Урок-обобщение по теме "Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Уровень образования: основное общее образование

Класс: 9

Предмет: русский язык

Урок разработан в рамках содержания программы 9 класса по русскому языку к УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

Тема: «Бессоюзное сложное предложение»

Тип урока: обобщающий урок

Идея разработки данного урока состоит в том, чтобы помочь ребятам выработать навыки применения теоретических знаний в практической деятельности. Урок направлен на формирование учебно – познавательных, информационных, коммуникативных компетенций.

Использование ИКТ – технологий на уроке способствует выполнению тренинговых упражнений, осуществлению контроля на уроке, играет роль мотивационного момента. Делает урок более мобильным, результативным.

Цели урока:

1.        Систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме БСП.

2.        Способствовать развитию грамотной образной речи учащихся, развивать творческие способности учащихся.

3.        Продолжить работу по подготовке к ГИА.

4.        Воспитывать у ребят любовь к произведениям художественной литературы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: ИКТ – технологии, дифференцированный подход, личностно – ориентированный подход.

Методы: частично – поисковый, творческий, проблемный.

I Организационный  момент. Мотивирование.

1)Кто-то из мудрых сказал:                                                                                  

«Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые неравнодушные, доброжелательные  люди, когда он верит в себя и умеет радоваться красоте  с музыкой окружающего мира».

У нас есть возможность проверить истинность этого высказывания:

  -У нас сегодня гости на уроке – люди доброжелательные и неравнодушные.

  -Каждый из вас, я думаю, уверен в своих знаниях.

  -А за окном чудесный зимний день.

Итак, приступим.                Слайд №1  с музыкой

II Актуализация знаний

Определение темы урока

2)Чтобы определить тему нашей сегодняшней работы,  

прочтите предложение и определите его тип.

Слайд №2

Слайд №3

Постановка целей и задач урока

3) Попробуйте поставить перед собой задачи, которые вы                            

должны решить на уроке.                        

- Повторение и закрепление материала о бессоюзном сложном предложении;

- Формирование навыков пунктуационной грамотности;

- Подготовка к ГИА;

- Привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.                                                                 Слайд №4

III Орфографическая работа. Подготовка к ГИА. Повторение.

4) А)Спишите предложение, расставив знаки препинания.                            

Б)Объясните орфограммы.        

В)Определите тип связи в словосочетании «русской    зимой».                              

 Г)Переделайте  его так, чтобы получилось словосочетание   с типом связи «управление».                  

         Слайд №2

IV Проверка теоретических знаний

5)Чем отличаются БСП от других сложных предложений?                              

6)Эпиграф. Высказывание М.Ю. Ломоносова о союзах и БС.

 «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи                                      знаний соединяются; итак,  подобны они гвоздям или клею,  которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».                            

        Слайд №6

7)А чтобы убедиться в истинности этого высказывания,

 предлагаю провести эксперимент:                                                                          

добавьте  союзы в предложение №1. Что изменилось?              

-Мы вспомнили с вами отличительные признаки БСП,

предлагаю выполнить упражнение.

V Тренировочные упражнения

8)А)Из данных предложений выпишите только БСП,                                      

расставьте   знаки препинания.                                                                                  

 Б)Соотнесите предложения со соответствующими схемами,  определив тип заданного предложения.

        Слайд № 5

9)Подводя итог данному этапу работы, давайте еще раз вспомним, какие знаки препинания ставятся в БСП.                                

        Слайд №8

     VI. Проверка    домашнего задания  в группах  (ребята приводят примеры предложений

           на каждый случай  из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

10) Графический  диктант    

Слайд №9

Слайд №10

11)Чтобы перейти к следующему этапу нашей работы

предлагаю вам закончить данные предложения:

А)Внимательно изучив особенности БСП, я понял:          (пояснение, дополнение)

Б)Чаще используйте в своей речи БСП:  (причина)                                                Слайд № 11

12)-А в самом деле, нужны ли в нашей речи БСП?                                                  

-Какую роль они в ней играют?                                                                                        

- Согласны ли вы с теми доводами, которые                                                            

приводят ребята в своих рассуждениях?                

VIII Проверка домашнего задания (минисочинение-рассуждение)

IX Творческая работа (дифференцированное задание)

13)(Зимний пейзаж) Чтобы доказать на практике, что БСП                                

делают нашу речь ярче, образнее и богаче, предлагаю  вам                                       работа составить и записать 3-4 предложения по картине.                                          

Это задание II уровня сложности.        

I уровень – работа по карточкам.                                                                                          

Прочтите, что у вас получилось.                   Слайд № 12

X Развитие речи (подготовка к ГИА)

14)Мастера художественного слова – поэты, писатели, часто    используют в своем творчестве БСП, чтобы сделать речь ярче, выразительнее. Примером тому могут послужить стихи Ф.И. Тютчева, с творчеством которого мы с вами более полно  познакомимся в 10 классе.

Перед вами текст (карточка №2)

*Прочтите текст

*Назовите БСП. Определите отношения между частями.            

 (Найдите БСП и назовите)

 *(60 слов) Произведите  сжатие текста.        Слайд №13

XI Итоговый контроль

Итак (Возвращаемся к задачам урока)

Давайте подведем итог. Выполнили ли мы поставленные  задачи?  А чтобы проверить насколько хорошо мы повторили контроль

изучаемый материал, выполним тестовые задания.                                      

Слайд № 15 (взаимопроверка)

Слайд № 16

Слайд № 17 (взаимопроверка)

XII Рефлексия

15)Заполняется диаграмма по результатам выполнения контрольного теста «Качество работы на уроке»

«5» - синий цвет

«4» - красный цвет

«3» - зеленый цвет

«2» - фиолетовый цвет        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме: "Сложносочиненные предложения"

Данный урок предназначен для учащихся 9 класса и направлен на подготовку ребят к ГИА. Даны разнообразные формы работы на уроке, задания для самостоятельной работы подобраны в соответствии с заданиями ...

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения

Урок обобщения 8 класс Односоставные предложения. Данный урок составлен с требованиями ФГОС....

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

урок-обобщение с применением игровых технологий, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий в формате ГИА...

Урок-обобщение по теме "Односоставные предложения"

В  состав данного урока входит работа с таблицей, языковым материалом как на уровне предложения, так и на уровне текста, проводится диагностическое тестирование - всё это способствует обобщению ...

Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...

Урок обобщения темы "Однородные члены предложения", 8 класс

Открытый урок русского языка в 8 классе на тему “Обобщение изученного об  однородных членах предложения”Дата проведения: 20 января 2015г.Обучающие цели:    обобщить изученное о пре...