Тайна причастий
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Урок, посвященный изучению причастий в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_prichastiy.rar125.91 КБ

Предварительный просмотр:

ТАЙНА ПРИЧАСТИЙ

Пока живешь, творить добро спеши,

Лишь путь добра – спасение души.

(Фирдоуси)

 - Ребята, человек, совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Давайте познакомимся с небольшим отрывком, который называется «Перед вами две дороги, выбирайте…» и подумаем, а какую дорогу выбрали бы вы.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слезы.

 - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

 - Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

 - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

 - А нам – то что? Он сам виноват.

Девушка оттолкнула его руку и подошла к мужчине.

 - Что с вами? – спросила она его.

 - Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно

 - Нужно вызвать «скорую». У тебя нет «мобильника»?, - обратилась она к молодому человеку.

Она подняла глаза и вдруг почувствовала брезгливость в его взгляде.

 - Я больше знать тебя не хочу! Иди отсюда!

 - Неужели ты из-за бомжа можешь так поступить? Ты пожалеешь об этом!

Девушка повернулась и побежала к телефонному аппарату.

 - Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! Вы обязательно найдете свое счастье!

 - Почему молодой человек отказался от помощи? (считает, что этот человек недостоин помощи)

 - Как бы вы поступили в этом случае? (не прошли бы мимо, вызвали бы скорую помощь)

 - Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? (стараемся помочь)

Вывод: Мы должны понимать, что сделав добро, человек сам становиться лучше, чище, светлее.

Ну а теперь, ребята, мы поработаем с этим текстом. Вы в специальные карточки должны выписать по 2 слова, относящиеся к разным частям речи. Работаем в группах по 2 человека.

- Исходя из какого принципа вы выбирали слова, ориентируясь на какое значение вы это делали (смотря на общеграмматическое значение).

 - А сейчас мы поработаем отдельно с третьим предложением. Нужно определить части речи слов, входящих в это предложение. Каждый  работает индивидуально.

 - Какое слово не вошло ни в одну группу? (ПОТРЕПАННАЯ)

 - На какие части речи похоже данное слово? ( прилагательное и глагол)

 - Каково общеграмматическое значение данного слова? (процессуальный признак)

 - А какой форме глагола относится это слово? (полупредикативная форма глагола)

 - Какая же это часть речи? (Это причастие)

Цель нашего урока – выяснить, какие грамматические категории присуще причастию, как части речи. Выяснить особенности действительных и страдательных причастий.

Для начала давайте сформулируем понятие причастия. Причастие – это Полупредикативная форма глагола, обозначающая процессуальный признак. Пока на этом мы остановимся. И вновь вернемся к слову ПОТРЕПАННАЯ. Ребята, давайте попробуем разобраться, какие частные грамматические значения есть у причастия, и какие из них являются словоизменительными, а какие – нет.

Все грамматические категории причастия можно разделить на 2 группы:

1 группа указывает на носителя признака (т.е. того, кто выполняет действие). Раз это носитель признака, то с какой частью речи схоже ПР.? (с прилагат.)

 - По какой морфеме мы можем увидеть это сходство? (по флексии)

 - Приведите пример.

 - А на какие частные грамматические категории указывает флексия причастия? (род, число, падеж)

 - А в данном примере каковы эти категории? (ж.р., е.ч, И.п.)

- Ребята, эти категории являются словоизменительными или нет? (да)

2 группа указывает на дополнительное действие, обозначенное предикативной формой глагола.

 В данном случае мы рассматриваем слово ПОТРЕПАННАЯ с т.зр. близости к глаголу

 - В данном случае по какой морфеме мы можем их объединить (по корневой морфеме).

 - Какие категории причастие заимствует у глагола? (вид, залог, время).

 - Что вы можете сказать о категории вида? (она несловоизменительная, как и у глагола: любивший - полюбивший)

- Какими формами представлена категория залога у глагола? (действительный и страдательный)

 - Чем они отличаются?

Ребята, категория залога причастия также имеет две формы – действительный залог и страдательный залог.

Действительный залог имеет значение активного действия: человек, творящий добро. Причастие обозначает процессуальный признак предмета, который сам совершает действие.

Страдательное причастие имеет значение пассивного действия: добро, творимое человеком. В этом случае тот же процессуальный признак принадлежит предмету, который подвергается действию со стороны другого предмета.

Ребята, для того, чтобы вы немного отдохнули и увидели разницу, я хотела бы вас познакомить со страничкой из «Занимательной граматики»:

Когда причастие подросло, оно приобрело собственные  черты, научилось быть страдательным и действительным.

Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе.

Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное причастие всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие». «Само виновато. Я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие».

Ребята, а категория времени у причастия неполная: она представлена только двумя формами: настоящее и прошедшее. Будущего времени у причастия НЕТ.

Причастия настоящего времени образуются

от основ настоящего времени + суффиксы ущ/ющ, ащ/ящ( в зависимости от спряжения) – действ. прич.

                                                            + суффиксы ем/ом, им (в зависимости от спряжения) – стр.прич.

Причастия прошедшего времени образуются

от основ инфинитива + суффиксы вш, ш – дейст. прич.

                                          + суффиксы енн, нн, т – стр.прич.

Сейчас попробуем с вами образовать все формы причастий от слова ВИДЕТЬ

Видящий (2спр.) – видевший

Видимый (2спр) - виденный

Но нужно помнить, что не от всех глаголов можно образовать все формы причастий. Попробуйте образовать причастия от глагола ЛЮБИТЬ – любящий, любивший, любимый, а формы страдательного причастия прошедшего времени – НЕТ. Почему это происходит мы будем разбираться на других уроках.

А для того, чтобы лучше запомнить образование причастий, мы с вами заполним таблицу

Вид

Залог

Настоящее время

Прошедшее время

1 спряжение

2 спряжение

Совершенный

Действительный

--

--

Вш, ш

Страдательный

--

--

Т, енн, нн

Несовершенный

Действительный

Ущ/ющ

Ащ/ящ

--

Страдательный

Ем/ом

им

--

 

Сейчас у нас на доске будут появляться слова, которые вам нужно будет распределить на две группы и в которых нужно будет выделить суффиксы:

Думающий о ближнем, оберегаемый семьей, терпящий несправедливость, любимый близкими, униженный окружающими, подаривший доброту, претерпевший муки совести.

 - На какие две группы вы поделили эти слова (действительные и страдательные причастие)

А теперь ребята откройте рабочие тетради №1 и посмотрите упражнение  109. Нам нужно вставить, где это возможно, недостающие словоформы причастий. В «окошке» рядом с каждой словоформой укажи ее грамматическое значение.

Пока ребята выполняют это задание, Рома пойдет к доске и выполнит индивидуальное задание, которое называется «Распредели нас».

 - Итак, ребята, что мы с вами можем сказать о причастии? Признаки каких частей речи объединяет в себе причастие?

 - Какие грамматические категории Причастие позаимствовало у прилагательного, а какие – у глагола?

 - Какие формы залога есть у причастия?

 - Суффиксы действительных причастий?

 - Суффиксы страдательных причастий?

А сейчас в конце урока я хотела бы вас познакомить с притчей о Любви.

Жила – была девушка по имени Любовь.

Скучно ей было жить на свете без  подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

 - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

 - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек.

- Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. Выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь.

 - А кого бы выбрали вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

 - Почему Любовь выбрала Доброту?

Так вот я хочу, чтобы в нашей маленькой школьной семье, в нашем классе всегда были Любовь, Радость, Удача, Красота и    Доброта.

А домашнее задание у вас будет творческое: вам надо будет написать сочинение – миниатюру с использованием причастий на тему «Доброта  спасет мир».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Тайна "Тайной вечери"

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец,...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

«Тайна любви больше, чем тайна смерти».

Интегрированный урок по литературе «Тайна любви больше, чем тайна смерти» (урок по пьесе О. Уайльда «Саломея») был разработан мной для студентов музыкального колледжа, т.к. опера "Саломея" Р. Штрауса...