"Духовно-нравственные ориентиры на уроках русского языка и литературы"
статья на тему

Бадмаева Надежда Васильевна

Статья о проблемах  духовно-нравственных  исканий на уроках    русского языка  и  литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.26 КБ
Файл презентация189.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Бадмаева надежда Васильевна,

учитель русского языка  и литературы

 МБОУ «Тарбагатайская СОШ»

 Нравственные и духовные ориентиры на уроках литературы и русского языка

                                                                                                             «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок,                                                                                                                                то он этим ещё не добродетель;                                                                                                                               он добродетель лишь в том случае,                                                                                                             если  этот способ поведения                                                                                                                        является постоянной чертой его характера».

Гегель.

Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе.  Духовно-нравственное  воспитание школьников   является  сегодня наиболее актуальным вопросом, так  как современное общество переживает  кризис: в  нем исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. Как учитель –словесник  уверена, что в решении этой проблемы большая роль отводится урокам литературы так как у русской литературы всегда были особые внутренние цели.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской  литературы,   именно в них  заложена мудрость  народа, его  размышления  о добре, зле, дружбе, верности.  Былины, пословицы, поучения, сказки - не  только  жанры, в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX веков продолжает традиции , заложенные   устным  народным  творчеством  и  древнерусской  литературой. Она  обращает внимание  на  проблемы   вины  и наказания, войны  и мира, бездействие  человека,  деспотизм  и рабство.  А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,  И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят  перед  читателями  не  только  острые  социальные  вопросы, но и проблемы человеческого  существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков - повесть Гоголя “Тарас Бульба”.              

                 С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на материал средних классов. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина , «Шинель» Н.В.Гоголя- все они принадлежат к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали , рассуждениями о смысле жизни, о бескорыстии  в любви и дружбе, о благодарности за добро и желании принести добро другим людям, о рыцарстве, о чести и чувстве собственного достоинства.  

               Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей, изучающихся в 10-11 классах. Русская созерцательность,  самопознание нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни», « А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.

                   Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык. Ни для кого не секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Сегодня  с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». То есть урок русского языка в духовном  становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Русский язык  остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает.     На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики  смогли осознать, осмыслить  сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. На уроках русского языка и литературы необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений. На уроках использую различные игры, которые полезны не только в учебных, но и в воспитательных целях. Использую дифференцированный подход в обучении. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «История одной фотографии», «Что такое милосердие?», «В человеке все должно быть прекрасно» и т. д. Работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.

       При изучении раздела «Лескика» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, память, порядочность.

    Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.

         

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные и духовные ориентиры на уроках литературы и русского языка Бадмаева Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ « Тарбагатайская СОШ»

Слайд 2

современное общество переживает кризис: в нем исчезли представления о высших ценностях , оно утратило традиционные моральные ценности, а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Актуальность проблемы

Слайд 3

Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе. В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Роль литературы в духовно-нравственном воспитании

Слайд 4

В произведениях УНТ, древнерусской литературы, заложена мудрость народа, его размышления о добре, зле, дружбе, верности. Былины, пословицы, поучения, сказки - не только жанры , в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII - XIX веков продолжает традиции , заложенные устным народным творчеством и древнерусской литературой. Она обращает внимание на проблемы вины и наказания, войны и мира, бездействия человека, деспотизм и рабство . С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе. Исторический аспект в изучении произведений также очень важен, так как детям следует знать , в какую эпоху создавалось произведение, какие исторические факты нашли отражение в художественных произведениях, как эти факты могли повлиять на судьбы героев.

Слайд 5

Очень важны уроки, реализующие национально- региональный компонент. Произведения бурятских писателей учат ребят познавать культуру, быт и традиции народов, населяющих современную Бурятию, приучают любить родной край, её просторы. Лирика Д. А. Улзытуева , Н.Ш. Нимбуева , Д.Жалсараева , проза Ж. Тумунова , И. Калашникова и др. дышат любовью к родной земле, призывают потомков беречь её величие. Тематика произведений бурятских поэтов и писателей разнообразна, но в основном они посвящены морально-этическим проблемам современности, процессу формирования морального облика молодого человека. Думаю, что приобщение учащихся к культурному наследию русского и бурятского народов, формирование целостного отношения к мировой культуре, способствуют воспитанию чувства уважения к национальным традициям, усвоению общечеловеческих ценностей, повышению интереса к чтению произведений мировой культуры.

Слайд 6

На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики смогли осознать, осмыслить сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. Необходимо показать бережное отношение к родному слову. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Роль русского языка в развитии духовно-нравственных качеств

Слайд 7

При изучении раздела « Лексика » учащиеся учатся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, память, порядочность. Важную роль в познании мира играют словари, в них заключено всё богатство русского языка, духовность русского народа.

Слайд 8

Самое важное в воспитании - духовно пробудить ребёнка. Следует помнить о том, что «когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Гегель). Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...