Организация процесса подготовки к ЕГЭ
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Мамонова Евгения Борисовна

Организация процесса подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное  учреждение

                                               «Гимназия им. Горького А.М.»

                                                                Москаленского муниципального района

                                                                       Омской области.        

                                  644070 Омская область

                                                           р.п. Москаленики, ул. 1 Северная 55

                     Директор МКОУ

                                                     «Гимназия имени Горького А.М.»

                                      Гейнц Андрей Яковлевич

                                             учитель русского языка и литературы

Мамонова Евгения Борисовна  

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

   Выпускник современного общеобразовательного учреждения подвергается серьёзному испытанию – ЕГЭ, экзамену, проходящему в форме тестирования.

                Термином «тест» (англ. test- проба, испытание, исследование) называется любое стандартизированное контрольное задание, по выполнению которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. С этой точки зрения контрольная работа по алгебре, диктант по русскому языку, сочинение по литературе - это и есть тесты.

   В системе ЕГЭ тестом называют совокупность заданий разного типа и разного уровня сложности, позволяющих осуществить итоговый контроль и аттестацию выпускников, дифференцировать их по уровням знаний.

Анализ современной педагогической практики показывает, что выпускники сталкиваются с рядом проблем:

  1. Прочтения, понимания и выбора правильного ответа во время выполнения тестовых заданий.
  2. Неуверенность в своих знаниях.
  3. Неумение сосредоточиться на задании.
  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий разной сложности.
  5. Страх ошибиться при оформлении бланка ответов.

   Успешная сдача экзамена возможна лишь в том случае, если учащийся имеет качественные знания по предмету и при этом у него сформирована так называемая тестовая культура.

Для того чтобы  достичь успеха при сдаче экзамена, мы с детьми ставим перед собой  ряд задач.

  1. Изучить официальные документы ЕГЭ по предмету.
  2. Раскрыть суть тестирования, процедуры проведения ЕГЭ, структуры тестовых заданий, содержание тестов, критерии оценки достижения результатов.
  3. Разработать подходы к составлению и выполнению авторских тестов.
  4. Создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие   знания из разных источников.
  5. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
  6. Научить применять возможности информационных  технологий для самообразования.

 Если сформируется представление о процедуре проведения и структуре ЕГЭ, то повысится уровень предметной и психологической готовности к ЕГЭ по русскому языку, приобретается необходимый опыт в решении тестов; тренируется память.

За несколько лет работы в выпускных классах у меня сложилась система подготовки обучающихся к ЕГЭ по тестовой методике  в четырех направлениях.

Во-первых, использование тестов на бумажных и электронных носителях для индивидуального и группового контроля знаний на уроках, так как  изучение русского языка в 10 классе заключается в закреплении, углублении, систематизации, обобщении знаний и умений, полученных на базе основного образования.

  Во-вторых, составление и решение тестов структуры ЕГЭ как домашнее задание. Учащиеся, столкнувшись с трудностями при выполнении тестов, пробуют проанализировать особенности структуры и содержания задания, учатся составлять подобные задания самостоятельно. Для этого они  знакомятся с заданиями ЕГЭ по русскому языку за последние года, работают с открытым банком тестов по предмету в Интернете. Выполнение своих (авторских) тестов и тестов, составленных одноклассниками, станет для них дополнительным тренингом и научит не бояться этой формы проверки знаний и умений.

          В-третьих, разработан элективный курс для 10 класса «Практикум по правописанию». Основная цель данного курса – помочь старшеклассникам в закреплении навыков грамотной письменной речи, т.е. в развитии языковой и коммуникативной компетенции учащихся. На этом уроке используются тесты тематического характера (проверка изученного по определённой теме), промежуточные (проверка фрагмента урока), диагностический и итоговый.

         Программа направлена на достижение следующих задач:

- обобщение, систематизация знаний по морфологии, орфографии и синтаксису;

- расширение и углубление знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи.

        Элективный курс состоит из двух главных частей: теории и практики. Материал разделён по принципу доступности: от простейшего к сложному. Отметим некоторые методы обучения в работе по орфографии и пунктуации в старших классах профильной школы: развитие коммуникативных умений (редактирование текста, формулирование лексических значений слов, создание текстов на лингвистическую тему); развитие памяти (умение слушать, понимать и запоминать: письмо по памяти, синтагматическое чтение диктантов, упражнения на скорочтение и др.); связь с теорией (понимание  системы )  языка;  строгий    контроль    в  разных  формах   (комплексный анализ текста, диктанты всех видов, тесты разных типов, сочинения); развитее познавательного интереса через создание проблемных ситуаций; общее развитие личности.

        В основе организации данного курса лежит деятельностный подход, при котором на занятиях ученики «не берут» знания, а добывают их, причём как самостоятельно, так и с посторонней помощью (учителя, а также соучеников).

   Для 11 класса разработан элективный курс  «Практикум по подготовке к ЕГЭ. Часть С» (сочинение-рассуждение по прочитанному тексту)

Максимальное количество баллов (21), которое может набрать учащийся при успешном выполнении задания части «С», безусловно,  существенно влияет на общий результат сдачи ЕГЭ.  Вместе с тем, анализ экзаменационных работ  учащихся (по результатам ФИПИ) показывает,  что именно этот вид работы представляет для учащихся особую  трудность.

Наиболее частотные ошибки, которые встречаются в работах и влияют на снижение оценки:

  1. не вычленяется проблема, не точно формулируется или подменяется сходной;
  2. называется одна проблема, а комментируется другая, также рассматриваемая в данном тексте;
  3. отсутствует комментарий к проблеме или заменяется пересказом, цитированием;
  4. называется и комментируется одна проблема, а собственное мнение выражается и аргументируется по другой проблеме, также рассматриваемой в тексте;
  5. встречаются фактические ошибки при формулировании проблемы или позиции автора;
  6. не приводится аргументация собственной позиции, или приводится недостаточно аргументов, или они не доказывают истинность позиции экзаменуемого;
  7. речь экзаменуемого бедна, не сформирован грамматический строй;
  8. нарушаются орфографические; пунктуационные, речевые, языковые нормы.

        Как видно, часть «С» - это достаточно сложный вид работы, требующий серьезной системной подготовки учащихся.  Учителю необходимо научить  учащихся создавать речевое произведение, которое является синтезом анализа исходного текста и изложения собственного мнения относительно проблемы, поднятой автором и которое должно соответствовать заданным критериям, потому что именно по этим критериям выставляются баллы за работу.

      Актуальность и значимость программы элективный курс «Практикум по подготовке к ЕГЭ.  Часть С» состоит в том,  что она предполагает постепенную, пошаговую подготовку учащихся  к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей в соответствии  с определенными критериями.  Программа имеет  практическую направленность.

      В-четвёртых, мы сотрудничаем с Центром образовательных инициатив и ежегодно ведём тест-классы по русскому языку, начиная с начальной школы.

    Таким образом, опыт позволяет нам сделать вывод, что такой системный подход при подготовке к ЕГЭ помогает сдать экзамен по русскому языку не только успешным ученикам, но и выпускникам с более низкими учебными возможностями.

Муниципальное казённое образовательное  учреждение

                                               «Гимназия им. Горького А.М.»

                                                                Москаленского муниципального района

                                                                       Омской области.        

                                  644070 Омская область

                                                           р.п. Москаленики, ул. 1 Северная 55

                     Директор МКОУ

                                                     «Гимназия имени Горького А.М.»

                                      Гейнц Андрей Яковлевич

                                             учитель русского языка и литературы

Мамонова Евгения Борисовна  

(Слайд 1)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

   Выпускник современного общеобразовательного учреждения подвергается серьёзному испытанию – ЕГЭ, экзамену, проходящему в форме тестирования.

(Слайд 2 – Тест-это……)

   В системе ЕГЭ тестом называют совокупность заданий разного типа и разного уровня сложности, позволяющих осуществить итоговый контроль и аттестацию выпускников, дифференцировать их по уровням знаний.

Анализ современной педагогической практики показывает, что выпускники сталкиваются с рядом проблем:

(Слайд 3 – Проблемы)

  1. Прочтения, понимания и выбора правильного ответа во время выполнения тестовых заданий.
  2. Неуверенность в своих знаниях.
  3. Неумение сосредоточиться на задании.
  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий разной сложности.
  5. Страх ошибиться при оформлении бланка ответов.

   Успешная сдача экзамена возможна лишь в том случае, если учащийся имеет качественные знания по предмету и при этом у него сформирована так называемая тестовая культура.

Для того чтобы  достичь успеха при сдаче экзамена, мы с детьми ставим перед собой  ряд задач.

(Слайд 4 – Задачи)

  1. Изучить официальные документы ЕГЭ по предмету.
  2. Раскрыть суть тестирования, процедуры проведения ЕГЭ, структуры тестовых заданий, содержание тестов, критерии оценки достижения результатов.
  3. Разработать подходы к составлению и выполнению авторских тестов.
  4. Создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие   знания из разных источников.
  5. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
  6. Научить применять возможности информационных  технологий для самообразования.

 Если сформируется представление о процедуре проведения и структуре ЕГЭ, то повысится уровень предметной и психологической готовности к ЕГЭ по русскому языку, приобретается необходимый опыт в решении тестов; тренируется память.

За несколько лет работы в выпускных классах у меня сложилась система подготовки обучающихся к ЕГЭ по тестовой методике  в четырех направлениях.

 (Слайд 5 – Направления работы по подготовке к ЕГЭ)

Во-первых, использование тестов на бумажных и электронных носителях для индивидуального и группового контроля знаний на уроках, так как  изучение русского языка в 10 классе заключается в закреплении, углублении, систематизации, обобщении знаний и умений, полученных на базе основного образования.

  Во-вторых, составление и решение тестов структуры ЕГЭ как домашнее задание. Учащиеся, столкнувшись с трудностями при выполнении тестов, пробуют проанализировать особенности структуры и содержания задания, учатся составлять подобные задания самостоятельно. Для этого они  знакомятся с заданиями ЕГЭ по русскому языку за последнее время, работают с открытым банком тестов по предмету в Интернете. Выполнение своих (авторских) тестов и тестов, составленных одноклассниками, станет для них дополнительным тренингом и научит не бояться этой формы проверки знаний и умений.

          В-третьих, разработан элективный курс для 10 класса «Практикум по правописанию». Основная цель данного курса – помочь старшеклассникам в закреплении навыков грамотной письменной речи, т.е. в развитии языковой и коммуникативной компетенции учащихся. На этих уроках используются тесты тематического характера (проверка изученного по определённой теме), промежуточные (проверка фрагмента урока), диагностический и итоговый.

   Для 11 класса разработан элективный курс  «Практикум по подготовке к ЕГЭ. Часть С» (сочинение-рассуждение по прочитанному тексту)

Максимальное количество баллов (21), которое может набрать учащийся при успешном выполнении задания части «С», безусловно,  существенно влияет на общий результат сдачи ЕГЭ.  Вместе с тем, анализ экзаменационных работ  учащихся (по результатам ФИПИ) показывает,  что именно этот вид работы представляет для учащихся особую  трудность.

Наиболее частотные ошибки, которые встречаются в работах и влияют на снижение оценки:

(Слайд 6 – Наиболее частотные ошибки в части С)

  1. не вычленяется проблема, не точно формулируется или подменяется сходной;
  2. называется одна проблема, а комментируется другая, также рассматриваемая в данном тексте;
  3. отсутствует комментарий к проблеме или заменяется пересказом, цитированием;
  4. называется и комментируется одна проблема, а собственное мнение выражается и аргументируется по другой проблеме, также рассматриваемой в тексте;
  5. встречаются фактические ошибки при формулировании проблемы или позиции автора;
  6. не приводится аргументация собственной позиции, или приводится недостаточно аргументов, или они не доказывают истинность позиции экзаменуемого;
  7. речь экзаменуемого бедна, не сформирован грамматический строй;
  8. нарушаются орфографические; пунктуационные, речевые, языковые нормы.

        Как видно, часть «С» - это достаточно сложный вид работы, требующий серьезной системной подготовки учащихся.

      Актуальность и значимость программы элективный курс «Практикум по подготовке к ЕГЭ.  Часть С» состоит в том,  что она предполагает постепенную, пошаговую подготовку учащихся  к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей в соответствии  с определенными критериями.  Программа имеет  практическую направленность.

      В-четвёртых, мы сотрудничаем с Центром образовательных инициатив и ежегодно ведём тест-классы по русскому языку, начиная с начальной школы.

    Таким образом, опыт позволяет нам сделать вывод, что такой системный подход при подготовке к ЕГЭ помогает сдать экзамен по русскому языку не только успешным ученикам, но и выпускникам с более низкими учебными возможностями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мамонова Е.Б. учитель русского языка и литературы МКОУ «Гимназия им. Горького А. М.» 2012 г.

Слайд 2

Термином «тест» (англ. test- проба, испытание, исследование) называется любое стандартизированное контрольное задание, по выполнению которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. С этой точки зрения контрольная работа по алгебре, диктант по русскому языку, сочинение по литературе - это и есть тесты.

Слайд 3

Прочтения, понимания и выбора правильного ответа во время выполнения тестовых заданий. Неуверенность в своих знаниях. Неумение сосредоточиться на задании. Неправильное распределение времени на выполнение заданий разной сложности. Страх ошибиться при оформлении бланка ответов.

Слайд 4

Изучить официальные документы ЕГЭ по предмету. Раскрыть суть тестирования, процедуры проведения ЕГЭ, структуры тестовых заданий, содержание тестов, критерии оценки достижения результатов. Разработать подходы к составлению и выполнению авторских тестов. Создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию. Научить применять возможности информационных технологий для самообразования.

Слайд 5

Уроки Домашнее задание Элективные курсы Тест - классы

Слайд 6

не вычленяется проблема, не точно формулируется или подменяется сходной; называется одна проблема, а комментируется другая, также рассматриваемая в данном тексте; отсутствует комментарий к проблеме или заменяется пересказом, цитированием; называется и комментируется одна проблема, а собственное мнение выражается и аргументируется по другой проблеме, также рассматриваемой в тексте; встречаются фактические ошибки при формулировании проблемы или позиции автора; не приводится аргументация собственной позиции, или приводится недостаточно аргументов, или они не доказывают истинность позиции экзаменуемого; речь экзаменуемого бедна, не сформирован грамматический строй; нарушаются орфографические; пунктуационные, речевые, языковые нормы.

Слайд 7

Системный подход при подготовке к ЕГЭ помогает сдать экзамен по русскому языку не только успешным ученикам, но и выпускникам с более низкими учебными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (подпрограмма к Образовательной программе школы) ВВЕДЕНИЕ Адаптация - естественное состояние человека, проявляюще...

Современные подходы к организации процесса обучения

В статье даётся характеристкиа подхода к обучению как к базисной категории методики....

Проектирование модели организации психологического сопровождения выпускников 9 кл . в процессе подготовки к ГИА

Модель отображает участников процесса подготовки к ГИА ,а так же раскрывает их роль....

Модель организации психологического сопровождения выпускников 11 классов в процессе подготовки к ГИА

Практическая значимость исследования: представленная программа психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, основанная на комплексном подходе к формированию трех компонентах психологическ...

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...