Система уроков по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рыжикова Ольга Ивановна

Система уроков по теме "Деепричастие"разработана на принципах технологии встречных усилий учителя и учащихся.  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_urokov_po_teme_deeprichastie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по теме  «Деепричастие» в 7 классе, которые построены на принципах технологии встречных усилий учителя и учащихся

    При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое. Это объясняется тем, что школьники обычно  не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

    В ходе изучения этой темы очень важно использовать различные виды работ, которые убедят школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной, выразительной.

    У учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастиями, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. Учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия, употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

    Рассмотрим систему уроков.

Урок № 1

     Тема: «Понятие о деепричастии» (1ч.)

     Цель: выяснить лексическое и грамматическое значение деепричастия, научиться разграничивать основное и добавочное действия, определить синтаксическую роль деепричастий.

   1. Урок начинаем с чтения стихотворения Р.Саути. «Погружение»

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

 Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катаясь,извиваясь,стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -

Так падают бурные воды в сверкающем,

быстром Лодоре!

2. «Повтор с расширением»

 Обращаем внимание учащихся на необычное построение стихотворения – оно почти все состоит из деепричастий. В ходе анализа выясняем, что деепричастия обозначают добавочное действие  при основном действии и образуются от глагола, имеют общее с ним лексическое значение. Но деепричастие имеет и признаки наречия – оно не изменяется и в предложении является обстоятельством.

     Важно обратить внимание учащихся на смысловые вопросы, которые задаются к деепричастию: наблюдается тенденция постановки ко всем деепричастиям вопроса как?

Уяснить тонкости значений обстоятельств позволит упражнение, которое дано в учебнике.

     Выясняем, какова речевая функция деепричастий в этом тексте (деепричастия помогают ярко, выразительно нарисовать картину).

3. «Вопросы к тексту»

    Учащимся предлагается прочитать сведения о деепричастии в учебнике, отметить то, что им уже знакомо о деепричастии и что еще предстоит узнать, чему следует научиться.

4. «Колонка редактора».

    Учащимся предлагается отредактировать следующие предложения, предварительно выяснив совместными усилиями, в чем заключается ошибка.

1. Вернувшись из деревни, мне долго снилась наша река. 2. Осмотрев дом, он мне показался очень ветхим. 3. Промокнув, меня здорово отругали дома. 4. Выйдя из подъезда, меня окликнул мой товарищ. 5. Посмотрев вверх, мое внимание привлек кот, сидящий на крыше. 6. Отойдя подальше, мой взгляд остановился на странном дереве. 7.Встретив друга, между нами завязался интересный разговор.

5.Оценивание результатов своей работы: что узнал о деепричастии, что необходимо закрепить.

Домашнее задание предлагается по уровням.

1-ый уровень: найти в тексте упражнения деепричастия, определить их синтаксическую роль.

2-ой уровень: найти в учебнике (любом) предложения с деепричастиями, выписать их, составить план рассказа о деепричастии.

3-ий уровень: составить текст на предлагаемую тему, используя в нем деепричастия.

Урок №2

Тема: «Признаки глагола и наречия у деепричастия».

Цель: выяснить, какие признаки глагола и наречия имеет деепричастие, сравнивая и сопоставляя эти части речи  по  значению, морфемному составу, морфологическим признакам и синтаксической роли, усвоить эти признаки.

1. «Погружение»

Учащиеся один за другим дают характеристику деепричастия, приводя примеры. Затем подводится итог того, что уже знают учащиеся о деепричастии, и выясняется, что узнают об этой части речи на уроке.

2. «Проверь себя!»

 Задание дается по вариантам.

I вариант

Найти словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской

2. выкрасив краской;

3. устроенный по проекту;

4. устроившись на ночлег;

5. запертый дома;

6. заперев дом.

Учащимся предлагается найти предложения, в которых есть слово, обозначающее добавочное действие при основном.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II вариант

 Найти словосочетание с деепричастием.

1.Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

3. укрепил болт;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

Найти предложения, в которых  есть деепричастия.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2.Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

5. Уставшая, она не хотела идти дальше.

 

    Затем проверка работы, выставление себе оценки и определение того, на что еще следует обратить внимание (этот вывод делает для себя каждый учащийся).

3. «Знаю / не знаю».

    В ходе обсуждения определяем, чего мы еще не знаем о деепричастии.

Обращаемся к учебнику, находим сведения о том, какие признаки глагола и наречия имеет деепричастие. Затем, после самостоятельной работы, соединяем усилия всех учеников, задавая друг другу вопросы по теме. Выслушиваем монологический ответ по теме одного из учащихся.

4. «Схема-подсказка».

     Задание сначала выполняется самостоятельно, затем работа в парах . Затем желающие выходят к доске защищать свою «подсказку». Происходит  обсуждение  предложенной работы, что-то исправляется, что-то дополняется.

  Вот пример такой «схемы- подсказки», предложенной учащимися.

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Признаки глагола                                                       Признаки наречия

1. Вид (совершенный и                                            1. Не изменяется

несовершенный).

2. Возвратность ( с –ся                                            2. В предложении зависит

или –сь и невозвратность).                                       от глагола-сказуемого.

3. Способность иметь при                                       3. В предложении является  

себе зависимые слова.                                             обстоятельством.

  Затем учащимся предлагается выполнить задания учебника по определению  морфологических признаков деепричастия, морфемного разбора этой части речи

5. Совместное составление домашнего задания.

 Рассказ о признаках деепричастия, выполнение упражнений по степени  сложности (каждый учащийся выбирает сам степень сложности)

 

Урок №3

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Цель: ознакомиться со  способами  образования деепричастий совершенного и несовершенного вида, формирование навыка написания гласной перед –в-, -вш-

1. «Дуэль» 

Двое учащихся выходят к доске и задают попеременно друг другу вопросы по теме предыдущих уроков и отвечают на них. Класс внимательно слушает ответы, дополняет их, либо задает свои вопросы.

2. «Лови ошибку!»

Записать предложения, предварительно исправив ошибки.

Вася, вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.Я, взяв рюкзак, и надел кеды.

Проверяем работу, обсуждая ее результаты, делаем работу над ошибками.

3. «Подумай и ответь!»

Учащимся предлагается следующее задание: « Ответьте на вопрос: можно ли образовать деепричастия несовершенного вида от указанных глаголов?»

Бегут, пекут, стерегут, влекут, пьют, шьют, ткут, врут, жмут.

Учащиеся делают свои выводы, пытаясь выполнить задание. Затем ищут подтверждение своих предположений в учебнике. Выполняют упражнения, предложенные в учебнике. При проверке работают в паре. Делают вывод о полученных знаниях.

Составляется схема-опора:

Деепричастия

Несовершенного вида                                    совершенного вида

образуются от основы глагола                    образуются от основы инфинитива

настоящего времени + -а-,-я-                        + -в-, -вши-, -ши-

4. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

Задание : используя схему рассказать об образовании деепричастий. Начните свой ответ так:

    Деепричастия делятся на две большие группы: деепричастия несовершенного вида и деепричастия совершенного вида.

    Деепричастия несовершенного вида образуются…

5. «Подумай!»

Задание: образовать деепричастия, распространить их и составить 2-3 предложения

 Подведение итогов работы. Разработка домашнего задания.

Урок №4,5,6

Тема: «Деепричастный оборот»

Цель: научиться находить зависимые от деепричастия слова, устанавливать границы деепричастных оборотов, определять позицию оборота (в начале, середине и конце предложения).

 

1. Знакомство с понятием о деепричастном обороте начинаем с понятия, что такое причастный оборот. Выдвигаем свои версии, что такое деепричастный оборот. Затем читаем материал учебника. Составляем совместно схемы предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

2. «Лови ошибку!»

         Предлагаются предложения, в которых допущены ошибки при постановке знаков препинания при деепричастном обороте.

 На следующих уроках отрабатывается данное пунктуационное правило и добавляется правило выделения запятыми причастных оборотов.

   Здесь же можно использовать и следующие задания: Найти в тексте упражнения предложения по указанным схемам; составить самостоятельно такие предложения; составить диктант на данные правила и др.

3. «Подумай и ответь!»

 На данном этапе урока можно использовать следующие задания: выразительное чтение предложений с деепричастием и деепричастным оборотом; различение причастных и деепричастных оборотов; тренировка в обособлении деепричастных оборотов  в предложениях с союзом и и др.

4. «Правильная речь!»

Учащимся на этом этапе могут быть предложены следующие задания:

1.Замените один из глаголов-сказуемых деепричастием. Следите за порядком слов в предложении . Например:

    Вода вышла из берегов и затопила низкие места. Языки пламени лениво лизали траву и постепенно совсем исчезали. На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце. Море все еще не успокоилось после ночной бури и глухо рокотало. 

Преобразуйте предложения, заменив в них деепричастия с зависимыми словами придаточными предложениями. Например:

    Побывав у заказчика, столяр зашел на минутку к сестре. Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов. Увидев Каштанку, кот вскочил. Не получив ответа, старик пошел еще медленнее.

Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее (Каштанку) шел серый гусь.

Дополните предложения деепричастием с зависимыми словами дважды: со значением образа действия (как? каким образом?) и со значением времени (когда? после чего?) Например:

   Все стали сдавать тетради учителю. Ребята возвращались домой. В деревне громко перекликались петухи. Солнце палило нещадно.

Раскройте скобки, заменив инфинитив глаголом сказуемым в прошедшем времени; затем – причастием, образованным от этого инфинитива; затем – деепричастием ( должны получиться три синонимичных предложения). Обозначьте в них связь причастий и деепричастий с теми словами, от которых они зависят. Например:

   Моя мама (преподавать) литературу в лицее, часто проверяла тетради по ночам. Альпинисты (покорить) Эверест, с триумфом вернулись на базу. Ребята (разъехаться) на каникулы, скучали по дому. Экипаж (показаться) из-за поворота, остановился. Тучи (рассеяться) очень быстро, уступили место солнцу.

Урок № 7

Тема:  «Правописание НЕ  с деепричастиями»

Цель: выяснить условия правописания НЕ с деепричастиями, сравнить это правило  с правилом правописания НЕ с глаголами.

1. «Погружение»

 

 Объясните, почему так объединены части речи; заполните таблицу примерами.

Правописание какой  части речи с НЕ вы еще не знаете?

 


с существительными,

прилагательными


с глаголами, деепричастиями


с причастиями

          После заполнения таблицы дается практическое задание: списать, раскрывая скобки.

   (Не)давши слова, крепись, а давши, держись. (Не)зная брода, (не)суйся в воду. (Не)убив медведя, шкуры (не)продают. (Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.

2. «Согласен / не согласен»

Работа происходит в форме  диалога.  Ученики обращаются друг к другу или к учителю с тезисами, которые можно принять или не принять. В данном случае предлагается тема «Не с разными частями речи».

   Этот прием дает учителю возможность сделать вывод о степени усвоения материала.

3.  «В две колонки»

Класс работает по колонкам. Учитель диктует слова  вразбивку на изученные правила. Ученики должны быстро применить правило и записать слово в одну из колонок тетради. Затем ученики обмениваются тетрадями, и начинается коллективная проверка записей на доске и в тетрадях. Ошибки исправляются и объясняются.

4. Разработка домашнего задания.

 Учащиеся сами выбирают одно из предложенных в учебнике  заданий, при этом в классе идет обсуждение, какие знания и умения нужно применить, выполняя домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...