Рабочая программа по русскому языку для 6 кл
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Бережная Светлана Митрофановна

Рабочая программа составлена на основе программы М.М.Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_russk.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основании:

 -федерального компонента государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089;

- примерной программы по  литературе. Сборник нормативных документов. Литература ./ Сост. Э.Днепров и А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007;

-  программы для общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 классы. //Под ред. Г.И. Беленького.- 4-е издание, переработанное.- М.: Мнемозина. 2009;

- методического письма «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

      Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель литературного образования определяет его задачи:

Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

 

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебника:

  «Литература 6 кл».: Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы-составители: О.М.Хренова, М.А.Снежневская под ред.Г.И.Беленького.  М.: Мнемозина, 2008

В рабочую программу внесены следующие изменения:

      В соответствии со школьным учебным планом и примерной программой (сост.  Э.Днепров и А.Г. Аркадьев ) календарно – тематическое планирование рассчитано на  70 часов (35 учебных недель) вместо  68 часов  ( 34 недели), предусмотренных  авторской программой  Г.И.Беленького. (Распределение часов отражено в учебно-тематическом планировании).

        Для  изучения в   планирование включены авторы, представленные в примерной программе по литературе Э.Днепрова и А.Г. Аркадьева и отсутствующие в авторской программе Г.И. Беленького:  произведения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.С.Лескова, П.Мериме, В.В.Маяковского, Дж.Лондона, К.Г.Паустовского, О.Генри. В календарно-тематическое планирование не включены баллада В.А.Жуковского «Светлана», «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина, сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца», так как были изучены в 5 классе в соответствии с примерной программой Э.Днепрова, А.Аркадьева.

       Объем количества часов на изучение тем изменен в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками каникул и     другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Формы организации учебного процесса:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок-исследование,  урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия.

Классных сочинений: 3

Домашних сочинений: 1

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса    

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути  А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

 

                   

         Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс

Дата



план.   факт.

Наименование раздела,

темы

Кол-во

часов

Подготовка к ГИА    

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Домашнее задание

Введение

 

03.09

Человек как главный объект изображения в художественной литературе

1

1.1

Выделять специфику художественной литературы

С.3-7

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

 

Устное народное творчество. Былины

 

04.09

Устное народное творчество. Былины. Особенность построения и язык былин

1

2.2

Характеризовать былинного героя

С8-21, ответить на вопросы 2, 10 с.19

Из литературы Древней Руси

 

10.09

Связь литературы с фольклором. Понятие о летописи

1

3.2

Определять некоторые жанры по сюжету произведения и языковым особенностям

Дать определение летописи, записать в тетрадь. Чит. на с. 24-34.

11.09

«Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник

1

 

Рассказать о сюжетах летописных сказаний

Найти эпитеты в отрывке с.31

17.09

Образно-стилистические особенности жанра летописи

1

Пересказывать фрагмент близко к тексту по плану

С. 33-34, задания

18.09

Исторические события, отраженные в «Повести о разорении Рязани Батыем»

1

5.3

Характеризовать особенности   слова, как жанра древнерусской литературы

С.38, задания

24.09

Прославление патриотического подвига русских воинов.

1

5.3

  Анализировать художественные особенности языка

Выучить наизусть отрывок из баллады.

25.09

Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя

1

Уметь аргументировано обосновать принадлежность произведения к жанру слова  

С. 66-77

01.10

Реальное и фантастическое в балладе А.Н.Майкова «Емшан»

1

Уметь аргументировано обосновать принадлежность произведения к жанру баллады.

С.51-54

02.10

Баллада А.К.Толстого «Канут». О рифме и строфе

1

Анализировать художественные особенности языка баллады

С.54-64

Человек в окружающем его мире.

Внутренний мир человека 

 

 

А.С.Пушкин

 

 

08.10

А.С.Пушкин. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

1

 

Рассказать основные факты биографии поэта

  с.66-69, 80-81

13.10

Лирика как род литературы. Образ лирического героя

1

5.5

Уметь отличать лирику как род литературы

С.77-80, выучить наизусть стихотворение

15.10

Сюжетные линии и герои романа А.С.Пушкина «Дубровский», его основной конфликт

1

5.6

Знать признаки романа как эпического жанра литературы

С.85

20.10

Роль Маши в судьбе благородного разбойника.

1

 5.6

Определять роль эпизода в развитии сюжета, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям

Вопросы и задания 1-7 на с. 154

22.10

Изображение крестьянского бунта в романе.

1

5.6

Определять последовательность событий в соответствии с фабулой и сюжетом; определять средства раскрытия характера Дубровского - Дефоржа

Задание 8 с.155

27.10

Мастерство автора в создании характеров героев и пейзажа.

1

5.6

Определять смысл изображенных событий и характеров

Подготовиться к чтению в лицах отрывков их 12 и 15 глав

29.10

Мастерство Пушкина в построении романа.

1

 5.6

Определять последовательность событий в соответствии с фабулой и сюжетом

Задания 9-12 с 155

03.11

Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

 

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста

Подготовка к написанию сочинения на одну из тем, данных на с. 156

17.11

Р.р. Написание сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

  

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста

 

19.11

Вн.чт. А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»

1

Определять последовательность событий в соответствии с фабулой и сюжетом

24.11

Н.М.Языков – один из ярких поэтов пушкинской поры

1

Определять настроение стихотворения, анализировать по вопросам учебника

С.157-162 ,выразительно читать стихи «Песня», «Пловец».

М.Ю.Лермонтов

 

26.11

М.Ю.Лермонтов. О поэте. «Парус». Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

1

 

5.10

Анализировать стихотворение «Парус», называть основные изобразительно-выразительные средства

С. 162-165,  задания    

01.12

«Тучи». «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворений.

1

5.10

Анализировать стихотворение по данному плану, выразительно читать стихи

С.  166-172, наизусть

«Утес»

03.12

О стихотворных размерах.

1

1.8

Характеризовать стихотворение с точки зрения ритма, рифмы и стихотворного размера

Определить стих. размер произведений, кот. даны в заданиях 2-3 на с.174

Н.В.Гоголь

 

08.12

Н.В.Гоголь. Об авторе и его книге. «Майская ночь, или Утопленница».

1

 

Раскрыть роль рассказчика в повестях, работать с учебником, высказывать свое аргументированное мнение о прочитанном

С.175-178

10.12

Сказочность повести. Поэтизация чистой любви, ироническое изображение «власти».

1

Уметь характеризовать особенности повести, приводя примеры из текста

Вопросы и задания 1-3 с.209

15.12

Яркие картины народной жизни и украинской природы

1

Уметь находить изобразительно-выразительные средства в тексте, определять их роль

Анализ описания майской ночи в главе «Голова»

17.12

Вн.чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Пересказывать эпизод по выбору. Характеризовать героя

Работа с теоретическим материалом на с. 210-215

С.Т.Аксаков.

 

 

22.12

С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня». Об описаниях.

1

Находить и характеризовать отличительные черты очерка. Работать со статьёй учебника по вопросам

с. 215-223

«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»

(мотивы родной природы в русской лирике)

 

 

24.12

Родное. Страницы поэзии. Н.Огарев. А.К.Толстой.  

1

6.4

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка

С. 225-230

12.01

Родное. Страницы поэзии. И.С.Никитин. А.Н.Плещеев. И.Суриков.

1

Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

С . 232-237

14.01

Картины русской природы в изображении Ф.И.Тютчева

1

Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

Выучить наизусть (по выбору)

19.01

Лирический герой стихотворений А.А.Фета

1

Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения

С.231

21.01

Вн.чт. К.М.Станюкович. «Человек за бортом!». Смысл названия рассказа.

1

Уметь определять смысл названия рассказа

С.295-324

26.01

Н.С.Лесков. Русский характер в рассказе «Левша»

1

Находить и анализировать приемы характеристики героя в произведении

Выбрать из текста материал о Левше

28.01

Проблема народа и власти в рассказе «Левша»

1

Уметь определять тематику и проблематику произведения

Подготовиться к чтению отрывка в лицах

02.02

Образ повествователя в рассказе «Левша»

1

Формулировать тему и идею произведения

Выбрать из текста материал о повествователе

04.02

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Н.С.Лескова «Левша»

1

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста

Написать сочинение

Смешное в жизни и литературе

 

А.П.Чехов

 

09.02

А.П.Чехов. О писателе.

1

Знать факты биографии писателя

 Читать  рассказы с.3-15.

11.02

«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта.

1

6.10

Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения

Записать термины

16.02

  «Смерть чиновника». Острота комического сюжета.

1

6.10

Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения

Вопросы по разделу на с. 19 (2 часть)

18.02

«Пересолил». Роль портрета, пейзажа, монолога, диалога в юмористической обрисовке героев

1

6.10

Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения

Подготовиться к чтению в лицах

25.02

Вн.чт. Сатира и юмор в чеховских рассказах

1

6.10

Находить и анализировать приемы создания комического эффекта. Формулировать тему и идею произведения

Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)

 

 

В.Г.Короленко

 

 

02.03

В.Г.Короленко. О писателе.

1

Знакомство с биографией и творчеством писателя.

Подготовить индивидуальные сообщения

04.03

«В дурном обществе». Автор и рассказчик в повести.

1

Рассказывать о событиях, ставших основой повести «В дурном обществе»

Читать гл. 3-4, пересказ от 3-го лица

09.03

Особенности повествования

( рассказ от первого лица).

1

 

Рассказывать о событиях, ставших основой повести «В дурном обществе»

Пересказ 5 главы от 1 лица

11.03

Портрет литературного героя.

1

 

Формирование понятия «портрет в лит.произведении»

Составление характеристик героев повести

16.03

Значение дружбы в жизни героев, их нравственное взросление.

1

Анализ сцен из последних глав. Составление синквейнов

Читать главы 7-8

18.03

Р.р. Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

 

Определять связь между портретом и характером литературного героя

Подготовить рабочие материалы

23.03

Р.р. Написание  сочинения по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

 

Работать над сочинением с изменением лица рассказчика, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения

06.04

Вн.чт. Н.Д.Телешов. «Домой». Обстоятельства и поступки.

1

Формулировать нравственную проблему, характеризовать героя в ситуации нравственного выбора

С. 78-93, работа с новыми понятиями. Чтение рассказа

08.04

А.Доде. «Маленький шпион». Трагические последствия необдуманного поступка

1

Формулировать нравственную проблему, характеризовать героя в ситуации нравственного выбора

С.96-97

13.04

П.Мериме. Характер как двигатель сюжета в новелле «Маттео Фальконе»

1

Рассказывать о событиях, ставших основой новеллы

Подробный пересказ отрывка

13.04

Своеобразие главного героя  в новелле

1

Уметь характеризовать героев произведения

Дать характеристику главному герою

15.04

Художественное новаторство поэзии В.В.Маяковского

1

Иметь представление о художественном новаторстве поэта

Прочитать стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

20.04

Мир человека и мир природы в повести Дж.Лондона

1

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику

Прочитать повесть «Белый клык»

А.П.Платонов

 

22.04

А.П.Платонов. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини.

1

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику

Озаглавить главы рассказа.

27.04

Самоотверженность, доброта, отзывчивость учительницы в произведении «Песчаная учительница»

1

Уметь характеризовать героев произведения

Задания на с. 1о7-114

29.04

Тематика и проблематика рассказа К.Г.Паустовского «Парусный мастер»

1

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику

Подготовить художественный пересказ

Страницы поэзии

 

29.04

Страницы поэзии. Движение весны.

1

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка.

Выучить наизусть

 (по выбору)

С.159-165

М.М.Зощенко

 

04.05

М.М.Зощенко. «Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

1

Раскрывать внутренний мир литературного  героя на основе средств изображения персонажа

С.165-175

Ю.М.Нагибин

 

06.05

Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями

1

Обоснованно  определять свою ответственность за мир природы

Чтение и пересказ с.176-190

В.Распутин

 

 

07.05

В.Распутин. О писателе. «Уроки французского».

1

7.9

Определять и комментировать нравственные проблемы произведения, мотивировать поступки героев и объяснять взаимосвязь событий и характеров

Чтение и пересказс.192-224

07.05

Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

1

7.9

Сопоставлять отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича.

Дать хар-ку героя

13.05

Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни

1

7.9

 Давать характеристику герою, характеризовать авторскую позицию. Высказывать и обосновывать свое отношение к героям.

Вопросы с.222

14.05

Р.р. Написание сочинения по рассказу В.Распутина «Уроки французского».

1

 

Работать над сочинением, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения.

 

Н.М.Рубцов

 

20.05

Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики.

1

7.10

Анализировать художественные особенности стихотворений, определять стихотворные размеры, определять авторские чувства, выраженные в стихах

Подготовить выразительное чтение с.225-232

Джеймс Олдридж

 

21.05

Джеймс Олдридж. О писателе. «Последний дюйм». Отчуждение отца и сына и путь его преодоления

1

Объяснять композиционную роль пейзажа, использовать средства изображения героя -  портрет, речь, внутренний монолог – для его характеристики

с.232-256

27.05

Смысл названия рассказа О.Генри «Дары волхвов»

1

 Объяснять композиционную роль пейзажа, использовать средства изображения героя -  портрет, речь, внутренний монолог – для его характеристики

Подготовиться к итоговому уроку

28.05

Повторение изученного в 6 классе

1

Рекомендации чтения на лето

Содержание программы учебного курса русского языка для 6 класса

6 класс (70ч.)

Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

I. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» 

 

Из литературы Древней Руси  

Древнерусское летописание

Понятие о летописи.

Для чтения и бесед

«Повесть временных лет» (сказания о походе Олега на Царь-град, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше кожемяке, о белгородском киселе).

Повести о монголо-татарском нашествии

Слово как жанр древнерусской литературы. Слава и плач.

Для чтения и изучения

«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

 

А. Н. МАЙКОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед «Емшан».

А. К. ТОЛСТОЙ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед «Канут».

О рифме и строфе.

Для самостоятельного чтения (к разделу I)

Былины об Илье Муромце (в пересказе Б. В. Шергина); «Вольга и Микула Селянинович»; «Болезнь и исцеление Ильи», «Святогор и Илья Муромец», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»; «На Буяне, славном острове»: сборник русского фольклора. Былины, героические предания, исторические и старые солдатские песни; Добрыня и змей. Десять былин / сост. В. П. Аникин; Русские богатыри. Былины в пересказе для детей И. В. Карнауховой; Былины / сост. Ю. П. Круглов; Н. Г. Орлова. Герои русских былин.

Рассказы из начальной русской летописи и русских летописей XII—XIV веков.

В. А. Жуковский. «Кубок» (из Шиллера); А. К. Толстой. «Илья Муромец», «Курган».

II. Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека  

А. С. ПУШКИН.   Широта интересов поэта: историческое прошлое и современность; отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.

«Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Поэтические средства создания этих картин.

Для чтения и бесед «Узник», «Цветок», «Туча».

Для чтения и изучения

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе.

Роман как литературный жанр. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

Н. М. ЯЗЫКОВ. Один из ярких поэтов пушкинской поры.

Для чтения и бесед

«Песня» («Из страны, страны далекой...»), «Пловец».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.  Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества.

Для чтения и изучения

«Парус». Обобщающий смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы и в то же время одиночество, грусть. Роль эпитетов в стихотворении. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.        

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.

Для чтения и бесед

«Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко...», «Утес».

Трехсложные размеры стиха.

Н. В. ГОГОЛЬ.   Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

Повесть как литературный жанр.

С. Т. АКСАКОВ. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед

«Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи.

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Выстрел»; Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

III. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»

(Мотивы родной природы в русской лирике) 

Для чтения и бесед

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны!..»; Н. П. Огарев. «Дорога»; А. К. Толстой. «Колокольчики мои...»; А. А. Фет. «Чудная картина...», «Вечер»; И. С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье...»; А. Н. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки...»; И. 3. Суриков. «Степь».

IV. Смешное в жизни и литературе  

А. П. ЧЕХОВ. Сведения о жизни писателя. Раннее творчество (рассказы за подписью «Чехонте»).

Для чтения и изучения

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».

Приемы создания комического эффекта в рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героев. Острота комического сюжета.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и другие ранние рассказы.

V. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом

(Пора взросления) 

В. Г. КОРОЛЕНКО. Сведения о жизни писателя.  События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

Для чтения и изучения

«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица). 1 Портрет литературного героя.

Н. Д. ТЕЛЕШОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед «Домой».

А. ДОДЕ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький шпион». Трагические последствия необдуманного поступка.

А. П. ПЛАТОНОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость.

Писатели о детях

 

И. А. Бунин. «Бушует полая вода...», «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет...», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А. Т. Твардовский. «Весенний, утренний, тоненький...»; А. П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну...».

М. М. ЗОЩЕНКО. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

Ю. М. НАГИБИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

В. Г. РАСПУТИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

Н. М. РУБЦОВ. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и бесед

«Детство», «Далекое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои — скрип да скрип...», «Воробей».

ДЖ. ОЛДРИДЖ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

В. Г. Короленко. Главы из «Истории моего современника» («Раннее детство», «Начало учения», «В уездном городе», «Ученические годы»); А. И. Свирский. «Рыжик»; А. П. Платонов. «Сухой хлеб», «Корова», «Никита», «Еще мама» и другие рассказы; М. М. Пришвин. Страницы из дневника «Дорога к другу» (в издании для детей), сб. «В краю дедушки Мазая», рассказы: «Анчар», «Друг человека», «Ужасная встреча», «Предательская колбаса», «Вася Веселкин»; В. П. Астафьев. «Васюткино озеро», «Осенние грусти и радости», «Мальчик в белой рубашке» и другие рассказы из книги «Последний поклон», «Где-то гремит война»; Ю. М. Нагибин. «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики» и другие рассказы; А. Я. Яшин. «Кулик»; Дж. Олдридж. «Мальчик с лесного берега»; К. М. Станюкович. «Человек за бортом».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала»;

А. Р. Беляев. «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Мистер Смех»;

Кир Булычев. «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллион приключений», «Новые подвиги Геракла»;

Б. С. Житков. Сб. «Морские истории», «Рассказы о животных», «Что бывало», «Храбрость»;

Ф. Искандер. Сб. рассказов «Праздник ожидания праздника»,;

М- Карим. «Радость нашего дома», «Таганок»;

В. П. Катаев. «Белеет парус одинокий»;

А. И. Куприн. «Изумруд», «Однорукий комендант» и другие рассказы;

А. А. Лиханов. «Последние холода»;

Г. Матевосян. «Чужак»;

Л. Пантелеев. «Ленька Пантелеев»;

М. М. Пришвин. Рассказы и повести в сб. «Моим молодым друзьям»;

Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»; А. Н. Рыбаков. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»; Ю. В. Сотник. «На тебя вся надежда», баллады о Робин Гуде (в переводе С. Я. Маршака);

М. А. Гершензон. «Робин Гуд».

Анекдоты о Ходже Насреддине.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Рауд. «Нержавеющая сабля»;

Л. Буссенар. «Капитан Сорвиголова»; Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»;

Диккенс. «Оливер Твист»;

Конан Доил. «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир», «Маракотова бездна»;

Г. Мало. «Без семьи»;

Э. По. «Золотой жук»;

Р. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Сатанинская бутылка», «Вересковый мед»;

А. Линдгрен. «Расмус-бродяга»;

Дж. Лондон. «Зов предков»;

Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари»;

М. Твен. «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», «Приключения Гекльберри Финна»;

Р. Киплинг. «Арест лейтенанта Голайтли»;

А. Франс. «Жизнь в цвету» (глава из романа);

Р. Брэдбери. «Ракета».

Формы и средства контроля

1.Классное контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»:

                        «Забавы и развлечения русского барина»;

                         «Пожар в Кистеневке»;

                          «Отец и сын Дубровские»;

                         «Благородный разбойник».

2. Домашнее контрольное сочинение по рассказу Н.С.Лескова «Левша»:

                         «Левша – русский трудовой человек»;

                          «Образ повествователя в сказе Н.С.Лескова «Левша».

3.Классное контрольное  сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»:

                         «Мой друг Вася» (от имени Валека);

                          « В чем смысл названия повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»?

4. Классное контрольное сочинение по рассказу В.Распутина «Уроки французского»:

               «Уроки доброты» (По рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского");

                «Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»;                

                 « Мое отношение к поступку учительницы» (по рассказу Распутина "Уроки французского")

Учебно-методическое обеспечение

1. «Литература». Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы: О.М.Хренова, М.А.Снежневская.  М.: Мнемозина, 2007

2. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009

3. Амбушева, Т.М. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам)/ Т.М.Амбушева, - Волгоград: Учитель, 2009

4. Картавцева, М.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: практическое пособие/ М.И.Картавцева, - ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

5. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2011

6. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

8. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2004

9.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.

10. Маранцман, В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов/ В.Г.Маранцман, - СПб.: Просвещение, 2004.

11. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.

12. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Т.В. Зуева, - М.: Просвещение, 2005.

13. Шайтанов, И.О., Свердлов, М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы/ И.О.Шайтанов, М.И.Свердлов, -М.: Просвещение, 2006.

14. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006

Оборудование:

Альбомы по литературе для 6 класса:

  1. А.С.Пушкин
  2. Альбом по литературе для 6 класса        
  3. Раздаточный материал по литературе для 6 класса

 

Папки-накопители:

  1. Чехов А.П.
  2. Гоголь Н.В.
  3. Пушкин А.С.

Комплект портретов русских писателей:

  1. Пушкин А.С.
  2. Лермонтов М.Ю.
  3. Толстой Л.К.
  4. Чехов А.П.
  5. Гоголь Н.А.
  6. Короленко В.Г.
  7. Жуковский В.А.

Интернет-ресурсы:

http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://metlit.nm.ru ˗ Методика преподавания литературы

http://pisatel.org/old/ ˗ Древнерусская литература

http://profile-edu.ru/ ˗ профильное обучение в старшей школе

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://slova.org.ru ˗ Слова: поэзия Серебряного века

http://som.fio.ru/ ˗ сетевое объединение методистов

http://www.9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.likt590.ru/project/museum/ ˗ Виртуальный музей литературных героев

http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»

http://likhachev.lfond.spb.ru ˗ Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

http://www.aleksandrpushkin.net.ru ˗ Пушкин Александр Сергеевич

http://www.antonchehov.org.ru ˗ Чехов Антон Павлович

http://www.belinskiy.net.ru ˗ Белинский Виссарион Григорьевич

http://www.bulgakov.ru ˗ Булгаковская энциклопедия

http://www.chernishevskiy.net.ru ˗ Чернышевский Николай Гаврилович

http://www.dobrolyubov.net.ru ˗ Добролюбов Николай Александрович

http://www.dostoevskiy.net.ru ˗ Достоевский Федор Михайлович

http://www.fonvisin.net.ru  ˗ Фонвизин Денис Иванович

 http://www.gercen.net.ru ˗ Герцен Александр Иванович

http://www.goncharov.spb.ru ˗ Иван Александрович

http://www.griboedow.net.ru ˗ Грибоедов Александр Сергеевич

http://www.karamzin.net.ru ˗ Карамзин Николай Михайлович

http://www.krylov.net.ru ˗ Крылов Иван Андреевич

http://www.kuprin.org.ru ˗ Куприн Александр Иванович

http://www.lermontow.org.ru ˗ Лермонтов Михаил Юрьевич

http://www.levtolstoy.org.ru ˗ Толстой Лев Николаевич

http://www.nekrasow.org.ru ˗ Некрасов Николай Алексеевич

http://www.nikolaygogol.org.ru ˗ Гоголь Николай Васильевич

http://www.ostrovskiy.org.ru ˗ Островский Александр Николаевич

http://www.saltykov.net.ru ˗ Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

http://www.tolstoy.ru ˗ Лев Толстой и «Ясная Поляна»

http://www.turgenev.org.ru ˗ Тургенев Иван Сергеевич

http://www.tutchev.net.ru ˗ Тютчев Федор Иванович

http://www.zhukovskiy.net.ru ˗ Жуковский Василий Андреевич


Формы и средства контроля

Формами контроля являются

текущие оценки,

итоговые оценки,

подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,

тест;

проверочная работа с выборочным ответом;

комплексный анализ текста;

публичное выступление по общественно-важным проблемам;

зачётная система по некоторым темам курса.

классное и домашнее сочинение по изученному произведению;

устное высказывание на заданную тему;

ответ на проблемный вопрос.

Основной формой контроля является сочинение

Формы контроля

год

I

 четверть

II

 четверть

III

четверть

IV

четверть

Классное сочинение

3

-

1

1

1

Домашнее сочинение

1

-

-

1

-

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

       Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Примечание

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

    В 5 классах — 0,5 — 1,0 страницы.

    В 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы.

    В 7 классе — 1,5 — 2,0 страницы.

    В 8 классе — 2,0 — 3,0 страницы.

    В 9 классе — 3,0 — 4,0.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

4. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.  допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

      2.  или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

5. Оценка обучающих работ

    Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

    При оценке обучающих работ учитывается: доля самостоятельности учащихся; этапы выполнения работы; объем работы; четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

    Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. 

6. Выведение итоговых оценок

    За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

    Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка  не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство письменных работ и сочинений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2».

   

Перечень учебно-методического обеспечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...