«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».

Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи:

Образовательная:

 

  • познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;
  • формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;
  • формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик»;
  • повторить словообразовательный разбор, орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)»;
  • закрепить правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-; .

Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость;
  • развивать речь учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_glasnyh_v_suffiksah_sushchestvitelnyh.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- ».

Цель урока:  познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи:

  1. Образовательная:

  1. познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов;
  2. формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов -ЕК- и -ИК-;
  3. формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик»;
  4. повторить словообразовательный разбор, орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)»;
  5. закрепить правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-; .

  1. Воспитательная:
  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка.

  1. Развивающая:
  1. развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость;
  2. развивать речь учащихся.

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Учебник русского языка для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Москва "Просвещение"


Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к изучению новой темы.
  4. Сообщение темы урока. Объяснение нового.
  5. Закрепление новой темы.
  6. Итог урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный момент




2.

Проверка домашнего задания.































3. Подготовка к изучению новой темы.














4. Сообщение темы урока.

Объяснение нового.















































































5. Закрепление новой темы.























































































































































6. Домашнее задание. Итог урока.



















 - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».


Учащиеся должны были дома заменить предложение одним словом, в котором употребляется суффикс

-чик- (-щик -)



Самолет вел опытный пилот (летчик).

Играющий на ударном инструменте

(барабанщик).

Все подписавшиеся будут получать газету (подписчики).

Инициатором драки был Вася (зачинщик).

Смазывающий колеса закончил свою работу (смазчик).

Папа Карло по профессии был … (шарманщик)

 

Учитель проверяет выполнение д/з вместе, некоторые тетради берет на проверку.






- Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского и подумайте, в написании каких слов ученики могут допустить ошибки:


А кузнечик, а кузнечик –

Ну совсем, как человечек.


- Попробуйте сформулировать тему урока.

 

- Да, ребята, тема нашего сегодняшнего урока будет посвящена правописанию гласные в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- ».


- Рассмотрите запись:

И.п. кузнечик         человечек

Р.п. кузнечика        человечка


- А как вы думаете, отчего зависит, какой суффикс нужно написать –ЕК- или -ИК-?


- Попробуйте сформулировать правило.


- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.

Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.


- Как вы понимаете значение слова «беглый»?


На доске заранее приготовлена запись.


- Посмотрите на доску. Найдите беглую гласную в словах: 

пень – пня, день – дня;

огонь – огня, сон – сна.


- В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.


 

Задание: выписать слова из учебника (по вариантам)

1 В.- слова с -ек-.

2 В.- слова с -ик-.


 

- Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы? Назовите их. - Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы в художественном тексте (в жизни)?

















- Образуйте от данных слов форму уменьшительно – ласкательных, используя суффиксы ЕК и ИК.



Стол, заяц, человек, самовар, чайник, чашки, ваза.







Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам.


- Вы должны не только ответить на вопрос, но и обосновать свой ответ, выделив суффикс и корень в словах.


В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч…к,

2) денёч…к,

3) калач…к,

4) ножич…к


В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к,

2) бубенч…к,

3) карандаш…к,

4) чертёж…к


В каком слове пропущена буква Е?

1) велосипед…к,

2) халат…к,

3) бегемот…к,

4) бережоч…к


В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных?

1) рисуноч…к,

2) манеж…к,

3) песоч…к,

4) полушубоч…к


В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных?

1) салат...к ;

2) клубоч..к,

3) карниз…к,

4) паркет…к



В каком слове нет суффикса –ИК?

1) ящик,

2) прыщик,

3) клещик

4) борщик



В каком слове есть суффикс -ИК-?

1) финик,

2) веник,

3) блокнотик,

4) дворник


Проверка данных заданий по карточкам осуществляется устно, всем классом.




1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

-ек -

-ик-

Дом..к

 

 +

Луч..к

 

 +

Песоч..к

 +

 

Ёж..к

 

 +

Крючоч..к

 +

 

Ножич..к

 +

 

Хвост..к

 

 +

Дождич..к

 +

 

Осл..к

 

 +

Куст..к

 

 +

Букет..к

 

 +

Кружоч..к

 +

 

2) Составьте и запишите с 3 словами из данных предложения.

 


 



- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.


Работа по вариантам (рядам).

1В.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.


2В.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

3 В.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.



Проверка осуществляется устно, всем классом.



- Запишите д/з:

1.    1) записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы –ЕК- и –ИК-;

2) составить карточку из 10 слов (по орфограмме №18, см форзац учебника), на месте букв О и Е оставить пустое место.



- Какую тему мы сегодня изучали?






- В каких случаях пишется суффикс –ИК-, а в каких –ЕК-?










- Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы? Назовите их. - Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы?



- Хорошо, на этом наш урок окончен, вы свободны.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.







Учащиеся записывают число, «классная работа».


Один или несколько отвечающих, остальные проверяют, возможно исправляют.






















Учащиеся поднимают руки, отвечают.



- Правильное написание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- .















Учащиеся поднимают руки, высказывают свои предположения.














- В одних словах есть, а в других -  нет.








- о

- е









Учащиеся самостоятельно записывают слова из учебника.






- При помощи суффиксов -ек, -ик слова становятся меньше.

Ср.: орех – орешек, самолет – самолётик. Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк и др. В детстве мы говорим ласковые слова: мамочка, мамуля, мамуся, маменька. А в ответ слышим: доченька, дочурка, сыночек, сынок, сынуля.





Стол – столик, заяц – зайчик, человек – человечек, самовар – самоварчик, чайник – чайничек, чашки – чашечки, ваза – вазочка.

















3)калачик









1молоточек








4) бережочек










2)манежик










2) клубочек











1)ящик










3)блокнотик







































































- Правильное написание гласных в суффиксах существительных

-ЕК- и -ИК- .


- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.

Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И.


- При помощи суффиксов -ек, -ик слова становятся меньше.

Например,  самолет – самолётик. Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк и др.












 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "

Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме  "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК  Т.А.Ладыженской...

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....