Раздаточный материал по русскому языку по теме"Сложное предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Гвоздева Светлана Викторовна

Данные задания используются для проверки как теоретических знаний учащихся, так и практичесих навыков: составлять схемы предложений, расставлять знаки препинатия, определять виды сложных предложений. Задания подобраны  по темам: "Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными" . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdatochnyy_material_po_teme_slozhnoe_predlozhenie.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Задания к уроку по теме:  «Сложносочиненные предложения»

  1. Какое предложение называют СЛОЖНОСОЧИНЁННЫМ (ССП)
  1. Чем отличается ССП от CПП и БСП?

ССП - это такое предложение, в котором простые предложения связываются _________________________________ союзами.

Простые предложения в составе ССП _______________________  по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку.

Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга __________________.

В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются _______________________ союзами или союзными слова и состоят из ______________ предложения и __________________ (придаточное подчиняется главному).

В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи _______________________, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.

  1. Рассмотри схемы ССП с некоторыми союзами, подчеркни грамматические основы
  1. Рассмотри схемы ССП с некоторыми союзами, подчеркни грамматические основы

[ ], и [ ].   [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].

[ ], да [ ].  [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы].

Ни [ ], ни [ ].  Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].

 [ ], [... же... ].  [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].

Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово)

 [ ], а именно [ ].  [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].

[ ], или [ ].   [Залает пёс дворовый], или [ветерок зашелестит].

То [ ], то [ ].  То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].

[ ], [...тоже... ].  [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] .

Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.

 [ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].

Задание 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Задание 2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Михаил Семёнович говорит, (1) и смех вспыхивает снова и снова. "И помещик этот разросся до такой толщины,(2) что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе",(4) - при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и,(5) вмиг переменившись,(6) представил непомерного толстяка.

 В 1810 году царь Александр I подписал проект (1) составленный министром Михаилом Сперанским (2) о создании особого учебного заведения. Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского были устремлены в будущее  (3) и он надеялся на это закрытое учреждение. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I (1) его семьи и самых знатных людей Российского государства. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед (2) а гости осмотрели помещения Лицея.

Задание 2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Задание 2. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором (1)  по другую находились  профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором (2) и перед ними торжественную речь произнес  директор Лицея В. Малиновский.

Люди его кажутся приукрашенными,(1) а окружающие их леса,(2) поля,(3) воздух,(4) озера так чудесны,(5) что дышат фантастикой,(6) сказкой.

Их величали «первый курс Царскосельского Лицея» (1) и они могли считать себя и школьниками (2) и студентами.

В барачных,(1) воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию,(2) и мама прожила еще тридцать семь лет, (3) а я с того дня,(4) с первого ноября сорок первого года,(5) стал верить в Бога

Упражнения на постановку знаков препинания.

Вместо скобок поставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.

1) Река сплошь была занесена плавником (…) и (…) следовательно(…) всюду свободно можно было перейти с одного берега на другой (В. Арсеньев). 2) Один прыжок (…) и лев уже на спине у буйвола (А. Куприн). 3) Через несколько дней после ухода «Св. Марии» в Карском море разразился жестокий шторм (…) и тотчас же распространились слухи о гибели экспедиции у берегов Новой Земли (В. Каверин). 4) Ветра не было (…) и люди задыхались в жарком воздухе. 5) Уже совсем рассвело (…) и народ стал подыматься, когда я вернулся в свою комнату.

Сравни постановку знаков препинания с правильным ответом, объясни свои ошибки (подчеркни грамматические основы, выдели союзы)

1) Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду свободно можно было перейти с одного берега на другой (В. Арсеньев). 2) Один прыжок — и лев уже на спине у буйвола (А. Куприн). 3) Через несколько дней после ухода «Св. Марии» в Карском море разразился жестокий шторм, и тотчас же распространились слухи о гибели экспедиции у берегов Новой Земли (В. Каверин). 4) Ветра не было, и люди задыхались в жарком воздухе. 5) Уже совсем рассвело, и народ стал подыматься, когда я вернулся в свою комнату.

Упражнения на постановку знаков препинания.

Вместо скобок поставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.

1) Река сплошь была занесена плавником (…) и (…) следовательно(…) всюду свободно можно было перейти с одного берега на другой (В. Арсеньев). 2) Один прыжок (…) и лев уже на спине у буйвола (А. Куприн). 3) Через несколько дней после ухода «Св. Марии» в Карском море разразился жестокий шторм (…) и тотчас же распространились слухи о гибели экспедиции у берегов Новой Земли (В. Каверин). 4) Ветра не было (…) и люди задыхались в жарком воздухе. 5) Уже совсем рассвело (…) и народ стал подыматься, когда я вернулся в свою комнату.

Сравни постановку знаков препинания с правильным ответом, объясни свои ошибки (подчеркни грамматические основы, выдели союзы)

1) Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду свободно можно было перейти с одного берега на другой (В. Арсеньев). 2) Один прыжок — и лев уже на спине у буйвола (А. Куприн). 3) Через несколько дней после ухода «Св. Марии» в Карском море разразился жестокий шторм, и тотчас же распространились слухи о гибели экспедиции у берегов Новой Земли (В. Каверин). 4) Ветра не было, и люди задыхались в жарком воздухе. 5) Уже совсем рассвело, и народ стал подыматься, когда я вернулся в свою комнату.

Задания к уроку по теме:  «СПП»

  1. Из “перепутанных” предложений соберите текст.
  1. Он был человеком деловым, и дело его процветающим.
  2. Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
  3. Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.
  4. Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь.

Выберите вариант ответа:

А) А, B, C, D

B) C, D, А, B

C) B, C, А, D

D) А, D, B, C

2. Тест.

1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:

а)  союзные;  б)  бессоюзные;  в) сложносочинённые;  г) сложноподчинительные.

2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят

а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.

3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:

а) только  после главного;  б) только  перед главным; в) перед главным, разрывает главное, после главного предложения.

3. Соедините  части рассыпанного текста.

1. Простые предложения

1…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения

2… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3.Сложносочинённые предложения  

3…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4.Сложноподчинённые предложения  

4… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5.Бессоюзные предложения

5… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

4. Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

1. И нищий наездник таится в ущелье,

1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,

2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,

4.и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,

5. когда я почувствовал страшную усталость.

Задания к уроку по теме:  «СПП с придаточными изъяснительными»

Задание 1. Тестовое задание «Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ –  1 балл.

а) Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.

б) Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.

в) Главное и придаточное предложения разделяются запятой.

г) Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.

д) В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.

Ответы: да, нет, да, да, нет   (проверьте по учебнику)

Карточка 1. Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

  1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
  2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
  3. Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
  4. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила… (А.Пушкин)
  5.  За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький)

Карточка  2.  Продолжите предложение

Придаточные изъяснительные:

  1. Отвечают на  вопросы _________________________________________________
  2. Относятся к словам, обозначающим ______________________________________
  3. к главной части присоединяется с помощью ________________________________
  4. стоит __________________ главного предложения

Задание 4. Слуховой диктант

  1. И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. [того…], (в котором).
  2. Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Кто…), [тот].
  3. Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
  4. За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
  5. Им не было никакого дела, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).

5.Срезовая работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1

. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил

 Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

6. Деловая игра «Корректор»

Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант.

1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. (Тот нарушил.)

 2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. (Лишнее «о том».)

 3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка. (Лишнее слово «что».)

Рефлексия

 (я думаю, что…, я знаю, что…,мне кажется, что…, хочется верить, что…, я надеюсь, что…) как вы думаете, что это такое? (незаконченные СПП с придаточными изъяснительными).

Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил

 Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил

 Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил

 Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил

 Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил

 Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

Проверочная работа.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений.

1. Знаешь я читала что бессмертны души. (А. Ахматова)

2. О я была уверена что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3. Я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. (С. Есенин)

4. Стыдно мне что я в Бога верил

 Горько мне что не верю теперь. (С. Есенин)

Задание 1. Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

  1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
  2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
  3. Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
  4. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила… (А.Пушкин)
  5.  За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький)

Задание 1. Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

  1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
  2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
  3. Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
  4. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила… (А.Пушкин)
  5.  За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький)

Задание 1. Выберите номера сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными

  1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
  2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. (А.Чехов)
  3. Напишите, когда вы приедете. (А.Чехов)
  4. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила… (А.Пушкин)
  5.  За всё, что человек берёт, он платит собой. (М.Горький)

Задание 2.  Продолжите предложение

Придаточные изъяснительные:

  1. Отвечают на  вопросы _________________________________________________
  2. Относятся к словам, обозначающим ______________________________________
  3. к главной части присоединяется с помощью ________________________________
  4. стоит __________________ главного предложения

Задание 2.  Продолжите предложение

Придаточные изъяснительные:

  1. Отвечают на  вопросы _________________________________________________
  2. Относятся к словам, обозначающим ______________________________________
  3. к главной части присоединяется с помощью ________________________________
  4. стоит __________________ главного предложения

Задания для повторения темы: «СПП с придаточным определительным»

Карточка 1.

Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.

1)Он пр…гласил в гости товарища который жил (не)далеко от него.

2)Река по которой мы плыли была весьма ш…рокой.

3)Старик от (не)ожиданности выронил из рук к…рзину которую д…ржал в руках.

Карточка 2.

Спишите, расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.

1)Мальчик которому шел д…сятый год с…дел возле матери.

2)Во сне он видел маленького олененка который весело гулял по лесу со своей матерью.

3)К…рзина в которую девочка пол…жила котенка была (не)большой.

Задание 1

Исправьте ошибки в построении придаточных определительных и запишите их в исправленном виде.

1)Мальчик разговаривал с соседом, который недавно переехал в новый дом.

2)Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.

3)Вид земли, которую покрыл первый снег, который выпал ночью, веселил сердце каждого.

Задание 2.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1)Дорога которая была вся изрыта глубокими колеями шла темным хвойным лесом.

2)Издалека были видны бревна которые плыли по реке.

3)Постепенно мы заходили в такую глушь о которой читали лишь в книге.

4)Учебные пособия которые выпускает издательство пользуются большим спросом.

5)Цветы ландыша узнаешь по запаху который отличается от всех других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение  ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....

Дидактический раздаточный материал по русскому языку по теме "Состав слова" 5 класс С(к)ОУ VIII вида.

Данный дидактический (раздаточный) материал используется на уроках русского языка в 5 классе С(к)ОУ VIII вида. Данный материал возможно использовать на различных этапах урока....

Дидактический раздаточный материал по русскому языку по теме "Глагол" в 7 классе С(к)ОУ VIII вида.

Дидактический раздаточный материал по теме "Глагол" используется на уроках русского языка в 6 классе С(к)ОУ VIII вида. Карточки данного материла возможно использовать на различных этапах урока....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Раздаточный материал по русскому языку по теме "Фразеология", 6 класс

Цель: закрепить и обобщить знания о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов в речи, о синонимичных и противоположных по значению фразеологизмах; развить умение  объяснять  лекс...