Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

 

Духовно-нравственное воспитание
на уроке русского языка в 6 классе
«Обучение сжатию текста»
(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)

Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-лесной школы №1 для детей с ограниченными возможностями (неврологическими заболеваниями) Пялькина Маргарита Николаевна. Проект создан в ноябре 2012 года в рамках предметной недели.

         

              К.Д. Ушинский говорил: "Дитя входит в духовную жизнь

    окружающих его людей единственно через

посредство отечественного языка:"

Задачи проекта.

Решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Именно воспитательные задачи обязывают педагога отбирать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого помогало бы ему в формировании у обучающихся гражданственности, высоких нравственных качеств. При этом материал не должен нарушать целостности системы тренировочных упражнений, предложенных учебником, а сами уроки не должны выпадать из системы уроков, входящих в общую программу по предмету.

Уроки, построенные на материале сказок волгоградского протоиерея Николая Агафонова, делают возможным развить у обучающихся духовно-нравственные ценности, привить через гордость за нашего соотечественника любовь к родному краю, а также непосредственно помогают решить достаточно трудную языковую проблему - проблему сформированности навыков и умений сжатия текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravnodushie_pyalkina_m.n.docx20.29 КБ
Файл ravnodushi1._pyalikina_m.n.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание
на уроке русского языка в 6 классе
«Обучение сжатию текста»
(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)

Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-лесной школы №1 для детей с ограниченными возможностями (неврологическими заболеваниями) Пялькина Маргарита Николаевна. Проект создан в ноябре 2012 года в рамках предметной недели.

         

              К.Д. Ушинский говорил: "Дитя входит в духовную жизнь

    окружающих его людей единственно через

посредство отечественного языка:"

Задачи проекта.

Решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Именно воспитательные задачи обязывают педагога отбирать для каждого урока такой дидактический материал, содержание которого помогало бы ему в формировании у обучающихся гражданственности, высоких нравственных качеств. При этом материал не должен нарушать целостности системы тренировочных упражнений, предложенных учебником, а сами уроки не должны выпадать из системы уроков, входящих в общую программу по предмету.

Уроки, построенные на материале сказок волгоградского протоиерея Николая Агафонова, делают возможным развить у обучающихся духовно-нравственные ценности, привить через гордость за нашего соотечественника любовь к родному краю, а также непосредственно помогают решить достаточно трудную языковую проблему - проблему сформированности навыков и умений сжатия текста.

Урок я начинаю с прослушивания песни о Родине в исполнении матушки Людмилы Кононовой(Слайды 3-12). Она эмоционально подготавливает ребят к предстоящему уроку.

После ставится цель урока. Обращается внимание на необычность урока, которая заключается в том, что для изложения взят текст сказки протоиерея Н.Агафонова "Равнодушие". Проводится параллель между понятием Родина - малая родина.

В беседе ребята знакомятся с Николаем Агафоновым. Узнают, что родился Н.Агафонов на Урале в семье инженера. В 1984 году отец Николай переезжает в Волгоград, где его назначают настоятелем в Никитскую церковь, а затем в 1985 году переводят священником Казанского кафедрального собора. До 1992 года отец Николай живет в Волгограде, затем переезжает в Саратов ректором Саратовской Духовной Семинарии. Но в 1997 году отец Николай переезжает вновь в Волгоград, где его назначают настоятелем церкви св. великомученицы Параскевы и заведующим миссионерским отделом епархии. (Слайды 13-14).

В 1998 году он строит первую плавучую Церковь "Святитель Иннокентий", а в 2000 году второй плавучий храм "Святитель Николай".

С 2001 года отец Николай серьезно увлекается писательской деятельностью. Уже в 2002 году его два рассказа печатаются в литературно-художественном журнале "Отчий край" г. Волгограда. (Слайд 15).

Добрый сказочник, современный прозаик, он известен как автор сказок для детей "История старого колокола", рассказов "Красное крещение", "Друзья", "Погиб при исполнении" и др.

Почему он стал писать? Сам Агафонов так отвечает на этот вопрос: ":Если бы меня спросили, почему я пишу, я бы ответил: потому что не могу не писать" (Слайд 16).

18 октября 2004 года отца Николая принимают в Союз писателей России.

Агафонов - лауреат областной литературной премии Н. Г. Гарина-Михайловского за сохранение духовной составляющей русской литературы (2004 год), лауреат дипломантов четвёртого Всероссийского конкурса литературно-театральной премии "Хрустальная роза Виктора Розова", учреждённой интеллектуально-деловым Клубом (Клуб Н. И. Рыжкова) и присуждаемой авторам талантливых, самобытных и ярких произведений литературы и достижений в театральном творчестве, в музыкальном творчестве и изобразительном искусстве, в кинематографе и на телевидении, исполненных высокой гражданственности, художественности и патриотизма (2005).

Произведения Агафонова для детей и для взрослых. Сегодня я предлагаю вашему вниманию замечательную сказку Николая Агафонова "Равнодушие". (Слайд 17)

Звучит сказка. Дети с огромным вниманием слушают сказку в исполнении заслуженного артиста России Вячеслава Гарина. По окончании задаются вопросы: (Слайд 18).

- Понравилась ли сказка? О чем эта сказка?

- Почему автор назвал её "Равнодушие"?

В ходе беседы проводится словарная работа, мы обращаемся к толковому словарю Ожегова, чтобы найти значение слова "равнодушие". Но в толковом словаре встречается только слово РАВНОДУШНЫЙ. Зачитывается словарная статья. А затем ребятам предлагается самим определить значение слова равнодушие? (Слайд 19)

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое равнодушие? (заслушиваются ответы обучающихся).

Дается оценка слову РАВНОДУШИЕ.

- Как вы считаете, слово равнодушие имеет отрицательную или положительную оценку?

Дети, конечно же, отвечают, что слово имеет отрицательную оценку.

- Как вы считаете, от каких слов образовалось слово РАВНОДУШИЕ?

Здесь учитель должен обратить внимание на этимологию этого слова, а именно на то, что слово РАВНОДУШИЕ образовалось от сочетания слов ровно душевный: не всегда слово РАВНОДУШИЕ имело значение с отрицательной оценкой (Слайды 20-21).

Обращаясь к историческим словарям, знакомим обучающихся со значением слова РАВНОДУШИЕ:

РАВНОДУШИЕ

1. тождество, подобие, равенство с другими;

2. одинаковость, равность, постоянство внутри сознания.

Слова равнодушие, равнодушный (наречие равнодушно) вошли в русский литературный язык из церковнославянского языка.

РАВЬНОДУШЕВЬНЫЙ - "равномыслящий" (И.И.Срезневский "Материалы").

XVIII век

РАВНОДУШИЕ - внутреннее спокойствие, твёрдость, постоянство

XIX век

РАВНОДУШИЕ - холодность, невнимание, безразличие (Семенов А.В. Этимологический словарь.)

Выясняя лексическое значение слова равнодушие, ребята узнают из словарей русского языка о том, что равнодушие вошло в русский литературный язык из языка церковнославянского, имело значение "одинаковость, равность, постоянство внутри одного сознания" и именно в этом значении было употреблено в Псалтири XIII века. А также в XVIII веке употреблялось в значении "внутреннее спокойствие, твёрдость и постоянство". Вплоть до начала XIX века слово имело положительную оценку. Однако уже в начале XIX века слово приобретает новый семантический оттенок, вместе с тем изменяя положительную оценку на отрицательную: равнодушие выражает "холодность, невнимание к чему-либо, безразличие". Именно в последнем значении и употреблено слово в сказке протоиерея Николая.

(Слайды 22-23)

Далее мы снова возвращаемся к тексту сказки и задаем следующий вопрос:

- Кого можно назвать равнодушным в сказке?

Дети сразу отвечают, что равнодушные в сказке люди.

Затем мы плавно переходим к разговору о посуде, чтобы найти противопоставление ПОСУДА - ЛЮДИ. Начинаем беседу с характеристики чайника.

- Как называет салатница чайник? Ответ: ТРУДОГОЛИКОМ.

Опять обращается внимание на оценку значения этого слова. Салатница с пренебрежением называет чайник ТРУДОГОЛИКОМ, но быть ТРУДОГОЛИКОМ разве это плохо? Послушаем ответ ребят. Дети дают положительную оценку данному слову, подбирая текстовые синонимы к слову:ТРУДОГОЛИК - ТРУЖЕНИК - ТРУДЯГА.

Далее правомерен вопрос: " Если чайник - трудяга, труженик, то почему люди к нему так относятся?"

Продолжая беседу, спрашиваю:

- Кто же противопоставлен в сказке людям? (Ответ: конечно же, посуда) Далее ребятам предлагается дать характеристику кухонной посуде, описать качества посуды, её действия.

Составляем сравнительную таблицу, в которой указываем качества и действия людей и кухонной посуды (Слайд 24). Делаем вывод: переживают за гибель чайника не люди, обладающие душой, а неодушевленные предметы - кухонная посуда (сравнительная таблица).

Человеческие свойства: доброта, милосердие, сопереживание - здесь, в сказке, больше присущи кухонной посуде, нежели людям. Переживание кухонной посуды противопоставлено бездушию людей, о них автор сказки пишет: "Да и снесли чайник в мусорный контейнер" или "О двух сгоревших чайниках в семье не вспоминали. Да и зачем?"

В ходе работы над текстом сказки Николая Агафонова "Равнодушие" ребята приходят к выводу: людское равнодушие может привести к гибели не только кухонной посуды, каких-то других неодушевлённых предметов, но и к гибели живого существа.

(Слайд 25)

- К чему может привести равнодушие?

Гибели вещи;

Гибели животного;

Гибели человека;

Гибели души самого равнодушного человека.

- Чему учит сказка?

- Относиться нужно со вниманием ко всему, что тебя окружает, независимо, одушевлён этот предмет или нет. Ведь равнодушие в малом, приводит к равнодушию в большом.

Проанализировав текст, мы переходим ко второй части нашего урока сжатию исходного текста. Ребятам напоминается, что значит сжать текст (Сжать текст - это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

- Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Задача подробного изложения - максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности.

Задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

- Вспомним приёмы сжатия текста.

(Слайд 26)

Приёмы сжатия текста

1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение.Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

3. Упрощение. Заменяем сложное предложение простым.

- О чем вы всегда должны помнить? При сжатии текста содержание каждой микротемы должно отражать содержание текста в целом.

(Слайды 27-29)

Повторение окончено, начинается самостоятельная работа по сжатию текста.

Особенности работы по сжатию текста (Слайды 30-33)

Сжатие текста происходит на компьютере в текстовом редакторе (для этого в кабинете в начале урока устанавливается мобильный компьютерный класс). Ребята работают в парах. Работу по сжатию текста можно организовать по-разному: сжатие отдельных абзацев (каждой паре дается 1 абзац, над которым она работает) или сжатие всего текста (это зависит от уровня подготовки обучающихся и количества урочного времени).

После сжатия проводится проверка с комментированием (проверяется работа по абзацам).

В конце урока подводятся итоги. (Слайд 34)



Предварительный просмотр:

"РАВНОДУШИЕ" 
протоиерей Николай Агафонов

(кухонная сказка)

Жила-была одна семья. И жил в этой семье чайник. Пузатый такой, эмалированный. Чайник в семье занимал особое положение, так как все любили пить чай. Чайник понимал свое значение, но не важничал, и не гордился перед другой кухонной посудой. Он был радушным, добрым трудягой. Большая хрустальная салатница, которая любила красоваться на столе исключительно только по большим праздникам, всегда посмеивалась над чайником, называя его трудоголиком. 
        А чайник действительно был великим тружеником. Папа утром встает на работу и первым делом сразу наливает в чайник воду и ставит на газ. Дети встают в школу и тоже ставят чайник на газ. Мама, перед тем как проводить в садик младшего сынишку, тоже без чайника не обходится. Но вот все ушли: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад, и тут чайник без дела не остается. Бабушка приберет за всеми посуду и сидит, чаи с бубликами гоняет. Вечером собирается вся семья за чайком – беседуют. 
        Все бы хорошо, да одно плохо: чайник-то всем нужен, а вот к нему должного внимания в семье нет. Нередко бывает так: поставят его на газ, а вовремя отключить забывают. Так и стоит чайник, кипит от возмущения, а крышка на нем трясется от пара в негодовании. Воды становится все меньше и меньше. Чайник переживает, что вот-вот вода закончится и тогда страшно подумать, что может случиться. Наконец кто-нибудь войдет нечаянно на кухню, или так, вдруг вспомнят о чайнике и отключат. Чайник вздохнет облегченно: «на этот раз вроде пронесло».

          Но один раз забыли про чайник, и на кухню никто случайно не зашел, и случилась беда. Вся вода выкипела и чайник стал корежиться от огня, но не мог никого позвать на помощь, голоса-то он не имел. Так молча и погибал. Посуда в ужасе наблюдала гибель старого трудяги, но что она могла поделать? Хрустальная салатница, хотя и относилась к чайнику свысока, но тут и она не могла остаться равнодушной. «Я готова грохнуться на пол, и разлететься на тысячи мелких хрустальных осколков, лишь бы спасти этого беднягу!» - кричала она в благородном негодовании. Когда уже гарь проникла в комнату, так что даже папа, дремавший у телевизора с газетой в руках проснулся, все кинулись на кухню, но было поздно. Семья погоревала, погоревала о такой потере, да делать нечего, снесли чайник в мусорный контейнер.

            А на следующий день папа торжественно принес в дом новый, блестящий, никелированный чайник со свистком. Все были просто в восторге от этого чайника. На него не могли налюбоваться. Когда чайник закипал и начинал весело посвистывать, буквально вся семья бежала чтобы отключить его. Но скоро к новому чайнику привыкли. И теперь, когда чайник призывно свистел, к нему уже не спешили.

            Опасения чайника подтвердились, и вскоре он действительно лишился своего голоса, свисток вышел из строя. В семье этого никто не заметил, и никелированного красавца постигла ужасная участь его собрата. Он так же молча сгорел, не уронив при этом ни одной слезинки, ибо все, что могло в нем плакать, испарилось горячим паром через его надорванное горло. А расстроенная салатница всхлипывала, причитая: «Да что ж это творится у нас в доме? Так и знайте, если подобное произойдет в третий раз, я просто не выдержу такой трагедии».

            Третьего раза не случилось, потому что после гибели поющего чайника на кухню прибыл электрический иностранец. Из белого пластика, с горделиво задранным носиком, наподобие птичьего клюва, он очень важничал. И было от чего. Чайник, едва закипев, сразу же мог отключиться сам, без всякой посторонней помощи. Хрустальная ваза в восторге шептала своей подруге фарфоровой конфетнице: «Ты посмотри только, дорогая, каков красавец. А какой умный, какой обходительный, сразу видно — заграничное воспитание».

                 О двух сгоревших чайниках в семье не вспоминали. Да и зачем? Ведь никому не хотелось признаться, что равнодушие и невнимание убивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы...

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку и литературеакцент переносится на воспитание нравственной личности, формирование у детей способности са...

Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи...

"Духовно-нравственные ориентиры на уроках русского языка и литературы"

Статья о проблемах  духовно-нравственных  исканий на уроках    русского языка  и  литературы....

Урок русского языка по теме " Приемы сжатия текста"

Урок русского языка по теме " Приемы сжатия текста"На уроке повторяем, обобщаем  и расширяем знания о способах сжатия текста....