ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по русскому языку на тему

Бурцева Елена Валерьевна

 

Проблема формирования компетенции учащихся в области изобразительных средств языка является злободневной в филологическом образовании, требующей должного внимания, т.к. ее решение обусловлено рядом следующих социально – значимых проблем:

  • проблема пренебрежения русским языком как национальным достоянием;
  • падение интереса к изучению родного русского языка;
  • проблема низкого уровня грамотности чтения как одна из общеучебных проблем;
  • проблема успешного формирования коммуникативных умений учащихся;
  • проблема усложнения коммуникативных задач на итоговой аттестации по русскому языку учащихся 9-го класса и их готовность к выполнению предполагаемых лингворечевых действий;
  •  готовность выпускников к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burceva_e.v._statya.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Бурцева Е.В.

Аспирант, Томский государственный педагогический университет

elenaburtseva@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема формирования компетенции учащихся в области изобразительных средств языка является злободневной в филологическом образовании, требующей должного внимания, т.к. ее решение обусловлено рядом следующих социально – значимых проблем:

  1. проблема пренебрежения русским языком как национальным достоянием;
  2. падение интереса к изучению родного русского языка;
  3. проблема низкого уровня грамотности чтения как одна из общеучебных проблем;
  4. проблема успешного формирования коммуникативных умений учащихся;
  5. проблема усложнения коммуникативных задач на итоговой аттестации по русскому языку учащихся 9-го класса и их готовность к выполнению предполагаемых лингворечевых действий;
  6.  готовность выпускников к ГИА и ЕГЭ.

Работая с мельчайшими единицами языка, если можно так сказать, с языковым сырьем, мы часто забываем о главном: важно научить ученика, пользуясь этим языковым материалом, создавать успешную убедительную речь как продукцию мыслительной деятельности. Обучая языку, мы должны идти по пути: от мысли к языку, от языка к речи.

Работая с языком, мы штудируем все языковые единицы. Но для чего же? И чаще всего для повышения орфографической и пунктуационной грамотности. А ведь язык дан для речи. Успешной коммуникации.

Усиление речевого аспекта преподавания русского языка – это тема, которая требует эффективных путей решения проблемы. Ведь речь идет о выполнении нами важнейшего социального заказа: хорошо сформированные коммуникативные умения – это условие успешной социализации ученика.

Решая вопросы, почему ученик, читая, не запоминает и не понимает прочитанного, почему, имея в голове определенную мысль, не умеет ее озвучить, приходишь к ответу: понять, запомнить, передать прочитанное можно только с помощью особо значимых в речи элементов, т.е. выразительных слов. А какие такие слова в школьной практике мы учим считать средством выразительности? Чаще всего это метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения и т.д., т.е. литературоведческие понятия. А почему не учим осознанному восприятию роли собственно языковых средств? Почему на практике так редко приводим учащихся к выводу, что удачно употребленная каждая языковая единица – это и есть средство успешной коммуникации?

Какие же принципиальные направления в преподавании русского языка считаю важными для формирования компетентности учащихся в использовании языковых средств выразительности в целях достижения предполагаемого речевого эффекта?

Во-первых, это методически верное обеспечение компетентностного подхода.

Во-вторых, это практическая направленность обучения.

В-третьих, соблюдение последовательности, постепенности и системности усложнения речевых задач в организуемой лингвистической деятельности учащихся.

В-четвертых, текстоориентированный подход в преподавании русского языка.

И, наконец, целенаправленный и предварительно проанализированный учителем выбор того учебно-методического комплекта, который будет соответствовать современным требованиям, целям учителя и возможностям учащихся.

Исходя из собственного опыта, считаю, что УМК В.С. Львовой позволяет реализовать и намеченные цели учителя, и возможности учащихся в формировании коммуникативных умений.

Какие ключевые компетенции учащихся, необходимые для работы с языковыми средствами выразительности, формируются, начиная с 5-го класса?

Во-первых, это аргументированное определение литературоведческих средств выразительности, нахождение их в готовом тексте, определение их роли в конкретном тексте, самостоятельное использование литературоведческих средств выразительности в собственных текстах и знание норм употребления этих средств в речи.

Во-вторых, нахождение в предложенном тексте собственно языковых средств выразительности (фонетических, морфемных, лексических, синтаксических, морфологических и пунктуационных); определение их роли в конкретном примере; целенаправленное употребление языковых средств в собственных текстах и знание норм употребления этих средств в речи.

А далее с 6-го по 11-й класс ежеурочно (рассредоточенно) отрабатываются названные выше компетенции, но в условиях усложнения речевых задач учащихся.

Как формируются ключевые компетенции? Что должно быть обязательным, принципиально важным в методических действиях учителя?

  1. Согласованность методических действий учителя с предлагаемой автором учебника системой работы (выполнение всех предлагаемых автором упражнений и заданий по наблюдению над средствами выразительности в сочетании, в единстве с изучаемым языковым разделом и изученным ранее).
  2. Творческий подход учителя.
  3. Сформированность позиции ученика, работающего по учебникам названного автора: упражнения-наблюдения над средствами выразительности должны считаться не дополнительными, а обязательными, выполняемыми в единстве с изучаемой языковой темой, поскольку сразу происходит мотивация цели изучаемого материала применительно к практике, т.е. речи. Речь идет о достижении единства в цепи «автор – учитель – ученик».
  4. Реализация межпредметных связей и интегративность преподавания: обязательное включение в систему уроков литературы элементов анализа языковых средств и рассмотрение их роли в характеристике персонажей, индивидуализации образов как композиционного средства и средства выражения авторской позиции в произведении; включение анализа языковых средств создания портрета, речевой характеристики персонажей; внедрение уроков-наблюдений, уроков лингвистического анализа текста; планирование уроков (или фрагментов урока) литературного творчества, предполагающих самостоятельный анализ языковых средств и их роли в конкретном фрагменте или произведении в целом.
  5. Реализация возможностей предпрофильного и профильного образования, когда формирование ключевых компетенций в средствах выразительности осуществляется в условиях элективных курсов и гуманитарных классов, т.е. достигается относительная завершенность изучения средств выразительности в рамках образовательного цикла.

В своем опыте работы использую самостоятельно разработанную программу элективного курса «Читая между строк». Целью данного курса как раз и является исследование собственно языковых единиц в качестве средств выразительности на основе лингвистического анализа текста или элементов лингвистического анализа.

  1. Развитие индивидуальных особенностей языкового стиля учащихся.
  2. Накопление учащимися материала языковых наблюдений. Это может быть словарь, просто тетрадь конспектов, это может быть дневник языковых открытий. Все зависит от характера класса, от личной заинтересованности ученика и от позиции учителя.
  3. Одним из основополагающих принципов формирования ключевых компетенций учащихся в средствах выразительности является системность, а не эпизодическое повторение изученного. Необходимо ежеурочное планирование элементов работы со средствами выразительности. То есть должна быть постоянная активизация мыслительной и практической деятельности учащихся, а не просто повторение. Ведь что и как в школьной практике мы чаще всего повторяем? То, что когда-то выучили. Потом не использовали. Потом забыли. И на каком-то этапе повторяем забытое. Такого подхода не должно быть в принципе, ведь речь идет о цели постоянной демонстрации языка в действии. Необходимо усложнение речевой деятельности с увеличением удельного веса самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Формирование ключевых компетенций учащихся в средствах выразительности осуществляется теоретически и практически. Теоретически путем заучивания определений средств выразительности. Практически, как уже называлось выше, путем усложнения речевых задач, начиная с простого нахождения в предложенном тексте средств выразительности, их классификации, определения роли в конкретном тексте, переходя к организованным наблюдениям на основе синонимических замен с целью осмысления примеров наиболее удачного выбора словоформы или синонимической конструкции в определенной ситуации общения. Эффективны специально организованные наблюдения за фактами использования в речевой практике  изучаемых явлений языка. Это может быть фрагмент урока, если планируются отдельные языковые наблюдения в форме элементов лингвистического анализа текста. Это может быть полный лингвистический анализ текста под руководством учителя. Это может быть самостоятельный лингвистический анализ текста по данному плану. Это и отдельные языковые исследования на основе нескольких текстов. Это и интерпретация текста, и сопоставительный анализ. Наконец, создание собственных текстов, демонстрирующих уместное употребление средств выразительности, либо текстов научного стиля на тему лингвистических исследований.

На всех этапах работы со средствами выразительности, начиная с 5-го и заканчивая 11-м классом, обязательными являются задания по культуре речи, на которых прививаются нормы употребления единиц языка в речи.

Приведу отдельные примеры организации работы с учащимися по использованию средств выразительности в речи.

Фрагмент интегрированного урока русского языка и литературы в 6 классе по теме «Стили речи»:

Текст № 1.

Отряд змеи. Семейство ужовые.

Наиболее многочисленная группа современных змей. Голова обычно немного отграничена от шеи и покрыта сверху крупными, симметрично расположенными щитками. Брюшные щитки сильно вытянуты поперёк.

Род ужи. Обыкновенный уж.

Внешний вид. Крупная змея, длиной до 140 см. и примерно в 3-5 раз более коротким хвостом. Брюшных щитков 153-193, подхвостовых 50-88 пар. Окраска верхней стороны тела варьируется от зеленовато-оливковой и оливково-зелёной до коричнево-бурой и почти чёрной. По бокам головы позади висков расположено два характерных жёлтых, оранжевых или беловатых в чёрной окантовке пятна.

/Из книги Банникова А.Н. и др. «Земноводные и пресмыкающиеся»/.

Текст № 2.

О змеях слышали все. Многие наблюдали их в природе или зоопарке. Однако не так просто сказать, чем змея отличается от ящерицы. Дело в том, что существуют безногие ящерицы, которых часто путают со змеями. Из внешних признаков важно строение век: у змеи они срастаются, делаются прозрачными и прикрывают глаза наподобие часового стекла. Отсюда странный, немигающий взгляд змеи, который породил вздорные мнения о якобы присущем им гипнотическом действии. У ящериц (в том числе и у безногих) развиты подвижные непрозрачные веки.

При линьке вся кожа змеи сходит одним куском, выворачиваясь, как чулок. Суеверные люди неосновательно приписывают этим «выползкам» чудодейственные свойства.

/Из учебника «Зоология» для 7-го класса/.

Текст № 3.

Змея

Покуда март гудит в лесу по голым

Снастям ветвей, – бесцветна и плоска,

Я сплю в дупле. Я сплю в листве тяжелым,

Холодным сном – и жду: весна близка.

Уж в облаках, как синие оконца,

Сквозит лазурь... Подсохло у корней,

И мотылек в горячем свете солнца

Припал к листве... Я шевелюсь под ней,

Я развиваю кольца, опьяняюсь

Теплом лучей... Я медленно ползу –

Я вновь цвету, горю, меняюсь,

Ряжусь то в медь, то в бирюзу.

Где суше лес, где много пестрых листьев

И желтых мух, там пестрый жгут – змея.

Чем жарче день, чем мухи золотистей –

Тем ядовитей я.

                                        /И.А.Бунин/

Задания к текстам.

  1. Прочитайте тексты и сравните их по плану:
  1. Что объединяет эти тексты.
  2. В чем различие:

– какую цель ставил автор?

– что может найти для себя в этих текстах читатель? Одинаково ли вы читали эти тексты?

– какие слова использованы в текстах? /обратите внимание на выделенные слова/

– какие средства художественной выразительности используются в каждом тексте? С какой целью?

– особенности построения предложений. Знаки препинания в конце предложений.

  1. Как вы думаете, книга, из которой взят текст №1, предназначена для любого читателя или только для определенного круга? Объясните.
  2. Где можно встретить текст №2?
  3. Задание к тексту №3:
  1. Какие научные сведения о змеях можно получить из текста? Являются ли эти сведения главным содержанием текста?
  2. Обратите внимание на то, как часто использует автор в тексте тире и многоточие. Попробуйте объяснить роль этих знаков препинания в тексте.
  3. Выпишите из текста стихотворения предложения, в которых слова употреблены в переносном значении. Какие из них содержат скрытое сравнение, то есть являются метафорами?
  1. Сравните текст №2 с текстом №1. Что общего вы заметили? Какие различия в лексике, в построении предложений есть в текстах №1 и №2? Сформулируйте, что общего у учебно-научных и научных текстов и чем они отличаются от художественного.

Ежеурочные упражнения в использовании языковых средств выразительности формируют компетентность учащихся и позволяют оперативно и продуктивно проводить языковые наблюдения в условиях короткого этапа урока.

Называя принципиальные направления в преподавании русского языка для формирования компетентности учащихся в использовании средств образной выразительности, хочу акцентировать следующее: все современные образовательные технологии преследуют одну общую цель обучения – это приобщение ученика к знанию, а не обучение.

Поэтому основной целью всех названных выше видов речевой деятельности учащихся является формирование таких умений:

  1. приобщать к слову, а не учить слова;
  2. приобщать к языку, а не учить язык;
  3. приобщать к анализу как к виду исследовательской деятельности, а не учить анализу ради анализа.

Работа опубликована:

Формирование языковой компетенции учащихся на основе использования средств художественной изобразительности (из опыта работы) // Материалы 9 Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (г. Москва) – М.: «Институт стратегических исследований», 2012. – С.28-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка в процессе формирования языковой компетенции.(Примеры из практики)

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учеников, обучение практическому овладению иностранным языкам.  Перед учит...

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как эффективное средство формирования коммуникативной, языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся в условиях ФГОС....

Работа с текстом как эффективное средство формирования языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы  как эффективное средство формирования коммуникативной, языковой компетенции и лингвистической зоркости учащихся в условиях ФГОС....

Использование проектной работы на уроках английского языка в 7 – 8 классах в процессе формирования языковой компетенции

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной...