Слитное или раздельное написание не с прилагательными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

                                    Конспект урока по орфографии.

Урок изучения нового материала по орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_prilagatelnymi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Конспект урока по орфографии.

Тема урока: «Слитное или раздельное написание не с прилагательными.»

Тип урока: «Урок изучения нового материала по орфографии.»

Цели урока: I Специальные:

1.Познавательные 1)познакомить со слитным и раздельным правописанием                                        

                                   «не» с прилагательными;    

                                2)обратить внимание на опознавательный признак-наличие «не».

                                3)повторить правописание: «не» с существительными и    

                                  глаголами, правописание приставок пре- и рас-, непроизносимых      

                                  согласных в середине слова, правописание мягкого знака после                  

                                   шипящего в существительных.  

2.Практические     1)формировать умение правильно писать имена прилагательные с «не»;

                                2)учить правильно обозначать орфограмму;

                                3)расширить лексический запас детей;

                               4)пропедевтика: пунктуация в бессоюзном сложном предложение.

                 II Общепредметные:

                               1)развивать внимание, память, логическое мышление, умение  

                               сравнивать;

                              2)воспитывать интерес к урокам русского языка;

                              3)учить работать с учебником, словарем.

Оборудование:     1)светофоры;

                                2)карточки для опроса;

                               3)карточки для самопроверки;

                              4)плакат с алгоритмами,

                              5) «Толковый словарь» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

                              6) «Словарь синонимов» Тихонов.

                              7) Учебник  «Русского языка» (6 класс) Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова        

                                и др.

                                   

                                              План урока (Сетка времени)

      1. Языковая  зарядка.                                                                                    3 мин.

2.Проверка домашней работы.                                                                    3 мин.

3.Опрос работающих у доски.                                                                     5 мин.

4.Изучение нового материала:                                          

а)создание проблемной ситуации;                                                        5 мин.

б)чтение параграфа №50 в учебнике «Русский язык»(5 кл.);

 (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова и др.)                                              1 мин.

в)чтение алгоритма.                                                                                 3 мин.

     5. Закрепление изученного (выполнение упражнений):

А)устный орфографический разбор;                                                                  2 мин.

Б)предупредительное осложненное списывание;                                             6 мин.

В)предупредительный диктант;                                                                          7 мин.

Г)объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте.             8 мин.

     6.Итог урока.                                                                                                     1 мин.

     7.Задание на дом.                                                                                              1 мин.

            Ход урока.

1)Языковая зарядка.

Учитель: «Запишем сегодняшнее число. Шестое апреля. Классная работа. Найдите в словосочетание прилагательное и укажите его разряд.

Дети: Прилагательное «классная» относительное т.к, не имеет краткой формы, степеней сравнения и не сочетается с наречием очень.

У: «Посмотрите на словосочетания: классная игра, классное выступление. Какого разряда прилагательное классная? Докажите свой ответ.»

Д: «Прилагательное «классная» качественное т.к, обозначает такой признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени, сочетается с наречием очень, образует степень сравнения: самая классная.» ( Учитель читает лексическое значение слова «классный». Классный – имеющий высокую оценку чего–л; показывающий класс).

У: «Подберите синонимы к прилагательному классный воспользовавшись словарем синонимов.»

Д: « Превосходный, лучший….»

У: А теперь подберите к существительному работа прилагательное, чтобы оно было притяжательным.

Д: Мамина, папина…..т.к, прилагательные обозначают принадлежность чего-л. лицу или животному.

У: «Нам очень понадобиться сегодня умение определять разряды прилагательных, а пока повторим изученное. К доске пойдет один ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание(упражнение 277)»

2.Проверка домашней работы.

У: « Ребята, какое домашнее задание  вы выполняли дома?»

Д: « Мы выполняли морфологический разбор имени прилагательного.»

У: « Откройте тетради с домашней работой. Инна, прочитай, как ты разобрала прилагательное «морозное». Инна читает разбор, а остальные дети проверяют, все ли было правильно. Если возникают вопросы, учитель помогает ребятам в их разрешении, если вопросов нет, то учитель сам задает их ребятам.

У: «Ребята, обратите внимание, что у прилагательных в кр.форме падеж не определяется.»

3. Опрос работающих у доски.

Карточка. Слитное и раздельное написание «не» с существительными, глаголами.

Задание: Раскройте скобки, графически обозначьте орфограмму.

Красивая (не)забудка, (не)приятель наступал; он мне (не)приятель, а друг, он (не)врач, задержался из-за (не)исправности, берет (не)силой, а умением, пребывать в (не)известности, Пете (не)здоровится.

Образец выполнения:

Красивая незабудка, неприятель наступал; он мне не приятель, а друг, он не врач, задержался из-за неисправности, берет не силой, а умением, пребывать в неизвестности, Пете нездоровится.

Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращается внимание на значение –пре-, на правописание из-за.

Способ проверки – светофорами.

4.Изучение нового материала.

а)Создание проблемной ситуации.

У.: «Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.»

    не каменный дом               ненастная погода                    нисколько

    не мамин шарф                   нелепый случай                      никому не интересный рассказ

    не яблочный пирог            неинтересный рассказ             ничуть

    не лисья нора                     незнакомый человек               отнюдь

                                                                                                   вовсе не случайный промах

                                                                                                   далеко

             не знакомый, а чужой человек

У: «Обратите внимание на опознавательный признак. Подумайте и скажите, какая тема нашего урока.»

Д: «Слитное и раздельное правописание «не» с прилагательным.»

У: «Цель нашего урока: познакомиться с правилом  правописания «не» с прилагательным; учиться правильно писать прилагательные с «не».

Беседа.

У.: «Для того чтобы правильно писать, определите разряды. Какого разряда прилагательные в 1 столбике, а во 2 и 3 ?»

Д.: « В первом столбике написаны относительные и притяжательные прилагательные, а во втором и третье качественные.»

У: «Сделайте, пожалуйста, вывод как пишется «не» с относительными и притяжательными прилагательными.»

Д: «Раздельно.»

(Учитель подписывает разряды прилагательных, подчеркивает раздельное написание не).

У: « Посмотрите на слова 2 столбика, сделайте вывод, почему  не пишется слитно».

Д: « Если слово без не- не употребляется ( ненастная погода), если прилагательное с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением (неинтересный рассказ = скучный)».

У: « Ребята, а правописание какого прилагательного с не в 3 столбике, мы можем объяснить?»

Д: « Не знакомый, а  чужой человек. Есть противопоставление с союзом а, поэтому пишем раздельно».

У: «А теперь обратимся к учебнику. Катя, прочитай  правило.  В учебнике § 50.»

Дети читают параграф.

У: «Но, к сожалению, правило в учебнике неполное, поэтому давайте прочитаем алгоритм. Теперь мы будем объяснять правописание «не» с прилагательными пользуясь алгоритмом».Приложение 1

5.Закрепление изученного.

 а) устный орфографический разбор.(Задание должно быть у каждого ученика на парте)Приложение 2

Дети объясняют правописание слов, грамотно написанных на доске, пользуясь алгоритмом. Учитель графически обозначает орфограмму.

У.: « В устном объяснение сначала называете условие выбора орфограммы, затем саму орфограмму, т.е. как написано.»

Дом не панельный, нечаянная радость, не внимательный, а рассеянный ученик; отнюдь не единственное решение, несладкая, но вкусная ягода; непонятный мне вопрос, нелегкая ноша, не заячья нора.

Образец устного объяснения правописания.

Дом не панельный - «не» не образует новое слово, нет синонима, поэтому «не» пишется раздельно.

Небрежное письмо - качественное прилагательное, без «не» не употребляется, поэтому пишется слитно.

Образец записи на доске после устного объяснения:

Дом не панельный,  нечаянная радость, невнимательный, а рассеянный ученик; отнюдь не единственное решение, несладкая, но вкусная ягода; непонятный мне вопрос, нелегкая ноша, не заячья нора.

б).Предупредительное осложненное списывание.

Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

(Не)брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, (не)папин портфель, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, далеко (не)приятная процедура, (не)глубокий колодец, совсем (не)строгий учитель.

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

Образец выполнения:

 Небрежное письмо, нисколько не жаркий день, не папин портфель, деревья невысокие, но раскидистые, не внимательный, а рассеянный ученик, далеко неприятная процедура, неглубокий колодец, совсем нестрогий учитель.

Попутно учитель обращает внимание на другие трудные орфограммы.

Объясняет лексическое значение некоторых слов.

Небрежный- неаккуратный, сделанный кое-как.

Процедура- 1официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-н.

                     2отдельный сеанс физиотерапии(напр., ванна, душ, массаж), закаливания,            

                      ухода за телом.

в).Предупредительный диктант.

Полусамостоятельная работа. Учащиеся перед записью показывают светофор.

Перстень (не)золотой, далеко (не)опасный трюк, (не)жилая квартира, (не)яркое, но красивое платье, (не)бабушкин платок, (не)лестные отзывы, никому (не)нужная книга, (не)темная, а лунная ночь.

 

Правильное написание.

Перстень не золотой, далеко не опасный трюк, нежилая квартира, неяркое, но красивое платье, не бабушкин платок, нелестные отзывы, никому не нужная книга, не темная, а лунная ночь.

6.объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте. Приложение 3

                         Правила для говорящего.

1.Осторожно обращайтесь со словом. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

2.Когда не согласен с кем-то, будь тактичен в споре, будь толерантен, следи за интонацией. Помни, что недоброжелательный тон может обидеть человека. Не забывай, что твое недоброе отнюдь, не корректное  слово больше огня жжет.

Учитель пропедевтически объясняет постановку тире и двоеточия.

У: « Понижение голоса перед 2-ой частью, интонация пояснения, предупреждающая пауза.    :  указывает причину. Можно вставить союз « потому что». Поэтому ставим двоеточие;

Повышение голоса в конце 1-ой части, большая пауза, вывод, следствие. Поэтому ставим тире».

1.Такт - умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведение, в поступках.

2.Корректный – вежливый и тактичный, учтивый.

3.Толерантный – терпимый, снисходительный к чему-л.

7.Итог урока.

1.С чем познакомились на уроке?

2.Какой опознавательный признак орфограммы?

3.Что нужно знать, чтобы правильно писать «не» с прилагательными?

8.Задание на дом.

Знать алгоритм. Упражнение 283.

                                                                                         Приложение 1              

                Правописание «не» с прилагательными.

                                             Алгоритм.

                     1.Определи разряд прилагательного.

относительное,                   качественное в полной и краткой форме

притяжательное              

                                           2.Употребляется ли прилагательное без «не»?

не раздельно

                                            нет              да

не лимонный сок            не-,не-

не лисий след                 слитно            3.Есть ли противопоставление с «а»?

                                   нелепый ответ        

                                                                 да                  нет

                                                         

                                                         не раздельно     4.Есть ли слова далеко,отнюдь,вовсе,

                                                         не крупная,а        зависимые слова с ни-?

                                                         мелкая ягода    

                                                                                     да                     нет

                                                                           не раздельно            не- слитно

                                                           отнюдь                                     образует новое слово,      

                                                           нисколько  не интересный     есть синоним

                                                           вовсе               рассказ             неинтересный(=скучный)

                                                                                                                          рассказ

Обрати внимание!

 Не путай

    =мелкая

некрупная, но сладкая ягода;

мне незнакомый текст (другие слова не влияют на правописание);

не дешевая и не дорогая вещь (что-то среднее);

у нее не карие глаза («не» не образует новое слово, нет синонима).

Запомни правописание некоторых кратких прилагательных

Не рад, не должен, не готов, не обязан, не намерен, не склонен, не согласен, не виноват, не прав, не права, не правы, не женат, не виден, не нужен, не нужно, не нужна, не нужны, не властен, не похож, не волен, не вольна (не могу, не способен к чему-то, на что-то) и др

                                                                                                                                                        Приложение 2

Задание1. Объясните правописание слов, пользуясь алгоритмом, графически обозначьте орфограмму.

Дом не панельный, нечаянная радость, не внимательный, а рассеянный ученик; отнюдь не единственное решение, несладкая, но вкусная ягода; непонятный мне вопрос, нелегкая ноша, не заячья нора.

Задание2.Расскройте скобки, графически обозначьте орфограмму.

 (Не)брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, (не)папин портфель, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, далеко (не)приятная процедура, (не)глубокий колодец, совсем (не)строгий учитель.

Задание3.Расскройте скобки. Графически обозначьте орфограммы. Записывать только с разрешения учителя после проверки слова светофором.

Перстень (не)золотой, далеко (не)опасный трюк, (не)жилая квартира, (не)яркое, но красивое платье, (не)бабушкин платок, (не)лестные отзывы, никому (не)нужная книга, (не)темная, а лунная ночь.

                                                                                                         Приложение 3

Контрольная карта.

                                           Правила для говорящего.

1.Осторожно обращайтесь со словом. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

2.Когда не согласен с кем-то, будь тактичен в споре, будь толерантен, следи за интонацией. Помни, что недоброжелательный тон может обидеть человека. Не забывай, что твое недоброе, отнюдь некорректное  слово больше огня жжет.

        

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»

Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Урок русского языка в 6 классе.

Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правопис...

презентация к уроку " Слитное и раздельное написание не с прилагательными"

Урок содержит элементы развивающего обучуния. Закрепление материала дается в форме игрового тестирования....

«Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными»

Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»...

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, глаголами, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагатель...