Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку
статья (русский язык) по теме

Скрипникова Наталья Николаевна

Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Скрипниковой Н.Н.

Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

        Вот уже много лет русоведы готовят выпускников к ЕГЭ. За этот период уже каждый выработал свою систему, в том числе и я.

        Надо сказать, что моя методика в основе своей традиционна: в 10-11 классах использую повторение блоками, задания беру из пособия Л.А.Чешко, Н.А.Сениной, сборников издательства «Просвещение», «Дрофа», очень помогают таблицы Т.Я.Фроловой, материалы из Интернета. По каждой теме собираю папку с заданиями разного уровня сложности, индивидуальными заданиями, тематическими тестами, карточками. После повторения темы даю итоговый тест из пяти заданий на 5-7 минут. При решении теста требую не «выдачи» готового ответа, а полного комментария, что

        - дает мне возможность найти ошибку в рассуждении учащегося,

        - понять, как усвоен материал и стоит ли переходить на более трудные задания,

        - исключает «подбор» ответа.

        Чтобы «видеть» каждого выпускника, веду учет успеваемости:

        - мониторинг выполнения домашнего задания,

        - мониторинг выполнения заданий А, В, С,

        - индивидуальные карты (слабые учащиеся).

        Ежегодно обновляю стенд «Впереди экзамены», «Прочитай меня!», на которых размещены демоверсии, варианты краевых тренировочно-диагностических работ, материал к части С.

        Несмотря на то, что задание С считается самым сложным, убеждаю всех выпускников его выполнять, потому что в любом случае оно дает возможность набрать баллы.

        Эту работу провожу на уроках литературы в несколько этапов.

  1. Определите проблему текста. Какая проблема содержится в цитате?
  2. Философский диктант.
  3. Как вы относитесь к данному вопросу?
  4. В каких произведениях вы встречались  с такой же проблемой?
  5. Подберите цитату к предложенной проблеме.

        После работы над содержанием сочинения на уроке даю домашнее задание – подготовить черновик. На следующем уроке все пишут сочинение, я помогаю слабым. Считаю, что в нынешних условиях главное – научить, помочь, а не проконтролировать.

        Важным моментом работы над заданием С является написание первого сочинения. Как оно происходит у меня?

  1. Раздаю критерии оценивания работ.
  2. В соответствии с критериями составляем логическую цепочку сочинения: проблема, комментарий, позиция автора, мнение учащегося, 2 аргумента, вывод по проблеме. Затем работаем над клише для слабых.
  3. Читаем «прозрачный» текст, взятый из пособия Н.А Сениной о смысле жизни.
  4. Устно выявляем проблемы, позицию автора, выражаем свое согласие или несогласие, подбираем аргументы, делаем вывод (т.е.  «проговариваем» основные моменты).
  5. Ученики знакомятся с аргументами учителя.
  6. Затем самостоятельно составляем черновик сочинения.
  7. Подсчитываем количество слов, корректируем текст. Сдаем работы на проверку.
  8. Работаем над сочинениями учеников, ранее писавших эту работу, ищем ошибки, оцениваем по критериям.
  9. Анализ сочинений учителем.

Особое внимание уделяю орфоэпии. На каждом уроке провожу письменный или устный опрос.

        Как и все учителя, подготовку к ЕГЭ начинаю с 5 класса. После изучения темы помимо контрольного диктанта даю контрольную работу в тестовой форме с заданиями разного уровня сложности. Задания сканирую со следующих пособий:

        Русский язык 5-7 класс. Тематические тесты./Л.И.Мальцева, П.И.Нелин – М., 2010.

        Сенина Н.А., Гармаш С.В., Вишневецкая Г.В., Кобякова Г.Н., Федотенко С.В., Цесарская С.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5, 6, 7, 8-й класс/Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

        Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5, 6, 7, 8, 9 класс/Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2011

        Уже более 10 лет в нашей школе учителя, в том числе и я, пользуются тестами по русскому языку Книгиной М.П. Их закупают не только преподаватели, но и все ученики.

Каждый учитель, надеюсь, согласится в том, что экзамен сдать может любой ученик, если он этого хочет, добросовестно работает на уроке и дома, если в этом заинтересованы учителя, родители и классный руководитель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по подготовке выпускников к ГИА по русскому языку

Предлагаются советы родителям выпускников 9 класса по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку...

Доклад на тему: «Проблемы подготовки выпускников к ГИА по русскому языку».

Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.Анализируя итоги ГИА за 2009 – 2010  учебный год, пр...

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...

Упражнения для подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Упражнения для подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку (часть С)...

План работы с родителями по подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку

План работы с родителями в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку...