ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ И ЛАКОНИЧНОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Бурцева Елена Валерьевна

 

Главная дидактическая задача сжатого изложения − научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию с использованием приемов компрессии.

Работа по обучению приемам сокращения текста должна иметь системный характер. На уроках необходимо использовать разные приемы по обучению сжатому изложению.

Прилагаются тексты для изложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ И ЛАКОНИЧНОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

Бурцева Е.В.

учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 8 г. Томска

Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно опустить, содержание какой части передать одним предложением, то есть определяют способ компрессии текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов для каждого действующего лица. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор материала, который нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых он может быть выражен.

Итак, главная дидактическая задача сжатого изложения − научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию с использованием приемов компрессии.

Работа по обучению приемам сокращения текста должна иметь системный характер. На уроках необходимо использовать разные приемы по обучению сжатому изложению.

В первую очередь, знакомя детей с приемами сжатия текста, необходимо довести понимание и применение до автоматизма. Поэтому логично на каждом уроке проводить определенные упражнения, которые и складываются в систему подготовки к ГИА.

1)        У каждого учащегося на столе всегда лежит «Памятка»:

1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.

2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).

3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

4.Правильно употреблять личные местоимения.

5.Перечитать готовое изложение и

а) устранить повторы;

б) снять логическое противоречие;

в) исправить неточное употребление слова.

2)        При работе над любым текстом уместно использование стандартных вопросов, которые можно применить к любым текстам, подобранным для работы:

О чём идёт речь в тексте?

Какова тема?

Кто автор текста? Читали ли вы произведения (автора) или на эту тему…?

Какова идея произведения? С какой целью автор написал этот рассказ?

Какое название этому тексту дали бы вы?

Автор назвал его…  Почему он выбрал такое название?

Запишите свой вариант названия.

К какому стилю принадлежит текст? Докажите.

Какие художественные средства использует автор? Что этим достигает?

Перечислите средства художественной выразительности, приведите примеры (эпитеты:…; метафоры… и т.д.).

Сколько абзацев в тексте? Сформулируйте основную мысль каждого. Выделите ключевые слова.

Выделите основную и второстепенную информацию (от какой информации можно отказаться?)

Как кратко передать содержание прямой речи, диалога (если таковые есть в тексте)?

Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать именно эту мысль? Какие высказывания вам кажутся наиболее весомыми?

Работа над любым текстом обязательно должна сопровождаться поиском ключевых слов. Сочетания «ключевые слова», «опорные слова» общеизвестны и широко используются в практике преподавания русского языка и литературы, прежде всего на занятиях по лингвистическому анализу текста.

Именно на это делается основной упор в первой части урока. Можно воспользоваться «Памяткой» при работе с ключевыми словами:

  1. Читая, подчеркните ключевые слова текста.
  2. Ключевые слова следует складывать в смысловые ряды, по которым можно воспроизвести текст.
  3. Из смысловых рядов сформулировать основную мысль текста.

Помни:

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие в предложениях. Но не обязательно должно быть ключевое слово в каждом предложении!

Смысловой ряд - это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста.

Понимание текста сводится к тому, чтобы выделить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые передают основное содержание текста. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формам, отметить в каждом абзаце центральное по смыслу понятие, связать понятия между собой и образовать единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста.

Теперь необходимо прочитать текст в три этапа:

  1. первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая наиболее значимые слова в тексте,
  2. второй раз, читая ключевые слова, следует выписывать на листок смысловые ряды,
  3. на третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить доминанту (основную идею) текста.

Упражнение следует выполнять до тех пор, пока оно не перейдет на уровень подсознания и не будет выполняться автоматически.

Когда учащиеся выделили ключевые слова, то возможно приступать к следующему этапу.

4)        Составление плана (выделения микротем).

- О чем говорится в каждом абзаце?

- С какой целью составляем план текста?

- Как нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль).

- Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).

- Прочитайте 1-й абзац.2-ой… О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?

5)        На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова. Для примера можно привести образец раздаточного материала:

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.

(По В. Пескову)

Сначала выделим в тексте микротемы. Их четыре:

  1. Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
  2. Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
  3. Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника не восстановима.
  4. «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.

Исходный текст

Сжатый текст

Использованный прием сжатия

1

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают горестные картины.

• Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство) местоимением (его);

• Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой);

• Исключение синонима (грустные);

• Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений)

2

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

• Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением);

• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..);

• Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);

• Исключение фрагментов предложения и переформулирование мысли своими словами.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.
Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!
Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.

• Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;

• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты

3

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире. Патриотизм необходимо начинать воспитывать с любви к своей семье, к своему дому, с уважения к чувствам людей, любящих свою Родину.

  1. Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений.

Исключение фрагментов предложения

Иногда можно заменить этот вид работы на уроке, который все-таки предполагает индивидуальный характер деятельности, на групповую форму. В этом случае учащимся предлагается несколько текстов, разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Ведущий тип речи – описание

Книга – одно из величайших созданий человечества.

У современной книги было немало праобразов в древности. Первые книги были рукописные: глиняные, деревянные, папирусные, пергаментные, восковые.

Вот, например, как выглядела восковая книга: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли желтым или черным воском. Первая и последняя страницы воском не покрывались.

Позже, когда появилось книгопечатание, появились бумажные книги.

Ведущий тип речи – рассуждение

Попав в библиотеку, я был поражен огромным количеством книг. Нестерпимо захотелось прочитать многие из них. Но как же выбрать интересную мне?

 - А знаете ли вы, что выбор книги -  дело чрезвычайно важное?- спросила меня Ольга Ивановна.

Она справедливо отметила, что каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как правильно это сделать.

Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните имя ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, это поможет лучше понять произведение, авторскую позицию.

Во-вторых, ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге.

Итак, вы выбрали книгу и готовы к чтению. В добрый путь!

Ведущий тип речи – повествование

Мы стояли на берегу моря, которое казалось уснувшим и неподвижным. Небо все ниже и ниже склонялось над ним, словно хотело понять, о чем шепчут неугомонные волны.

- Стас, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время к нам подошел мой одноклассник – Мишка Козин. Он только недавно пришел к нам в класс, поэтому его мало кто знал. Наружность его была замечательна. Он был огненно, немыслимо ярко рыж и необыкновенно конопат. Мишка был весь усеян веснушками разных видов и мастей. За этой пестрядью не было видно черт его лица.

Увидев Козина, все стали переговариваться, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, весело засмеялись. Он бросил свой старый дерматиновый портфель на мокрый песок и вдруг увидел у меня в руках книгу. Мишка замер и благоговейно, словно святыню, взял у меня ее из рук.

- Стас, дай мне, пожалуйста, книгу. Я так давно мечтал прочитать ее.

К этим текстам, как правило, даются одинаковые вопросы и задания:

Какова тема текста?

Какова основная мысль текста? (Каков стиль текста?)

Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?

Какова позиция автора?

Определить количество абзацев и микротем.

Обработать несколько методов сжатия (замену СПП - ПП, однородные члены - обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно).

Сделать  компрессию одного - двух абзацев.

7)        Самостоятельная работа: составление миниатюры.

8)        Подведение итогов работы в группах,

9)        Чтение получившихся текстов и комментирование учащимися использованных приемов компрессии.

Поиск в тексте ключевых слов – это традиционно трудный вид работы. Чтобы научить школьников выделять эти слова, необходимо показать их функцию. Предлагаем некоторые виды работы.

Ключевые слова, в разной степени отражая процесс компрессии в тексте, обеспечивают связь между его глубинными и поверхностными структурами.

Состав, сохранность и иерархия ключевых слов могут быть выявлены в лингвистическом эксперименте с применением методики перифразирования. Что это такое?

  1. «Обратный отсчет».
  2. Задания «от противного». По данным ключевым словам составить свой текст.
  3. Задания, связанные с применением приемов компрессии:

- по данным микротемам создать свой текст (сжатый/подробный);

- насытить текст «лишней информацией».

  1. Задания «Собери текст». На карточках фрагменты разных текстов. Необходимо собрать логически и по смыслу связный текст (обосновать). (В этом случае работа проходит творчески. Самое интересное, что её ученики выполняют по-разному. В итоге получаются совершенно разные тексты, но подбор фрагментов детьми всегда аргументирован).

Другие варианты заданий:

  1. Составить связный текст по заданному образцу (микротемам).
  2. Найти соответствия: микротема – фрагмент (на одной карточке список микротем по порядку – на  другой разбросанные фрагменты текста).

Таким образом, можно подытожить разговор о тех приемах, которые помогут научить детей использовать и приемы компрессии, и научиться видеть в текстах «лишнюю» и главную информацию.

1. На примере готового текста выделение ключевых слов.

2. Создание своего текста с готовыми ключевыми словами.

3. Самостоятельный подбор ключевых слов и последующее создание текста.

4. Отбор «лишней» информации.

5. Создание текста с «лишней» информацией.

После проведенной работы, в качестве контрольного проверочного задания предлагается самостоятельная работа:

Между древней русской литературой и новой существует решительное различие в темпах и типе развития.

Давно уже было обращено внимание на то, что средневековые литературы развиваются медленнее, чем литературы нового времени. Одна из причин состоит в том, что писатели и читатели не стремятся к новому как таковому. Новое для них не является само по себе некоторой ценностью, как это типично для XIX и XX веков. Писатели и читатели нового времени ищут новизны – новизны идей, тем, способов выражения и т.д. Произведение новой литературы воспринимается его читателями во времени. Для читателя нового времени далеко не безразлично, когда создано произведение, в каком веке и в каком году, при каких обстоятельствах. Для читателя современной нам новой литературы ценность произведения возрастает, если оно появилось только что, является «новинкой». Это отношение к «новинкам» поддерживается в новое время критикой, журналами и средствами современной быстрой информации, а также модой.

Если придерживаться распространенного деления эпох на эпохи привычки и эпохи моды, то Древняя Русь, безусловно, принадлежит к эпохам привычки. В самом деле, в Средние века историческое отношение к литературе отсутствует. Для средневекового читателя имеет по преимуществу значение, чему посвящено произведение и кем оно создано: какое положение занимал или занимает автор, в первую очередь насколько он авторитетен в церковном и государственном отношении. Поэтому все произведения располагаются как бы на одной плоскости – старые и новые. «Современная литература» для каждого времени в Средние века – это то, что читается сейчас, старое и новое, переводное и оригинальное. Поэтому отправной точкой движения литературы вперед служат не только что появившиеся, «последние» произведения, а вся сумма литературных произведений, наличествующих в читательском обиходе.

Неподвижность способов изображения соответствует вере в неподвижность и неизменяемость мира. Задача автора состоит в том, чтобы выявить в мире вечное, неизменяемое. Художественный метод нового времени, при котором автор стремится к наглядности, конкретности и индивидуальному, требует обновления художественных средств, их «индивидуализации». Абстрагирующий же метод Средневековья, стремящийся извлечь общее, убрать индивидуальное и конкретное, не требует обновления и довольствуется общим, бывшим «всегда».

Принято говорить, что Средневековая литература традиционна. Под традиционностью подразумевается приверженность к старым формам и старым идеям. Но для Средневековья, как я уже сказал, вообще не существует «старого» и «нового». Здесь ценность в другом: в приверженности средневековой литературы к литературному этикету, к стремлению облекать содержание в приличествующие данному содержанию формы, своеобразная церемониальность литературы.

Вот почему в Средние века движение вперед совершается в недрах каждого жанра летописей, жанры ораторских произведений развиваются и вместе, и отдельно от житий и т.д. Поэтому одни жанры опережают развитие других, имеют в своем развитии индивидуальные отличия от других.

Все это необходимо учитывать при рассмотрении исторического значения тех или иных литературных эпох. Своеобразны не только результаты развития, но и самые «законы развития», они также изменяются и меняются по мере изменения самой действительности. Нет «вечных» правил и законов, по которым развитие совершается.

(Д.С. Лихачев)

1.Определите тему текста. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова. Как они соотносятся?

2.Определите тип речи. Какой прием организует композицию текста?

3.Укажите смысловые части, докажите, что это смысловые части.

4.Выделите в них ключевые предложения.

5.Составьте цитатный план.
Определите тип речи в каждой смысловой части.

6.Как осуществляется связь между предложениями в смысловых частях и между смысловыми частями? Подчеркните эти языковые элементы и охарактеризуйте их. Сколько их? Как вы объясните их частую употребительность в тексте?

7.Составьте сжатый текст, используя приемы компрессии.

В итоге получается система упражнений, в которой выделяются четыре группы в соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания сжатых текстов, которая позволяет добиться определённых результатов:

1) упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами;

2) упражнения, направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации;

3) упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

4) упражнения, направленные на формирование умения найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

При подборе текстов, выбираемых для  работы над сжатым изложением, необходимо помнить, что тексты должны быть:

1) доступными и интересными детям;

2) познавательными и воспитывающими;

3) понятными и несложными по композиции;

4) безупречными в языковом отношении;

5) повествовательного характера (могут быть элементы описания или рассуждения);

6) включать диалоги (по возможности);

7)содержать второстепенную (несущественную) информацию (пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п.).

От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баринова Е. А. Сжатое и выборочное изложение. // Русский язык в школе. - 1967. - № 2; Изложение как средство перехода к сочинениям. // Русский язык в школе. - 1968. - № 3.
  2. Брудный А. А, Понимание как компонент психологии чтения. // Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975.-С. 171.
  3. Добротина И. Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста. // Русский язык в школе. - 2007. - № 4. - С. 24-27.
  4. Добротина И. Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению.// Русский язык в школе.- 2009. -№ 3.- С. 11-18.
  5. Соловьева Т. Н. На пути к изложению.// Русский язык в школе. -2007.- № 8. С. 23-27.
  6. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. - М., 2004. - С. 407.
  7. Марат Ф. С. Сжатое изложение «Субботний вечер в семье Ульяновых» в IV классе. // Русский язык в школе . - 1973. - № 2. - С. 9-13.
  8. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. - ФИПИ, 2008.
  9. Пленкин Н. А. Обучение школьников правилам построения текста. // Русский язык в школе. -1977. - № 4. - С. 50-58.
  10. Соболева О. В. Понимание текста: зачем, когда и чему учить. // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2007. - № 23. - С. 29-36.
  11. Фигуровский И. А. Изложение с перестановкой материала. // Русский язык в школе. - 1967. -№ 1. - С. 27-31.


Предварительный просмотр:

Тест 1

Текст для прослушивания

Рост населения нашей планеты – серьёзная проблема. Она затрагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утверждённые многовековыми традициями. Установление взаимопонимания между гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идёт о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход – превращение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.

Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растёт на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Учёные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.         (По С.П. Капице)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Рост населения нашей планеты – серьёзная проблема, нуждающаяся в изучении и гуманитарными, и точными науками

2

В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход – явление, которое отражается на жизни каждого человека

3

Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития

4

Планете вряд ли грозит демографический взрыв: учёные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества

Тест 2

Текст для прослушивания

Французский писатель Жюль Верн – создатель жанра научно-фантастического романа. Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. 65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной навигации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях.

В его романах появился новый герой – рыцарь науки, бескорыстный учёный, готовый ради осуществления своей мечты на любой подвиг. Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо.

Герои книг Жюля Верна - представители разных народов: англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы – благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. Писатель и сам был великим тружеником. Даже в старости, совсем ослепнув, он продолжал сочинять, надиктовывая свои книги.

О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: «Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. Их счастьем будет труд, их вдохновением – научные исследования, их идеалом – свобода, для которой создан человек».

(По Е.П. Брандису)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Жюль Верн – создатель жанра научно-фантастического романа, написавший произведения, наполненные познавательными сведениями из разных областей знаний

2

Писатель создал нового героя – рыцаря науки, которая способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо

3

Герои книг Жюля Верна – благородные, мужественные, сильные, великодушные, трудолюбивые, как и он сам, люди

4

Жюль Верн был гуманистом, верившим в разум человека, в идеалы свободы

Тест 3

Текст для прослушивания

ИЗ ИСТОРИИ АСТРОНОМИИ

Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды – Сириуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с третьим – летним солнцестоянием.

Открытие египтян позволяло предсказывать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей.

Созданный древними египтянами весьма точный календарь свидетельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звёзд. Они ещё в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все изменения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения – древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированными с запада на восток так, что наблюдатель, смотрящий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс – сторож пирамид.

С большим вниманием относились первые астрономы к регистрации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подобной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития.

(По А.В. Вилъвовской)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Жрецы заметили, что начало разлива Нила совпадает с появлением на небе Сириуса и с летним солнцестоянием

2

С этого открытия египтян началось создание календарей

3

Астрономическим наблюдениям египтян помогали древние храмы, пирамиды и даже сфинксы

4

Благодаря астрономическим наблюдениям египтян греческая наука получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития

Тест 4

Текст для прослушивания

Есть много книг о «хороших манерах». Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать.

Манеры, одежда, походка, всё поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Своим поведением вы выявляете свою суть.

Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

(По Д.С. Лихачёву)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Людям кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно

2

Хорошие манеры созданы опытом поколений и знаменуют стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее

3

Надо уметь не мешать друг другу: не надо шуметь, надо опрятно одеваться, не быть навязчивым

4

Все поведение должно быть сдержанным и... красивым

5

Надо запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим

Тест 5

Текст для прослушивания

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

(По Д. С. Лихачёву)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Можно быть образованным, но неинтеллигентным, и можно не обладать хорошим образованием, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком

2

Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового

3

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого, она проявляется в тысяче мелочей

4

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны

5

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям

6

Социальный долг человека – быть интеллигентным

Тест 6

Текст для прослушивания

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

(Д.С.Лихачёв)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Подлинные друзья приобретаются в молодости, об этом следует помнить и друзей беречь

2

Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно

3

Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят

4

В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости

Тест 7

Текст для прослушивания

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и всё.

Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до неё следует наклониться, чтобы её поднять.

Если решили всё же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие - вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чём вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды всё, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаёте обиде. До известных пределов, конечно. В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.

Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

(Д.С.Лихачёв)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Если вас не хотят обидеть, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

2

Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды?

3

Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности

4

Обижаться следует только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают

5

В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными

Тест 8

Текст для прослушивания

Среди многообразия народных промыслов в России особое место занимает игрушка. Это один из старейших видов народного искусства. Игрушки находят археологи в раскопках древних поселений, когда-то они служили оберегами, отпугивали злые силы (например, свистульки). Постепенно игрушка стала детской забавой, а потом и сувениром, в некотором роде визитной карточкой той или иной местности. Например, дымковской игрушке, говорят, более трёхсот лет. Её родина – село Дымково, что стоит на берегу Вятки, недалеко от города Кирова.

Дымковская игрушка очень нарядная, декоративная. Каких только фигурок не делают дымковские мастера! Это и разряженные барыни, и няни с детьми, и птички-свистульки, и фантастические кони, и расписные карусели, и надутые индюки с огромными, как у жар-птицы, хвостами. Иногда лепят целые композиции, сценки, в которых бывает до двадцати фигурок.

Как рождается дымковская игрушка? Её лепят из глины, потом обжигают, после покрывают мелом, разведённым в молоке. Высохшую заготовку покрывают яркой краской, узорами из кружочков, овалов, полосок. Синяя, жёлтая, красная краски дополняются сусальным золотом, серебряной краской. «Дымка», как ласково называют эту игрушку, известна не только по всей России, но и за рубежом. Она, как и матрёшка, – один из традиционных сувениров для гостей нашей страны.

Матрёшка примерно на двести лет моложе. Родина нашей матрёшки – Сергиев Посад. А прообразом её послужила фигурка добродушного лысого мудреца, привезённая из Японии в игрушечную мастерскую Мамонтова. Внутри находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке, с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, потом опять девочка. Завершал этот ряд спелёнатый младенец.

Уже в 1900 году новые игрушки появились на выставке в Париже. А в начале XX века матрёшки начали делать по всей стране. Делают фигурки из берёзы и липы, а потом расписывают. Самая большая матрёшка насчитывает сорок восемь фигурок!

(По Н.А. Мезенину)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Один из старейших видов народного искусства, игрушка постепенно стала детской забавой, а потом и сувениром

2

Дымковская игрушка нарядная, декоративная, разнообразная

3

Дымковскую игрушку, традиционный русский сувенир, лепят из глины, обжигают, раскрашивают

4

Прообраз матрёшки – японская фигурка

5

В XX веке деревянные матрёшки стали делать по всей стране

Тест 9

Текст для прослушивания

Край России – Владивосток. Рассыпанный по сопкам город...

Тут нет прямых улиц – они смяты распадками во всех мыслимых и немыслимых направлениях: и вверх, и вниз, и вкривь, и вкось. Проспект здесь – понятие чисто условное, в нём явно больше желаемого, чем реально существующего.

Конечно, рельеф усложняет жизнь. Но зато, как ни уродуй город стандартными коробками, единообразия не получается. Бунтующие разломы городского абриса взрывают унылую одномерность новых кварталов. Сопки и море, окружающие город со всех сторон, сопротивляются безликости современной архитектуры и побеждают её.

Старые города не похожи друг на друга. Они в отличие от нынешних близнецов – что на юге, что на севере, что в степи, что в горах – имеют своё лицо, свой норов. Наверное, потому и не спутаешь коренных питерцев с москвичами, одесситов с нижегородцами, туляков с «пскопскими», поморов с чалдонами и всех вместе – с дальневосточниками, носителями духа которых являются старожилы Владивостока.

Спросите у старожила, где начинается город и что он вообще называет Владивостоком? В ответе можете не сомневаться – он назовёт вам старый город. Современные же кварталы Санкт-Петербурга, Москвы и прочих городов и весей матушки России взаимозаменяемы, как гайки на конвейере, и потому они прижились везде. Не приживаясь в то же время нигде. В них никогда не будет характера города, потому что они так задуманы – безликими. Ну разве может здесь возникнуть у человека чувство Родины? Большой ли, малой – всё равно...

(По Б.А. Дьяченко. «Старый Владивосток»)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Владивосток — рассыпанный по сопкам город

2

Сопки и море побеждают безликость современной архитектуры

3

Старые города не похожи друг на друга, они имеют своё лицо

4

В современных безликих кварталах нет характера города, здесь не может возникнуть у человека чувство Родины

Тест 10

Текст для прослушивания

Лирика дружбы занимает в творчестве Пушкина особое место. Вся жизнь поэта была пронизана светом лицейского братства. Многие стихотворения разных лет датированы 19 октября – это день основания лицея, который его воспитанники ежегодно отмечали. Ивану Пущину, или Жанно, как звали его друзья, Пушкин посвятил несколько стихотворений. Первое из них относится ещё к 1815 году, к юным годам поэта.

В январе 1825 года Пущин приехал к опальному поэту во время его ссылки в Михайловском. Радость встречи для Пушкина была усилена неожиданностью приезда друга. Пущин привёз с собой приветы близких Пушкину людей, признание читателей, надежду на избавление от насильственного уединения.

Эта встреча стала поводом к написанию одного из замечательных пушкинских стихотворений. Оно начинается строкой «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Это восклицание выражает искреннее, нежное, благодарное чувство поэта к его лицейскому товарищу.

Стихотворение, написанное в 1826 году, намекает на сходную ситуацию: Пущин был сослан в Сибирь за участие в декабрьском восстании, а возвращён из ссылки только в 1856 году. Стихи были посланы Пушкиным на каторгу в Сибирь с женой декабриста Муравьёва и переданы Пущину в первый день его приезда в Читинский острог.

Голос Пушкина поддержал и укрепил его, даровал утешение, как страстно желал этого поэт. «Лучом лицейских ясных дней» освещены были все годы дружбы Пушкина и Пущина.

(По Н.В. Рукавишниковой)

Проверка и оценивание задания С1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Ивану Пущину, своему лицейскому другу, Пушкин посвятил несколько стихотворений

2

В 1825 г. Пущин неожиданно приехал к Пушкину во время его ссылки в Михайловском

3

Эта встреча стала поводом к написанию одного из замечательных пушкинских стихотворений – «Мой первый друг, мой друг бесценный!»

4

Стихи были посланы Пушкиным на каторгу в Сибирь

5

Голос Пушкина поддержал и укрепил Пущина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению

Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...

Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...

Система упражнений по обучению сжатому изложению с целью формирования и развития точности и лаконичности связной речи школьников

Система упражнений, представленных в презентации, используется при подготовке обучающихся к написанию сжатого изложения....

Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе. (Обучение сжатому изложению)

На уроке развития речи учащиеся знакомятся с приемами сжатия текста на примере притчи В.Катаева "Старый пень". Тип урока: урок развития речиОбразовательная:вспомнить, что такое текст;познакомитьс...

Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс

Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...