Трудности при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.
методическая разработка (русский язык) по теме

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodsovet_2.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Мантуровская СОШ»

ВОЛКОВА Т.Н. ___________________

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: Трудности при подготовке выпускников

к ЕГЭ по русскому языку.

К ЕГЭ причастна с 2004 года. Опыт по подготовке накоплен уже немалый. Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо иметь прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса; нужно уметь правильно использовать лексический состав языка, различные его грамматические конструкции; уметь проанализировать текст и написать творческую работу – сочинение – рассуждение.

По своему содержанию экзаменационная работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. Задания ее включают:

- проверку элементарной лингвистической компетенции, то есть знания о языке и речи и умение пользоваться ими в работе с языковым материалом;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);

- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения, читать, понимая смысл выраженный в словах и содержащийся в подтексте.

В своей работе использую материалы ЕГЭ за 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2013 года, учебно – тренировочные материалы Министерства образования РФ.

Занятия по подготовке к ЕГЭ провожу непосредственно на уроках русского языка и факультативном занятии по русскому языку. Итого – 3 часа в неделю. В течение учебной недели провожу индивидуальные консультации с обучающимися.

Главным моментом в своей работе считаю связь с родителями, они должны быть в курсе событий и знать, на каком уровне находится подготовка к ЕГЭ их ребенка. Контакт с родителями поддерживаю через общение с классным руководителем. Подготовка к ЕГЭ начинается с 5-го класса. Это работа с текстами, написание сочинений – рассуждений на уроках развития речи и т.д.

Прежде всего знакомлю выпускников со структурой экзаменационной работы, в которой выделяются 3 части:

- А – языковой материал, который охватывает основные разделы курса и представлен преимущественно на базовом уровне;

- В – состоит из 8 заданий открытого типа с кратким ответом. Это задания повышенного уровня, проверяющие умение проводить языковой анализ текста;

- С – сочинение – рассуждение.

Обращаю внимание выпускников, что большая часть заданий в тестах по русскому языку сгруппирована по темам школьного курса. При подготовке к ЕГЭ необходимо учебный материал систематизировать, выделить в нем главное, предупредить возможные ошибки.

Первая группа заданий проверяет, насколько точно выпускники понимают прочитанные фразы или тексты, могут ли создать собственное высказывание на ту или иную тему.

В тексте есть такие задания нескольких типов. Одно из них – составление микротекста из отдельных предложений (часть 1 задание А).

Чтобы правильно выполнить это задание требуется умение устанавливать логические связи между предложениями, видеть сигналы зависимости одного предложения от другого (местоимения, союзы, частицы и др.).

Другие речевые задания связаны с анализом предложенного текста (часть 2). Необходимо, прежде всего, провести смысловой анализ текста. Задания к тексту могут варьироваться в зависимости от характера текста.

Особую сложность представляет группа заданий, связанная с анализом текста, которая предназначена для проверки умения определять средства связи предложений и средства выразительности, используемые автором в тексте.

По разделу «Фонетика. Графика» задания проверяют умение различать звук и букву, поэтому необходимо знать основные правила произношения.

Для проверки умения проводить морфемный анализ слов чаще всего предлагаются 4 слова, из которых нужно выбрать только одно. Возможны варианты заданий, проверяющих это же умение и знание способов образования слов.

Анализируя результаты тестирования пришла к выводу, что при выполнении заданий по морфемике выпускники больше всего ошибок допускают при определении состава таких частей речи как деепричастие, наречие, забывая о том, что это неизменяемые слова, в которых нет окончания; в глаголах прошедшего времени не выделяют отдельно суффикс прошедшего времени и суффикс неопределенной формы.

Во 2-й части теста есть аналогичные задания.

Большие затруднения выпускники испытывают при выполнении задания, связанного с определением лексической нормы, так как словарный запас детей очень беден и они часто не определяют значение слова русского языка.

Задания по морфологии проверяются в тексте на уровне умения опознавать знаменательные и служебные части речи (часть 2).

Задания к тексту по 2-й части по синтаксису проверяют, умеют ли учащиеся выделять в предложении словосочетания и определить тип связи слов. Выполнение заданий по синтаксису на основе текста требует обширных знаний и умений работать с текстом.

В тесты входит разное число заданий по орфографии (от 5 до 10) и пунктуации (4-5).

В тестах ЕГЭ проверяются основные правила правописания корней, окончаний, приставок, суффиксов и др. Учащиеся сами определяют, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться.

Свою трудность представляют задания, проверяющие умение расставлять знаки препинания.

Затрудняются выпускники и в выполнении заданий по культуре речи, проверяющих владение фонетическими, лексическими, грамматическими нормами языка.

Очень часто выпускники допускают ошибки при управлении и согласовании в словосочетаниях, при согласовании подлежащего и сказуемого, то есть нарушают синтаксические нормы – это построение словосочетаний, простых и сложных предложений. Слабо ориентируются выпускники и в словообразовательном анализе.

Особую трудность составляет для выпускников работа над 3-й частью, заданием С, творческой работой задания ЕГЭ по русскому языку, то есть написанию сочинения.

Работу начинаю с внимательного неоднократного прочтения задания, в котором излагаются требования к творческой части (сочинению). Тщательно прорабатываю те пункты, где представлены требования (их 4). Как и любой законченный текст, сочинение обрамляют вступление и заключение, а значит, выпускникам нужно продумать композицию, то есть построение работы.

Следующий этап работы – это знакомство и изучение критериев оценки творческой работы, где оцениваются все аспекты работы.

Работу над творческой частью разделяю на 8 этапов, каждый посвящен отдельной части написания творческой работы:

ЧАСТЬ №1:

Как выявить проблему текста?

Как сформулировать проблему текста?

ЧАСТЬ №2:

Учимся комментировать.

Что такое комментарий?

Как оформить комментарий?

Как оформить цитаты?

ЧАСТЬ №3:

Как выявить позицию автора?

Что такое позиция?

Как сформулировать позицию автора?

Автор или рассказчик?

ЧАСТЬ №4:

Учимся аргументировать.

Естественные доказательства.

Согласие – несогласие с позицией автора.

Что такое аргументация.

Тезис

Аргумент 1

Аргумент 2

Иллюстрации

(примеры)

Иллюстрации

(примеры)

Вывод

Основные типы аргументов.

Естественные аргументы.

ЧАСТЬ №5:

Учимся аргументировать.

Искусственные доказательства.

Логические аргументы.

Чувственные аргументы.

Аргументы

Естественные доказательства

Искусственные доказательства

Логические аргументы

Чувственные аргументы

Аргументы на основе прочитанных произведений классической и современной литературы.

Логические аргументы

Рассуждение с дефиницией

Силлогизм

Аналогия

Чувственные аргументы

Аргументы к обещанию

Аргументы к угрозе

ЧАСТЬ №6:

С чего начать и чем закончить?

Композиция сочинения.

ЧАСТЬ №7:

Поговорим об ошибках.

ЧАСТЬ №8:

Обобщим сказанное.

При подготовке к выполнению заданий ЕГЭ серьезное внимание обращаю на работу со словарем лингвистических и литературоведческих терминов.

За период проведения ЕГЭ – результаты положительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по подготовке выпускников к ГИА по русскому языку

Предлагаются советы родителям выпускников 9 класса по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку...

Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку

Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку...

Доклад на тему: «Проблемы подготовки выпускников к ГИА по русскому языку».

Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.Анализируя итоги ГИА за 2009 – 2010  учебный год, пр...

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...

Упражнения для подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Упражнения для подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку (часть С)...

«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»

laquo;Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью ус...