Душа крестьянина в изображении писателя в рассказе «Лапти» И.А. Бунина
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Рябова Ирина Сергеевна 2

план конспект урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dusha_krestyanina_v_izobrazhenii_pisatelya_v_rasskaze.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Душа крестьянина в изображении писателя в рассказе «Лапти» И.А. Бунина
Рябова И.С., учитель русского языка и литературы, молодой специалист.

Атрибуты к уроку: русская печь, самотканые дорожки, сундук, керосиновая лампа, самовар с сушками.

 Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята, посмотрите внимательно, что у меня в руках?

Учитель:  Что такое лапти? Как вы понимаете это слово?

Учитель: А из чего это обувь сделана?      

Учитель: Ребятишки,   а как вы думаете все ли носили эту обувь?

Учитель: А как вы думаете, могут ли лапти спасти человека?

Учитель: А сейчас мы с вами   мысленно отправимся на машине времени конец 19 века и услышим удивительную историю. Давайте мы  представим, что мы с вами находимся, вечером,  в крестьянской избе и нам бабушка рассказывает сказку.

Ученики садятся на свои места и ученица, в роли бабушки, рассказывает рассказ «Лапти».

После рассказа включается слабый свет и начитается беседа по произведению.  

Учитель:  Ребята, о чем этот история?

Учитель: Кто помог мальчику.

Учитель: Как Нефед помог?

Учитель: А сейчас еще раз прочтем текст. Открывайте учебники на странице 57 прочитайте еще раз, и вам будет задание в процессе прочтения, отметь карандашиком в тексте, какие встречаются цвета.

Учитель: С какими героями вы познакомились?

Учитель: Что мы можем о ней сказать?

Учитель: С кем мы еще с вами познакомились.

Учитель: И еще герой….

Учитель: Правильно, Нефёд. Что мы о нем  знаем?

Учитель: Каким вы его себе представляете? Нарисуйте устно его портрет.

Учитель: Какие отношения были у Нефёда и барыни?

Учитель: Почему вы так решили?                          

Учитель: Как автор показывает, что в доме без Нефёда было неуютно, сумрачно, тревожно? Подтвердите текстом.                

Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Учитель: Почему все это происходит.

Учитель: А почему неоткуда было ждать помощи?                                                

Учитель: Зачитайте из текста.    

Учитель: Ребята, а что такое вьюга? Попробуйте подобрать к этому слову синонимы.

Учитель: Вьюга – это перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. А чем они отличаются?

Учитель: Ребятишки,  а встретились ли вам незнакомые слова?

Учитель: Кто знает, что оно обозначает?                            

Учитель: Какое слово в тексте предвещает недобрую весть?

Учитель: Почему автор назвал этот стук зловещим?

Учитель: Давайте вспомним основные эпизоды рассказа.

Учитель: Финал рассказа  не даёт прямого ответа на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик?» А как вы думаете?

Учитель: Кто же прав? За ответом на этот вопрос мы обратимся к тексту, а точнее к цветописи этого текста.    

Учитель: Ребята, всякий цвет может быть прочтен  как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда? И как вы это поняли?

Учитель: Как представлен красный, белый, черный цвет в рассказе?

Учитель: Цвета, которые использует в рассказе Бунин, даны в контрасте или в цветовой гармонии? Как называются  эти тона?  

Учитель: Как изменяется цветовая гамма от начала рассказа к его финалу? О чём это свидетельствует?

Учитель: Вернёмся к вопросу, который я задала перед прочтением: «Могут ли лапти спасти человека? Согласитесь, что лаптями вылечить нельзя, значит то, что сделал Нефед это глупость и его  поступок его напрасен?

Учитель: А что же такое самопожертвование?

Учитель: А так же тайну авторской мысли нам помог разгадать цвет. Цветопись – это сложный литературный прием и мы с вами смогли увидеть. Молодцы!!  

Учитель: А теперь мы с вами возвращаемся в 21 век и записываем домашнее задание. Оно будет по выбору:

  1. Написать небольшое сочинение-рассуждение «Что такое самопожертвование»? используя примеры из рассказа.
  2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу и сделать надписи, таким образом, чтоб был понятен смысл  рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А. Бунин. Рассказ "Лапти"

Урок Литературы в 7 классе /презентация/...

Урок литературы в 8-м классе по теме: "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ".

Аннотация:    Урок литературы в 8 классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» нацелен на воспитание духовных ценностей учащихся через нравст...

Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.Демокрит....

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии")

Конспект урока по литературе в 6 классе "Послевоенное детство в творчестве русских писателей (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") был проведён 28.04.2017 г. в рамках Всероссийской к...

Урок литературы в 7 классе "Тема сострадания, милосердия, доброты в рассказе "Кукушка" И.А.Бунина

Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, использованы современные методы и приёмы обучения...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

Цели: формировать представления о том, как изображается человек в художественном произведении; развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе; воспитывать личност...