Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Синякина Татьяна Валентиновна

Цель:

-повторение и обобщение изученного материала по теме;

-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.

Задачи учителя:

-создать условия для глубокого осмысления темы с применением полученных знаний;

-создать атмосферу сотрудничества на уроке;

-продолжить формирование умения работать в группах.

Задачи обучающихся:

-повторить и обобщить теоретический материал по данной теме;

-применять полученные знания при выполнении практических задач и создании текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 12 классе.

Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цель:

-повторение и обобщение изученного материала по теме;

-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.

Задачи учителя:

-создать условия для глубокого осмысления темы с применением полученных знаний;

-создать атмосферу сотрудничества на уроке;

-продолжить формирование умения работать в группах.

Задачи обучающихся:

-повторить и обобщить теоретический материал по данной теме;

-применять полученные знания при выполнении практических задач и создании текста.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

-умение применять полученные знания при выполнении практических заданий;

-оперировать теоретическими понятиями;

-создавать текст.

Коммуникативные:

-умение работать в группах.

Регулятивные:

-проявлять ответственность за собственный выбор и результаты деятельности.

Личностные:

-самостоятельность и самооценка.

Оборудование: слайды, тексты с практическим материалом, звукозапись.

                                           Ход урока:

1.Проверка изученного.

а) фронтальный опрос.

- Какие предложения называются односоставными?

-На какие группы делятся?

б) составление кластера

в ) расскажите о видах и сферах употребления односоставных предложений.

( употребляются в художественной, публицистической литературе, в устной разговорной речи).        

                      2.Актуализация знаний.

1.Определите вид односоставных предложений и их роль в тексте.

              1слайд

 Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.        

                                                        Ф.Тютчев.

( Все предложения безличные.  С их помощью поэт показывает отношение к России, её необычность и таинственность).

2.Задания по группам: определите вид односоставных предложений, их роль в тексте.

1 группа.

        Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

        Б.Бальмонт.

( Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения придают тексту романтичность, таинственность, напряжённость).

2 группа

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном, предчувствуя Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

                                                      А.Блок.

(Определённо – личные предложения позволяют лирическому герою ясно и лаконично рассказать о своём внутреннем состоянии).

3 группа

За что-то меня упрекают

Ив чём-то согласны со мной

Так исповедь льётся немая

Беседы блаженнейшей той.

А.Ахматова.

( Неопределённо – личные предложения не указывают на деятеля, а нам понятно. Главное – само действие).

3.Исследовательская работа.        

Задание: указать виды односоставных предложений.

-Какие виды односоставных предложений преобладают?

-Какова их роль в данном тексте?

Был конец ноября.        2 слайд

До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури  с мокрым снегом.

Но плыли вполне благополучно. Пассажиров было много, пароход был похож на огромный отель со всеми удобствами.

Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, волновавшейся в тумане.

Накинув пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику…

До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша свежестью океана.

Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый.

(В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не изображают конкретных лиц. Помогают автору донести до читателя идейный смысл. Эти предложения подчёркивают обезличенность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Употребление этих предложений позволило автору показать картину бездуховной жизни).

4.Распределительный диктант (5 столбиков).

Завечерело (безличное).

Хочу научиться плавать (определённо-личное).

Зима (назывное).

Береги природу, её богатства (обобщённо- личное).

На кухне гремели посудой (неопределённо- личное).

Люблю осень (определённо-личное).

Приготовились к уроку (неопределённо- личное).

Вот и мост (назывное).

На улице тихо и глухо (безличное).

Судят не по словам, а по делам (обобщённо- личное).

Самоконтроль и взаимопроверка.

5.Самостоятельная работа .

 Создайте текст с использованием всех видов односоставных предложений

 (5 предложений) «Любимое время года».

6.Проверка самостоятельной работы.

7.Учитель:

-На ЕГЭ перед вами будет стоять более сложная задача: вам предстоит найти односоставные предложения в составе сложного, определить его вид.

-Что вы должны уметь?

-Определить границы простых предложений в составе сложного и применить те знания, о которых мы сегодня говорили.

Тренировочные задания.        3слайд

В общем, легко догадаться, что над ним издевались.

Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень сложно сделать выбор.

Часто говорят, что насилие родит насилие – это, наверное, правда.

Надо ли говорить, что на следующее утро мы сбились с ног.

Если говорить словами великого поэта, мы «сеем разумное, доброе, вечное».

7.Работа в группах: выборочный диктант (звучит песня В.Высоцкого «Утренняя гимнастика»)

«Кто больше?»- выписать односоставные предложения, определить их вид.

Самоконтроль и взаимопроверка.

                           «Утренняя гимнастика»

Вздох глубокий, руки шире.

Не спешите – три четыре!

Бодрость духа, грация и пластика.        (назывное)

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая –

Если жив пока ещё –

                гимнастика!

Если вы в своей квартире –         

Лягте на пол, три, четыре!-        (определённо – личное)

Выполняйте правильно движения.

Прочь влияния извне –

Привыкайте к новизне!

Вдох глубокий до изнеможения.

Очень вырос в целом мире

Гриппа вирус – три, четыре!-

Ширится, растёт заболевание.

Если хилый – сразу в гроб!

Сохранить здоровье чтоб,        (безличное)

Применяйте, люди, обтирания.

Разговаривать не надо –         (безличное)

Приседайте до упада,

Да не будьте мрачными и хмурыми!        (обобщённо – личное)        

Если очень вам неймётся –

Обтирайтесь, чем придётся,

Водными займитесь процедурами!

Не страшны дурные вести –

Мы в ответ бежим на месте.

В выигрыше даже начинающий.

Красота – среди бегущих

Первых нет и отстающих!

Бег на месте обще-

                  примиряющий.        и т.д.

Взаимопроверка.

8.Итог урока.

Мы повторили виды односоставных предложений, научились определять их роль в текстах, употреблять в письменной речи.

9.Рефлексия.

-Какой этап урока был интересен?

-Какой этап наиболее трудным?

10. Домашнее задание: упражнение №372, подготовка к зачёту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение по теме "Односоставные предложения".

Презентация  урока русского языка и  с использованием многофункциональных возможностей  интерактивной  доски  CMART- board....

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

урок-обобщение с применением игровых технологий, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий в формате ГИА...

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

В  состав данного урока входит работа с таблицей, языковым материалом как на уровне предложения, так и на уровне текста, проводится диагностическое тестирование - всё это способствует обобщению ...

Русский язык. 8 класс Самостоятельная работа по теме « Односоставные предложения » .

Русский язык. 8 класс Самостоятельная  работа  по  теме  « Односоставные предложения » ....

Русский язык. 8 класс. Урок – зачет по теме: «Двусоставные предложения».

Цель урока:  обобщить изученное по теме "Двусоставные предложения"; проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме; воспитывать любовь к  родной природе. Урок был проведён с элеме...

Урок русского языка в 8 классе Урок-зачет по теме «Односоставные предложения»

Предварительно класс делится на группы по 4-5 человек. Составляется маршрутный лист, в котором указана последовательность пунктов работы. Зачет в каждом пункте принимает учащийся, знания которог...

Конспект урока.Обобщение по теме «Односоставное предложение» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Цели урока:1.Обобщить изученное по теме  «Односоставное предложение».2.Совершенствовать  умение  определять вид  односоставного    предложения; совершенс...