Статья
статья по русскому языку по теме

Гумерова Инна Аркадьевна

 

 

Развитие когнитивных возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы через использования элементов технологии критического мышления.

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие когнитивных возможностей учащихся на уроках русского языка и литературы через использования элементов технологии критического мышления.

 М.А.Кирилюк,

                учитель русского языка и литературы, МОСШ №17,г. Нижневартовска.

А.Н.Петрова,

               учитель русского языка и литературы, МОСШ №17,г. Нижневартовска.

«Мы преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему»- эти мудрые слова предков учитель реализует в поисках решения проблем современной школы: «Как в век информатизации человека будущего?», «Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять, задавать вопросы, радоваться процессу поиска?»

Сегодня ключевым словом педагогического процесса становится развитие (когнитивное, творческое, нравственное). Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: самостоятельно приобретать нужные знания, умело применять их на практике, делать необходимые обобщения, трудиться над развитием восприятия, памяти, воображения и логики. Решение этих задач в области современных когнитивных образовательных технологий.

Дети испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам, причина, на наш взгляд, в недостаточном уровне развития критического мышления. Технология развития критического мышления (РКМ) помогает на уроках русского языка и литературы в формировании умения самостоятельно мыслить, развивать воображение и ассоциативное мышление человека.

РКМ - это такой способ обучения, при котором учащийся включен в активный познавательный процесс: он осуществляет сбор необходимой информации, формулирует учебную проблему, планирует варианты ее решения, делает выводы.

Вопрос организации образовательного процесса в контексте развития когнитивных возможностей обучаемых через технологию РКМ имеет несколько стадий:

1.Стадия вызова.

2.Стадия осмысления текста.

3.Стадия рефлексии.

Технология РКМ предлагает свои приемы работы на уроке, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

На стадии вызова используется следующие приемы:

  • прием модерации
  • прием составления списка известной информации
  • «древо предсказаний»
  • «корзина идей»
  • «мозговой штурм»

На стадии осмысления текста:

  • «пометки на полях или инсерт»
  • «толстые и тонкие вопросы»
  • двухчастный дневник

На стадии рефлексии используются следующие приемы:

  • кластер
  • синквейн
  • «6 шляп мышления»
  • «пирамиды смысла»

Использовать все эти приемы нам помогут основные принципы построения урока.

1.Принцип максимальной активности в процессе обучения.

Все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика.

2.Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельности.

Этот принцип обеспечивается особой формой организации учебного процесса, когда все участники вовлекаются в действия: выполнение упражнений, анализ собственных впечатлений и переживаний, сравнение собственного видения с видением других.

3.Принцип максимальной достоверности информации.

Средство «извлечения» знаний – собственная деятельность участников.

4.Принцип активной исследовательской позиции.

Он обеспечивается профессионализмом и мастерством педагога. Равенство мнения педагога и мнения учащегося, возможность высказаться, рассуждать, анализировать.

Технология РКМ на уроках русского языка и литературы может  воплощаться в различных формах учебной деятельности, но самая лучшая – письменная работа учащихся. На письме процесс мышления ребенка становится видимым, и учитель может получить представление о сформированности мыслительных операций обучающегося. Пишущий всегда активен, он всегда мыслит самостоятельно. В письменной работе содержится поиск  решения проблемы и предлагается найденный  ответ, поэтому письмо – эффективное средство обучения критическому мышлению.

Для данной технологии также чрезвычайно важен вопрос оптимальной формы работы на уроке: индивидуальная или групповая. Работа в группе оказывает сильное воздействие на формирование мыслительных способностей. В процессе групповой работы учащиеся должны сформулировать для партнера свою мысль – перевести ее из внутренней речи во внешний план, а такой процесс всегда связан с новым осмыслением. В процессе обсуждения какой –  либо идеи в группе ученик встает перед необходимостью убедительно аргументировать свою мысль.

Технология ориентирована также на воспитание у ребенка социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно связан с конкретными жизненными задачами, выяснением и решение проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни. Социально – ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности – необходимые условия формирования гражданских взглядов.

Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Позволяет развивать культуру диалога.

Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

Список литературы.

1.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: АСТ, 2003. – 196с.

2.Пиаже Ж. Избранные психологические труды/Пиаже Ж. – М.: Международная педагогическая академия,1994. – 680с.

3.Степанов В.Г. Психологические  особенности персептивной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 1989. – 112с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....