Обобщающий урок в 5 классе "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лазарева Татьяна Николаевна

Обобщение и систематизация материала, изученного по теме «Синонимы» в 5-ом классе, проводится с использованием компьютерной презентации. Предлагаются различные виды заданий разноуровневого характера, способствующие развитию коммуникативных , речевых умений и навыков учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc45 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый обобщающий урок в 5 классе

«Синонимы»

Цели урока:  

  1. закрепить понятие  о синонимах.  
  2. учить подбирать синонимы, составлять  синонимические ряды.
  3. развивать умения находить синонимы в тексте. Развивать речь.

Оборудование  урока:   мультимедийный  проектор, презентация Microsoft Word  (Приложение1)

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Словарная работа.   ( Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь).

 Раздел  в русском языке, изучающий  словарный состав языка и лексическое значение слов

  (лексика).

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению ( омонимы).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

Слова  противоположные по значению (антонимы).

- Прочтите, какие слова у вас получились. Проверьте себя.

( На доске проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, антонимы).

4. Работа с термином «синонимы».

- Какой термин я не назвала ( синонимы). О синонимах мне расскажите вы.

- Какие слова называются синонимами?

- Какими признаками они обладают?

( Учащиеся  отвечают, учитель крепит на доске листочки с определениями)

  1. Синонимы – это слова, одинаковые по лексическому значению, но различные по  звучанию.
  2. Синонимы образуются из слов одной части речи.
  3. Синонимы делают нашу речь более выразительной и точной.
  4. Некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста.

  1. Работа над стихотворением В Шефнера. (На доске проецируется текст)

Учитель читает:                          …Много, много слов на земле…

Словом можно убить, словом можно спасти,

                                        Словом можно полки за собой повести.

Но словам все  слова в языке у нас есть:

Слава,   Верность,  Свобода  и  Честь.

- Какова тема и основная мысль этого стихотворения?

-Считаете ли  вы слова  Слава, Родина, Честь главными словами?  Какие слова для вас считаются самыми главными в жизни?

( на доске записываются слова:  мама, семья, дружба, любовь )

 – Так как одним из главных слов мы записали слова МАМА. Я хочу сегодня на уроке поговорить о самом главном человеке в нашей жизни – МАМЕ.

  1. Чтение сказки  В.А.Сухомлинского  «Семь дочерей».

- Прочтите сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол  сказала.  А какие синонимы можно подобрать к глаголу сказала?

( На каждой парте лежит лист с текстами и заданиями).

«Семь дочерей».

     Было у матери  семь дочек. Однажды  поехала  мать к сыну, который жил далеко.

     Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

   - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - сказала первая дочь.

   - Я ждала  тебя, как сухая  земля ждёт каплю воды, - сказала вторая.

   - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

   - Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветов, - сказала четвертая.

   - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала  пятая.

   - Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

- А как бы вы поступили, если ваша мама  вернулась домой?

7. Разноуровневые задания.

1 ряд.  Вставить уже готовые синонимы вместо глагола сказала.

  ( перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала)

2-3 ряды.  Подбирают свои синонимы и заменяют глагол сказала.

- Изменилась ли сказка после нашей доработки?  Благодаря чему?

 

8. Релаксация.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть и спеть песню. (Учитель поет, а учащ-ся подпевают).

У. – Кто вас, дети, сильно любит?

        Кто вас нежно так голубит?

        Кто заботится о вас,

        Не смыкая ночью глаз?

Уч-ся. Мама, дорогая, мамочка родная.

- А теперь посмотрите, какие они, ваши мамы. Все разные: грустные и веселые, молодые, красивые.

( на фоне музыки, на доске проецируются фотографии мам уч-ся)

Учитель поёт.

У. – Если, дети, вы ленивы

       Непослушны, шаловливы,

       Кто ночами слезы льет?

Уч-ся: Всё она родная, мама дорогая.

9. – Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

  -  Я предлагаю прочитать ещё одну сказку М.Скребицкой

( Читает учитель)    

             

«Сердце матери»

 Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. Рядом с мамой они не боялись ничего.
       Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Поднялся сильный ветер. Маленькие березки дрожали от холода и зябли . Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
        Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Берёзки стыли на ветру, трепетали от страха. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
       Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

 - Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

- Какова основная мысль этой сказки?

10. Разноуровневые задания.

1 ряд.  Выписать из текста синонимы к глаголу  мёрзнуть.

2-3 ряды. Выписать из текста синонимы к глаголу  мёрзнуть.  

                 Расставить синонимы в порядке возрастания признака.

-Какова роль этих синонимов в этом тексте?

– Одним из признаков синонимов является то, что некоторые слова могут быть синонимами только внутри одного текста. Хотя в других текстах их значение может быть

абсолютно разным.

  1. Работа с учебником.  Упр. 773, учебник «Русский язык. Практика»

    Прочтите стихотворение А. Барто  «Разговор с дочкой»

«Мне не хватает теплоты», -

Она сказала  дочке…

Дочь удивилась: «Мёрзнешь  ты

И в летние  денёчки?» -

«Ты не поймёшь, ещё мала», -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: « Я поняла!»-

И тащит одеяло.

- Почему мама не поняла дочку?

 -  О какой  теплоте говорила мама?

- Посмотрите значение слова  теплота.

(На доске проецируется:   Теплота – 1. нагретое, теплое состояние  чего-нибудь;

                                                               2. (перен.) сердечное, отрадное отношение.

-Подберите синонимы  к слову  теплота, о которой говорила мама.

( теплота, нежность, ласка, сердечность)

- Этот ряд можно назвать контекстуальными синонимами.

( На доске: контекстуальные синонимы).

Пословица:   «При солнышке тепло – при матушке добро».

- Почему любовь мамы сравнивается с солнышком?

  1. Итог урока.

Сегодняшний урок мне хочется закончить синквейном на тему «Синонимы»

( Учащиеся составляют синквейн на тему «Синонимы»)

  1. Комментирование оценок.

  1. Д.З.  Составить синквейн на тему «Мама»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы

Слайд 2

Лексика Омонимы Многозначные слова Антонимы

Слайд 3

..Много, много слов на земле.. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Но словам все слова в языке у на есть:

Слайд 4

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь...

Слайд 5

Мама - первое слово. Мама - главное слово.

Слайд 11

Теплота - 1. нагретое, теплое состояние чего-либо. 2. сердечное, отрадное отношение к кому-нибудь.

Слайд 12

"При солнышке - тепло, при матушке - добро".

Слайд 13

Название синквейна. Два прилагательных. Три глагола. Фраза на тему. Существительное.

Слайд 14

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....