Формирование речевой культуры учащихся
статья по русскому языку по теме

Вераксо  Светлана  Николаевна

Нам хорошо известны

примеры серьёзных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказываний

школьниками.

Несмотря на сумму полученных в школе знаний, на имеющийся опыт владения

коммуникативными умениями, они часто создают письменные и устные высказывания, не

отвечающие речевым задачам. Но мы, учителя-словесники, прекрасно понимаем, что нашим

школьникам необходимы «победные и радостные, плодотворные усилия» речевых опытов, так

как  только  в  этом  случае  они  могут  проявить  свою  речевую   культуру  в  многоголосом коммуникативном коллективе.

 Традиционная практика работы по формированию коммуникативных умений и

развития речи учащихся требует совершенствования и творческого пересмотра.

Насколько свободно смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни

выпускники нашей школы, в значительной мере зависит степень активного и плодотворного

участия их в производственной, общественной и креативной сферах в дальнейшем.

Поэтому требование развивать  речь учащихся  воспринимается  как  социальный  заказ

современной школе.

Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны

свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть

различными видами речевой деятельности - грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо

говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать.

Добиваться планируемых программой результатов обучения удаётся лишь в том случае, если

работа по развитию речи пронизывает весь процесс обучения, если знания о языке и речи,

которые учащиеся получают, изучая строй языка, используются для формирования речевых

умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevoy_kultury_shkolnikov.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

     Формирование речевой культуры школьников

Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.

Сегодняшний выпускник средней образовательной школы, отягощенный конкретными знаниями,

часто, к нашему сожалению, утрачивает привычку распоряжаться обилием информации: не

испытывает должного интереса к речевым опытам в той или иной форме. Нам хорошо известны

примеры серьёзных речевых неудач при создании письменных и устных связных высказываний

школьниками. Несмотря на сумму полученных в школе знаний, на имеющийся опыт владения

коммуникативными умениями, они часто создают письменные и устные высказывания, не

отвечающие речевым задачам. Но мы, учителя-словесники, прекрасно понимаем, что нашим

школьникам необходимы «победные и радостные, плодотворные усилия» речевых опытов, так

как  только  в  этом  случае  они  могут  проявить  свою  речевую   культуру  в  многоголосом коммуникативном коллективе.

Очевидно, что традиционная практика работы по формированию коммуникативных умений и

развития речи учащихся требует совершенствования и творческого пересмотра.

Насколько свободно смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни

выпускники нашей школы, в значительной мере зависит степень активного и плодотворного

участия их в производственной, общественной и креативной сферах в дальнейшем.

Поэтому требование развивать  речь учащихся  воспринимается  как  социальный  заказ

современной школе.

Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны

свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть

различными видами речевой деятельности - грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо

говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать.

Добиваться планируемых программой результатов обучения удаётся лишь в том случае, если

работа по развитию речи пронизывает весь процесс обучения, если знания о языке и речи,

которые учащиеся получают, изучая строй языка, используются для формирования речевых

умений. Содержание работы по развитию речи составляет, как известно, обучение: а) культуре

речи и б) связным высказываниям. Для выполнения этих задач необходимо:

  • обогащение речи учащихся,
  • обучение выбору языковых средств, написание сочинений,
  • пересказ и анализ текстов.

Правильная речь предполагает овладение нормами литературного языка:

■        орфоэпическими,

  • лексическими,
  • словообразовательными,
  • морфологическими,
  • синтаксическими
  • стилистическими.

Потому, изучая тот или иной раздел программы, необходимо знакомить учащихся с правилами произношения и образования слов и их форм, с правилами построения словосочетаний и предложений. Например: при изучении фонетики сообщается, как следует произносить сочетания согласных чт, чн, шн. Изучая морфологию, обратить внимание на правильное образование отдельных (трудных) форм слов {чулок, но носков; рельсов, брелоков, поезжай (не «ехай»), хотят, но хочет) и другие. Работая над синтаксисом, необходимо знакомить ребят с нормами управления, с правилами построения предложений, в состав которых входят причастные и деепричастные обороты.

Конечно, в дальнейшем к этим правилам приходится не раз возвращаться, так как процесс формирования правильной речи требует длительной и кропотливой работы в течение долгих лет, особенно если обучение протекает в условиях диалектного окружения, двуязычия или многоязычия.

Хорошая речь - это, как правило, речь богатая, точная, выразительная. Чтобы подняться на высоту этой подлинной речевой культуры, учащиеся должны овладеть различными способами выражения того или иного смысла, богатством лексической и грамматической синонимики русского языка, его выразительными стилистическими средствами и вариантами литературной нормы. На уроках развития речи ребята учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания с учётом коммуникативной задачи речи. Поэтому работа по обогащению речи в большей мере тяготеет к обучению связным высказываниям. Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи обучающихся, которые используются в школьной практике (изложения, сочинения, творческие и свободные диктанты). Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения грамотному правописанию. Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине. Приведу пример творческого диктанта на вставку слов по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Для слабых успевающих можно предложить слова для справок.

К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, тёплый). Небо нежное, всё светится, переливается розовым, голубоватым. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) берёзках, (пышных, колючих) елях, на брёвнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лицо солнцу!

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозелёные) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая - белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь на картине, снег

как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зелёного, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, тёмный) лес. Там ещё царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый - белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега на переднем плане картины.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

В дальнейшем же школьникам предлагается написать сочинение - описание природы по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После такой подготовки сочинения учащихся отличаются богатством содержания, образностью и выразительностью, и очень важно, когда ученик смотрит не в свою книгу на цветную вклейку репродукции, а на большую чёткую репродукцию, прикреплённую на доске: класс чувствует рабочее единство.

Время требует творческой активности и от учителя, и от ученика. Школа давно уже и с различной степенью успешности предлагает «встречное движение» в познавательном процессе (от учителя к ученику и от ученика к учителю). На мой взгляд, примером такой познавательной деятельности, захватывающей и учителя, и ученика, сегодня может являться игровая деятельность. На уроке повторения видов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске в 5 классе можно поставить перед собой задачу: при помощи речевых ситуаций показать учащимся, что умение различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, а главное, умение правильно использовать их в речи и точно передавать нужную интонацию необходимо каждому человеку в практике речевого общения.

Повторение видов предложений по цели высказывания велось на основе анализа примеров, приводимых учащимися. Ребятам было дано домашнее задание - составить пример, который включает в себя предложение и описание обстоятельств, в которых оно произносится, т. е. речевую ситуацию. Речевые ситуации можно было придумать или взять из художественной литературы. Проверка была организованна в игровой форме «Угадай-ка». Ведущий выбирает по очереди любого из учеников класса. Тот приводит пример, стараясь как можно точнее соблюсти интонацию, соответствующую выбранной им речевой ситуации. Остальные на слух определяют назначение и вид предложения. Таким образом, в игре участвует весь класс. Такую игру можно организовать, разбив класс на команды, соревнующиеся друг с другом. Баллы присуждаются за правильную характеристику предложений и за правильное интонирование. Выигравшей считается команда, набравшая большее количество баллов.

Анализируя приведенные примеры, учащиеся отметили, что восклицательная интонация в зависимости от ситуации, в которой произносится предложение, помогает передать различные эмоции, делает нашу речь более выразительней, помогает точнее передать отношение говорящего к тому, о чём он говорит. Кроме того, в процессе игры учащиеся получили возможность ощутить сложность и понять важность не только правильной интонации различных предложений, но и правильного восприятия интонации собеседника, что имеет большое значение в практике речевого общения. В ходе урока возникла и незапланированная ситуация, которая дала возможность повести разговор об употреблении предложений, выражающих приказ. Ученик записывал на доске предложение. Кто-то из класса сказал: «Отойди, мне не видно!» Прозвучало это довольно резко. Внимание класса было привлечено к тому, что употребление в данном случае предложения-приказа не оправдано ситуацией, а предложение должно было бы быть произнесено с совершенно другой интонацией - интонацией просьбы и используя слово «пожалуйста».

Речевые ситуации на уроках повторения дают возможность использовать в качестве дидактического материала жизненный опыт самих ребят, помогают им осознать практическую необходимость знания того или иного материала.

Игровая методика особенно хорошо «работает» на слабых учеников, поскольку система игровых форм деятельности предлагает для них механизм защиты. Для «сильных» учеников (а их обычно в классе не много) выбор игровой или неигровой методики не так важен, так как они выполняют любую работу с удовольствием. Игра, в отличие от традиционных форм, позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, включить всех в работу и выявить творческие способности практически у всех детей.

Большой эффект в работе дают письменные игровые диалоги как одна из форм развития речи учащихся. Цель этих письменных игровых диалогов — ввести на более ранних этапах обучения творческие работы, которые очень много могут дать учителю в плане «раскрытия» учеников, развития их письменной речи, в плане обучения ребенка навыкам организации и самоорганизации.

Надо сказать, что введение таких игровых диалогов должно быть системным, где используются и

письменные и устные формы. Организовав игру, мы меняем роль учителя на уроке: теперь он

становится организатором самостоятельной творческой деятельности детей.

Дети   пишут   одно   сочинение   на   двоих   -   диалогом,   причем   каждой   паре   предлагаются индивидуальные роли: путешественник и его попутчик, старая штопальная игла и катушка ниток, малыш и Карлсон, учитель и ученик и т. п. На каждой парте были задание на карточках такого типа:

Вообрази себя героем сказки (любым) и побеседуй с соседом по парте (он тоже какой-нибудь

герой). С самого начала урока хорошо создать необычную творческую атмосферу (переодеться в

сказочника, поставить подсвечник на стол, развесить картинки, включить музыку).

Необычная атмосфера настраивает ребят на творчество.

На другом уроке ребята писали диалог в игровой ситуации «Если бы...».

Им предлагалось в наше время «найти» цветик - семицветик и использовать его (вдвоем) или повстречаться в самой будничной обстановке с героями различных сказок.

На протяжении этого урока заинтересованно и с увлечением работали все. Слово диалог было записано на доске и разъяснено. В течение урока обязательно нужно контролировать пары: объяснять непонятное, «подталкивать» к творчеству тех, кто не сразу «вошел в игру». Сначала игровая методика идёт очень трудно, но очень скоро становится привычной для ребят, особенно если она применяется систематически. Опыт показывает, что групповая работа и работа в парах значительно повышает уровень знаний, умения и навыков, вызывает активную деятельность учащихся. Уроки стали для ребят интересными, многие преодолели собственные трудности.

Как правило, эффективны «Встречи за редакторским столом». На такую встречу приглашаются 3-4 ученика с черновиками сочинений, и редактирование черновиков проходит под непосредственным руководством учителя. Эффективное использование примеров сочинений предполагает не беглый их просмотр, и даже не простое чтение, а анализ. Делаем это так: на сочинение накладывается прозрачный лист бумаги, и ученики карандашом отмечают всё, на что обращается внимание при анализе работы: план, переходы от одного вопроса к следующему; языковые средства связи абзацев, микротекстов, предложений; приёмы цитирования; формулировки выводов. На рабочих уроках даются индивидуальные карточки или разминка для всего класса «Отредактируйте текст». Учащиеся внимательны к таким заданиям, с интересом отмечают ошибки других, в то же время учатся быть предельно внимательными и к своим работам.

Определённое место в системе работы по обучению связным высказываниям занимают конкретные методические рекомендации школьникам. Оформленные в виде нетрадиционных советов, они дают нужную мотивационную установку при создании высказывания того или иного жанра. Так, например, для поддержания определённой готовности учащихся к речевой практике в обиходно-разговорной сфере общения каждому обычно даются своеобразные памятки, которые нацеливают его на отбор материала для высказывания, помогают систематизировать и обобщить его, оформить собранный материал в виде текста, не забывая об индивидуально-авторской интерпретации излагаемых событий или впечатлений. При создании высказываний обиходно-разговорного жанра (письма, дневника) предлагается «Памятка», где есть такие советы: Начинайте свою ежедневную речевую подготовку с элементарных упражнений: восстановите на бумаге путь, пройденный за день. Пусть встанет перед вашим внутренним взором множество любопытных и заманчивых вещей: чьих-то лиц, мимолётных фраз, чьих-то добрых и недобрых взглядов, советов и спорных суждений. Призовите себе на помощь двух верных помощников: Внимание и Воображение, восстановите с их помощь самые трудные или самые памятные участки пройденного пути.

На каждом занятии ученикам предлагаются ситуативные задания, которые позволяют включить каждого   самостоятельную  творческую  деятельность,   сугубо   индивидуальную   и   имеющую множество вариантов решения задач, что, на мой взгляд, является необходимым стимулирующим фактором при обучении речи. Приведу примеры такого рода заданий.

  1. Используя фотографии, постарайтесь воссоздать атмосферу события, отраженного на снимке, оцените поведение участников данной обстановке.
  2. Проанализируйте событие истекшего дня (нескольких дней). Что вас особенно заинтересовало, заставило задуматься?
  3. Представьте понятие «дневник», сделайте дневниковые записи по своим наблюдениям.
  4. Прочитайте письма Д. С. Лихачёва, адресованные молодёжи. Что заинтересовало вас? О чём хотели бы спросить автора писем? Оформите свои размышления и вопросы в форме письма Лихачёву.
  5. Прочитайте статью «О культуре спора» Л. К. Граудиной.

Составьте конспект или тезисы статьи. Сочинения, создаваемые детьми, - это способ их самовыражения, самопознания. С помощью сочинений осмысливается и усваивается содержание изучаемого художественного произведения Работа, направленная на обучение школьников умению писать сочинения, является одним из самых активных и результативных методов воспитания. Написание сочинений затруднено при бедном словарном запасе, поэтому следует уделять большое внимание обогащению речи школьников новыми словами* поисками языкового оформления мысли. В работе над словом большое значение имеет выбор приема толкования лексического значения слова, эффективна корнесловная работа, построение словообразовательных цепочек, наблюдение над словом в контексте.

"Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий". Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом. Следуя принципу А.М. Пешковского, утверждавшего, что "сперва услышать, а затем смотреть, как это писано", мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.

Приведу пример выполнения подобного задания:

Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.

  1. У слова снег нет синонимов.
  2. В переносном смысле не употребляется.
  3. Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый

н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий

е - [э] - гласный

г - [к| — согласный глухой, твёрдый

4.        Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

  1. Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.
  2. Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств. На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся. Перед контрольным диктантом обычно объясняются непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, обязательно проверяется, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся. Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако, при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь ученика.

Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь. Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:

  1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
  2. Диктант "Угадай словечко!" (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
  3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
  4. Зрительные диктанты
  5. Задание "Объясни разницу" - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
  6. Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц)

Д. Ушинский писал, что "дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета", именно поэтому так много внимания уделяю формированию потребности и использовании справочной литературы.

Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Кроме орфографического, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся "Школьным толковым словарём" М.С. Лапатухина, солидным словарём СИ. Ожегова. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа, как важная часть урока, способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его. Практика реализации предлагаемой системы работы позволяет говорить об определённых успехах в речевой подготовке выпускников, а самое главное, о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. Показательно и то, что у старшеклассников (не у всех, конечно) появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.

Учителям - словесникам потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Конечно, любая работа даёт определённые результаты, и систематическая работа по развитию речи учащихся приносит свои плоды: повышается уровень техники чтения (60-80% - высокий уровень, 40-20% - средний, 5-8% - низкий), растёт качество обученности учащихся и качество письменных, устных работ школьников; многие ребята успешно участвуют в школьных, районных и дистанционных олимпиадах (Дина К. - 3 место в районе, участница республиканского тура), пробуют свои силы в качестве корреспондентов школьной, районной газеты ( Эльвира Г, Ирина Л., Юлия Б.), участвуют в конкурсах сочинений (Юлия Д. - победитель районного и республиканского конкурса сочинений «Письмо президенту»).

 Создавать систему - крайне увлекательное и полезное дело для учителя. Эта работа сродни работе зодчего, строящего храм. Хочется завершить свой доклад метафорой: «Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тележки, и спросил у каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята», второй - «Зарабатываю на хлеб для своей семьи», а третий сказал: «Я строю храм»

Вераксо Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы