Зимняя сказка р/р 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Коновалова Светлана Михайловна

Конспект урока в 5 классе по развитию речи, обучение сочинению-описанию. Мы любовались красотами села Айлино (это Саткинский район, Челябинская область), учились при этом использовать при описании красивые выражения, подбирали цветовую гамму. Также на уроке использовалась музыкальная оранжировка Вивальди "Времена года. Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zimnyaya_skazka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Айлино

Конспект  урока по русскому языку

(развитие речи)

в 5 классе

на тему  «ЗИМНЯЯ СКАЗКА».

Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям.

Разработала и провела

учитель Коновалова С.М.

.

2011г.

Цель урока:

  1. научить детей видеть красоту окружающего  мира;
  2. находить слова(синонимы, эпитеты, сравнения), достойные выражать эту красоту;
  3. показать, как любуются зимней порой писатели, поэты, художники, музыканты;
  4. научить наблюдать и строить собственные  высказывания, личные впечатления и оформлять их в письменной работе.

Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; учебник «Русская речь» Е.И.Никитиной.

                                                         Конспект урока.

  1. Запись в тетради по развитию речи числа, темы урока.

Слово учителя. В этом году зима оказалась удивительно щедрой на морозы. На мы сегодня будем говорить не о морозах и метелях, а о красоте, какую дарит нам это время года. Урок под названием «Зимняя сказка» поможет вам написать сочинение о зиме.

-Итак, зимняя сказка. Посмотрите на заснеженные окна в классе, мороз нарисовал на них такие узоры, что диву даешься, любуешься и радуешься мастерству художника-мороза. А вспомните свой воскресный день, когда не надо идти в школу, посмотришь на улицу:

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…   (А.С.Пушкин)

Или другое:

Снег да снег.

Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, свежо и бело!   (А.Блок)

-Давайте попробуем мысленно отправиться по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий взгляд художника, пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Итак, в зимнюю сказку, в ледяное снежное царство!

2.Звучит музыка   Антонио Вивальди  «Времена года. Зима»

--Что представляли вы, когда слушали музыку?

--Спасибо. Смотрите, какую картину бы вы ни описывали, что бы себе ни представляли, какой бы дворец вам ни рисовался, вы везде произносили слово СНЕГ. Тема сочинения , над которым вы будете работать «Снег да снег».

(Обратимся  еще раз к теме сочинения  и  послушаем выступления ваших одноклассников)

             I.                                          Утром кот

принес на  лапках

Первый снег!

Первый  снег!

Он имеет

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой!   (Я.Аким)

II.  Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю <…>и тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

III. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты—чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и  легкий, словно на акварельном рисунке…                                                                     (С.Иванов)

IV. Спит первый снег.

    Открыт букварь зимы.

     Его еще не прочитали мы.

    Но вот уже на первую страницу

     Вспорхнула пестрой буковкой синица.

    Она звенит, как маленький звонок,

   Как будто первый начался урок.

                                                                    (А. Горбунова)

3.  --О каком времени зимы вы услышали? (Начало, середина и конец зимней поры)

--Как  охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

---Почему он робок и тих?

--От чего зависит состояние, вид снега?  (От   времени года, времени суток,  погоды)

Так было в начале зимы. Мы с вами живем в ее середине. Послушайте, что рассказал писатель С.Иванов о январском снеге ( из серии «Каким бывает снег»?)

«Силен и спокоен январский снег. Тяжелым и холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья…

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка—что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял  вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище!

Много снегу—много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней—ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг—по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото…»

--Каким увидел автор январский снег?

--Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке?

С чем сравнивается  снег в тексте?

Чтобы сделать нашу речь выразительней, чтобы разнообразить ее, мы  можем использовать в сочинении сравнения.

Например, снег,  как белоснежный ковер

Снег, как сыпучее снежное болото

Снег, как холодное одеяло

--Какие сравнения еще вы можете предложить?

А теперь попробуем посмотреть  на снег глазами  художника. Подберем цветовую гамму,  которую вы сможете использовать в своем сочинении.

молочный

жемчужный   } БЕЛЫЙ        небесный

опаловый                                       лазурный       } ГОЛУБОЙ

         бирюзовый

пепельный          } СЕРЫЙ                                    зеленый    }   САПФИРОВЫЙ

серебристый                      синий

ФИОЛЕТОВЫЙ

СИРЕНЕВЫЙ

РОЗОВЫЙ

Наша речь должна быть не только богатой сравнениями,  цветовыми оттенками, эпитетами. Но она должна избегать повторов слов, то есть должна быть правильной по форме.

Попробуйте сами: подберите одинаковые, близкие по смыслу  ( по значению) слова к слову

БЛЕСТЕТЬ—искриться, переливаться, сверкать, светиться, сиять.

Если мы будем говорить о ПРАЗДНИЧНОМ настроении, каким оно может быть?

ПРАЗДНИЧНОЕ—бодрое, жизнерадостное

(вид) ЧУДЕСНЫЙ—прекрасный, замечательный.

Замените в отрывке  выделенное слово близким по значению.

Был холодный  зимний день.

Дул холодный ветер. Но снега не было. Холодная земля затвердела как камень.

(морозный, студеный, сильный)

--Чтобы более стройно, логично, красиво  организовать наши мысли,  мы обратимся к плану. Вы можете использовать план,  предложенный вашему вниманию на доске, а можете создать свой.

4.                                        «Снег да снег»

План.

  1. Здравствуй, гостья-зима!
  2. Снег да снег кругом…

1)Снежное покрывало.

2)Снег на деревьях и домах.

3)Снежные забавы.

         III.           Прошла ее пора…

Д/З Написать сочинение «Снег да снег» по данному плану или, если составите свой, по-своему.

5.  Чтобы вам запомнилась наша чудесная зимняя сказка, мне хотелось бы урок завершить  строками из стихотворения А.А.Фета:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

На уроке в презентации были использованы фотографии с. Айлино, картина русского  художника Васнецова А.М. «Зимний сон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 4 классе "В гостях у зимней сказки"

Урок проводился в рамках участия в конкурсе педагогического мастерства.Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре праздника.Задачи:Развивающие:Развитие чёткой артикуляции мышц языка с помощью упраж...

"Зимняя сказка." Внеклассное мероприятие для 5-6 класса.

Зимняя сказка. Внеклассное мероприятие для 5-6 класса. По уже сложившейся традиции в классе, второй День именинника был приурочен к Новогоднему празднику «Зимняя сказка»....

Экологическая сказка "Зимняя сказка"

Эта сказка была написана для экологического театра "Радуга" гимназии "Логос" .Опубликована в журнале "Воспитание школьников". Участвовала в конкурсе экологических театров детского экологического форум...

Мастер - класс поделка "Зимняя сказка"

Эта поделка может быть и коллективной работой в классе. Предполагаемый возраст детей - от 7 лет. Поделка выполняется из однотонных бумажных салфеток разных цветов....

Открытый урок английского языка в 3 классе. Тема: "Зимняя сказка"

Урок закреплпния и обобщения знаний (построен на материале УМК М.З. Биболетовой). В урок включенызадания на интерактивной доске и инсценировки сказок....

Сценарий новогоднего представления "Зимняя сказка" для 1-4 классов

Детей ждет увлекательное путешествие в мир сказок. Им предстоит найти вместе с Дедом Морозом Снегурочку, заблудившуюся в сказках. В этом им поможет волшебный клубок, подаренный госпожой Метелицей....