Проектная деятельность в формировании речевой культуры учащихся
статья по русскому языку по теме
В данном выступлении дается обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в развитии творческих способностей и формировании речевой культуры учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников»
Цель проектной деятельности на уроках русского языка – формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.
Задачи проектной деятельности:
- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов. Проектная методика помогает претворять в жизнь главные идеи личностно-ориентированного обучения, способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка проявлять себя в лидерстве.
Чтобы выполнить проект, дети должны обладать определенными коммуникативными, творческими, интеллектуальными умениями. Обучая различным видам речевой деятельности, я стараюсь формировать умение работать с текстом (выделять главную мысль, извлекать конкретную информацию, анализировать факты, делать выводы, обобщения, предвосхищать содержание, выбирать адекватную стратегию в старших классах). Считаю, что на уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой речи и мышления.
При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов, которые возможно использовать на уроках русского языка:
- информационный,
- ролевой,
- практико-ориентированный,
- творческий
- исследовательский
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание языкового явления. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Тайны словарей», «SMS как новый речевой жанр», «Лингвистический анализ журнала «Лиза», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач», «Литературные места Татарстана».
В ролевом проекте участники играют определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это исторические лица, персонажи картин, изображенные или выдуманные герои, осложняемые ситуациями, придуманными участниками проекта. Примером реализации ролевого проекта может стать уроки по повторению раздела «Морфология» в конце 7 класса. Данный проект можно представить в виде лингвистической сказки.
Ролевой проект дает возможность для получения дополнительных знаний, для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; учащиеся при этом могут показать умение применять полученные знания в решении поставленных задач. Он способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; развиваются творческие способности при решении поставленных проблем.
Можно использовать ролевой проект при подготовке к сочинению на уроках развития речи. Примером могут служить: «Сочинение-рассказ от лица Павла Петровича Кирсанова учащимся 11 класса», «Сочинение-рассказ по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Благодаря ролевому проекту учащиеся по желанию пишут сочинение или от лица героев или от лица художника.
Использование ролевых мини-проектов возможно на многих уроках развития речи по подготовке к сочинению по картине. Это роли экскурсоводов (в картинной галерее), экскурсантов, переводчиков, смотрителя музея, журналиста. Учащиеся 5-7 классов очень любят такие проектные формы уроков.
Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов, а результатом работы по теме «Причины появления слов-паразитов в речи молодежи» - сборник слов, предназначенных изъятию из речи.
Творческий проект предполагает свободный подход к оформлению результатов. Например, «Письмо сказочному герою»(5-6 класс), «Когда говорят предметы», «Секрет названия» и др. Примером использования метода творческого проектирования может стать подготовка к сочинению в 8 классе «Речь, произнесенная при открытии памятника поэту Г.Тукаю». Основная цель – подготовить учащихся к сочинению в жанре репортажа о памятнике культуры. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни». Продуктом реализации проекта могут быть альманахи, устные журналы и буклеты,презентации.
В своей педагогической деятельности использую проекты в разных возрастных группах от 5 до 11 класса. Это информационные, практико-ориентированные и исследовательские проекты. Начала с исследовательских проектов, выполняемых в рамках работы учащихся в научном обществе школы. Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей – на муниципальных и республиканских научно-практических конференциях.
Предлагая такие задания, как подбор пословиц на определенную тему, составление каталога этих пословиц по определенным разделам, составление словарика фразеологизмов, словаря крылатых слов (при изучении комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова),даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчётных работ.
С учащимися старших классов был разработан долгосрочный проект по теме «За чистоту языка».
Проблемный вопрос проекта:
Как повысить речевую культуру учащихся?
Гипотеза проекта:
Культура рекламы и СМИ влияет на уровень общей культуры населения, и поэтому она должна соответствовать речевым нормам и не допускать разного рода ошибок.
Описание проекта:
Уровень речевой культуры в современном мире падает. Данный проект помогает понять, язык – это не только средство общения, но и показатель общей культуры человека. Проект предполагает научить анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности. Работа над проектом поможет сформировать коммуникативную, речевую, языковую компетентности. Предполагается на основе собранных данных, некоторых социологических исследований (наблюдений, анкетирования) создать сборник «За чистоту языка».
Краткое содержание проекта:
Данный проект направлен на создание сборника ошибок, содержащихся в плакатах, рекламах и СМИ. В рамках проекта предполагается классификация ошибок на орфографические, речевые, стилистические. Сборник будет состоять из следующих разделов: констатация ошибки, объяснение ее в соответствии с правилами, образец правильного написания, Ф.И.О. ученика, нашедшего и объяснившего ошибку.
Непременным условием любого проекта является его публичная защита, презентация результата работы. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует свою речевую культуру, собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность.
Таким образом, ситуации речевого общения, смоделированные в совместной работе учителя и ученика над проектами, позволяют повысить речевую культуру учащихся, способствуют эффективному усвоению языковых норм, а образовательный процесс превращают в результативную творческую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Практические советы (из опыта работы)...
Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...
Формирование речевой культуры учащихся
Нам хорошо известныпримеры серьёзных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказыванийшкольниками.Несмотря на сумму полученных в школе знаний, на имеющийся опыт владениякоммуникатив...
Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.Нестандартные подходы.
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5–8 классов
Успешное решение задачи речевого развития школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка вопросов культуры речи как в теоретическом плане, так и процессе проведения целенаправле...
Формирование речевой культуры учащихся. Говорим грамотно.
Одной из целей обучения русскому языку является формирование речевой культуры учащихся. Именно поэтому необхощдим тренажер для подготовки к ЕГЭ.Орфоэпическая норма – это единственно возможный ил...