интегрированный урок русский язык и информатика
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бондаренко Елена Александровна

 

Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи является проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий.

Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в  школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются  школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника.  Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу.      На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.

 

Интегрированный урок русского языка и информатики по теме «Использование алгоритма в правописании приставок. Обобщение» построен по принципу, используемому в синергетике.  горизонтального тематизма.  Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная.      В качестве механизмов синергетики выступает рефлексия. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использованы элементы деятельностного  метода обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.

Основными образовательными результатами урока является закрепление понятий: алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритмов; умений: находить и исполнять необходимый алгоритм, подбирать систему действий при написании той или иной приставки, осуществлять самоконтроль.

Каждый учащийся в ходе урока получает одну итоговую оценку за все виды работы, но ученик видит свой рост на  оценочном листе: за выполнение компьютерного теста, за устные ответы (оценивает учитель) и за собственную деятельность (самооценка каждого ученика).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения. Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании. Одним из способов решения этой задачи является проведение интегрированных уроков с применением информационных технологий.

Интеграционные процессы в образовании – явление комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций. Интеграция на разных ступенях имеет свои особенности. Интегрированные уроки в  школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. На таких уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются  школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника.  Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу.      На развитие этих важных качеств умственной деятельности ориентирована интеграционная система, а применение информационных технологий позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.

Интегрированный урок русского языка и информатики по теме «Использование алгоритма в правописании приставок. Обобщение» построен по принципу, используемому в синергетике.  горизонтального тематизма.  Использована смешанная структура, т. е. различные формы организации содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально дифференцированная.      В качестве механизмов синергетики выступает рефлексия. При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Происходит включение в процесс познания всех анализаторов (визуальных, аудиальных и т.д.), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности. На представляемом уроке использованы элементы деятельностного  метода обучения, в результате которого учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно анализируют и оценивают свои знания и умения, находят способы устранения ошибки, успешно пользуются алгоритмами, осуществляя рефлексию.

Основными образовательными результатами урока является закрепление понятий: алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритмов; умений: находить и исполнять необходимый алгоритм, подбирать систему действий при написании той или иной приставки, осуществлять самоконтроль.

Каждый учащийся в ходе урока получает одну итоговую оценку за все виды работы, но ученик видит свой рост на  оценочном листе: за выполнение компьютерного теста, за устные ответы (оценивает учитель) и за собственную деятельность (самооценка каждого ученика).

Интегрированный  урок русского языка  и информатики в 5 классе.

Тема:  « Правописании приставок. Обобщение»

Цели:

по русскому языку

- совершенствовать знания учащихся о правописании приставок;

- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по правописанию приставок;

- воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю;

 - развивать творческую активность.

По информатике

-развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;

 -формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

- по степени активности  учащихся: конструктивные, творческие;

- по источнику знаний: словесные, практические,  наглядные, использование ЭВМ;

- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные: адаптация в социально – информационной среде, эмоциональные;

- мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

- контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;

- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

        

Средства обучения: данный урок проводится в компьютерном класс, оснащённом мультимедийной техникой. На компьютерах, связанных между собой через локальную сеть, установлена обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза».

Урок сопровождается авторской презентацией, именуемой в дальнейшем «приложение 1».

Ход урока

Учитель русского языка.

I. Вступительное слово

- Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы  соединим, казалось бы, несоединимые предметы: русский язык и информатику.

Структура урока

Ход урока

Примечания

1. Чистописание

Урок русского языка как всегда начнём с чистописания, для того, чтобы размять руку и настроиться на работу.

-    В рабочих тетрадях записываем число, классная работа.

До, при, на, по, гор, гар, чик, ек, л, о, и.

-Вы догадались что мы записали?(морфемы)

-Что такое морфема? ( Это часть слова)

-Как называется наука, которая изучает морфемы? (морфемика)

-С какой наукой нельзя путать морфемику? (с морфологией)

-Что изучает морфология? (части речи)





 На экране через мультимедийный

проектор демонстрируется

презентация.

(приложение 1)

Слайд №1

2.Рефлексия

-Если бы мы отправились в путешествие по океану русского языка, то, проплывая острова морфологии, орфографии, лексики, синтаксиса и пунктуации, мы приплыли бы на остров  Морфемики.


-На этом острове 4 города.
Как вы думаете, каких? (город приставок, корней, суффиксов и окончаний)


-В каких же городах живут морфемы, которые мы записали в чистописании?
(до-, при-, на-, по- в городе приставок, -гор-, гар-– в городе корней и тд…)

Слайд  



Слайд

 


Слайд



Слайд

 

3.Сообщение

темы урока

-Сегодня мы будем гостями города приставок. Т.е. повторим и обобщим всё, что знаем о приставках, алгоритмах.

- Записываем тему урока «Алгоритм в правописании приставок. Обобщение»

На уроке вы будете работать в рабочих тетрадях, оценивать себя в оценочных листах.

  ПЛЮС - ЗНАЮ ПРАВИЛ

 МИНУС - ДОПУСКАЮ ОШИБКИ


Задание

Я знаю правило

Я умею его применять

1.Приставки единообразного написания



2. Повторение алгоритма по информатике



3. Составление алгоритма правописания приставок на з-, с-.



4. Оценка диктанта «Правописание приставок на  з-, с-.



5. составление алгоритма «Правописание приставок пре-,  при- .»



6. Работа с «Фразой» пре-, при-



7.  Итоговый тест с «Фразой»



8. Работа с компьютером



Итого



Оценка



 

Слайд  

 

4.Теоретическое

повторение

А как вы думаете, много ли жителей в этом городе?
(дети дают ответы)

-Попробуем их вспомнить.

За одну минуту записать все приставки, пришедшие на память.


Проверка: Сосчитайте, кто, сколько вспомнил приставок, запишите число.
(На самом деле их чуть больше 40-а)


-Кто вспомнил все 40,30,20, 10?
(Читает тот, у кого приставок больше всех)








-Вернёмся в город приставок.


- Как вы думаете, почему в нём три дома?

(Потому что приставки можно разделить на три группы)


- Единообразного написания,

-  приставки при- , пре-

-Приставки, оканчивающиеся на з-, с-





ЗАСЕЧЬ время 

 

 

Слайд
На слайде появляются все возможные приставки, и дети могут дописать те, что не вспомнили.

 

 

 



Слайд

5.Повторение

приставок единообразного

написания

-Подчиняются ли какому-либо правилу приставки единообразного написания?
(нет, их надо запоминать.)

- Потренируемся в их написании и узнавании.

Сонный, собирался,
Осенний, освещал,
Доехал,   дождик,
Побежал, поляна,
Пропадать, проба.


-      Из группы слов выписать только слова с приставками единообразного написания и выделить их.


Проверка.

- А чем являются похожие буквосочетания в остальных словах? (частью корня)

Какой частью речи являются выписанные нами слова?    (глаголами)


-  Проверка.

- А у каких частей речи совсем не бывает приставок? (у местоимения и служебных частей речи).





Слайд
На экране высвечивается задание.

 

 

 В рабочих тетрадях




Слайд №

На экране высвечивается проверка.

 

6. Промежуточный итог.

 

- Давайте подведём итог этой части урока.

- Оцените свои теоретические знания и практические умения.

 

В рабочем листе (приложение 2)  в графах «знаю правило», «умею его применять» учащиеся оценивают себя.

7.Повторение приставок на з, с.

 

- А теперь постучимся в другой дом. Кто здесь живёт? (приставки, оканчивающиеся на з, с.)


-Какие действия нужно выбрать, чтобы написать з или с на конце

приставок? (пользоваться определённой схемой действий)


- Какой предмет учит использовать определённую последовательность действий? (информатика)


Учитель информатики

- что такое алгоритм

- назовите способы написания алгоритма

- что такое блок схема

- назовите графические элементы блок- схемы

- а сейчас применим алгоритм на практике.

- В оценочном листе выставьте оценки.



Работа с алгоритмом «Составление алгоритма написания приставок на з, с »




Дети используя алгоритм  отвечают правило

-Потренируемся в написании этих приставок.

Диктант.

     Оставьте строчку для заглавия.

      С самого рассвета идёт мелкий дождь. В последнее время он льёт беспрерывно. Всё позже восходит солнышко, всё раньше нисходит оно к краю земли.

     Цветы исчезли. Это злая рука осени сжала и смяла их.


 Проверка.- Найдите слова с приставками. Объясните их написание. Назовите слова с приставками  с приставками на з, с.


(Необходимо обратить внимание на слова сжала и смяла. Приставка  с- относится к приставкам единообразного написания.)


- Найдите простое нераспространённое предложение. Докажите.


-Как называется отрывок, который мы записали?  (текст)


-Озаглавьте его. Укажите стиль и тип речи.


- Найдите средства художественной выразительности.



Я хочу процитировать вам слова известного детского писателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи множество  богатейших оттенков. В разнообразии приставок затаилось разнообразие смысла».


-Найдите в данном контексте пару слов противоположного значения (антонимы).


-Что придаёт слову противоположный смысл?

(приставки)

 

Слайд .

 













Слайд №

В рабочем листе дети ставят (+)  либо (–)

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 























Слайд . 








Устная работа


 

8.      Промежуточный итог.

 

Проверка. Оцените себя. Если не сделали ошибок в правописании при ставок , оканчивающихся на з, с, то поставьте себе (+)

В рабочий оценочный лист дети ставят себе (+) или (–) (приложение2)

9.      Повторение

приставок при- пре-

Постучимся в третий дом. Кто там живёт?

( приставки при- и пре.)

Слайд №8

(приложение 1)

а)Теоретическое

повторение.

От чего зависит их выбор? ( от смысла)

- Посмотрим, как вы знаете это правило.

Заполните алгоритм .










 



- Расскажите по алгоритму о правописании приставок пре-, и при- .

В рабочем листе дети заполняют

таблицу. (приложение 2)

Слайд №8

(приложение1)

На экране высвечивается проверка, дети оценивают работу друг друга в рабочих листках.

б) Практические

упражнения.


- Правило вы знаете хорошо, а теперь потренируемся.


 

Работа в парах по тренировочному тренажёру «Фраза»   (приложение 3).

 Открываем на всех компьютерах обучающую программу по русскому языку «Фраза».

Дети вводят

                      класс…6

                      тема…3

правописание приставок пре-  ,  при-  .

                      вариант…273


( 1 группа слов)

 По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети  переносят в свой оценочный лист.


-А всегда ли легко определить значение приставки?

-Как быть с такими словами?

(их надо запоминать)

 

 

 

 

 

 

 

 





 





По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети  переносят в свой оценочный лист.

10. Итоговое

задание

Мы повторили все правила правописания приставок,

Переходим к итоговому заданию. 

    На всех компьютерах обучающую программу по русскому языку «Фраза».

Дети вводят

                      класс…6

                      тема…правописание приставок.

                      вариант…283


 По окончании работы компьютер выдаёт оценку. Её дети  переносят в свой оценочный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза»   прилагается.

 

11. Итог урока

Давайте подведём итог нашего урока.

 На экране высвечивается оценочная шкала, дети подсчитывают свои результаты и выводят оценку.


Продолжите фразу: « В городе приставок 3 дома, потому что….»

- Что повторили по информатике?

- назовите общие черты у разных предметов: информатики и русского языка?

Слайд  






Слайд

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе

Данная разработка содержит материал для  обобщения  и закрепления  основного  программного материала по теме  «Построение и редактирование текста»; развития  ...

Интегрированный урок русского языка и информатики

Тема урока русского языка: "Лексика ограниченная в употреблении".Тема урока информатики и ИКТ: "Устройство компьютера"....

Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс

Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....

Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"

Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"....