Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_prilagatelnymi_dlya_sayta.docx86.98 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА Д.НОВОЕ ПОЛЕ»

Слитное и раздельное написание не

с именами прилагательными

учитель русского и белорусского языка и литературы

государственного учреждения образования «Средняя школа д.Новое Поле»

Буцень Светлана Ивановна

Новое Поле, 2023


Тема: Слитное и раздельное написание не с именами прилагательнымии

Цели урока: актуализация знаний учащихся о правописании не с именами существительными;

ознакомление с правилом написания не с именами прилагательными;

формирование навыка правописание не с именами прилагательными

совершенствование аналитических, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков;

воспитывать умение работать в команде.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами повторения.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: Русский язык. 6 кл. Мурина Л.А. учебник для общеобразовательных учреждений, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент.

Сегодня такая замечательная погода, а опишите свое настроение. Какое оно у вас?

С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных)

Сегодня мы продолжим изучать, исследовать правописание имен прилагательных .

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация опорных знаний.

- прочитайте слова, определите часть речи, определите вид орфограммы, вспомните условия выбора. (учащиеся работают в группах)

Приложение 1

Небрежность, ненастье, невзгоды, невежда.

Неволя, несчастье, неправда, неверность.

Не парта, не яблоко, не кошка.

Не ученик, а учитель; не правда, а ложь.

Работая в группе, учащиеся определяют, что это имена существительные, вид орфограммы «НЕ с именами существительными», называют условия выбора, приводят примеры: слово без НЕ не употребляется, синонимичная замена требует слитного написания, отрицание и противопоставление с союзом А требуют раздельного написания.

- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Оцените свой уровень знаний:

- я уверенно справился со всеми заданиями,

- я советовался с товарищами.

Вопрос классу.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

4.Определение темы урока, постановка целей.

Приложение  2

прочитайте слова, определите часть речи, определите вид орфограммы, сравните условия выбора. (учащиеся работают в группах по 4 человека, время выполнения - 5 минут). Что изменилось?

1. Ненастный день, несчастный случай, небрежный почерк.

2. Недобрый взгляд, неглубокий ручей, нетрудная работа.

3. Не кирпичный дом, не тигриные следы.

4. Не трудная, а легкая работа, не глубокий, а мелкий ручей.

Выполняя задание, учащиеся делают вывод, что данные слова – прилагательные, вид орфограммы «НЕ с прилагательными», условия выбора слитного и раздельного написания похожи.

- Ребята, как вы сформулируете тему урока? (НЕ с именами прилагательными).

- Запишите тему урока.

- Какие цели вы поставите перед собой? Запишите свои цели.

5.Работа над новым материалом.

Учитель предлагает ученикам разделиться на группы, каждой группе выдает лист с заданием. Учащиеся должны сформулировать правило написания НЕ с прилагательными Каждой группе предлагается сделать свой кластер.

 .РАБОТА В ГРУППАХ

Приложение 3

1. Некрасивый дом                         3. Дом не кирпичный

Недорогой костюм                         Лыжи не пластиковые

2. Нелепый вид                                 4. Не богатая, а бедная семья

Незлобивый характер                         Лицо не веселое, а печальное

5. Далеко не интересная книга

Вовсе не острая приправа

После этого ученики (представители групп) выступают со своими предложениями, объясняют, как и почему они пришли к таким выводам.

- прочитайте правило в учебнике. Отметьте уже знакомую информацию, и новую.

Дополните свои кластеры.

/Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, делают вывод, что условия выбора у существительных и прилагательных совпадают в основных пунктах, но у прилагательного есть условие с усиливающими отрицание словами./

- назовите эти слова. (отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, далеко не, совсем не).

6.Физкультминутка

Слитно- приседаем, раздельно – стоим.

(Не)плохая идея, (не)дорогой, а дешёвый подарок, далеко (не)большое настроение, (не)бо-льшая птичка, ничуть (не) сложная задача, он вовсе (не)плохой человек,(не)навистный враг, невкусная груша, вовсе (не) настоящий пистолет,

неровная дорожка, далеко (не) обычный

человек, (не)глубокая речка.

7.Закрепление изученного.

Задание 1.

Комментированное выполнение упражнения 412, (работа «по цепочке» у доски с объяснением.)

Нелепый, нелюдимый, неряшливый, небрежный, несчастный, невредимый, ненастный. (Нелепый случай. Пишем слитно, потому что слово не употребляется без НЕ)

Вовсе не высокий, далеко не полный, отнюдь не разговорчивый, ничуть не смешной, нисколько не усталый. (Вовсе не высокий человек. Пишем НЕ отдельно, потому что вовсе не усиливающее отрицание слово).

Задание 2.

Выполнение упр в парах 414. 1. Подберите, если возможно, антонимы с приставкой не- к данным

именам прилагательным. Запишите, графически объясняя орфограмму.

2. Отдельно выпишите прилагательные, которые пишутся с не раз-

дельно. Составьте с ними 3 разных по цели высказывания предложения

3.Объяснительный диктант

Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый подарок; необыкновенное чудо; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; невзрачный на вид; ягоды некрупные, но сладкие; небрежный почерк; неглубокая речонка.

Взаимопроверка по ключу.

Учащиеся объясняют, почему в предложенных словосочетаниях НЕ с прилагательными пишется слитно или раздельно.

8.Контроль знаний

Приложение 4

1.НЕ с прилагательными пишется раздельно:

1) если слово не употребляется без не-;

2) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без не-;

3) если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово с НЕ пишется слитно:

1) (Не)приятельская армия отступила.

2) Эта книга далеко (не)проста.

3) Нам продали (не)мороженое, а лед.

3.Слово с НЕ пишется раздельно:

1) Мы ждали (не)большой корабль.

2) Он (не)взлюбил меня.

3) Этот нож (не)стальной.

ОТВЕТЫ: 3; 1; 3.

9. Домашнее задание:

 Упр 411. Выпишите выделенные слова, «прикрепив» к ним не, в 2 столбика: сущ., прил. Графически объясните правописание.

10.Рефлексия.

Разные виды рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Урок русского языка в 6 классе. Изучение имени существительного....

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...