Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Чувашова Евгения Павловна

урок-обобщение с применением игровых технологий, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий в формате ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 8 класс.

Тема: Односоставные предложения. Обобщение изученного по теме.

Цели:

  1. Образовательная: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения».
  2. Коммуникативная: развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова.
  3. Развивающая: уметь выявлять признаки односоставных предложений, анализировать текст на лингвистическом и литературном уровнях.
  4. Воспитывающая: показать значение семьи в формировании личности человека, прийти к осмыслению понятий «любовь» и «красота» как важной составляющей духовности человека.

Задачи:

  1. Повторить сведения об односоставных предложениях;
  2. Научиться находить односоставные предложения в тексте и определять их вид;
  3. Научиться выполнять задания в формате ГИА и ЕГЭ;
  4. Научиться выявлять проблему произведения.

Тип урока: повторительно-обобщающий с применением игровой технологии

Форма организации работы на уроке: групповая

Оборудование: классная доска, видеопроектор, проецирующий экран, карточки-задания, контрольные карточки (для проверки и оценки выполненных заданий), рабочие тетради,  жетоны.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Правила работы на уроке.

(работа по командам, выполнение заданий индивидуально и в команде, жетон за правильный ответ)

1 мин.

  1. Запись темы урока: Односоставные предложения. Обобщение изученного.
  2. Задачи урока.
  3. Запись в тетради эпиграфа «Красота спасёт мир» Как вы понимаете слова Достоевского? Составьте односоставное предложение со словом «красота», определите тип ОС.
  4. Конкурс знатоков орфографии. Задание: вставить пропущенные буквы в слова.
  1. К..валерия
  2. Арти(л,лл)ерия
  3. Прен..я
  4. Д..баты
  5. Диску(с, сс)ия
  6. Б..йдарка
  7. К..мпьютер
  8. Эксп..р..мент
  9. Коло(с, сс)альный
  10. Проверка производится на контрольном листе и  на экране

6. Конкурс «Веришь – не веришь».

  1. Верите ли вы, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом?
  2. Верите ли вы, что односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными?
  3. Верите ли вы, что в определённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен неопределённой формой глагола?
  4. Верите ли вы, что в безличных предложениях нет и быть не может подлежащего?
  5. Верите ли вы, что односоставные предложения могут быть только нераспространёнными?
  6. Верите ли вы, что определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут составлять группу обобщённо-личных предложений?
  7. Верите ли вы, что обобщённо-личные предложения часто используются в пословицах?
  8. Верите ли вы, что форма глагола-сказуемого в неопределённо-личных предложениях может быть «прошедшее время множественного числа»?
  9. Верите ли вы, что слово «нет» может выступать в роли сказуемого в безличном предложении?
  10. Верите ли вы, что двусоставные предложения могут быть определённо-личными?


Уч-ся в тетради отмечают номер вопроса и письменно дают ответ «да» - «нет»

  1. Проверка производится на контрольном листе и  на экране

7. «Участие в прениях» Уч-ся выполняют задание: списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу и определить вид ОС

Проверяется поочерёдно: 1-ая команда анализирует предложение, а 2-ая выступает в прениях: выражает согласие или исправляет ошибки.  Затем проверяют на экране и получают жетоны.

8. Вернёмся к эпиграфу. Я прочитаю вам рассказ И.А.Бунина «Красавица», а вы подумайте, какую проблему ставит в нём писатель. Обратить внимание на слово «фистула»

После прослушивания рассказа уч-ся формулируют проблему и записывают в тетрадь. Например: И.А.Бунин поднимает в рассказе «Красавица» проблему духовной нищеты человека, проблему семейного воспитания.

9. Задание в формате ГИА по тексту даётся отдельно для каждой команды

КРАСАВИЦА (отрывок)

1)Чиновник казённой палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. 2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. 3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. 4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. 5)Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. 7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. 8) И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

28 сентября 1940

Задания:

  1. Замените словосочетание «губернских чиновников», построенное по типу «согласование», синонимичным словосочетанием со связью «управление».
  2. Выпишите грамматическую основу 1-го предложения.
  3. Определите вид сказуемого «был женат» (предложение5).
  4. Среди предложений 6-8 найдите односоставное предложение, определите его вид.


КРАСАВИЦА (отрывок)

1)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. 2)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. 3)И вскоре красавица сказала горничной:

4)— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. 5)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

6)И мальчик, в своём круглом одиночестве на всём свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шёпотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окна… 7)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. 8)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. 9)Там спрятано и всё остальное добришко его.

28 сентября 1940

Задания:

1.  Замените словосочетание «отцовской спальни», построенное по типу «согласование», синонимичным словосочетанием со связью «управление».

  1. Выпишите грамматическую основу 9-го предложения.
  1. Определите вид сказуемого «был беспокойный» (предложение 2).
  2. Среди предложений 1-3 найдите односоставное предложение, определите его вид.


Проверка заданий осуществляется отдельно по командам, за каждое правильно выполненное задание - жетон

Подсчёт баллов и выявление победителя.


10. Рефлексия.

  1. Есть ли у вас затруднения по теме «Односоставные предложения»? Что даётся легко?
  2. В чём вы видите главное качество красоты? Каким должен быть красивый человек?
  1. Видеоролик «Что значит любовь?»


  1. Дом. задание. Написать сочинение-миниатюру «В чём, по-моему, смысл рассказа Бунина «Красавица»?» с использованием ОС.


Слайд 1


Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

4 мин

Слайд 5


.



Слайд 6 - 3 мин.

Слайд 7













Слайд 8 3 мин.


Слайд 9


6-7 мин.


4 мин.

Слайд 10


2 мин.



6-7 мин.



































4 мин.




3 мин.

Слайд 11

Слайд 12



Отдельная презентация 4 мин.


Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме: "Сложносочиненные предложения"

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и направлен на подготовку ребят к ГИА. Даны разнообразные формы работы на уроке, задания для самостоятельной работы подобраны в соответствии с заданиями ...

Урок-обобщение по теме "Сложное предложение"

Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных,...

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

В  состав данного урока входит работа с таблицей, языковым материалом как на уровне предложения, так и на уровне текста, проводится диагностическое тестирование - всё это способствует обобщению ...

Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...

Урок обобщения темы "Однородные члены предложения", 8 класс

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщение изученного об  однородных членах предложения”Дата проведения: 20 января 2015г.Обучающие цели:    обобщить изученное о пре...