает сказанное.

Организует рефлексию (клише)

Оценка содержания урока:

 занимательно, интересно, познавательно, полезно

Оценка деятельности на уроке:

Запутался,  задумался,  удивился, убедился,   осознал,  принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке:

 Тревожное, приподнятое,   отличное

 Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу. Подают дневники для оценки учителю.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Приложение 1.

Таблица 1(для учителя)

падеж        

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

одушевленное

неодушевленное

?

И.п.

кот

коты

плот

плоты

кукла

куклы

Р.п.

кота

котов

плота

плотов

куклы

кукол

Д.п.

коту

котам

плоту

плотам

кукле

куклам

В.п.

кота

котов

плот

плоты

куклу

кукол

Т.п.

котом

котами

плотом

плотами

куклой

куклами

П.п.

о коте

о котах

о плоте

о плотах

о кукле

о куклах

Вывод:

В.п., мн.ч.= Р.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.= И.п., мн.ч.

В.п., мн.ч.= Р.п., мн.ч.

Раздаточный материал

Таблица 1

падеж

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

неодушевленное

одушевленное

?

И.п.

плот

плоты

кот

коты

кукла

кукла

Р.п.

В.п.

Вывод:

Раздаточный материал.

падеж

Мн. число

Мн. число

Мн. число

И.п.

народы

русалки

камни

Р.п.

В.п.

Вывод:

Приложение 3.

Одушевленные существительные, называющие:

Неодушевленные существительные:

1. Богов и мифических существ, представляемых как живых: домовой, леший, русалка.

1. Обозначающие предметы неживой природы: камень,  дерево, цветок, море, снег.

2. Названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, король, дама, конь, слон, ферзь, ладья, пешка.

2. Названия растений и деревьев: сосна, тополь, ромашка, ель (наука рассматривает их как живые организмы).

3. Существительные, называющие кукол: матрешка, петрушка, снеговик, неваляшка, роботы.

3. Относятся существительные, обозначающие совокупность живых существ: стая, народ, войско, батальон, толпа, полк.

4. Существительные, обозначающие умершего человека: покойник, мертвец, утопленник (существительное труп сюда не входит).

4. Названия небесных светил: Юпитер, Сатурн, Марс, Уран.

5. Названия рыбных блюд: кильки, шпроты.

6. Собирательные существительные: человечество, студенчество, молодежь, профессура (не имеют грамматического показателя одушевленности).

Некоторые существительные обнаруживают колебания в отнесенности к одушевленным/неодушевленным, сюда причисляют названия микроорганизмов и беспозвоночных: личинка, бактерия, вирус, микробы.

Тема. Имена существительные собственные и нарицательные.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

 

1.

Проверка выполнения Д.з.

 5

 Проверка домашнего задания.

Упр.482. Творческое задание: составить словосочетания.

Вывод. Как определить принадлежность существительного к разряду одушевленных и неодушевленных?

 Читают словосочетания, аргументируя выбор сочетаний  со словами  ИМЯ, НАЗВАНИЕ.

Вывод  об одушевленных и неодуш. и. сущ.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

2.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 5

 Создание проблемной ситуации.

Демонстрация  географической карты без названий.

Чего не хватает на карте?

С карты нашей Страны исчезли и.сущ. Подумайте, как изменится жизнь человека?

Предположите, что произойдет. Тотчас бы остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь- никаких адресов нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, где сойти. Грузы вместо Гонолулу идут в Марсель… И все из-за такой мелочи, как названия. (Угроватова Т.)

Ставит задачу определить тему урока.

 

Отвечают на вопросы.

Определяют тему, цель урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

3.

Выявление места и причины затруднения.

Эксперимент.

 4

 По какому принципу слова разделили на собственные и нарицательные? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте грамматическую сказку В.Бурмако.

-Как ты думаешь, зачем собаку называть дважды: один раз собакой, а другой – Шариком или Рексом?- полюбопытствовал как-то Незнайкин.

-В этом случае нужно не думать, а знать – отвечал Знайкин.

-Если хочешь назвать любую из собак, чтобы отличить ее от других животных, например от кошки, используешь нарицат. сущ. СОБАКА, если тебе нужно назвать только одну собаку, чтобы выделить ее среди других, берешь имя собственное Шарик. Собственные имена выделяют и одного человека  (Иван Иванов), и газету («Известия»), и многое другое.

 

Слушают сказку, готовят ответ на вопрос.

Вывод. Собственные  и.сщ. называют единичные  предметы.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

4.

Выход  из затруднения.

 10

 Дает задание: самостоятельно провести наблюдения(п.91), прочитать текст и  рассказать о собственных и.сущ.

 Упр. 486 Выписать имена собственные.

Творческая работа. Придумать и записать фамилии (как главный герой), связанные с вашими делами, занятиями, играми.    Проверка.        

 Самостоятельное наблюдение, вывод .

 Выписывают имена собственные из текста, придумывают свои фамилии.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.

Включение в систему знаний и повторение.

 10

 Упр.483 Дает задание: записать предложения и подчеркнуть в них и.собственные, расставить знаки препинания.

Делают вывод.

Работа в парах.

 Записывают предложения, выделяя и. собственные. Читают, аргументируя свой выбор.

Вывод.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

6.

Контроль.

 5

 Самостоятельная работа

Найти соответствия.                  город                     Елена                  озеро                     Александровна     пес                     Иванов          фамилия         Тузик                   река                      Волга          отчество         Байкал                 имя                     Карталы

 Выполняют самостоятельную работу. Взаимопроверка.

Познавательные УУД

7.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 3

 Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Упр.487 или  488 (на выбор)

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о названиях улиц г.Карталы, названных в честь знаменитых людей (ул.Гагарина, площадь Ленина).

 Записывают задание в дневник.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

8.

Рефлексия.

3

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Обобщает сказанное.

Организует рефлексию (клише)

  • Для меня на уроке самым трудным было……
  • Для меня на уроке самым интересным было..
  • На уроке я изучала новое…

На уроке мне понравилось…

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу. Подают дневники для оценки учителю.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Тема. Морфологический разбор имени существительного.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

Проверка выполнения Д.з.

5

Проверка индивидуального задания: подготовить сообщение о названиях улиц г.Карталы, названных в честь знаменитых людей (ул.Гагарина, площадь Ленина).

Вывод о и.собственных и нарицательных..

Сообщение о названиях улиц г.Карталы, названных в честь знаменитых людей.

Вывод о и.собст-ых и нариц-ых.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

2.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

 10

 Записывает дату. Включение в деловой ритм.

Игра «Исследователи» .

Дает задание: исследовать текст(см.приложение 1).

Выписать имена сущ-е и определить:

1 группа -  тема и основная мысль текста;

2 группа -  расставить знаки препинания в предложениях;

3 группа – вставить пропущенные орфограммы;

4 группа – определить и.сущ-е и их синт. функцию.

Работа в группах. Самостоятельное наблюдение. Ответы групп, вывод.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

3.

Выявление места и причины затруднения.

 2

  Беседа.  Сможете ли вы сейчас самостоятельно выполнить морфологический разбор причастия? (Нет) Почему выполнение данного вида разбора у вас вызывает затруднение?

Тема и цель урока

Постановка темы и цели урока.

Коммуникативные УУД

4.

Выход  из затруднения.

 3

 Дает задание изучить п.92.

Обращает внимание на последовательность разбора: вначале указываются постоянные морфологические признаки, которые не зависят от сочетания существительного с другими словами, а затем - непостоянные

 Работа с учебником (п.92)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

5.

Включение в систему знаний и повторение.

 15

 Устный разбор сущ-го.

Упр.498 – морфологический разбор с самопроверкой по образцу.

Та пара, которая выполнит данный вид работы, имеет возможность получить дополнительное задание-тест  по теме "И.сущ-е"

Вывод.

 Делают устный разбор  сущ-го из 1предложения текста.

Работа в парах.

Самостоятельная работа.

Вывод о и.сущ.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 5

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:                                                                  

  • для всех - выучить порядок морфологического разбора;
  • упр.499
  • индивидуальное задание:  составить и записать текст на тему «Березовый лес осенью», выполнить  морфологический разбор 2 и.сущ.

 Записывают задание в дневник.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

7.

Рефлексия

 5

  Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Обобщает сказанное.

Организует рефлексию (клише)

  • Для меня на уроке самым трудным было……
  • Для меня на уроке самым интересным было..
  • На уроке я изучала новое…

На уроке мне понравилось….

 Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу. Подают дневники для оценки учителю.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Приложение 1.

Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром ра..стилаются  (под)осинками опавшие листья.  В дуплах старых толстых осин ра..пол…гаются дневные и ноч..ные птиц..  белки пряч..т в них свои запасы. Зимой к..рой молодых р..стений кормятся зайч..та.  

  (По И. Соколову-Микитову)

Тема. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 5

 Записывает дату. Включение в деловой ритм.

Организация и проведение игры «Знайка».Создание проблемной ситуации.

Задание. Из ряда слов, записанных на доске( яблоко, мышь, лиса, кот, фамилия, дочь, очки, ножницы),выписать: 1 ряд- слова 1 скл. ;2 ряд – 2скл. ; 3 ряд- 3скл.

Вывод. Какие слова не выписали?

Ставит проблему, дает план исследования:

1. Морфологические признаки.

2. Синтаксическая роль.

3.  Орфоэпические нормы.

4. Лексические группы

 Готовятся к работе, записывают дату в тетради.

Выполняют задание.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос ( Слова ОЧКИ и НОЖНИЦЫ  не выписали).

Формулировка темы и целей урока

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

2.

Выявление места и причины затруднения.

Эксперимент.

 5

 Прием «Погружение в материал»: демонстрация предметов (очки, ножницы) Дает задание: записать слова в единственном и множественном числе.

 1 уч-ся записывает слова на доске, делает вывод (Эти слова звучат одинаково в единственном и множественном числе).

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 15

 Помогает исследовать морфологические признаки, все вместе делают вывод.

Дает индивидуальное задание( составить предложение, чтобы существительное ОЧКИ было дополнением).

Вопрос о синтаксической роли сущ.мн.ч.

Исследование орфоэпических норм.

Спрашивает  подготовленное индивидуальное д/з о словарных словах, словаре.

 Исследование морфологических признаков Запись предложения. На столе лежат очки.Работа в парах.

Морфологический разбор и.сущ.ОЧКИ

Вывод :сущ. только мн.ч.не имеют рода и скл)

Исследование синтаксической роли слова ОЧКИ

Вывод

Слушают сообщение, записывают словарные слова в тетрадь.

3.

Выход  из затруднения.

Р/К 

 5

 Применяет здоровьесберегающую технологию (подвижная минутка).

Даёт  индивидуальное задание

(работа с географической картой Карталинского района)

Распределяет задания по группам:

выбрать слова, обозначающие  : 1.-орудия труда, 2.-названия веществ, 3.-игр (ЭОР:игра).

 Инд.работа(сильные уч-ся):рассмотривают географическую карту Карталинского района, выписывают географические названия, которые  имеют форму только мн.ч.

Класс выполняет задание по вариантам, делают вывод о лексических группах существительных мн.ч.

Групповая работа (в парах)

Вывод(Сущ. только множественного числа образуют несколько лексических групп: орудия труда, названия веществ, игр)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

4.

Включение в систему знаний и повторение.

 5

 Даёт задание для самостоятельной работы  с перфокартами.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

Работают самостоятельно.

Проверяют, делают вывод.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

5.

 Рефлексия

 5

 Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

 Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

6.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 5

 Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: слабые- упр.509

Сильные- упр.511

Советует поработать с орфографическим словарём.

 Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Приложение 1. 

Тема. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Карталы                                                        ножницы

часы                                                                открытки

сливки                                                            километры

очки                                                                 жмурки

пути                                                                  газеты

духи                                                                  чернила

столы                                                                грабли

Тема. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.

Проверка выполнения Д.з.

5

Для сильных: упр.511

Слушает ответы слабых уч-ся:

Взаимопроверка (для сильных)

Коммуникативные УУД

2.

Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 5

 Записывает дату. Включение в деловой ритм.

Организация и проведение игры «Третий лишний».

  1. Карталы, ножницы, молоко
  2. Жмурки, духи, молодежь
  3. Сливки, грабли, керосин.

Вывод.

Ставит проблему (определить  число у слов: молоко, молодежь, керосин; поставить во мн.ч); спрашивает о теме и целях урока, дает план исследования:

1. Морфологические признаки.

2. Синтаксическая роль.

3.  Орфоэпические нормы.

4. Лексические группы

 Готовятся к работе, записывают дату в тетради.

Находят «лишнее» слово.

Делают вывод (все слова сущ. только мн.ч.)  

Определяют  число у слов: молоко, молодежь, керосин.

Формулировка темы и целей урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

3.

Выявление места и причины затруднения.

Эксперимент.

 10

 Организация групп, раздача инструктивных карточек (Приложение 1)

Задания для групп в разделе «Приложение».

 Работа в группах

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

4.

Выход  из затруднения.

 10

 Проверка работ групп.

Вывод по теме урока: - В чем особенность имен существительных, которые имеют форму  только единственного числа?

 Выступление представителей групп.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

5.

Включение в систему знаний и повторение.

 Тест по теме (Приложение 2)

 Выбирают сами вариант теста.

Работают самостоятельно.

Проверяют, делают вывод.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

6.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 5

 1 уровень (обязательный минимум)

Упр. 513, стр.196 учебника под редакцией Т.А.Ладыженской.

2 уровень(тренировочный)

Составьте распространенные предложения  со словами из упр.514, где подлежащими были бы данные слова, а сказуемыми - глаголы в прошедшем времени.

3 уровень(творческое задание).

Рассмотрев географическую карту  Карталинского района, выпишите геогр. названия, которые имеют форму только мн.ч., ед.ч., составьте предложения с этими словами.

 Выбирают  уровни д/з

Геогр. названия: город Карталы, река Карталы, поселки: Арчалы, Родники, Мочаги и др.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

8.

Рефлексия

 5

 Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

 Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Приложение 1

                1 группа.

Наша группа работала над темой: «Морфологические признаки имен существительных, которые имеют форму только единственного числа».

Для разбора мы взяли слово………………………………из предложения: Я пью парное молоко.

Мы сделали такие выводы: это слово

А) отвечает на вопрос……………………………………………………………..

Б) изменяется по………………………………………………………………………

Особенности: не имеет множественного числа, а только единственное число.

С работой справились………………………………………………………….

Справились с подсказкой…………………………………………………….

2 группа.

Наша группа работала над темой: «Синтаксическая роль слов только единственного числа в предложении».

Для разбора мы взяли предложение………………………………………….

В предложении существительное только единственного числа является…………………

Мы сделали такие выводы, что в предложении имена существительные, которые имеют форму только единственного числа, могут быть……………………………………………………………………..

С работой справились…………………………………………………………………………………………………….

Справились с подсказкой………………………………………………………………………………………………

3 группа.

Наша группа работала над темой «Орфоэпические нормы существительных только единственного числа».

В работе использовали словарь………………………………………………………………………………

Нормы произношения таковы………………………………………………………………………………….

Правильно записали и расставили ударения………………………………………………………….

Работали с подсказкой……………………………………………………………………………………………..

4 группа.

Наша группа работала над темой «Лексические группы слов существительных только единственного числа».

Мы нашли………………………. лексических групп (перечислить). Эти слова мы используем каждый день в своей речи.

В работе использовали словарь………………………………………………………

Правильно  выписали слова по лексическим группам и без ошибок……………..

С подсказкой……………………………………………………………………………………………………….

Приложение 2.

Вариант 1.

Тема. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Задание. Выписать существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Железо, парта, молоко, молодежь, книга, ручка, щавель, свекла, темнота, фарфор.

Вариант 2.

Тема. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Задание. Выписать существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Стол, хлопок, молодежь, тетрадь, молоко, железо, кружка, свекла, темнота, карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Конспект урока по теме «Морфология и культура речи». Подготовка к ЕГЭ.

Урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.  Цели урока: 1.Расширить представления обучающихся о б основных  морфологические нормах , провер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...

Урок русского языка в 6 классе. Тема урока. Морфология. Орфография. Культура речи.

Урок русского языка в 6 классе.Тема урока. Морфология. Орфография. Культура речи.Цели урока: Образовательные: дать учащимся понятие о морфологии — науке, изучающей слово как часть речи; повторит...