Прошедшее время
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Нор  Ирина Юрьевна

урок для 5 класса по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshedshee_vremya_glagola.docx21.72 КБ
Файл proshedshee_vremya_glagola.pptx87.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прошедшее время глагола.

Цель. 1.знать: способы образования и изменения глаголов прошедшего времени.

2. уметь:    распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-;

соблюдать в речи орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Организационный момент.

-Здравствуйте, садитесь.

-Сегодня нам предстоит очень интересная работа.

Орфографическая работа.

-Найдите ошибки  в предложенном вам тексте. Объясните их.

1.(Па)небу палзли со всех старон тижолые гразовые  тучи. 2.Патемнело. 3.В воздухи   запахло дождём и аслипительной змейкой блиснула молния. 4.Над самой галовой оглушительными раскатами пракатился гром. 5.Что- то зашумело. 6.Тижолые капли дождя упали на землю.

(По Н. Гарину-Михайловскому)

- На какое правило встретились ошибки в словах?

- Сформулируйте правило.

Синтаксическая работа ( параллельно этой работе идёт индивидуальная работа по карточкам  (два  человека у доски работают.)

-Какая синтаксическая единица представлена  нам?  [ = ], и [ = -  ].

- Какой раздел языка занимается изучением предложений?

- Дайте определение, что такое синтаксис?

-Выписываем предложение, которое соответствует схеме.

- Какое это предложение? Дайте ему характеристику.

-Докажите, что вы правильно выбрали предложение, соответствующее схеме.

Работа в тетрадях

Записываем предложение, подчёркивая орфограммы и  все члены предложения (проверка работы у учащихся, работающих у доски).

- Ребята, задайте работающим у доски вопросы на изученные темы. Вопросы задавайте правильно и не забывайте, что вы сами должны знать на них ответ.  

Лексическая работа.

- Скажите,  автору удалось передать всю прелесть приближения дождя? Какой  приём позволяет  этого достигнуть?

-Что мы называем метафорой?

- Подтвердите примерами из текста.

- Какие части речи помогают  воссоздать картину приближения дождя?

- Дайте определение  глаголу.

-В каком времени употребляются глаголы  в тексте?

Сообщение темы и цели урока.

Объяснение темы урока.

- Какая морфема  указывает на грамматическое значение слова?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- На какую грамматическую категорию указывает окончание у глаголов прошедшего времени?

- Что общего  в строении глаголов прошедшего времени?

Работа у доски.

Прочтите слова, записанные на доске. Какой части речи? Почему, докажите?

- В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

- Что мы можем сказать о глаголе прошедшего времени, посмотрев на окончание? (дети делают вывод)

Прокатил   ся, прокатилась, прокатилось, прокатились.

Работа в тетради

Задание 1. 

- Докажите, что глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам, используя глаголы, написанные на доске. Выучил, поливал, прыгнули, зашумело, потемнело.  (записывают в тетрадь)

Вывод 1.

- Сформулируйте вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени?

Задание 2.

- Записываем глаголы  в столбик, указывая вид глагола, а рядом  глагол  Н.ф. данных глаголов, выделяя у глаголов Н. ф. окончание и суффикс, основу.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой  форме?

Образец: Зашумело (СВ) – зашуметь(СВ)

Потемнело (СВ)- потемнеть(СВ)

Вывод 1: глаголы прошедшего времени образуются от основы Н.ф.  с присоединением суффикса –Л-;

Слайд №1

Вывод 2: в глаголах прошедшего времени перед суффиксом  -Л- пишется та же гласная, что и Н. ф.

- Что при этом важно учитывать? (вид)

Закрепление

Работа с учебником  

Стр. 261, §116

Задание №1

- Образуйте  от данных глаголов форму прошедшего времени м.р., ж. р., ср.р.

- Как образуются глаголы прошедшего времени?

- Какая гласная пишется перед суффиксом  прошедшего времени?

Работа в тетради (вызываются по цепочки учащиеся к доске)

Зависеть-

Строить-

Охотиться-

Замирать-

Расстилаться-

Нести-

Трясти-

-Все ли  формы глагола прошедшего времени м. р.  образуются с помощью суффикса –Л-?

Слайд №2

Выполнение упр. №662

Орфоэпическая работа

- В разговорной речи и в художественной литературе употребляются глаголы прошедшего времени, произношение которых требует соблюдение орфоэпических норм.

Слайд № 3(работа с таблицей)

Говори правильно

Поним ал

По нял

Понял а

Создав а л

Со здал

Говори правильно

Создал а

На чал

Начал а

Началс я

Начал а сь

Синтаксическая работа

Составьте предложение или словосочетание, употребив данные слова (устно).

- Прочтите схему. Составьте предложение к данной схеме, запишите его, употребив глаголы прошедшего времени.

 [  = -   ] ,и [  = -  ].

(записываем предложение, предложенное учителем)

За селом  расстилалось гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами  стелился туман.

Подчеркните и объясните все орфограммы в предложении. Произведите разбор по членам предложения.

Найдите слово, соответствующее схеме   ¬    ͡      ᴧ ᴧ □ ᴧ

Работа с таблицей

  Поставьте глаголы Н. ф. в форму прошедшего времени, распределив их группам.

Увидеть, клеить, таять, слышать, гулять, строить, молчать, удирать.

-ел-

-ал-

-ил-

-ял-

Закрепление темы (небольшая самостоятельная работа)

 Слайд № 4,5,6.

Итог урока

- Какую часть речи мы называем глаголом? Дайте определение.

-Как образуются глаголы прошедшего времени?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- Какая гласная пишется перед суффиксом прошедшего времени?

- Какие нормы требуется соблюдать при  произношении  глаголов прошедшего времени? Назовите эти глаголы, соблюдая нормы произношения.

Домашнее задание  

§116, Упр. № 665.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В прошедшем времени перед суффиксом - Л - пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола зазвен е л и – зазвен е ть всход и л а - всход и ть

Слайд 2

Иногда форма прошедшего времени в мужском роде образуется без суффикса – Л- нести – нёс везти – вёз, но появляется в ж. р./ ср. р. и во множественном числе: нес л а, нес л о, нес л и

Слайд 3

Говори правильно (орфоэпия) Поним а л П о нял Понял а Создав а л с о здал создал а Начин а л н а чал начал а Началс я - начал а сь

Слайд 4

А. Образуйте от неопределённой формы глагола глаголы прошедшего времени Первый вариант. Сдирать - … Увидеть- …. Протереть - …. Участвовал - …. Второй вариант . 1 .Свистеть - …. 2. Собирать - …. 3 .Упираться - 4. Выжигать- ….

Слайд 5

Б. В каком слове пишется буква Е ? Первый вариант. 1. обид.. лся на друга. 2. запомн ..ли навсегда 3. провер ..ли диктант 4. законч ..ли в срок Второй вариант . утеш ..л малыша вид..л плохо та..л снег приготов ..ли ужин

Слайд 6

В. Разберите слова по морфемам Первый вариант 1.Располагаться 2. Строила 3. Бежишь Второй вариант . 1. Блестел 2. Стеречь 3. Растет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Простое прошедшее время. «Путешествие в королевство PastSimpleTense»

Разработка урока по теме: Простое прошедшее время.  «Путешествие в королевство Past Simple Tense»...

Урок английского языка с применением информационных технологий в 4 классе "Простое прошедшее время"

Готовая разработка урока в 4 классе на отработку грамматического материала по теме "Простое прошедшее время" с применением информационных технологий....

I enjoyed my birthday party (прошедшее время правильных глаголов),5 класс

Конспект урока и презентация к УМК В.П. Кузовлева English-5 Цели урока: Познавательный аспект  - знакомство с биографией Уильяма Шекспира. Развивающий аспект– развитие способностей догадыватьс...

Урок "Уильям Шекспир: прошедшее время"

Урок с применением электронной презентации. Может использоваться как дополнительный урок английского языка о выдающихся людях....

Презентация на тему "Прошедшее время (Passe compose)"

Презентация на тему "Прошедшее время (Passe compose)" подготовлена для учеников 8 класса....