Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5–8 классов
методическая разработка по русскому языку

Успешное решение задачи речевого развития школьников предполагает необходимость изучения в курсе русского языка вопросов культуры речи как в теоретическом плане, так и процессе проведения целенаправленной работы по развитию речи учащихся, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков, включая умение правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), точно, понятно и выразительно формулировать мысли в устной и письменной форме, адекватно воспринимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог в соответствии с ситуацией общения и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

         

Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5–8 классов

Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 5 класса

Система заданий по формированию речевой культуры в 5 классе включает задания, направленные на изучение лексики русского языка и возможностей её употребления в речи (упражнения «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы»), на формирование практических умений составления словосочетаний и предложений (упражнения «Составь словосочетания» и «Составь предложения»), задания на различение словосочетаний и предложений (упражнение «Не предложение»), словарную работу (упражнение «Обогащение словаря»), акцентологические задания (упражнение «Определи место постановки ударения»), задания на сочетаемость слов и на максимально полное использование словарного запаса (упражнение-игра «Украшение слова»).  

1. Упражнение «Синонимы».

Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; расширяют понятийную базу о лексике русского языка; понимают роль синонимов; формируют активный, пассивный и потенциальный словарный запас; формируют интерес к русскому языку.

Задание: В следующем фрагменте текста найти слова, у которых есть в этом же фрагменте синонимы: Место совсем незнакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да еще землю копает.  

Правильный ответ: рыть – копать, шагать – ходить.

Далее учитель предлагает детям попробовать подобрать синонимы к следующим словам с учетом их значения в тексте: экскаватор, будка, земля.

С помощью учителя дети подбирают следующие синонимы:

  1. экскаватор – землеройная машина;  
  2. будка – кабина экскаватора;  

3) земля – грунт.

2. Упражнение «Антонимы».

Учащиеся развивают логическое мышление и воображение, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; расширяют понятийную базу о лексике русского языка; понимают роль антонимов; формируют активный, пассивный и потенциальный словарный запас; формируют интерес к русскому языку.

Задание: Детям предлагается прочитать первый абзац рассказа Б.С.

Житкова:

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: желтая и на ней два черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме - медное рулевое колесо. Снизу под кормой - руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был!

Затем дети должны выбрать из данного фрагмента имена

прилагательные и подобрать к ним антонимы (если это возможно).

Это следующие прилагательные:

  1. маленький;
  2. настоящий;
  3. желтая;
  4. черный;  
  5. веревочные;
  6. медное;
  7. замечательные.

Дети подбирают антонимы к следующим из выбранных прилагательных:

1) маленький - большой;

2) настоящий - игрушечный;

3) замечательные - обычные.

  1. Упражнение «Омонимы». 

Задание: определите слово, у которого нет омонима.

Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; расширяют понятийную базу о лексике русского языка; понимают роль омонимов; формируют активный, пассивный и потенциальный словарный запас; формируют интерес к русскому языку. а) замок;

б) ключ;

в) река;

г) коса.

Правильный ответ: река.

  1. Упражнение «Составь словосочетания». 

Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; учащиеся вырабатывают правильное употребление форм словоизменения, грамматическую и лексическую сочетаемость, грамотное правописание частей речи, развивают орфографические навыки, обогащают словарный запас.

Задание: Составьте три словосочетания из данных слов: новый, лес, река, дом, приехать, пойти, играть, дерево, жить, видеть, строить.

При составлении словосочетаний слова могут изменяться по родам, числам, падежам, временам, можно также использовать необходимые предлоги.

  1. Упражнение «Составь предложения».

Учащиеся развивают логическое мышление, сопоставление, анализ, навыки самоконтроля; вырабатывают правильное употребление форм словоизменения, грамматическую и лексическую сочетаемость, грамотное правописание частей речи, овладевают нормами языка при построении предложений.

Задание: Детям предлагается составить из данных слов три предложения, при этом слова не должны повторяться: ждать, на, не поглядит, я, стал, ли, кто, подглядывают, нет, из, них, дома, наверно, а, когда, никого, выходят, палубу. лазят, наверно, мачты, в, по, окошечко, на, наверно, лестничкам.

Затем детям предлагается сравнить составленные ими предложения с авторским вариантом: Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу.

Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.

  1. Упражнение «Не предложение».

Данное задание формирует знания о разделах русского языка, учащиеся развивают логику, речевые умения и навыки через выполнение анализа словосочетаний и предложения.

Задание: определить, какая из данных конструкций не является предложением.

а) ночь темна;  

б) город красив;  

в) смеркалось;  

г) мой дом.

Правильный ответ: мой дом.

  1. Упражнение «Обогащение словаря». 

Задание направлено на повышение общей речевой культуры, воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса, формирование умения пользоваться лингвистическими словарями.

Задание: определить по «Толковому словарю русского языка» значение следующих слов: бор, магистраль, эксперт, база, парапет, поликлиника, дамба, парламент, постамент, переплет.

  1. Упражнения «Определи место постановки ударения».  

Задание направлено на овладение нормами литературного языка, воспитание интереса к русскому языку.

Задание: определите, в каком слове ударение падает не на последний слог: квартал, каталог, стоматолог, позвонит. 

Правильный ответ: стоматолог.

  1. Упражнение-игра «Украшение слова».

Задание направлено на обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи языковых средств с учетом грамматической и лексической сочетаемости, формирование речевых умений и навыков.

Задание: Учащимся дается задание подобрать к предлагаемым именам существительным как можно больше имен прилагательных. Правила игры, следующие: дети делятся на две команды, учитель называет существительное, которое нужно украсить прилагательными. Представители команд по очереди и, не повторяясь, называют подходящие к нему прилагательные. Выиграет команда, игроки которой называют больше прилагательных.  

 

Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 6 класса

Система заданий по формированию речевой культуры в 6 классе включает задания, направленные на формирование способности определять наличие в речи ошибок в употреблении грамматической формы слова и исправлять их (упражнение «Найди ошибку»), задания на определение правильного порядка частей предложения (упражнение «Правильный порядок»), задания, направленные на изучение лексики русского языка и возможностей её употребления в речи (упражнения «Имена прилагательные», «Синонимы», «Антонимы», упражнение-игра «Замена»), акцентологические задания (упражнение «Ударение»), задания на формирование практических умений составления предложений (упражнение «Закончите предложения»), задания на формирование практических умений составления текстов (упражнение-игра «Описание действия»).

1. Упражнение «Найди ошибку».

Задание направлено на овладение нормами культуры речи, формирование потребности в речевом самосовершенствовании.

Задание: найти ошибку в употреблении грамматической формы слова.

Детям предлагается найти в данном фрагменте текста ошибку при употреблении одной из частей речи: Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтоб сразу в ихние дверцы не пролез. Вот они ночью двери откроют, выглянут в щелочку.

Данное задание может вызвать у детей затруднение, в этом случае следует сделать подсказку – речь идет о местоимении. Когда дети правильно определят ошибку в грамматической форме местоимения «их», учитель дополнительно объясняет детям, что форма «ихний» – неправильная, а правильный вариант – «их». Детям предлагается запомнить это и прочитать про себя данный фрагмент текста, употребив местоимение в правильной форме.

  1. Упражнение «Правильный порядок».

Задание развивает логику, умение анализировать полученную информацию, устанавливать связи между элементами, вырабатывает представление о правильном употреблении слов в предложении, формирует языковой и эстетический идеал, орфографическую и пунктуационную грамотность.

Задание: Детям предлагается расставить части предложения в правильном порядке: ночник горел замечательно, и леденец блестел, острым огоньком. на этот раз, как льдинка на солнце.  

После того, как предложения составлены, детям предлагается зачитать их. Затем им предлагается сравнить их с авторским вариантом: На этот раз ночник горел замечательно, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком.

  1. Упражнение «Имена прилагательные».

В ходе выполнения задания учащиеся формируют знания о разделах русского языка. Данное упражнение развивает умение осознавать язык как форму выражения мыслей, чувств; приобщает учащихся к национальной культуре; формирует языковой и эстетический идеал, способствует обогащению словарного запаса.

Задание: из стихотворения Николая Рубцова «Сентябрь» (текст стихотворения представлен в Приложении) детям предлагается выбрать имена прилагательные, обозначающие: 1) цвет; 2) звук; 3) эмоциональное состояние.

Прилагательные, обозначающие цвет:

  1. солнечный;
  2. багряный;
  3. златогривые.

Прилагательное, обозначающее звук – громкий.

Эмоциональное состояние обозначает следующее прилагательное:

радостный.

  1. Упражнение «Синонимы».

Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль синонимов с различными оттенками значений; обогащают словарный запас.

Задание: Подберите синонимы к слову «янтарный» в том значении, в котором оно употребленное в данном предложении Вся комната янтарным

блеском озарена (А. Пушкин).

Возможные ответы: золотой, золотистый, золотисто-желтый.

  1. Упражнение «Антонимы».

Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике и морфологии; с помощью задания учащиеся понимают роль антонимов, развивают речевые способности и потребности в эстетическом самосовершенствовании, формируют активный, пассивный потенциальный запас.

Задание: Подберите антонимы к именам существительным, именам прилагательным и глаголам из следующего стихотворения, если это, конечно, возможно:

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло.

(Д. Самойлов)

6. Упражнение «Ударение».

Упражнение направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности.

Первое задание: требуется определить какой именно слог является ударным в слове танцовщица:

а) первый;

б) второй;

в) третий;

г) четвертый.

Правильный ответ: второй слог.

Второе задание: нужно определить, в котором из данных слов ударный гласный выделен верно?  2) каталог; б) столяр;

в) квартал; 

г) досуг. 

Правильный ответ: слово «каталог».

Третье задание: требуется определить, в котором из данных слов ударный гласный выделен неверно?

а) щепоть.

б) щавель; 

в) свекла; 

г) приняла. 

Правильный ответ: слово «свекла».

  1. Упражнение-игра «Замена».

Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль синонимов с различными оттенками значений; развивают умения свободно выражать мысли в соответствии с ситуацией общения; обогащают словарный запас.

Задание: Дети делятся на две команды. Задача команд - заменить в тексте стихотворения Н. Рубцова «Сентябрь» все слова, которые возможно, их синонимами. Побеждает та команда, количество замен которой будет больше, если при этом не пострадает смысл стихотворения.

  1. Упражнение «Закончите предложения».

Упражнение главным образом направлено на формирование потенциального, пассивного, активного словарного запаса, расширение используемых в устной речи грамматических языковых средств для выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилями общения,

  1. Если бы сейчас было лето, то ...  
  2. Если бы у меня было три сестры, то ...  
  3. Я был бы счастлив, если бы ...  
  4. Если бы я жил у моря, то ...  
  5. Если бы я умел летать, то ...

9. Упражнение-игра «Описание действия».

Упражнение вырабатывает представление учащихся о разделах языка. Задание направлено на формирование готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, пониманию чужой речи и создание своей, потребности в речевом самосовершенствовании, обогащению словарного запаса,  

Задание: Учащиеся делятся на две команды. Представитель одной команды называет какое-либо действие, а другая команда должна описать это действие при помощи наречий. Например, называется слово «читать».

Вероятный ответ: быстро, правильно, грамотно.

Затем команды меняются местами. И так – несколько раз. Выигрывает команда, более развернуто и точно описавшая действия, предложенные другой командой.

Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 7 класса

Система заданий по формированию речевой культуры в 7 классе включает орфоэпические задания (упражнение «Произношение»), задания, направленные на формирование умения использования лексики в речи (упражнение «Синонимы, антонимы и омонимы», упражнение «Архаизмы и историзмы»), задания на развитие навыков непосредственного речевого общения (упражнение-игра «В нашем классе «новенький», упражнение-игра «Ссоримся культурно», упражнение-игра «Опять двойка»), задания на употребление правильных грамматических форм (упражнение «Падежная форма имени числительного»), словарную работу (упражнение «Обогащению словарного запаса»), задания на формирование практических умений создания текстов (упражнение-игра «Прогулка по городу»).

1. Упражнение «Произношение».

Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности, формирование умения пользоваться орфоэпическим словарем, обогащению словарного запаса.

Задание: Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», обратив внимание на произношение выделенных слов. Что подскажет вам правильное произношение последнего слова?

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне». –

«Что, Таня, что с тобой?! - «Мне скучно»...

Найдите в орфоэпическом словарике не менее 5 слов с буквенными сочетаниями чн, чш. Выпишите слова с произносительными пометами.

Произнесите правильно, без ошибок.

2. Упражнение «Синонимы, антонимы и омонимы».

Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль синонимов с различными значениями, антонимов, омонимов; обогащают словарный запас, формируют умения пользоваться лингвистическими словарями, развивают языковой и эстетический идеал, орфографическую и пунктуационную грамотность.  

Задание: Учащимся предлагается найти в тексте стихотворения М.

Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка» (текст стихотворения представлен в Приложении) слова, у которых есть синонимы. При этом учитель уточняет, что нужно обращать внимание не только на основное значение слова, но, прежде всего, на то, какое оно имеет в контексте.

Слова, имеющие синонимы:

  1. бежит (спускается);
  2. тропинка (дорожка);
  3. бугорок (холмик),
  4. лениво (неторопливо, медленно);
  5. движется (течет);
  6. добром (хорошем)
  7. закаты (заход); 8) ушли (исчезли).

Далее учащимся предлагается выбрать слова, которые имеют антонимы и определить их.

Слова, имеющие антонимы:

  1. бугорок – низина;
  2. детские – взрослые;
  3. сонные – бодрые;
  4. лениво – быстро;
  5. движется - стоит;
  6. в тени – на солнце;
  7. добрый – злой;
  8. старый – новый;
  9. рай – ад;
  10. полдень – полночь; 11) закат – восход.

Следующее задание: найти в тексте стихотворения слова, которые имеют омонимы.

Такое слово только одно – замок.

Учащимся предлагается выяснить по словарю значение данного слова в стихотворении, а также значение его омонима.

Дети выясняют значении слов по словарю: 1) замок - дворец и крепость; 2) замок - приспособление для запирания чего-нибудь ключом.

Учитель: Скажите, как мы можем отличить эти слова друг от друга в устной речи.

Дети: По ударению: в первом слове оно падает на первый слог, во втором – на последний.

  1. Упражнение-игра «В нашем классе «новенький».

Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают словарный запас, развивают навыки общения.

Задание: из числа учащихся выбирается один школьник, который будет «новеньким» учеником, задача остальных – узнать о нем как можно больше. Далее роль «новенького» переходит к другому учащемуся, и так – несколько раз.

  1. Упражнение-игра «Ссоримся культурно».

Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают словарный запас, развивают навыки общения.

Задание: Детям предлагается припомнить или придумать какую-либо ссору и смоделировать поведение в ней. Особое внимание должно быть направлено на речевое «противостояние», при этом требуется выполнить основное условие – не использовать бранную и оскорбительную лексику.

  1. Упражнение «Обогащению словарного запаса».

Предложенное задание вырабатывает умения пользоваться лингвистическими словарями, обогащает словарный запас, развивает орфографическую грамотность.

Задание: определить по «Толковому словарю русского языка» значение следующих слов: лингвистика, мемориал, тенденция, кулинария, вдохновенье, репортаж, фонограмма, муза, стимул, лексика. 

  1. Упражнение-игра «Опять двойка».

Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают словарный запас, развивают навыки общения.

Задание: Двое учащихся исполняют роль родителей, а остальные – их детей-школьников, получивших двойку. «Родители» должны выяснить причину такой неудачи, а «дети» - оправдаться.

  1. Упражнение-игра «Прогулка по городу».

Задание формирует готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, созданию устных монологических и диалогических высказываний с соблюдением норм современного русского языка, обогащает словарный запас, развивает потребность в эстетическом самосовершенствовании.

Задание: Учащиеся делятся на две команды, каждая из которых должна составить рассказ о прогулке по городу Бийску.  

Затем команды осуществляют публичное представление своего рассказа. Происходит это следующим образом: члены команды по очереди произносят предложения, из которых состоит рассказ.  

Побеждает команда, чей рассказ окажется наиболее интересным.  

  1. Архаизмы и историзмы».

Упражнение направлено на расширение понятийной базы о лексике русского языка; с помощью задания учащиеся обогащают словарный запас словами с культурным компонентом.  

Задание: слово «кафтан» является:

а) диалектизмом;

б) архаизмом;

в) историзмом;

г) неологизмом.

Правильный ответ: историзмом.

  1. Упражнение «Падежная форма имени числительного».

Данное задание вырабатывает представление о морфологии русского языка, в ходе выполнения упражнения учащиеся усваивают правильное употребление форм словоизменения числительных. Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности.

Задание: Назовите правильный вариант падежной формы имени числительного:

а) к полуторастам;

б) к полтораста;

в) к полторастам;

г) к полутораста.

Правильный ответ: к полутораста.

Задания, направленные на формирование речевой культуры учащихся 8 класса

Система заданий по формированию речевой культуры в 8 классе включает задания, направленные на формирование способности употребления в речи различных синтаксических конструкций (упражнение «Замена»), речевых оборотов (упражнение-игра «Подбери фразеологизм»), задания на формирование способности определения и исправления ошибок в употреблении грамматических форм (упражнение «Исправь ошибку в употреблении прилагательных»), акцентологические задания (упражнение «Ударение»), словарную работу (упражнение «Обогащение словарного запаса»), задания на употребление правильных грамматических форм (упражнение «Числительные»), задания на развитие навыков непосредственного речевого общения (упражнение-игра «Опоздание», упражнение-игра «Как добраться...», упражнение-игра «Критики»), задания на формирование практических умений создания текстов (упражнение «Мой корабль»).

        1.        Замена».

Упражнение формирует знания о разделах русского языка, обогащает активный и потенциальный словарный запас, расширяет объем используемых в речи слов в соответствии с грамматической сочетаемостью, нормами литературного языка, развивает орфографические навыки.

Задание: Перепишите, заменяя выделенные согласованные определения распространенными несогласованными определениями.

Образец. На столе стоял керамический кувшин. - На столе стоял кувшин из керамики.

  1. По луже плыл бумажный кораблик.
  2. На девушке была кожаная куртка.
  3. Автомобильная стоянка расположена рядом с домом.
  4. Горные вершины виднелись сквозь туман.
  5. В аэропорту нас встретила светловолосая девушка.

2. Упражнение «Ударение». 

Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности, формирование умения пользоваться орфоэпическим словарем, обогащению словарного запаса, учащиеся формируют знания о разделах русского языка.

Задание: определите, в какой строке во всех словах ударение падает на один и тот же слог.

а) облегчить, недуг, средства;

б) ворожея, каталог, квартал;

в) зубчатый, кедровый, кухонный;

г) свекла, столяр, недруг.

Правильный ответ: ворожея, каталог, квартал.

3. Обогащение словарного запаса».

Предложенное задание пробуждает интерес к изучению русскому языку, вырабатывает умения пользоваться лингвистическими словарями, обогащает словарный запас, развивает орфографическую грамотность.

Задание: определить по словарю значение следующих слов: генезис, тренд, логистика, трест, холдинг, маркетинг, конгломерат, акцент, термин, филология.

  1. Упражнение-игра «Подбери фразеологизм».

При выполнении упражнения учащимися формируется готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Упражнение направлено на расширение понятийной базы о фразеологии русского языка; с помощью задания учащиеся понимают роль фразеологизмов; обогащают словарный запас.

Задание: Учитель произносит фразу, передающую в обобщенном виде значение какого-нибудь фразеологизма. Учащиеся должны правильно сформулировать этот фразеологизм. Например, учитель говорит: «Он бездельничает, ничего не делает». Учащиеся: «Бьёт баклуши».

Побеждает тот учащийся, который быстрее других и правильно сформулирует больше фразеологизмов, чем другие.

  1. Упражнение-игра «Опоздание».

Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка, учащиеся обогащают активный, пассивный и потенциальный словарный запас, развивают навыки общения и потребности в речевом самосовершенствовании.

Задание: выбирается один учащийся, который будет исполнять роль учителя, остальные школьники исполняют роли опоздавших учеников. Задача «учителя» – выяснить причины опоздания, а «учеников» - объяснить, почему они опоздали.

  1. «Мой корабль».

Задание пробуждает интерес к изучению русскому языку, формирует навыки и умения построения связной речи в соответствии с ситуацией, стилем и нормами литературного языка; способствует активизации речемыслительной деятельности и становлению ценностных категорий; расширяет круг используемых грамматических средств; расширяет словарный запас; развивает потребность в эстетическом самосовершенствовании, развивает орфографические и пунктуационные навыки.

Задание: Представьте себя путешествующими на каком-либо корабле. Опишите сак корабль, опишите окружающую корабль обстановку (какое

море, шторм или штиль и т.п.), а также тех людей, которые находятся с вами на корабле.

Задание выполняется письменно.

  1. Упражнение-игра «Как добраться...».

Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка; учащиеся обогащают активный, пассивный и потенциальный словарный запас, развивают навыки общения и потребности в речевом самосовершенствовании.

Задание: Учащиеся делятся на две группы: «местные» и «приезжие». Задача вторых, выяснить как добраться до какого-либо места (театра, музея, магазина и т.п.), задача первых – объяснить им дорогу к искомому объекту.

  1. Упражнение «Числительные».

Данное задание вырабатывает представление о морфологии русского языка, в ходе выполнения упражнения учащиеся усваивают правильное употребление форм словоизменения числительных. Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности.

Задание: Напишите числительные словами и согласуйте с ними существительные.

  1. Мы готовимся к 23 февраля. Правильный ответ: Мы готовимся к Двадцать третьему февраля).
  2. Вышел в рейс океанский лайнер с 750 пассажирами на борту. Правильный ответ: Вышел в рейс океанский лайнер с семьсот пятьюдесятью пассажирами на борту.
  3. Турбаза расположена на высоте 368 метров над уровнем моря. Правильный ответ: Турбаза расположена на высоте трехсот шестидесяти восьми метров над уровнем моря.
  4. В 200 километрах отсюда находится уникальный заповедник. Правильный ответ: В двухстах километрах отсюда находится уникальный заповедник.
  5. Он обрадовался и этим 400 рублям. Правильный ответ: Он обрадовался и этим четырёмстам рублям.

9.         Упражнение         «Исправь         ошибку         в         употреблении прилагательных».

Данное задание пробуждает интерес к изучению русскому языку, в ходе выполнения упражнения учащиеся усваивают правильное употребление сравнительной степени имен прилагательных. Предложенное задание направлено на овладение нормами литературного языка, повышение орфоэпической и орфографической грамотности, развитие речевых способностей и потребности в речевом самосовершенствовании.

Задание: Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных.

  1. Это мероприятие было проведено более организованнее, чем в прошлый раз. Правильный вариант: Это мероприятие было проведено более организованно, чем в прошлый раз. Другой вариант: Это мероприятие было проведено организованнее, чем в прошлый раз.  
  2. Разработка данного месторождения представляет собой наиболее важнейшую задачу. Правильный вариант: Разработка данного

месторождения представляет собой наиболее важную задачу. Другой вариант: Разработка данного месторождения представляет собой важнейшую задачу.

  1. В последнее время по телевидению стали более лучше показывать разные передачи. Правильный вариант: В последнее время по телевидению стали лучше показывать разные передачи.
  2. Эти люди прибыли к нам из самых отдаленнейших мест.

Правильный вариант: Эти люди прибыли к нам из самых отдаленных мест.

  1. Бухгалтер был самый лысый человек в нашей организации. Правильный ответ: прилагательное «лысый» обозначает признак в абсолютной степени, поэтому не может быть использовано в превосходной степени. Данное предложение не может быть переформулировано.

10. Упражнение-игра «Критики».

Предложенное задание направлено на формирование создания устных монологических и диалогических высказываний коммуникативной направленности в зависимости от целей, ситуации и сферы общения с соблюдением норм современного литературного языка. Учащиеся обогащают словарный запас; развивают навыки общения и потребности в речевом самосовершенствовании; усваивают языковой материал в ситуациях, приближенных к жизненным.

Задание: Вниманию учащихся, разделившихся на две команды, предлагается какая-либо картина. Одна команда – критики, которым картина нравится, а другая относится к этому произведению отрицательно. Команды характеризуют картину со своей точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в формировании речевой культуры учащихся

В данном выступлении дается обобщение  опыта  работы по теме "Проектная деятельность в развитии творческих способностей и формировании речевой культуры учащихся"...

Задания, направленные на формирование коммуникативной грамотности учащихся

Данная публикация включает в себя коммуникативные задачи, решаемые на каждом уроке и способствующие развитию навыков говорения...

Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...

Формирование речевой культуры учащихся

Нам хорошо известныпримеры серьёзных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказыванийшкольниками.Несмотря на сумму полученных в школе знаний, на имеющийся опыт владениякоммуникатив...

Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.Нестандартные подходы.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...