Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки пре-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Дронова Наталия Викторовна

Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику Ладыженской. Урок освоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pristavka_pre-.zip43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «открытия»  нового знания  в 6 классе по теме: «Основные значения приставки  ПРЕ-»

Цели урока: научиться  грамотно писать приставку ПРЕ-  в основных значениях, в словарных словах; осознание понятий, раскрывающих значение приставки на основе сближения с личным опытом.

Этап урока

Содержание

Приемы обучения

1. Этап мотивации

Учитель 

- Сегодня у нас гостья. Её зовут приставка ПРЕ-. Она очень красивая, очень интересная, очень добрая (словосочетания записаны на доске).  Она дружит с прилагательными (вы их знаете, они отвечают на вопросы: какой? какая?  какое?  какие?) и играет с ними в новые слова. Какие новые слова образует приставка ПРЕ- от прилагательных, если заменить слово ОЧЕНЬ?

Элементы театрализации

Эмоциональное вхождение в урок

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Подставляя вместо слова ОЧЕНЬ приставку, записываются на доске и учащимися в тетради вновь образованные прилагательные, приставка обозначается.  Затем отвечают на вопрос, что же обозначает приставка ПРЕ-

В этих словах и записывают справа в скобочках (= очень), так как этого требует орфограмма учебника.

Учитель

- Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от своей матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах: перегородить- преградить, переступить – преступить, перервать – прервать (запись).

Диалог

3. Этап выявления места и причины затруднения

Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок. Какой урок (вывод) мы можем вынести?  Вместо какого слова и вместо какой приставки можно писать приставку ПРЕ- ?

Учащиеся делают два вывода: вместо ОЧЕНЬ  в прилагательных и вместо ПЕРЕ- в глаголах.

Работа над понятием

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагается составить опорную схему


 ПРЕ-          по значению

Высказать свою точку зрения

5. Этап реализации построенного проекта

                    = очень

ПРЕ-           по значению

                    = пере

Словарь:

Прекратить, преобразовать, превратить, преодолеть, препятствие, презирать

Запись в справочную тетрадь, в словарь

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1) Упражнение:

- составить словосочетания с глаголами, записанными на доске (письменно):

преградить (дорогу)

преодолеть (перебороть) (трудности)

преступить (закон, требование)

прервать (урок, разговор) (слайд 2)

2) С помощью приставки ПРЕ- подобрать прилагательные для описания котёнка: препушистый, прехорошенький, препотешный, презабавный, преинтересный и  т.д.(устно) (слайд 3)

3) Динамическая пауза.

Работа с сигнальной карточкой в паре

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Составление и пересказ сказки по опорным словам (слайд 4)

   Жила-была… .

   Она была пре…, пре…, пре…, пре… . Пре  дружила с … и играла с ними. … была дочерью … . Она могла заменять Пере в … Например: … .

   Приставка пре- равна по значению …

Творческая работа в группах

Пересказ хором

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Упражнение (Слайды 5,6)

В апрел..  задний двор пр…вратился в  пр…огромную лужу. Сима выстругал из дощечек корабли, сделал пр…красные клетчатые паруса из тетрадки по математик… и пустил свой флот пр…одолевать пр…пятствия в дальнем плавани... Плывут корабли, садятся на известковые рифы, но не пр…кращают путешествовать. Сколько ещё их ждёт приключений!

- Выполните синтаксический разбор указанного  предложения;

- выполните морфемный и словообразовательный разбор указанного слова

Повторяем с расширением

Опрос по цепочке.


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

«У приставки ПРЕ- …….значения»

«ПРЕ- по значению равно слову …»

«ПРЕ- по значению равно приставке …»

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки:

  1. Знать значения приставки ПРЕ-
  2. Выучить словарные слова
  3. Со словарными словами составить предложения

Закончи предложение




Творчество работает на будущее



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При-

Расширение понятийной базы об орфограммах в приставках слова;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора  гласной в приставках пре- и при-...

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...