Эссе
статья (русский язык) по теме

Шугаипова Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Обращаясь с ближними так,  как они того заслуживают

мы делаем их только хуже.  Обращаясь же с ними так,

как будто они лучше того, что они представляют

 в действительности, мы заставляем их становиться лучше.

И.Гёте

    У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Это выбор, сделанный возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

    Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с небольшим стажем, оказалось самым трудным и интересным заданием. Нашла главную идею своего эссе среди заповедей Пифагора. Это он первым придумал слово «философия», что в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». «Что есть мудрость?» - спрашивает Пифагор. И сам отвечает: «Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте.… Сделай начертание жизни твоей и следуй оному неизменно до последней минуты твоего бытия». Для меня смысл жизни и сама жизнь заключаются в простом слове – «учитель». Я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь.

Какое счастье - быть полезным людям,

Учить его Величество народ!

Нести ему дар мудрости и знанья

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья,

Почётнее и радостнее нет.

  (И. Крупин)

     Почему я стала учителем?   Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - учитель!

    А что значит для меня, быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках

Любить… Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить.

    Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем.

   Жизнь учителя – это, прежде всего, творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединённый с его добротой и есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье. Именно такие мудрые люди трудятся рядом со мной и, общаясь с ними, я на себе проверила, что «личность воспитывает личность». Я считаю, нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером. В этом и заключается суть моей педагогической философии.  Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время очень трудно.

   Фразу о том, что ребёнок «факел, который нужно зажечь», знаем все. А как зажечь? Необходимое условие для этого – педагог сам должен гореть, а каково достаточное условие? Знает кто-нибудь из вас, в чём заключается «золотое правило» педагогики? А нет никакого правила, поскольку все дети разные. К сожалению, не всех удается зажечь, но если удается – учитель счастлив. Мне повезло, у меня есть ученики, которым я передала факел любви к знаниям, и я горжусь ими!

  За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Реализация национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность этой отрасли. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у школьников учебной деятельности. И я абсолютно согласна с этим. Важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки.

Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:

1.Поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником.

2.Получай удовольствие от работы.

3.Говори «не знаю», если не знаешь. 

4.Улыбайся чаще, от этого в классе светлее.

5. Будь самим собой.

        Я живу для своих учеников, для того, чтобы они прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, молодых. Ребята хотят, чтобы их уважали, чтобы им помогали, иначе возникает неприятие учителя. И здесь они правы. Я стараюсь проникнуть во внутренний мир ученика, понять его позицию, видеть мир его глазами.

У Ф.М.Достоевского есть такая мысль: «Войдём в зал суда с мыслью о том, что и мы виновны». Мудрость власти педагога над личностью ребёнка, над коллективом и заключается в глубоком понимании всем сердцем того, что ребёнок всё время находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания. Духовный мир учителя, его мысли, интересы, нравственные устои должны быть открыты для детей. Только такое искреннее доверие своего мира детям породит доверие ребят ко мне.

Конечно, учитель мудрее, старше, но он такой же человек, с жизненными удачами и неудачами, со своими горестями и радостями. Ребёнок хочет быть с нами, быть нашим тогда, когда он нас любит, а любит тогда, когда верит нам. Значит, учитель должен, не играть роль честного, искреннего, умного человека, а быть и честным, и искренним и умным.

   Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа, одним словом, за далью - даль, за вехой - веха. По такому принципу, мне кажется и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться. А завтра снова напряжённый день. И так всегда… И снова будут силы продолжать путешествия не только по земле, но и в мир науки, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих

воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моё счастье! 



Предварительный просмотр:

Тема: «Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы».

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы.

Содержание:

1. Введение                                                                                        3

2.Методическая проблема                                                                4

3. Активизация творческой познавательной деятельности на уроках литературы.                                                                               14

4. Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям, развития связной речи и активизации мыслительной деятельности.                                                                               21

5. Заключение.                                                                                31

6. Литература.                                                                                32

ВВЕДЕНИЕ

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач.

Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации мыслительной  деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность.

Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.

Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.

Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.

Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

Наряду с цифровой, развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

1. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

 Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: «Школа – не место реализации чего-либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.

И отсюда в педагогике появился термин «компетенция». Дж. Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к деятельности (Б.Д. Эльконин: «… надо не говорить слов, а строить ситуацию»).

Категория «компетенции» является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам (М.В. Рыжаков). Но Е.Я. Коган утверждает, что «формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии». Значит, на уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира.

Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция – это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во – первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во – вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в – третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке.

И в своей работе я решила поделиться своим опытом, своими наработками в деле активизации познавательной деятельности.

Начиная  работу, я в первую очередь обратилась к трудам психологов и выяснила, что, когда речь заходит об активности, учёные под этим понятием обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы:

- В чьих интересах и ради чего проявляется активность?

- Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются?

- Какое направление активности?

Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности:

- мотивация;

- целеполагание;

- инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то, с нашей точки зрения, первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

- Стремление самостоятельно решать интересные задачи;

- Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;

Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д.

Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.).

Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу.

Ученик не зажат на уроке принципом «от сих и до сих, ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной). Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.

До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату придти.

Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.

И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.

В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание»  возможно такое задание:

На доске запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…еплице, сер…це, вс…гда.

Задание:

1)соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;

2) определите, какое синтаксическое явление представляют соединенные вами слова;

3) сформулируйте тему урока.

7 класс – первый урок по теме «Причастие». Здесь возможно использование «немого диктанта».

Задание.

1) Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте.

2) Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета постоянные или временные – они называют? От слова какой части речи образованы?

3) Сейчас я произведу некоторые действие, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?

4) Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать об изменении прилагательных и причастий?

5) Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?

На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:

4. Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (7 класс «Понятие о причастиях»).

Как видим, данный подход позволяет учителю передать функцию постановки целей ученикам, но по утверждению А.Н. Леонтьева, необходимо опробование цели действием, так как знать – ещё не значит уметь: для этого необходимо владеть способами превращения информации в осознанное использование их в различных (а не только знакомых) ситуациях. И здесь мы подходим к инструментальной основе активности или компетентности. Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях.

И одним из методов может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Следует оговориться, что этот метод применялся нами и ранее, но, решая задачу активизации познавательной деятельности, мы пришли к выводу, что активно он работает тогда, когда учащиеся ведут самостоятельный поиск. Но эта деятельность не должна быть хаотичной, она организуется учителем на уроке. Каждая новая, намеченная поисковая операция, помогает открыть новую грань изучаемого явления, оттачивает умственные способности учащегося в ходе поисковой деятельности.

Проиллюстрировать этот момент можно на примере элемента урока развития речи в 6 классе по теме «Описание предмета: структура текста».

После того, как ученики вспомнили структуру описания вообще (материал 5 класса) и пришли к выводу, что описания могут быть разных стилей, в частности, художественного и научно-делового, учитель задаёт провокационный вопрос:

 «Как вы думаете, одинаково ли строение текстов типа описание предмета разных стилей?»

И чтобы проверить выдвинутые учениками гипотезы, предлагает провести исследовательскую работу – сравнить тексты разных стилей и составить схему строения определённого типа описания.

Целесообразно проводить эту работу в группах, и тогда, например, 1 и 3 группы составляют схему строения текста типа описания научно-делового стиля, а 2 и 4 группы: составляют схему строения текста типа описание предмета художественного стиля.

Результаты исследовательской работы оформляются на ватмане и вывешиваются на доску, а затем каждая группа проводит презентацию своей работы.

Как видно из примера, задание дублируется, что даёт возможность сравнивать результаты работы, редактировать их. После обсуждения и редактирования записи копируются в опорные схемы.

Как видим, знания здесь проходят через поиск, гипотезу, исследование, рассуждение, приложение на практике. А основной тезис метода проектов, выдвинутый ещё Дж. Дьюи, звучит так: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу это применить». При такой форме работы на уроке учащийся получают большую свободу при исследовании того или другого явления, поскольку главное – не сама истина, а путь к истине. Отрицательный результат – это тоже результат. Источником информации становится не учебник, а первоисточник.

Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизация познавательной деятельности учащихся происходит через использование таких приёмов как, например, структурирование материала: составить план, тезисы, схему, таблицу, выписать ключевые слова или понятия и т.д.

Возьмём урок в 5 классе по теме «Главные члены предложения». 

Ребятам уже знакомы понятия подлежащее и сказуемое. И, конечно, можно провести повторение в традиционной форме фронтального опроса, но поскольку учителю важно узнать не только то, что помнит и знает класс в целом, но и каждый отдельно взятый ученик, то мы и предлагаем детям самостоятельно заполнить первую графу таблицы.

 Это позволяет ученику провести самодиагностику своих знаний, а значит, нацеливает на результат, поскольку следующим этапом работы является заполнение этой графы совместными усилиями и ученик получает возможность сравнить свой уровень образования с уровнем одноклассников, что тоже, с нашей точки зрения, является стимулирующим умственную деятельность моментом.

Далее в сильном класса можно предложить самостоятельно прочитать материал учебника и заполнить вторую графу «Узнал», а в слабом сначала поработать вместе над конкретными примерами, затем предлагается прочитать учебник и озвучить, что же нового сказано по этой теме, и только после этого предлагается заполнить графу самостоятельно. А к последней графе обращаемся в конце урока. И ответы на записанные вопросы могут быть домашним заданием

Такие формы работы значительно повышают уровень теоретических знаний учащихся, развивают интеллект, учат логически мыслить, делают знания действенными, позволяют, как говорят психологи, «входить в активное взаимодействие с учебным материалом».

Помогают и задания типа: 1) дать обоснованную оценку ответа товарища; 2) различные творческие здания; 3) публичные выступления (презентация полученных результатов) и т.д.

Это развивает внимание к тому, о чём говорится, формирует социальную смелость, заставляет быстро ориентироваться в материале и самостоятельно мыслить.

И, конечно, нельзя обойти вниманием познавательные и ролевые игры. «Познавательные игры расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес», - утверждает А.Н. Чирова, и, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, так как у ребёнка азарт игры сильнее страха неуспеха.

Кроме того, нельзя забывать о методе диффицированного обучения учащихся, так как, по утверждению психологов, мастер, творец, деятель появляется только «в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности», и тогда  «его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования».

Поэтому на уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять–таки нельзя забывать, что решающие слово в выборе уровня за учеником, а не учителем, как бы нам того не хотелось.

Главное здесь не само задания, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учится, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

Итак, инструментальная основа активности разнообразна. И только от нас, учителей, зависит, что мы выберем, какие способы, приёмы, методы используем.

Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап).

И на современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания.

И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём «даю шанс»: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников).

На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему.

 Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе, динамике познания), в результате чего становится всё больше учащихся, которые осознанно, с пониманием относятся к результатом своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. На это же направлена и диагностическая работа.

Но и здесь учитель только организует, консультирует, контролирует. А вот сама работа ведётся учеником. Для этого возможно использование диагностической тетради, в которую заносятся после каждой контрольной работы все ошибки, допущенные учеником, и классифицируются по орфограммам и пунктограммам.

 Затем дома учащийся получает возможность проработать правила и закрепить их, используя для этого упражнения из справочников или отрывки из художественных, публицистических произведений, где нужные правила отражены.

Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески.

«Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей от школы, не закрыли перед ребёнком классной дверью», - говорил в своё время выдающийся учитель В.А. Сухомлинский. Эти слова не менее актуальны и сегодня, поскольку и сегодня от нас, учителей, зависит, какими мы воспитаем учеников, кем, и с какой жизненной позицией выйдут они во взрослую жизнь, что они смогут взять из детства, развить, приумножить.

И немало важную роль будет играть, какую жизненною позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей! Ведь личность учителя на уроке проецируется на детей.

И если учитель сочетает в себе ум, азарт, умение учитывать ситуацию, возрастные особенности детей, желание воспитать ученика – творца и знание: как, при помощи каких приёмов этого можно добиться, то он сможет достичь поставленной цели. И только тогда мы сможем говорить об успехе.

2. АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока, ведь именно это помогает устранить однообразие уроков. Так давайте активизировать творчество творчески.

Таким формам работы на уроке, как использование игр, викторин, музыки, живописи, интересным творческим заданиям, которые повышают познавательную активность, уделяется мало внимания. Причин много: и загруженность программы, и нехватка времени на изучение произведения, и, иногда, нежелание отступать от установленных канонов.

Результаты опросов учащихся подтверждают, что такие формы проведения уроков позволяют повысить творческую и познавательную активность школьников.

Ребята учатся творчески использовать богатства языка. Тот, кто попробовал найти самый выразительный эпитет, открыть неожиданное сходство в предметах, услышать созвучие слов и создать рифму, сумеет оценить эти средства в прочитанных произведениях. Он сможет интересно рассказать об увиденном, найти наиболее точные слова для выражения собственных мыслей и чувств.

Я хочу предложить два разных по форме урока.

Урок 1. «Сочинение-ассоциация»

На этом уроке в 7 классе мы использовали музыку и картины замечательного литовского композитора и художника М.К. Чюрлениса. Начать урок можно с вступительных слов о нем, чтобы погрузить детей в мир этого талантливого человека.

 «Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнц, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого литовского художника и композитора Михалоюса Константиноса Чюрлениса. Иногда он кажется непонятен. Но он скорее непривычен. Он принадлежит к числу тех творцов искусства, кто ведет за собой, давая простор нашему воображению» (Ф. Розинер).

Сначала детям предлагается прослушать сонату Чюрлениса «Сонату моря», причем две очень контрастные части. И в зависимости от того, какие ассоциации она у них вызвала, записать слова-ассоциации. А затем ребятам было предложено рассмотреть репродукции его картин, написанных к этой сонате, с таким же названием, и дополнить ряд слов уже по репродукциям.

Записанные слова можно прочитать вслух, поделиться мнениями, какие из них наиболее ярко и точно воспроизводят картины моря. И затем учащиеся пишут свои небольшие миниатюры, используя записанные слова.

Этот вид работы достаточно сложен для детей неподготовленных, а для учеников музыкальных классов доступен и интересен. Ведь помимо развития творческого воображения, такая работа приучает учеников видеть, чувствовать прекрасное, вслушиваться в мир искусства.

В обычных классах так же можно использовать такой вид работы в качестве небольших творческих разминок на уроках развития письменной и устной речи.

Урок 2. Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова в 6 классе

Этот урок был необычен тем, что всем учащимся было предложено готовить его самостоятельно, по группам. Таким образом, помимо основной цели урока: обобщить знания о жизни и творчестве поэта, знания по теории литературы. Нами были поставлены задачи: развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, углубление навыков выразительного чтения.

Группами готовились следующие задания: выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова и готовность ответить на любой вопрос по теории литературы и по жизни и творчеству поэта; жюри должны были подготовить самостоятельно задания и вопросы для конкурсантов; художники –  организовать выставку иллюстраций к произведениям.

ПЛАН-СЦЕНАРИЙ

Участники: пять учащихся-конкурсантов.

Ведущий: учитель или ученик

Жюри: 3 учащихся старших классов

1. КОНКУРС  «Глубокий и могучий дух! Чудная натура!»

Так о М. Ю. Лермонтове отзывается В. Г. Белинский. Мы внимательно изучили его жизненный путь – такой короткий, но такой яркий.

Условия этого конкурса: конкурсантам предлагается поочередно отвечать на два вопроса о жизни и творчестве поэта. За каждый правильный ответ конкурсант получает один балл.

I. Вопросы о жизни поэта:

- Годы жизни поэта (1814-1841)

- Где прошло его детство? (Село Барханы)

- С кем рос Миша Лермонтов? (С бабушкой Е. А. Арсентьевой)

- Во сколько лет он поступил учиться и куда? (В 13 лет в московский пансион)

- Во сколько лет он начал писать стихи? (В 14 лет)

II. Вопросы о творчестве поэта:

- О чем эти строки поэта? “Ужасная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть” (Поэт с отцом жили отдельно из-за бабушки).

- В чем выражалась ранняя гениальность поэта? (Способности к математике, рисованию, литературе, музыке, языкам).

- Почему он переезжает в Петербург? (Уход из университета, поступление в школу подпрапорщиков).

За что его ссылают на Кавказ и в каком году? (Стихотворение “На смерть поэта” 1837 г.).

С чем связана его вторая ссылка на Кавказ? (Дуэль 1840 г.)

2.  КОНКУРС  «Конкурс чтецов»

Выразительное чтение конкурсантами выбранных стихотворений. Оценивается конкурс по пятибалльной системе.

3.  КОНКУРС                 «Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?»

В этих строках о парусе и надежда, и грусть, нет определенности. Так же, как и в жизни поэта. Следующий конкурс посвящен мотивам лирики Лермонтова, а так же попробуйте определить микротемы и основную тему стихов.

Образец:

Текст строфы

Микротемы

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка

(Желтеющая) нива;

(Свежий) лес;

(Малиновая) слива; сад

Тень (сладостная); (Зеленый) листок

Вывод: все темы данной строфы рисуют мир природы.

Участники работают каждый со своей строфой. В это время учащиеся прослушивают романсы на стихи Лермонтова, а жюри подводит итоги первых двух конкурсов.

4. КОНКУРС посвящен знанию теории литературы

Конкурсантам предлагается по одному вопросу и по двум заданиям.

Предлагаемые конкурсантам вопросы (2-4 балла):

Какие произведения называются лирическими?

Дайте определение понятия «инверсия» (её роль).

Дайте определение понятия «антитеза» (её роль).

Что такое «троп»?

Дайте определение «метафоры» (её роль в тексте).

И учащимся предлагаются задания, заранее подготовленные таблицы.

Задание 1. Определить литературные приемы, используемые М. Ю. Лермонтовым для создания настроения (2-5 баллов).

ПРИЕМЫ

ПРИМЕР

Эпитеты: (Пример)

Свежий лес, румяный вечер

 

Задание 2. Определите стихотворный размер и схему рифмовки.

Название стихотворения

Размер

Схема рифмовки

 

 

 

 

 5.  КОНКУРС  «Наш словарь» (2-4 балла)

В поэзии мы попадаем в удивительный и многообразный мир слов. Но часто, при чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значение этих слов. Итак, в этом конкурсе вы должны растолковать значение некоторых слов, встречающихся в выбранных вами стихах.

Первый конкурсант: «Парус» – слово «мятежный».

Второй конкурсант: «Тучи» – «цепью жемчужною».

Третий конкурсант: «На севере диком…» – «риза».

Четвертый конкурсант: «Утес» – слово «лазурь».

Пятый конкурсант: «Листок» – слово «странник».

6.  КОНКУРС  «Творческий»

Мы сегодня совершили еще одно путешествие в загадочный и завораживающий мир поэзии. Мы знаем, что лирические произведения создаются с помощью многообразных художественных приемов. В этом конкурсе вам предлагается проявить свои творческие способности.

 Используя яркие образные выражения, написать небольшие зарисовки на тему: «Зимнее утро». При этом нельзя использовать шаблонные эпитеты: «яркое солнце», «белый снег», «голубое небо». Конкурс оценивается от 2 до 5 баллов. Дерзайте!

«Когда я выглянула в окно, я увидела серебристое, белоснежное покрывало. Оно одело всю землю сверкающим полотном. Небо излучало фантастический лазурный свет. По нему бежали белые барашки-облака. Резким порывом ветра их отнесло в сторону гор».

(Первая ученица)

«Я вышла на улицу. Небо было чистое-чистое. Солнце светило мне в глаза и ослепляло. Лужицы покрылись тоненьким хрустальным ледком. Деревья утопали под белоснежной шапкой снега. Это было чудесное утро!»

(Вторая ученица)

«Когда мы вышли на улицу, светило ослепительное солнце. По бирюзовому небу плыли пушистые кораблики облаков. Везде: на деревьях, кустах, дорогах лежало белоснежное пуховое покрывало. С неба падали белые хлопья. Ветки деревьев казались хрустальными. Лед в лужах был до того прозрачен, что через него было видно воду».

(Третья ученица)

«Просыпаюсь я, встаю,

Вижу солнце и зарю,

И, как будто наяву, вижу сон я про зиму.

И, как будто, пух летит

На заснувшие деревья,

Белоснежные шапчонки замороженных осин.

Это все мое, родное!

Если ты захочешь это все увидеть,

Выгляни в окно!!!»

(Четвертый ученик)

Итак, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. В продолжение всего урока работает жюри по специально разработанной ими схеме (см. таблицу в конце текста).

Поздравляем победителя конкурса, набравшего максимальное количество баллов. А поощрительными медалями награждаются конкурсанты, набравшие большее количество баллов в том или ином конкурсе:

- «лучший чтец»;

- «знаток теории литературы»;

-  «юный лирик».

В заключение хочу сказать, что учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.

3. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗНАНИЯМ, РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному ученику как к одаренному.

 Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко всему окружающему нас.

Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям.

Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - моя задача. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с интересом - такую цель я ставлю перед обучающимися.

Нельзя не согласиться со словами В.Г. Маранцмана: «Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями ученика, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития».

Очень хорошо, если в начале учебного года школьники заранее сообщат мне, какую оценку они хотели бы получить в итоге, для того чтобы я смогла выбрать формы и методы обучения, способ педагогической поддержки каждого нуждающегося.

Анализ учебной готовности позволяет мне представить достаточно полно отношение учеников к предмету, уровень их подготовленности, необходимые меры для улучшения ситуации.

Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одни из самых действенных и распространенных средств побуждения учеников к активной умственной работе.

 Сила их - в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания.

 Эти приемы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы, можно научить школьников находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты, подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во всех связях и в развитии.

С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности школьников, являются структурным элементом в педагогической конструкции проблемной ситуации, они служат средством контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового материала.

Вопросы могут быть использованы на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий, именно поэтому их невозможно рассматривать отдельно от адекватных им заданий. Особое внимание уделяю таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, заданиям на моделирование, алгоритмизированным упражнениям.

 Часто предлагая карточки с репродуктивными, поисковыми или проблемными вопросами и заданиями по изученному материалу, заранее проставляю балл сложности или ту оценку, которую могут получить ученики в ходе выполнения каждого задания карточки. Затем ученики в паре выбирают задания и начинают совместно готовиться к ответу, они обсуждают и решают возникшие проблемы. Наконец, каждый из них готовит вопросы для своего товарища, на которые тот должен дать ответ. После чего они обсуждают, какую оценку заработал каждый из них или они вместе, и передают лист анализа совместной деятельности мне.

Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.

Итак, моя основная цель - обучая, развивать, воспитывать, то есть коммуникативную, социальную и информационную компетенцию. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать формирование положительных, обеспечить устойчивость ребенка к неблагоприятному влиянию среды.

 Изучение литературы дает возможность приобщиться к духовной культуре человечества, ведь общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души.

 Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность. По мнению Евгения Ильина, «изучать литературу - это воспитывать ею». Поэтому сделать уроки литературы максимально интересными - одна из главных задач, стоящих передо мною.

Стараюсь достигнуть решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Все это позволяет мне не только познакомить обучающихся с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в его творческую лабораторию, совершить заочные литературные экскурсии (например, экскурсия по Петербургу при изучении творчества Достоевского). Можно познакомиться с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке.

Одним из преимуществ использования информационных технологий для меня является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности.

Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

 Использование образовательной медиатеки позволяет мне представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах учеников, озвучить любой текст.

Информационные технологии я пытаюсь использовать на всех типах уроков:

- изучение новых знаний и формирование новых умений;

- практического применения знаний, умений;

- обобщения и систематизации изученного;

- контроля и коррекции знаний, умений;

- комбинированные (смешанные).

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающихся.

 Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.

Он «открывает» знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях.

При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.

Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают различными. Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки», «Секреты рекламы», «Имеет ли право на жизнь теория Раскольникова?» и другие. Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.

Стараюсь, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми проблемами, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта ученика, основой для получения новых знаний. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.

Я считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как:

- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;

- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;

- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

- развивает личностные качества ученика;

- влияет на выбор будущей профессии учеников.

Я заметила, что использование исследовательского метода изменяет позицию школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а становятся творческими участниками учебного процесса.

Основу такой его организации составляет совокупность методов и приемов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности:

- индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский метод (приемы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей;

-  сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез;

-  перенос знаний в новую ситуацию;

-  поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы;

-  планирование исследования; оформление результатов исследования).

 Их реализации способствуют учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требующих от учеников чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования.

Часто предлагаю обучающимся ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу, оценке собственных работ.

Исследовательская работа помогает мне нацелить школьников на выработку навыков применения методов научного познания при изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ.

Она ставит ученика в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности обучающихся: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность.

Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с увлечением, таковым может быть интересная форма урока.

Среди нестандартных уроков я отдаю предпочтение деловым играм, пресс-конференциям, творческим отчетам, соревнованиям, конкурсам, театрализованным фантазиям, диалогам, где можно использовать информационные технологии, методики диалогового общения.

«Игра – путь детей к познанию мира», - писал А.М.Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;

- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа, расширенного осознания различных возможностей и проблем;

- развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

- изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;

- саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры стараюсь снять психологическое утомление; иногда использую её для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, создания обстановки радости на уроке.

Так как для участия в игре не требуется репетиций, то не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса к происходящим событиям. А.С.Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять».

На уроках литературы сложно обойтись без межпредметных связей (театр, живопись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география, археология и т.д.).

По мнению В.Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущения того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора».

Они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес. В своей практике на уроках литературы я отдаю предпочтение методу эвристической беседы с привлечением текста произведения как наиболее эффективному методу для усвоения новых знаний.

Обязательно учитываю возможность повторения изученного ранее. В процессе такой беседы, опираясь на полученные ранее знания, через промежуточные выводы обучающиеся приходят к осознанию идеи произведения, какого-либо литературоведческого понятия.

Также беседа позволяет заложить основы анализа текста, закрепить знания литературоведческих терминов, способствовать пробуждению положительных качеств у школьников.

Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся, расширения основ культуры речи, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций побудили меня искать более эффективные и рациональные пути контроля знаний учеников, способствующих формированию осознанных изменений навыков самостоятельности мышления, познавательной активности.

Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить свою работу, я применяю проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности.

С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Они позволяют мне экономить время на уроке и охватить опросом большое количество школьников. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний проверочные карточки могут быть:

- репродуктивные, (воспроизводящие), т.е. от обучающихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу;

- сравнительные - направленные на отработку навыков сравнения фактов, событий, объектов. Обучающиеся развивают логическое мышление, проверяется качество знаний;

- логически-поисковые – эти задания позволяют дать анализ фактов, событий, понятий учебного материала, путем рассуждений и размышлений дать правильный ответ;

- ассоциативно-сравнительные – предполагают активную самостоятельную умственную деятельность обучающихся, развивают воображение, инициативу, закрепляют умение оперировать полученными знаниями, формируют оценочные суждения;

- обобщающие – предусматривают умение выявлять причинно-следственные связи между событиями, умение делать выводы, обобщения на основе фактического материала. Эти задания развивают логическое мышление, и повышает познавательную активность обучающихся.

Используя карточки дифференцированного контроля знаний школьников на уроках русского языка и литературы, я стараюсь добиваться:

- повышения общего уровня обученности ученика; развития интеллектуальных способностей, особенностей психического развития (памяти, мышления, познавательной активности);

- развития индивидуальных особенностей ученика (склонность к гуманитарным дисциплинам, эмоциональность, рациональность мышления);

- формирования потребности ученика в постоянном творческом поиске.

Как показывает опыт, целесообразно использовать карточки дифференцированного контроля знаний на уроках обобщения и систематизации материала по русскому языку, культуре речи, литературе как за весь школьный курс, так и при изучении различных разделов.

Методика практического использования карточек данного типа предполагает работу с текстом и его интерпретацией, одновременно преследуя цели закрепления орфографических и пунктуационных навыков письма; анализ художественных произведений и проверку знаний по общей характеристике творчества писателей и поэтов и их биографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные

- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

И только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, и педагогов, и школьников, может привести к обоюдному изменению в структуре личности, в поведении, деятельности, взаимоотношениях и, конечно, результату учебного процесса. В качестве вывода необходимо подчеркнуть, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии.- РЯШ №2, 2003.
  3. Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации.-РЯШ №3, 2003.
  4. Белоконева Н.Н., Бондарчук Е.М. Деловое общение: думай – говори – иди к цели: руководство к упражнениям по риторике.- Самара: 2003.
  5. Казанский О.А. Игры в самих себя.- М.: Менеджер, 1994.
  6. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности.-  РЯШ №1, 2003.
  7. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.
  8. Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю., Балаян И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.- М.:  Эйдос, 1994.
  9. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1996.
  10. Путешествие в страну тайн.- Сост.: Смирнов В.Ф., Чирва А.В. – «Новая школа».- М., 1993.
  11. Структурно – логические схемы как приём организации изучения теоретического материала по русскому языку и литературе.- Самара, 1993.
  12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. -  К.: Радянска школа- 1998.
  13. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  14. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. - М.: Новая школа, 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Памятки

Признаки текста.

  1. Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы, монолитность (воспоминание о родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и т.д.).
  3. Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст, как в некое здание).
  5. Связность изложения (по смыслу и грамматически).
  6. Иногда членение текста на  микротемы (абзацы).
  7. У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

Сказочный эпос

1.Волшебные сказки.

 По конфликту:

- героические: герой борется с волшебной силой;

- социально-классовые: герой борется с царём, барином;

- семейные (педагогические): конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер.

 Общие особенности:

- наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы);

- столкновение с волшебной силой;

- осложнённая композиция;

-расширенный набор изобразительно-выразительных средств;

- описание доминирует над диалогом;

- многоэпизодность (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).

         

            2.Сказки о животных.

 По конфликту:

- борьба хищников между собой;

- борьба слабого зверя с хищником;

- борьба человека со зверем.

 Особые подгруппы:

- сказки о плутнях лисы;

-кумулятивные (цепные) сказки.

 Общие особенности:

- специфический состав действующих лиц (сказочные образы- традиционные типы: лиса- хитрая, волк – глупый и т. д.);

- антропоморфизм;

- конфликты отражают реальные жизненные отношения людей;

- облегчённая композиция;

- суженный набор изобразительно-выразительных средств;

- широкое использование диалога;

- обилие глаголов;

- малоэпизодность, быстродействие;

- введение малых фольклорных форм.

3.Бытовые сказки

- анекдотические;

- сатирические: антибарские, антицарские, антирелигиозные;

- сказки- состязания;

- сказки- насмешки.

 Общие особенности:

- в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует; имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола: герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным); вместо волшебства используется смекалка;

- реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение (реализм условен);

- действующие персонажи – антогонисты;

- положительный герой – иронический удачник;

- смысловой акцент приходится на развязку;

- широкое использование диалога;

- обилие глаголов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Изобразительно-выразительные средства, используемые  в русской народной сказке

Композиционные

Стилистические

Антитеза – приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику (герой- «лжегерои»; герой – злонамеренные представители иномира и т. д.)


Ретардация – замедление действия путём многократных повторов; концентрирует внимание слушателя на определённом моменте

Троичность – субъектная организация повествования; специфическое соотношение сил – 2:1


Художественные формулы – поэтические штампы (общие места)


Сказочные формулы

Параллелизмы: долго они ехали, коротко ли

Символика: невеста-лебедь

Гиперболы: и рос он не по дням, а по часам

Художественные и синтаксические инверсии

Тавтологии: диво-дивное

Сросшиеся синонимы: грусть-тоска

Постоянные эпитеты: серый волк

Повторные приставки: повыжжено-поломано

Уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи

                           

 Сказочные формулы

Начальные (присказка, зачин)

На море-окияне, на острове Буяне, стоит дуб – златы маковки. На том дубе – цепь, а на цепи ходит кот: направо идёт – песню поёт, налево – сказку сказывает…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Конечные  (концовка)

Стали они жить-поживать, да добра наживать…

Вот двор. На двору – кол. На колу – мочало. Не сказать ли сказку сначала?

Кличи, предсказания.

Срединные

- формулы оповещения


- формулы обращения




- формулы пространства и времени


Добрый молодец, красна девица


Встань передо мной, как лист перед травой

Избушка! Стань ко мне передом, а к лесу – задом


Долго ль, коротко ль

Далеко ли – близко

Высоко – низко


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карточки на урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».5 класс.

Карточка 1.

Выпишите именные и глагольные словосочетания, объясните структуру.

Назовите главные и зависимые слова.

                 Кроет уж лист золотой

                 Влажную землю в лесу.

                                       (А.Майков)

Карточка 2.

Выпишите грамматическую основу каждого предложения. Чем выражены подлежащее и сказуемое? В каком предложении вы бы поставили тире и почему?

Смелость города берет. Огонь маслом не заливают. Что стряслось у них? Совесть контролёр наших поступков.

Карточка 3.

Какими бывают предложения по цели высказывания? Что они выражают? Найдите среди примеров все три вида и объясните свой выбор.

Правда – воздух, без которого дышать нельзя.

                                                    (И.С.Тургенев)

Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.

Как исправить ошибку?

Карточка 4.

Какие предложения называются нераспространенными? Распространенными? Разберите предложения по членам: подчеркните их соответствующей чертой и задайте вопросы.

                И тридцать витязей прекрасных

                Чредой из вод выходят ясных.

Карточка 5.

Назовите основные признаки однородных членов, найдите их в предложениях и поставьте знаки препинания.

Настала ночь лунная и ясная. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут и качаются на паутинках.

Грамматические задачи по теме «Фонетика» (5 класс).

Задача 1. Поменяйте гласный в слове сом. (Сам.) Что изменилось?

Поменяйте согласный в слове том. (Дом, том.)

Звуки – смыслоразличители в словах. Запишем это предложение; обратим внимание на тире.

Задача 2. Прибавьте один согласный к слову так, чтобы получилось новое.

Укус (уксус), роза (розга).

Задача 3.Выньте из слова один согласный так, чтобы получилось новое.

Краска (каска), склон (слон), тепло (тело).

Задача 4. Напишите один лишь согласный звук, передающий: жужжание жука ([ж]), шипение ужа ([ш]), скрип двери (здесь понадобится 3 звука: ([с],[к],[р]).

Произнесем их. Как они у нас получатся? (Сжимаем губы, прижимаем язык к зубам и нёбу.)

Задача 5 (устная). Сколько запятых в четверостишии?

А согласные согласны

Даже фыркать и шипеть

Шелестеть шептать скрипеть

Но не хочется им петь.

                (В.Берестов)

Задача 6. А какие звуки способны петь?

Добавив к написанным буквам гласные или согласные, получите строки знакомой песни:

В лс рдлсь лчк,        (В лесу родилась ёлочка,

В лс н рсл.                 В лесу она росла.)

Ио и ео оая               (Зимой и летом стройная

Еёая ыа.                      Зелёная была.)

Проверочная работа. «Словосочетание». (5 класс)

Вариант 1.

  1. Выписать словосочетания, кратко объясняя свой выбор.

В осеннем лесу, на прогулке, шёл и думал, поздним вечером, у людей, свежим ветром, бежать в школу, лежал и плакал, около меня, на мокрой террасе, на маленькой лодке, возле сарая, свежий журнал, гроза с востока, ученики писали, тихо сидеть.

2. Выписать все словосочетания из каждого предложения. Объяснить свой выбор.

Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый берёзовый лесок. Я жил на берегу моря и ловил рыбу. Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.

3. Выполнить разбор двух любых словосочетаний.

Вариант 2.

  1. Выписать словосочетания, кратко объясняя свой выбор.

Синие и красные, на столе, обозначить орфограмму, колючим кустарником, человек сидит, широкая степь, решил уравнение, собака лает, рубить дерево, до станции, по кустам, заплатил за проезд, ветер в лицо, расшалились дети, запотевшее стекло, лето и зима.

  1. Выписать все словосочетания из каждого предложения. Объяснить свой выбор.

Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки. Спинки и животики. В первый день щенное утащил у хозяина новый сапог и отъел кусок голенища. Хозяин бить щенка не стал, а купил ему мячик.

3. Выполнить разбор двух любых словосочетаний.

Резервные задания.

Заполнить таблицу.

Словосочетание и предложение

Вопросы

Словосочетание

Предложение

1.Какова роль в языке?

2. Имеет ли интонацию сообщения?

3. Каково строение?

4. Как связываются слова?

Выпишите три словосочетания, графически обозначив в них  главное и зависимое слово.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.

                         Г. Виеру.


Урок развития речи

в 5 классе

по картине И.Э Грабаря

«Февральская лазурь»

Цель: Развивать навык использования синонимов в речи (при описании изображённого на картине).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Приходилось ли вам видеть зимний лес или парк? Кого напоминают деревья после обильного снегопада? Представим такой лес, рассмотрев картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

 «Февральская лазурь» - одна из лучших его картин.

II. Беседа по картине.

 Что вы видите на картине?

Учитель: Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я».

 Какой февральский день изобразил художник?

 Почему картина называется «Февральская лазурь»?

 (Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день, с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей берёзой и сиреневым снегом. Всё это представляет собой единое целое, радостное и праздничное по настроению. И поэтому, несмотря на то, что берёза в центре, что она очень хорошая, художник назвал свой пейзаж не «Берёза», а «Февральская лазурь».)

 Какова основная мысль художника?

Учитель: И название картины, и сам пейзаж говорят нам о большой любви художника к родной природе, передают восхищение её красотой.

Учитель:  Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы  тени,  переливы  красок   поразили    художника:   «Настали  чудесные

солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное праздник, -

праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

 Какие краски увидел в природе и стремился передать на полотне художник?

 (Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени, сиреневый снег.)

 Рассмотрите небо. Есть ли на нём облака?

 Какого цвета небо вверху и на горизонте?

 (На небе не видно ни единого облачка. Сверху оно светлое, белёсое, лазоревого цвета, а за горизонтом – чуть потемнее.)

 Рассмотрите снег. Много ли его?

 Какого он цвета на солнце и в тени?

(Кажется, что снег отражает в себе все краски лазоревого неба. Снег с сиреневыми, сапфировыми оттенками от деревьев.)

 Как выглядит берёза на переднем плане картины?

 Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке берёзы?

(Это старая берёза. У неё белый ствол, а внизу у берёзы почернела и потрескалась от дождя, снега, и сырости кора. Она встречает не первую весну. Она широко раскинула свои ветви, тянет их к солнцу.)

 Что можно сказать о других берёзках?

 (Стволы у этих берёзок стройные, с жемчужными тоненькими коралловыми веточками.)

 Что видно на горизонте?

 (На горизонте сплошной тёмной стеной выстроился лес.)

 Каким настроением проникнута картина? Как это передаётся красками?

 (Содержание картины во многом определяет её цветовую гамму. В картине «Февральская лазурь» преобладает сочетание бело-голубых тонов, характерных для зимнего пейзажа. Сочетаясь жёлтый и голубой тона, создают то праздничное настроение, которое увидел художник в природе и передал на полотне.

III. Составление плана.

  1. Вступление.

     а) сведения о художнике.

2) Основная часть.

         а) небо,

         б) снег,

         в) старая берёза,

         г) молодые берёзки,

         д) горизонт.

3) Заключение.

         а) Каким настроением проникнута картина?                

         б) Колорит картины?

         в) Моё отношение к картине.

IV. Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...