Урок в 6 классе по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными" ( с презентацией)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Моисеева Татьяна Александровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_ya_6_kl_ne_s_pril.doc88 КБ
Office presentation icon r_ya_6_kl_ne_s_pril.ppt971 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Городецкая СОШ»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными (с презентацией)

Цель деятельности учителя

Актуализировать знания о написании НЕ с существительными, формировать умение различать приставку НЕ и частицу НЕ; отработать умение применять алгоритм правильного написания НЕ с прилагательными.

Тип урока

урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения  компетенциями): правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.  Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль,

строить рассуждения.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, наблюдение над языком, ИКТ, здоровьесбережение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.

Оборудование

Экран (интерактивная доска), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстраци-онный материал

Мультимедийная презентация по теме урока, выполненная учителем.

Учебные пособия

Учебник «Русский язык» 6 класс, С. И. Львова, В. В. Львов 1и 3 части.

Основные понятия

Прилагательное, приставка не, частица не.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Мотивация

(самоопределение) к учебной

деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. (Слайд 1)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции.

II. Языковая разминка.

– Запишите предложения:

Мы знаем, что искусство – величайшее богатство, которое было создано человеком. Самое чудесное, самое удивительное в мире – человек.                            (В. Сухомлинский)

Литературе я обязан счастливейшими днями моей жизни. 

                                           (А.П. Чехов)

1. – Объясните постановку знаков препинания, подчеркните орфограммы.

2. – Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

3. – Назовите имена прилагательные, укажите их форму, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Записывают предложения, выполняют задания.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

III. Актуализация и пробное учебное действие

Словарный диктант.

Не был на олимпиаде, недоумевал по поводу случившегося, самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг; ошибся из-за невнимательности, невзлюбил сотрудника, ужасная непогода, не заяц, не успел на поезд. (Слайд 2)

– Какой опознавательный признак объединяет написания?

– Сколько видов орфограмм встретилось в диктанте?

– Обозначьте условия слитного и раздельного написания не.

– Есть ли одинаковое условие для существительных и глаголов? (Без не не употребляются: недоумевал, невзлюбил, невежда.)

Обдумывают ответы на вопросы,  участвуют в диалоге с учителем.

Познаватель-ные: выполняяют учебнопоз-навательные действия в материализо-ванной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:  слушают, задают вопросы с целью получе-ния необходи-мой для реше-ния проблемы информации и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, выска-зывают и обос-новывают свою точку зрения.

IV Выявление проблемы

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя)

– Вспомните, какую часть речи мы изучаем, и попробуйте предположить тему урока на основе предыдущего задания.

– Проверьте себя по учебнику (§ 31).

– Составьте план урока, ориентируясь на изученные правила правописания не с существительными и глаголами.

Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

1. Наблюдение по учебнику либо с помощью презентации .

1. Упр. 431 – выявление условий написания прилагательных с не с опорой на известное правило правописания не с именами существительными.

Учащиеся выявляют два условия слитного написания: 1) неупотребление прилагательного без не (неотложное, неожиданное); 2) замена близким по значению словом (недавний – предшествовавший, близкий по времени); одно условие раздельного – противопоставление с союзом а (не лёгкий, а серьёзный).

Назвать условие раздельного написания не породисты, не дорогой 

учащиеся затрудняются.

Ответы на вопросы после упражнения.

После наблюдения делается самостоятельный вывод о написании не с прилагательными.

2. Упр. 432 – чтение текста правила в рамке, сравнение с собственными наблюдениями и выводами, выявление нового условия написания.

– Что нового узнали из правила? (О раздельном написании не с прилагательными при наличии пояснительных слов.)

– Сколько условий слитного написания не с прилагательными?

Сколько условий раздельного написания?

– Какие условия общие для существительных, прилагательных и глаголов?

– Какие условия общие для существительных и прилагательных?

– Буквенной или небуквенной является эта орфограмма? Как называется такой тип орфограммы?

– Проанализируйте графическое обозначение орфограммы.

– Составьте схему (графическую модель)

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. Под руководством учителя работают с текстом учебника.

Записывают  в тетрадь для правил таблицу с написанием НЕ с прилагательными.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему, обобщающую таблицу).

Физминутка

Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком.

Всё ногами топаем, всё руками хлопаем,

Надуваем щёчки, скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску

И друг другу даже язычки покажем!

Шире рот откроем, гримасы все состроим.

Как скажу я слово три, все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Выполняют упражнения.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

VI. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и

правописных умений.

Упр. 433 – развивается умение писать не с именами прилагательными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.

Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Проверка коллективная. (Слайд 3)

– Составьте на основе правила обобщающую таблицу: «Правописание не с существительными и прилагательными»

 

(Слайд 4)

Упр. 434 – развивается умение подбирать к именам прилагательным синонимы с не (на основе предложенных слов), графически объяснять условия выбора орфограммы-контакта. (Слайд 5)

Выполняется письменно самостоятельно.

Взаимопроверка.

Выполняется устно.

Упр. 437 – развивается умение конструировать на основе

образца прилагательные с не, которые пишутся слитно и раздельно,

графически обозначать условия слитного и раздельного написания.

Упражнения можно выполнять параллельно по группам: например, 4 группы, по три примера для каждой группы.

Самопроверка в группе.

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке    (итог урока)

– Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с прилагательными.

(Слайды 6 и 7)

– Какие универсальные умения развивали на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

VIII. Домашнее задание.

1. уметь рассказать правило по схеме.

2. Упр. 436.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1 .

Слайд 2

Самовлюблённый (не)вежда, шапка-(не)видимка, (не)друг, а враг, ошибся из-за (не)внимательности, ужасная (не)погода, (не)заяц. На основе представленного материала и изучаемой части речи сформулируйте тему урока. Определяем тему урока Запишите, раскрыв скобки. Самовлюблённый невежда, шапка-невидимка, не друг, а враг, ошибся из-за невнимательности, ужасная непогода, не заяц. Проверьте себя Правописание не с именами прилагательными.

Слайд 3

Решаем проблему, открываем новые знания Выполните упр. 433. Выявите условия слитного написания НЕ с прилагательными. Назовите условия раздельного написания НЕ с прилагательными. Слитно: 1) без НЕ не употребляется 2) есть близкое по значению слово Раздельно: 1) противопоставление с союзом а 2) ? Сделайте вывод о написании НЕ с прилагательными. Сравните его с правилом в учебнике (упр. 432 с. 187). не брежная не лепая не добрый ( злой ) Путь не долог, а близок не породистый не дорогой вовсе отнюдь

Слайд 4

На основе правила составьте обобщающую таблицу. Проверь себя Н е употребляется без не ( невежа, неуклюжий ) Есть близкое по значению слово, выражение ( недруг, нестрогий ) Есть противопоставление ( не правда, а ложь; не большой, а маленький ) Не образует нового слова ( не волк, не каменный ) Слова далеко , отнюдь , вовсе + слова с ни ( вовсе не трудная; никому не известный )

Слайд 5

Развиваем умения Выполните упр. 434. Проверь себя Необыкновенный – невиданный, особенный. Неправильный – неверный, ошибочный, ложный. Неприятный – ненавистный, досадный. Неясный – непонятный, мрачный.

Слайд 6

Рефлексия Ответь на вопросы теста. 2. Выбери «лишнее» слово: А. ( не)настный Б. (не)насытный В. ( не)весёлый Г. ( не)уклюжий Проверь себя

Слайд 7

Рефлексия Ответь на вопросы теста. НЕ с прилагательным пишется слитно: А. вовсе (не)лёгкий выбор Б. (не)лёгкий, а трудный выбор В. отнюдь (не)лёгкий выбор Г. (не)лёгкий выбор Проверь себя