Трудности при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.
методическая разработка (русский язык) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Мантуровская СОШ»
ВОЛКОВА Т.Н. ___________________
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Тема: Трудности при подготовке выпускников
к ЕГЭ по русскому языку.
К ЕГЭ причастна с 2004 года. Опыт по подготовке накоплен уже немалый. Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо иметь прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса; нужно уметь правильно использовать лексический состав языка, различные его грамматические конструкции; уметь проанализировать текст и написать творческую работу – сочинение – рассуждение.
По своему содержанию экзаменационная работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. Задания ее включают:
- проверку элементарной лингвистической компетенции, то есть знания о языке и речи и умение пользоваться ими в работе с языковым материалом;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных);
- коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения, читать, понимая смысл выраженный в словах и содержащийся в подтексте.
В своей работе использую материалы ЕГЭ за 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2013 года, учебно – тренировочные материалы Министерства образования РФ.
Занятия по подготовке к ЕГЭ провожу непосредственно на уроках русского языка и факультативном занятии по русскому языку. Итого – 3 часа в неделю. В течение учебной недели провожу индивидуальные консультации с обучающимися.
Главным моментом в своей работе считаю связь с родителями, они должны быть в курсе событий и знать, на каком уровне находится подготовка к ЕГЭ их ребенка. Контакт с родителями поддерживаю через общение с классным руководителем. Подготовка к ЕГЭ начинается с 5-го класса. Это работа с текстами, написание сочинений – рассуждений на уроках развития речи и т.д.
Прежде всего знакомлю выпускников со структурой экзаменационной работы, в которой выделяются 3 части:
- А – языковой материал, который охватывает основные разделы курса и представлен преимущественно на базовом уровне;
- В – состоит из 8 заданий открытого типа с кратким ответом. Это задания повышенного уровня, проверяющие умение проводить языковой анализ текста;
- С – сочинение – рассуждение.
Обращаю внимание выпускников, что большая часть заданий в тестах по русскому языку сгруппирована по темам школьного курса. При подготовке к ЕГЭ необходимо учебный материал систематизировать, выделить в нем главное, предупредить возможные ошибки.
Первая группа заданий проверяет, насколько точно выпускники понимают прочитанные фразы или тексты, могут ли создать собственное высказывание на ту или иную тему.
В тексте есть такие задания нескольких типов. Одно из них – составление микротекста из отдельных предложений (часть 1 задание А).
Чтобы правильно выполнить это задание требуется умение устанавливать логические связи между предложениями, видеть сигналы зависимости одного предложения от другого (местоимения, союзы, частицы и др.).
Другие речевые задания связаны с анализом предложенного текста (часть 2). Необходимо, прежде всего, провести смысловой анализ текста. Задания к тексту могут варьироваться в зависимости от характера текста.
Особую сложность представляет группа заданий, связанная с анализом текста, которая предназначена для проверки умения определять средства связи предложений и средства выразительности, используемые автором в тексте.
По разделу «Фонетика. Графика» задания проверяют умение различать звук и букву, поэтому необходимо знать основные правила произношения.
Для проверки умения проводить морфемный анализ слов чаще всего предлагаются 4 слова, из которых нужно выбрать только одно. Возможны варианты заданий, проверяющих это же умение и знание способов образования слов.
Анализируя результаты тестирования пришла к выводу, что при выполнении заданий по морфемике выпускники больше всего ошибок допускают при определении состава таких частей речи как деепричастие, наречие, забывая о том, что это неизменяемые слова, в которых нет окончания; в глаголах прошедшего времени не выделяют отдельно суффикс прошедшего времени и суффикс неопределенной формы.
Во 2-й части теста есть аналогичные задания.
Большие затруднения выпускники испытывают при выполнении задания, связанного с определением лексической нормы, так как словарный запас детей очень беден и они часто не определяют значение слова русского языка.
Задания по морфологии проверяются в тексте на уровне умения опознавать знаменательные и служебные части речи (часть 2).
Задания к тексту по 2-й части по синтаксису проверяют, умеют ли учащиеся выделять в предложении словосочетания и определить тип связи слов. Выполнение заданий по синтаксису на основе текста требует обширных знаний и умений работать с текстом.
В тесты входит разное число заданий по орфографии (от 5 до 10) и пунктуации (4-5).
В тестах ЕГЭ проверяются основные правила правописания корней, окончаний, приставок, суффиксов и др. Учащиеся сами определяют, каким орфографическим правилом нужно руководствоваться.
Свою трудность представляют задания, проверяющие умение расставлять знаки препинания.
Затрудняются выпускники и в выполнении заданий по культуре речи, проверяющих владение фонетическими, лексическими, грамматическими нормами языка.
Очень часто выпускники допускают ошибки при управлении и согласовании в словосочетаниях, при согласовании подлежащего и сказуемого, то есть нарушают синтаксические нормы – это построение словосочетаний, простых и сложных предложений. Слабо ориентируются выпускники и в словообразовательном анализе.
Особую трудность составляет для выпускников работа над 3-й частью, заданием С, творческой работой задания ЕГЭ по русскому языку, то есть написанию сочинения.
Работу начинаю с внимательного неоднократного прочтения задания, в котором излагаются требования к творческой части (сочинению). Тщательно прорабатываю те пункты, где представлены требования (их 4). Как и любой законченный текст, сочинение обрамляют вступление и заключение, а значит, выпускникам нужно продумать композицию, то есть построение работы.
Следующий этап работы – это знакомство и изучение критериев оценки творческой работы, где оцениваются все аспекты работы.
Работу над творческой частью разделяю на 8 этапов, каждый посвящен отдельной части написания творческой работы:
ЧАСТЬ №1:
Как выявить проблему текста?
Как сформулировать проблему текста?
ЧАСТЬ №2:
Учимся комментировать.
Что такое комментарий?
Как оформить комментарий?
Как оформить цитаты?
ЧАСТЬ №3:
Как выявить позицию автора?
Что такое позиция?
Как сформулировать позицию автора?
Автор или рассказчик?
ЧАСТЬ №4:
Учимся аргументировать.
Естественные доказательства.
Согласие – несогласие с позицией автора.
Что такое аргументация.
Тезис | ||
Аргумент 1 | Аргумент 2 | |
Иллюстрации (примеры) | Иллюстрации (примеры) | |
Вывод |
Основные типы аргументов.
Естественные аргументы.
ЧАСТЬ №5:
Учимся аргументировать.
Искусственные доказательства.
Логические аргументы.
Чувственные аргументы.
Аргументы | ||||
Естественные доказательства | Искусственные доказательства | |||
Логические аргументы | Чувственные аргументы |
Аргументы на основе прочитанных произведений классической и современной литературы.
Логические аргументы | ||
Рассуждение с дефиницией | Силлогизм | Аналогия |
Чувственные аргументы | |
Аргументы к обещанию | Аргументы к угрозе |
ЧАСТЬ №6:
С чего начать и чем закончить?
Композиция сочинения.
ЧАСТЬ №7:
Поговорим об ошибках.
ЧАСТЬ №8:
Обобщим сказанное.
При подготовке к выполнению заданий ЕГЭ серьезное внимание обращаю на работу со словарем лингвистических и литературоведческих терминов.
За период проведения ЕГЭ – результаты положительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям по подготовке выпускников к ГИА по русскому языку
Предлагаются советы родителям выпускников 9 класса по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку...
Повышение качества подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку путём использования дистанционного обучения (кейс-технологии)
анализ опыта работы по использованию кейс-технологии при подготовке к ЕГЭ...
Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку
Подготовка выпускников к ЕГЭ по русскому языку...
Доклад на тему: «Проблемы подготовки выпускников к ГИА по русскому языку».
Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.Анализируя итоги ГИА за 2009 – 2010 учебный год, пр...
Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...
«Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»
laquo;Трудности при подготовке к устному собеседованию по русскому языку»В 2019 учебном году девятиклассники впервые прошли итоговое собеседование по русскому языку. Введено оно было с целью ус...
Трудности при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку и пути их преодоления
В данной статье рассматриваются основные трудности, с которыми могут столкнуться выпускники школы при подготовке к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. Также предла...