Словарная работа на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Кошелева Евдокия Павловна

 

Решению  некоторых  задач  формирования  чётко  осознаваемой  позиции  грамотных  носителей  родного  языка  у  наших  школьников  способствует  словарная  работа  на  уроке.  « Для  всего,  что  существует  в  природе,- воды,  воздуха, неба,  облаков,  солнца,  дождя,  лесов,  болот,  рек  и  озёр,  лугов  и  полей,  цветов  и  трав, -  в  русском  языке  есть  великое  множество  хороших  слов  и  названий».

 Эти  слова  К.  Г. Паустовского  должны  помочь  ребятам  осознать  один  важный момент: слово – инструмент  познания  мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка

Предисловие

        Нет  необходимости  говорить  о  том,  насколько  важным  в  современном  об- разовательном  процессе  является  формирование  и  развитие  коммуникативной   культуры  учащихся.  И  главенствующая  роль  в  этом  процессе  отводится  урокам  русского  языка  и  литературы.  Не  в  общих  словах (типа  «изучаем  родной  язык, потому  что   он  богат  и  могуч»),  а  в  конкретных  проявлениях  того,  как   интересно,  поучительно,  полезно  совершенствовать  свои  знания  и  умения  в  области языка  и  речи,  как  это  жизненно  важно  -  уметь  свободно  пользоваться  родным  языком  в  различных  видах,  формах,  сферах  речевой  деятельности.

        К  сожалению,  следует  отметить,  что  словарь  учащихся  беден: частая  повторяемость  одних  и  тех  же  слов;  преимущественное  использование слов  маловыразительных,  стилистически  нейтральных,  т. е. невладение  синонимикой;  использование  отдельных  слов  в  неправильном  или  неточном  значении; неумение  использовать  тропы  и  другие  изобразительные  средства  языка; неумение  или  отсутствие  потребности   пользоваться  словарями,  справочникамии  другой  научной  литературой.  В  такой  ситуации  необходимо  подвести  учащихся  к  мысли  о  том,  что  на  родном  языке   е с т е с т в е н н о  говорить  сво-

бодно.  А  чувство  орфографической  уверенности  должно  воспитываться  как чувство  собственного  достоинства.

             Решению  некоторых  задач  формирования  чётко  осознаваемой  позиции  грамотных  носителей  родного  языка  у  наших  школьников  способствует  словарная  работа  на  уроке.  « Для  всего,  что  существует  в  природе,- воды,  воздуха, неба,  облаков,  солнца,  дождя,  лесов,  болот,  рек  и  озёр,  лугов  и  полей,  цветов  и  трав, -  в  русском  языке  есть  великое  множество  хороших  слов  и  названий».

       Эти  слова  К.  Г. Паустовского  должны  помочь  ребятам  осознать  один  важный момент: слово – инструмент  познания  мира.

          По  большому  счёту  весь  урок  русского  языка  -  это  работа  со  словом. На  уроке  нас  интересует  не  только  собственно  словарные  слова,  незнакомые учащимся,  но  и  обычные  наши  родные  слова,  о  которых  поэт  Вадим  Шефнер  писал:                                                 Сотни  слов,  родных   и  метких,

Сникнув,  голос  потеряв,

Взаперти,  как  птицы  в  клетках,

Дремлют  в  толстых  словарях.

Ты  их  выпусти  оттуда,

В  быт  обыденный  верни,

Чтобы  речь – людское  чудо –

Не  скудела  в  наши  дни.

        Чаще  всего  на  уроках  русского  языка,  а  на  уроках  по  другим  предметам особенно,  словарная  работа  носит  бессистемный  характер,  а  положительный результат  может  дать  только  систематическая,  ежеурочная  работа.

         Словарная  работа  предполагает  как  расширение  и  активизацию  словаря,  так и

привитие  умений  и  навыков  правильного  употребления  слов.  Проблемы  правильности -

речи  являются  центральными  в  работе  над  словом.

          Необходимо  работать  не  только  над  количественным,  но  и  над  качественным

обогащением  словарного  запаса. Должна  вестись  серьёзная  и систематическая  работа  над  многозначностью  и  -  шире – над  значением  слова  вообще.

        Следует  помнить,  что  для  разграничения  значений  слова  решающую  роль играет

контекст,  конкретное  словоупотребление.  На  каждом  уроке  слова  рассматриваются в  их  связи  и  взаимодействии,  т.  е.  так,  как  они  практически  используются  в  речи,  их  коммуникативно – речевая  направленность.

        Подбирая  материал  для  словарной  работы,  надо  помнить  и  о  воспитании  интереса  к самому  слову.   Оживить  его,  разбудить  заложенные  в  детских душах  любопытство  и  любознательность  к  тайнам  слова -  ещё  одна  из задач словарной работы  на  уроке.

       За  многие  годы  работы  мною  накоплен  немалый  дидактический  материал, что  позволяет  мне  разнообразить  виды  и  формы  словарной  работы  на  уроке  и дома, дополнить  возможности  учебника,  учитывать  индивидуальные   способности  учащихся.  При  отборе  лексики  для  каждого  класса учитывается  принцип  доступности,  подбираются  не  только  словарные  слова,  но  и  слова  на  ранее изученные  орфограммы  и  т. д.   Некоторые  задания  (особенно  в  работе  со  словарями)  предполагают  анализ  слова   с  разных  точек  зрения:  этимологии,  состава,  словообразования,  орфографии,  употребления  в словосочетании  или  предложении.  Широко использую  разный занимательный материал,                                                                                                                                                             дидактические  игры, что  вызывает  больший  интерес  к  работе. И, конечно, широкие возможности для работы со словом  даёт компьютер; помощь  оказывает  использование  разного  рода  словарей.  Работа  со  словарями  предполагает  хорошее  знание  алфавита,  быстроту   психической  реакции,  сноровку,  любознательность.

       Итак,  тщательно  спланированная  и  хорошо  организованная  словарная  работа помогает:

обогащать  словарный запас  учащихся,

 вырабатывать  орфографическую  грамотность,

развивать  речь  школьников,  

а  в  целом  способствует  повышению  языковой  культуры,  формированию  у  учащихся

внимания,  уважения  и  любви  к  родному  языку.

Приёмы  работы  над  словом.

        По  мнению  некоторых  исследователей (и я  с  ними  согласна)  самым  эффективным  приёмом  овладения  написанием  трудных  слов  является  орфографическое (послоговое)  проговаривание  их  учащимися,  поскольку  при  этом  усваивается код перехода  от  слышимых  и  произносимых  слов  к  виденным  и  написанным.  Этот код  невозможно  выработать  без  опоры  на  исходный  код  речедвижений.   При орфографическом  проговаривании  система речедвижений абсолютно соответствует буквенному  ряду,  все  слабые  позиции  букв  становятся  сильными,  у  детей  формируется  навык  перехода  к  орфографическому  написанию  слов.

      Однако  названный  приём  эффективен  только в  ряду  других  приёмов:              аудирование

зрительная  фиксация  слова (она  важна  для  детей с  сильной  зрительной памятью),

запись  слова  в  тетрадях, которая  особенно  важна  для учащихся с сильной  моторной  памятью («памятью  пишущей  руки).

      Таким  образом,  работа  со  словом  будет  иметь  больший  успех,  если  используются  для  запоминания  трудных  слов  одновременно  все  виды  памяти:

зрительная,

речедвигательная,

слуховая,

рукодвигательная.

         Учащимся  можно  сказать,  что  при  задействовании  всех  видов  памяти  они научатся  писать  с  такой  лёгкостью,  как  будто  рука  пишет  сама  собой.  Но  такая  работа  должна  вестись  ежедневно.

Этапы  введения  нового  слова

Установка  на  длительное  запоминание

Проговаривание  слова  учителем.

Проговаривание  слова  учащимися  по  слогам  вслух,  вполголоса (при этом,  по  совету  психолога,  глаза  нужно  закрыть  и  представить  слово  записанным).

Нахождение  слова  в  словаре  или  зрительное  восприятие  слова,  записанного  на  доске  или  на  карточке.

Толкование  слова,  если  это  необходимо

Орфоэпическое  чтение  слова  и  анализ  звукового  и  буквенного  состава, постановка  ударения,  выделение  орфограмм.

Запись  слова  в  тетрадь  или  словарик.

Выделение  и  объяснение  орфограмм   с  помощью  этимологического анализа (если  это  возможно).

Закрепление  написания  в  ходе урока.

      Дидактический  материал  для  работы  со  словарями   в   5 – 9  классах    (задания  даются  учащимся  в  зависимости  от  степени  их  подготовленности).

1.  Вставить  пропущенные  буквы.  Проверить  написание слов  по  словарю.

      Аб…туриент,  грос…мейстер, д…корация,  пр…мьера,  р…пертуар пье…са,  с…мфония,  ув…ртюра,  ф…стиваль,  эксп…р…мент, л…бор…тория, ап…еляция,  ж…люзи,  пр…оритет,  к…мп…зитор,  пр…пятствие.

2.  Поставить  ударения.  Особо  выделить  слова,  в  которых  допускаются  вариантные  ударения.  Проверить  по  словарю.

      Айва,  арбуз,  баловать, бюллетень,  гастрономия,  договор,  квартал, статуя,  столяр,  творог,  щавель,  кухонный,  обеспечение,  мусоропровод,  пихта, эксперт,  августовский,  свекла,  заговор,  хаос, хвоя.

3.  Переписать,  согласуя  прилагательные  с  существительными  в  именительном падеже  единственного  числа.  За  помощью  обратиться  к  словарю.

        Стар…  фортепьяно,  нов…    пианино,  правительственн…  коммюнике, военн…  атташе,  натуральн…   кофе,  горяч…   какао,  шерстян…   кашне, широк…   авеню,  длин…  пальто,  стар…   рояль,   широк…   тюль.

 4.  Раскрыть  скобки.  Проверить  написание  слов  по  словарю.

         (В)лево,  (в)право,  (в)одиночку,  (в)открытую,  (в)досталь,  (на)радостях,

(вагоно)строительный,  (контр)адмирал,  (выше)упомянутый, (в)расплох, (дальне)восточный,  (пол)апельсина,  (ниже)подписавшиеся,  (в)крутую.

 5.  Установить  разницу  в  значении  данных  слов.  Составить  с  ними  4-6 предложений (по  выбору).

        Адресат  -  адресант,  ветреный  -  ветряной, компания  -  кампания,  дискант  - дисконт,  воскресение - воскресенье, гончий – гоночный, представить – предоставить.  

6.  Образовать  от  данных  слов  формы  родительного  падежа  множественного числа.  Проверить  по  словарю.

       Варежка,  грамм,  гостья,  кочерга, жаровня,  ожерелье,  твердыня.                                      7.  Составить  для  толкового  словаря  словарные  статьи  для  слов мир,  монолог,  порядок

Сопоставить  их  со  статьями,  помещёнными  в  словаре.            

8.  Определить  лексическое  и  грамматическое  значение  данных  слов.

              Бегать,  врасплох,  диплом,  кипучий,  мыслить,  подвиг.

 9.  Пользуясь  толковым  словарём,  выяснить,  какие  значения  будут  приобретать  данные  глаголы,  если  их  поочерёдно  употреблять  со  словами,  заключёнными  в  скобках.

       Опустить ( абзац,  воротник,  голову, письмо), терять  (время,  друга,  зрение,  платок),

       тянуть  (время,  кабель,  канат, к  ответу,  ко  сну,  от  окна).

10.  Определить  морфемное  строение  данных  слов.  Проверить  по  словарю.

                           Катастрофический,  навстречу,  однажды,  подполье, рукопись

11.  Назвать  многозначные  и  однозначные  слова,  Проверить  по  словарю.

                          Агент,  аннотация,  белый,  библиотека,  донор,  логика,  поведение,    

12.  Пользуясь  словарём,  определите,  у  каких  из  данных  слов  есть  омонимы,  а  какие  из  них  являются  многозначными.

                        Болеть,  броня,  везти,  величина,  дело,  дрогнуть,  класс,  манера

 13.   Подберите  к  данным  словам  синонимы.  Проверьте  по  словарю,  все  ли  возможные  синонимы  вы записали.  Назовите  общее  значение  слов – синонимов каждого  ряда.  укажите  различия  в  их  значении.

                       Спокойный,  фантазия, танцевать,  страна,  усердие, судьба, учитель.

14.  Какое  слово  синонимического  ряда  может  быть  выбрано  в  качестве  доминанты?  Почему?   Проверьте  по  словарю.

    Ум,  рассудок,  разум,  мудрость,  интеллект;  великий,  известный,  славный,  знаменитый;

предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказывать.

15.  Составьте  примеры  к  словам  данного  синонимического  ряда.  Укажите   стилистические   различия  синонимов.  Сравните  свои  примеры  с  данными  в словаре.

     Усердие, прилежание, старание, рвение, ревность, рачение, тщание.

16.  Для  словаря  антонимов  составьте  словарные  статьи  к словам. Проверьте  по  словарю.

        Добрый,  свет,  смелый.

17.  Подберите  к  словам  антонимы.  По  словарю  выясните  их  значение.

       Составьте  5  предложений ( по  выбору) .

      Абстрактный,  встречать,  оптимизм,  избыток,  ласково,  падать, умно, легкомысленный,  начало,  банальный.

18.  Подберите  к  словам  антонимы  и  синонимические  пары.

                               Порядок,  друг, обвинять, улыбаться, прошедший.

19.  Подберите  к  словам  антонимы  и  составьте гнёзда  синонимов.

                               Польза,  уважать,  добро,  начало, нравственный.

20. Вспомнить  20 – 25  пословиц,  построенных  на  использовании  антонимов,таких,  например,  как:    больной – здоровый,  мягко – жёстко: утро -  вечер,   свет  -  тьма  и  т.  д.

За  справками   обращаться  к  словарю.

21.  Выяснить  при  помощи  словаря,   какому  лексическому  пласту  принадлежат антонимы:

хвалить – порицать,  труд  -  праздность, творить – разрушать, смертный – бессмертный.

22.  Расскажите  о   происхождении  слов.

    Абрикос,  адмирал,  актёр,  ботаника, баскетбол велосипед,   квадрат,  мармелад,  сутки.,  23.  С  помощью  этимологического  словаря  установите  происхождение  и значение  названий  месяцев  года.

24.  Посмотрите  в  словаре  слова  на  букву  «ф».  Из  каких  языков  они  преимущественно  заимствованы?  Есть  ли  среди  слов  на  эту  букву собственно   русские  слова?

25.  С  помощью  словаря  определите,  из  каких  языков  заимствованы   слова.

     Авторитет,  ветеран,  гармония,  джинсы,  инициалы,  патриот,  юмор,  традиция

26. Произнесите  данные  слова  в  соответствии  с  литературными  нормами.Проверьте  себя  по  словарю.

       Тезис,  тенденция,  термин,  режиссёр,  реквием, новелла,  атеизм,  жюри,  декан.

27.  Объясните  значение  иноязычных  слов  при  помощи  синонимов.  Каждое  ли иноязычное  слово  можно  заменить  одним  русским?

        Амбиция,  адвокат,  аргумент,  пакт, комфорт,  отель,  фортуна.

28.  Выписать  из  словаря  иностранных  слов  по  три  слова  немецкого, французского,  английского  и  итальянского  происхождения.  Из  каких других  языков  в  нём  отражены  заимствования?  Приведите  примеры.

29.  Подберите  родственные  слова.  Составьте  предложения.

        Лаборатория,  лирика,  манера,  мотив, монополия,  фраза,  факультатив.

30.  Пользуясь  словарём  строения  слов, сравните  корневые  части  слов  и объясните причины  их  «несовпадения» .

        Соблюдать  -  соблюсти,  сласть  -  слащавый,  загибать  -  загнуть,  засыпать  -  заснуть.

31.  Разберите  данные  слова  по  составу  и  укажите,  от  какого  слова  они  образованы. Проверьте  по  словарю.

      Разуверить,  журчание,  низвержение, распространённый,  подследственный.

32.  С  помощью  словаря  объяснить  значение  данных  элементов  греческих  и  латинских  слов.  Составить  по  три  термина  с  каждым  из  них.

       Авто,  био,  вита,  моно,  хроно,  фото,  эго,  нигил,  теле,  аква.

33.  Списать,  вставляя  буквы  О, Ё,  Е. Обратить  внимание  на  место  ударения,  морфему,  часть  речи.  Образец:  ночёвка – ночевать (глагол)

Беч…вка,  ш…рты,  смущ…нный,  чащ…ба,  взбеш…н,  страш…н, распаш…нка,  холщ…вый,  испеч…м,  зач…саны,  ч…порный,  меш…к, вскипяч…нный,  обж…ра,  копч…ности,  нож…вка,  трущ…ба,  ж…кей, руч…нка,  туш…нка,  чуж…го,  с  борщ…м,  дириж…р,  стаж…р.

 34.  Списать,  вставляя  пропущенные  буквы,  выбирая  для  написания  пре – при.

       Проверить  работу  по  словарю.

       Пр…ступить  к  занятиям,  пр…ступить  закон,  пр…сечь  разговоры, пр…восходить,  пр…бить,  пр…глушить,  пр…вокзальный,  пр…града,  пр…дел  желаний,  пр…бывать  в  унынии,  пр…клонить  голову  некуда, радиопр…ёмник,  пр…образовать,  пр…бывание  делегации за  рубежом, пр…городный,  пр…неприятный,  пр…вередливый,  пр…небрежение, пр…смыкаться,  пр…чудливый,  пр…словутый,  пр…хотливый, пр…стол.

35.  Спишите ,  вставляя  пропущенные  буквы.  При  необходимости  сверьте   со  словарём.

       Р…вняться  на  передовиков,  привилегированное  пол…жжение, зар…сли,  обм…кнуть  кисть  в  краску, туман  расст…лался,  солнце  бл…стало, успел  выр…сти,  вым…кли  до  нитки,  р…внина,  пл…вец,  з…рницы, предпол…гаемый  ответ,  р…весник  века,  прекл…нить  колени, пл…вчиха,  разделить  пор…вну, выбрать  место  пор…внее,  р…стительность.

36.   Списать,  вставляя  пропущенные  буквы.  При  необходимости  свериться  со  словарём.

       Расст…латься,  р…стущий  коллектив,  соч…тание,  бл…стя  на солнце, отм…рающие  обычаи,  подр…стающее  поколение,  несг…раемый,   прик…сновение,  попл…вок,  оз…рённый,  песня  сл…гается,  прож…гают, разг…рающаяся  з…ря,  рассч…тавший,  скл…нение,  распол…гаться,   пр…тязания,  покл…нение,  непр…миримый,  маж…рный,  трещ…тка.

37.  Запишите  данные  ниже  синонимы  в  два  столбика.  К  каким  словарям   можно  обратиться  для  справок?

       Шествовать,  идти;  решиться,  дерзнуть;   отчизна,  родина; иностранный,  иноземный; битва,  сеча;  жадный,  алчный; сжечь, предать  огню; архитектура,  зодчество; зодчий, архитектор.

38.  Запишите  данные  ниже  синонимы  в  два  столбика.  К  каким  словарям  можно  обратиться  для  справок?

       Ложь,  враньё;  слякоть,  непогода;   хихикать,  смеяться плач,  хныканье;   понять,  ухватить;   привередливый,  капризный;  торопить,  подгонять;  интересно,  занятно;  возражать,  перечить;  работяга,  труженик.

 СОСТАВИТЬ  СЛОВО                                

             (Играют  4-6  человек.  Каждый  получает  одинаковое  количество  со  словами.  Из  слов  на  двух  карточках  можно  составить  новое  слово.

Например,  ЯР  +  МАРКА  =  ЯРМАРКА.  Составленные  слова  убираются.

После  каждый   участник  игры  по  часовой  стрелке  выдёргивает  карточку  

у  соседа. Выигрывает  тот, кто  первый  освободился  от  своих  карточек  Игра  продолжается  до  последнего  слова.             (Карточки  разрезать)

    сено

   стол

      яр

  мышь

    граб

     як        

     вал

     рот

     банк

    ёж

  бакен

  кипа

    воз

      он

    гриб

    рис

 барды

  гриф

    газ

     хор

    овод

    ель

  фен

   икс

    очки

     бор

  марка

    кит

   ель

   ласт

   зал

    глас

   ежи

   очки

     ар

  балет

   свет

    ода

   ёлка

    ар

    фа

   пуд

   ком

    бар

    ар

    ель

    уж  

    ас

   хан

    пар

   каша

     фа

    соль

   ром

    ус

    лот

   лис

     па

  вино

   град

               ток                                   перс                               тень      

Слова, которые  можно  составить.

 Перстень, хоровод,  листок,  ужас,  кашалот,  парус,  арбалет, бархан, комар,  фасоль,  мышьяк,  паром,  пудель,  китель,  грабёж, кипарис, виноград,  феникс,  бакенбарды,  борода,  светёлка,  грибочки, столяр, газон,  банкрот,  возглас,  залежи,  ярмарка,  сеновал,  арфа,  ужас, ласточки.

ЛОТО  «  Слово  и  его  лексическое  значение»                            

( можно  использовать  на  начальном  этапе  изучения заимствованной  лексики).

какаду

кофе      

сирокко

кольраби

каноэ

метро

иваси

 авеню

Онтарио

Перу

шоссе

такси

Разрезать  на  12  карточек. На  обороте  каждой  карточки  написана  соответствующая  буква.  Если  лото  собрано правильно,  на  обороте  должно  получиться  слово Н Е С К Л О Н Я Е М Ы Е.

  Вид  городского

   автомобильного

    транспорта

Государство  в

      Южной  Америке

Автодорожная

     магистраль


 Озеро  на  границе

  Канады  и  США

Небольшая

 дальневосточная  рыба

 семейства  сельдевых


      Подземная

         железная  дорога

Знойный  ветер  в

  Южной  Европе,

  дующий  из  Африки

 Вид

   спортивной  лодки

 Особого  рода

  попугай  с  хохолком

          на  голове

Особой  разновидности

  капуста  с  утолщением

        на  стебле

Напиток  из  семян

    кофейного  дерева

Широкая  улица,

 обсаженная  по  обеим

  сторонам  деревьями

 Разрезать  по  горизонтали  на  две   карты

 ПОДБОР  ИСХОДНЫХ  СЛОВ

   Слово  определяется  на  основе  закономерности  подбора  исходных  слов.

Кроме  развития  внимания,  памяти,  речи,  сообразительности,  эта  работа   способствует  формированию  логического  мышления  учащихся.  (Запись  на  доске  или на  альбомных  листках.  Слово в скобках на карточку не записывается. Учащиеся должны  его  назвать).

1.ВОЛЕЙБОЛ     -  МЯЧ                      5. БАДМИНТОН – ВОЛАН

 ( хоккей)     ?   -   ШАЙБА                    ФУТБОЛ         -?  (мяч)            

2.ВПЕРЁД  -   НАЗАД                         6. ПОЕЗДКА  –  ЧЕМОДАН

ВЛЕВО    -    ? (вправо)                            ПОХОД      -        ? ( рюкзак )

3.ТЕАТР         -    СЦЕНА                   7. НОЧЬ     -   ТЕМНОТА

ЦИРК           -   ? ( арена )                       УТРО     -        ? ( рассвет )

4. ГАРМОНЬ   -   ПОЁТ

(гитара )    ?  -   ЗВЕНИТ

Источники

1.Пирогова Л. И.  Сборник словесных игр по русскому языку и литературе

                               Москва    «Школьная Пресса» 2004

2. Разумовская О. К. Игры со словами в школе и дома

                              Москва     Творческий центр  «Сфера»    2002

3. Дружинина М. В.    Поиграем в слова

                             Москва     «Новая школа»    1997

4. Волина В. В.    Русский язык. Учимся играя

                              Екатеринбург     ТОО  «Издательство АРГО»     1996

5. Методические журналы «Русский язык в школе»:  №1 – 1980;  №2 – 1998;  №3 – 1998;

                             №1   - 1999;    №4  - 2002;    №5 – 1993;    №2  -  1999;   №6 -  1999; №2  -  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...