Внеурочная деятельность по предмету
материал по русскому языку по теме

Хунданова Алла Николаевна

Список творческих работ.

Список победителей конкурсов.

Сценарии внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc437.07 КБ
Microsoft Office document icon scenarii_vneklassnyh_meropriyatiy_po_predmetu.doc45.45 КБ

Предварительный просмотр:

Список творческих работ

Багинов Данил ученик 10 класса «Черты социального романа в романе «Господа Головлевы».

Ахтамова Рая, ученица 9 класса «Эволюция темы дружбы в лирике А.С. Пушкина».

Список победителей и призеров конкурсов:

-2010 г. «Слово доброе посеять» Ахтамова Раиса 7 класс, 3-ье место

-2010г. – «Люди бессмертного подвига», Урбанова Мария, 7 класс, 3-4 место.

-2011г. – «Слово доброе посеять», Анганова Валентина, 11 класс, 2-ое место.

-2011г. – «Этнические традиции моей семьи» Шакиров Дамир, 8 класс, 2-ое место.

-2012г. – «Воспеваю край родной» Хамханова Анастасия, 5 класс, 1-ое место.

-2013 - «Сказка в новогоднюю ночь» Урбанова Мария,11 класс, 2-ое место.

2012 - «Письмо водителю» Урбанова Влада, ученица 5 класса, благодарственное письмо.

Шамардина Наталья Александровна,учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №83»

города Омска

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-7 классов

«Уроки весёлой грамматики»

(Оформление праздника , костюмы выступающих и реквизит придумывают учащиеся-«артисты» вместе с учителем, который является ведущим этого мероприятия).

Учитель:

Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать вас на празднике русского языка.

Ребята, в школе вы познакомитесь со многими науками и какую-то полюбите больше остальных. Но есть одна наука, без которой вам будут недоступны другие предметы. Называется она грамматика, или русский язык.

Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Недаром говорится: «Сначала Az да byki, а потом другие науки» или «Без грамматики не выучишь и математики».

Сегодня мы приготовили для вас уроки весёлой грамматики, которые помогут подружиться с этой трудной наукой.

О братике Кондратике.

(в инсценировании стихотворения принимают участие три человека: прилежный ученик, Кондратик и грамматика).

Прилежный ученик:

На братика Кондратика

Разгневалась грамматика:

«Каких он букв наставил-

Совсем не знает правил!»

К тому ж Кондратик сам

Признался раз друзьям:

Кондратик:

«Люблю я математику

И не люблю грамматику,

Живу себе не плачу».

И сел решать задачу.

Прилежный ученик:

Смотри-ка ,в самом деле

И множит он, и делит.

Теперь словами надо

Дать объясненье рядом.

Кондратик верно множит,

А слов связать не может.

И тут он как заплачет:

Кондратик

«Вот это мне задача!

Как разобраться с ними,

Тире и запятыми?!

(На сцену выходит прилежный ученик и читает стихотворение «Гимн грамматике»).

Прилежный ученик

Грамматика, грамматика —

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы —

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

Кондратик

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

(учитель звонит в колокольчик и объявляет, что начинается первый весёлый урок – урок морфологии. Он задаёт вопрос зрителям: о том, Что изучает морфология, слушает ответы и просит назвать части речи по предложенным стихотворным отрывкам).

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

(Глагол)

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(Существительное)

Учитель:

На нашем весёлом уроке вы вспомните о названных частях речи, а ещё о предлогах и междометиях.

(Выступают учащиеся с чтением и инсценированием стихотворений).

Части речи

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным весёлый

<Новый ><школьный ><день> <пришел.>

<Встали ><мы ><— ><местоименье.>

<Бьет ><числительное ><семь.>

<За ><ученье, ><без ><сомнения,>

<Приниматься ><надо ><всем.>

<Мы ><наречием ><отлично>

<На ><уроках ><дорожим,>

<Соблюдаем ><мы ><привычно>

<Дисциплину ><и ><режим.>

<Не ><и ><ни ><у ><нас ><частицы,>

<Нам ><их ><надо ><повторять.>

<И ><при ><этом ><не ><лениться,>

<И ><ни ><часу ><не ><терять!>

<После ><школы, ><как ><известно,>

<Мы ><катаемся ><в ><санях.>

<Здесь ><особенно ><уместны>

<Междометья ><ох ><и ><ах.>

<А ><потом>

<У ><теплой ><печи>

<Повторяем>

<Части ><речи!>

Учитель:

А сейчас вы узнаете, к чему привело слишком старательное изучение глаголов

(В инсценировании стихотворения принимают участие два человека: ученик и его разгневанный сосед) <>

Ученик:

<Я ><пришел ><из ><школы,>

<Я ><учу ><глаголы...>

<Мне ><их ><выучить ><— ><пустяк!>

<У ><меня ><свой ><метод!>

<Применяется ><он ><так,>

<Новый ><метод ><этот:>

<«Кричать» ><— ><кричу,>

<«Вертеть» ><— ><верчу,>

<«Двигать» ><— ><двигаю,>

<«Прыгать» ><— ><прыгаю.>

<Я ><и ><прыгал! ><Я ><и ><двигал!>

<Я ><и ><топал! ><Я ><и ><пел!>

<Пел, ><пока ><у ><нас ><><прихожей>

<Вдруг ><звонок ><не ><зазвенел!..>

<Открываю: ><наш ><сосед...>

<(Он ><живет ><под ><нами)>

<Не ><причесан, ><не ><одет ><—>

<В ><тапках ><и ><в ><пижаме.>

<Он ><кричит:>

сосед:

<— ><Прошу ><прощенья!>

<Это ><что ><— ><землетрясенье?>

<Или, ><может ><быть, ><слоны>

<Надо ><мной ><поселены?!>

Ученик:

<— ><Уважаемый ><сосед,>

Никого в квартире нет.

Я пришёл из школы

И учу глаголы.

Учитель:

На сцену просится само имя прилагательное!

Прилагательное :

Очень занимательное

— Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая».

Красивая, любимая»,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ные.

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи

Их вставлять.

Учитель:

Ребята, а вы знаете учеников, которых можно назвать лежебокиными? Один из них сейчас появится перед вами.

(В инсценировке участвуют Лежебокин и ученик-ведущий).

Ведущий:

Спросили Лежебокина:

— А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

Лежебокин:

— В том не моя вина,

Пусть им сперва ученые

Изменят имена,

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

Ведущий

— Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

Лежебокин

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

Учитель:

Ну, что, ребята, простим?

К нам на праздник пришли падежи! Им слово.

Именительный

Воскликнул Именительный:

— Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!

Родительный

— Того, — сказал Родительный,

Я отрицаю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто.

Дательный

— Тому, — ответил Дательный,

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

Винительный

— Того, — сказал Винительный,

— Я буду обвинять.

Кто книжку вразумительно

Не может прочитать.

Творительный

С тем, — заявил Творительный, —

Кто очень уважительно

Относится к труду,

Предложный

О том, — сказал Предложный, —

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

Учитель:

А ты, мальчик, чем расстроен?

Грустный мальчик:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит — «по»?

Что значит — «за»:

И «за» и «по» — предлоги...»

А хорошо бы — ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Учитель:

На сцену выходит междометие

Мне, — сказало Междометье, —

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье.

Возмущение, привет...

Те, кого охватит страх,

Произносят слово АХ!

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово ОХ!

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ОЙ!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух,

Произносит слово УХ!

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

Учитель:

А сейчас в выступающем ученике кто-то узнает себя и, надеемся, постарается учить уроки добросовестно.

Ученик:

<Сердце ><так ><и ><гложет ><страх.>

Ах!

<Эх, ><не ><помню ><как ><назло!>

<Вот ><бы ><нынче ><повезло!>

<Я ><по ><списку ><дальше ><всех!>

<Эх!>

<Ох, ><беда ><уже ><близка!>

<Так ><и ><ждет ><меня ><доска.>

<Если ><б ><кто-нибудь ><помог.>

<Ух, ><захватывает ><дух!>

<Притворюсь-ка, ><что ><я ><глух!>

<Хоть ><бы ><в ><классе ><свет ><потух!>

<Ух!>

<Ах!>

<Эх!>

<Ох!>

<Ух... ><не ><вызвали!>

(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены,

во время которой активными участниками становятся зрители).

Учитель:

На переменках все играют и веселятся, и мы с вами, уважаемые зрители, займёмся тем же. Мои загадки-складки помогут вам вспомнить синонимы и антонимы.

А какие слова называются синонимами?

(зрители отвечают)

<><><Простое ><слово ><промежуток:>

<В ><театре ><несколько ><минуток,>

<Пока ><начнется ><новый ><акт, ><.>

<Мы ><называем ><все ><... >< >< >< >< >< ><>

<На ><время ><что-то ><прекратив,>

<Мы ><объявляем ><.. ><.>

<В ><борьбе, ><в ><труде ><устали ><слишком>

<Дают ><уставшим ><...>

<После ><урока ><непременно>

<Нужна ><ребятам ...>

Учитель:

А теперь скажите, что такое антонимы?

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь …

Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале второго весёлого урока – урока орфографии. Напоминает ребятам, что изучается в этом разделе русского языка, и предлагает вспомнить с помощью артистов известные правила.

(в инсценировке участвуют ведущий, Ежи и три слова)

Ведущий:

Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

Говорят сразу три слова:

И сказали: «Что такое?

Что ты, Ежи, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»

Апельсин:

«Я, — воскликнул «Апельсин»,

Никакой не «Опельсын»!

«Я, — расплакалось «Колечко»,

Никакая не «Калечка»!

Сосна:

«Я, — разгневалась «Сосна»,

— Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

Слова говорят по очереди:

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены.

Милый школьник! Брось лениться!

Так учиться не годится!

Невозможно без вниманья

Получить образованье!

Будет поздно! Так и знай!

Станет неучем лентяй!

Если ты еще хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас,

Мы с тобой поступим круто.

Нашей честью дорожа,

Имя «Ежи» в полминуты

Переделаем в «Ежа»!

Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!»

Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту,

Взялся за работу.

(Учитель может спросить ребят о том, какие правила помогает вспомнить эта сценка).

Учитель:

Вспомнить, как пишется не с глаголами нам поможет сказка

«Сила любви»

(участвуют ведущий, Глагол, Частица не).

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

Учитель:

А сейчас мы прочитаем странное письмо и выясним, какие правила не знает Миша.

(Строчки из письма необходимо воспроизвести на ватмане или на доске и продемонстрировать зрителям).

Друг Мишки:

Пришло письмишко мне.

Гляжу

—Из лагеря, от Мишки...

«ЗДЕСЬ ЧУДНЫЙ ЛУК, И Я ЛИЖУ».

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ...

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется — надо подлечить:

Заставить правила учить...

Учитель:

На сцену рвутся возмущённые буквы А и О.

Ведущий:

Буква А и буква О

Обижаются давно:

Буквы говорят по очереди:

— Нас, ни в чем не виноватых,

Часто путают ребята.

Больше всех Петруша Лямин

Издевается над нами:

Изуродует он слово,

Пишет через А — «карова».

Букве А стоять здесь стыдно,

Ей и больно и обидно.

Вдруг у Лямина Петра

Выползут из под пера

То какая-то «трова»,

То какие-то «драва».

Ведь завянет травка даже,

Коль при ней такое скажут!

Буква А и буква О

Обижаются давно:

— Скачем мы без всяких правил,

Как Петруша нас заставил,

Будто мы ему враги,

Хоть из азбуки беги!

Учитель:

К нам пожаловали Ъ и Ь знаки

Мягкий Знак:

Он очень вежлив, Мягкий Знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь — отрежьте!

Поешь — поешьте!

Исправь — исправьте!

Оставь — оставьте!

Так мягко просит Мягкий Знак,

Что отказать нельзя никак.

Твердый знак:

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Учитель:

Ребята, помогите Тане!

Таня:

Я прилагаю все старанье,

Хочу понять правописанье.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивление.

— А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдет, — сказал мне врач.

Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю все старанье,

Я проявляю прилежанье,

Но очень часто, тем не менее,

Я прихожу в недоумение.

Учитель:

А почему это в школе так не везёт Андрею?

Ведущий:

В классе пишут под диктовку:

«Я принес из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принес из леса грипп».

Ну, скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют басом.

А певец завидным пасом.

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везет ему?

Учитель:

А какое правило нужно применить, чтобы правильно написать слова с приставками на – З - С

Ведущий :

Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ- и БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,

Мы пишем их лишь только с буквой С.

Глухие звуки — это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Ты запоют, что приставки

РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ-

Пред согласными глухими

Всегда меняют 3 на С.

Ведущий обращается в зал:

Ученик, тебе задание:

Как напишешь слово здание?

Все учти, продумай, взвесь,

Не свихнись на слове здесь,

Помни все условия.

А как писать здоровье?

(ведущий слушает ответы и продолжает)

Чтобы смысл не повредить,

3 нельзя в них отделить.

...десь, ...доровье, ...дание

Лишены здесь содержания.

Верните 3, и снова

Заговорят три слова.

Здесь, здоровье, здание

— Запомни написание!

Учитель:

Вниманию зрителей представляется миниатюра «Спиши – не спеши»

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ре­бятам:

— Спишите их. Только — не спешите. Все пишут, а Коля — нет...

— Почему ты не работаешь, Коля?

— Я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спишите»...

Учитель:

Как вы думаете, почему растерялся Коля?

(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены).

Учитель:

Сейчас мы поиграем в игру «Угадай словечко».

Я читаю четверостишье, а вы в рифму называете последнее слово, оно должно быть с удвоенной согласной.

Во мне два К, не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом... (аккуратный).

В конце двойное Л пиши,

А как зовут меня — реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный...(кристалл).

Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда

Двойное Р содержит он

И называется... (перрон).'

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.(троллейбус).

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей

А называюсь я … (хоккей)

На большие расстоянья

Мчится он без опозданья

Пишется в конце две С,

Называется … (экспресс)

3 урок

Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале третьего весёлого урока – урока каллиграфии и орфоэпии.

Учитель:

Хочу вам напомнить,

Каллиграфия учит нас красиво и аккуратно писать, а орфоэпия – правильно произносить слова. Сейчас вы услышите и увидите, что бывает, когда ребята нарушают законы каллиграфии и орфоэпии

Ученик:

Я пишу быстрее всех,

А потом бывает смех

И ехидные улыбки:

В каждом слове 3 ошибки!

Просто я уже такой

Просто делаю все наспех

И хоть я уже большой

Поднимают меня насмех

Учитель:

Знакомая картина, не правда ли?

А сейчас вы узнаете, какая связь между почерком и ногами.

(В сценке принимают участие два человека: грамотный и неграмотный).

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

— Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

— Нет не могу нога болит, — ответил хмуро тот, —

через неделю приходи, авось нога пройдет

— Да разве пишешь ты ногой? — неграмотный спросил.

— Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватить сил,

Ведь почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня мое письмо никто не разберет!

Учитель:

Надеюсь, что вы не похожи на героев этой сценки.

Вниманию зрителей представляется миниатюра «Ударение»

(в ней принимают участие мама и её сын)

Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.

— Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по

одной столовой ложке. После приема пищи». Начинает пищать. Вбегает мама.

— Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

— А я лекарство принял. А здесь написано... {читает).

— Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пиши, а не пищи.

— Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения, может меняться смысл слова.

Учитель:

Убедились теперь, почему так необходимо правильно ставить ударения.

Об этом же следующее выступление.

Ученик:

Мне слово чудно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на о —

Исчезло чудно.

Родилось чудно.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

— Не мука, а мука,

Поварам наука.

Косит косец,

А зайчишка косит,

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

От удивления ахнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

На двери замка

Нет замка.

Живет щегол здесь —

Первый щеголь.

И утром белка

Из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни.

Не бойся, это окуни.

Учитель:

Слово просит… школьный портфель!

Портфель:

Знакомьтесь: Петя, мой сосед,

Ему уже 12 лет

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор

Дилектор входит в кабинет

Закрыт магазин на обед

Хозяйка моет стаканы

Секёт свеклу

Пекёт блины

И до меня дошел черёд:

Портфель он портфелем зовет

Но мне не зря родную речь

Судьбой доверено беречь

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя

— Петя, — несется со двора, —

Тебе домой идти пора!

— Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя.

Петя:

Петя обижен на ребят:

— Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил,

Я никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Учитель:

Ребята, в чём же виноват Петя?

А вот если вы будете «глотать» слова, то попадёте в ситуацию, подобную этой.

(В сценке принимают участие два человека).

— Здравствуй!

— Привет!

— Что это ты несёшь?

— Несу разные вещи. '

— Несуразные?! Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел...

— Что не сумел?

— Отстань.

— Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

— Мёл несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет...

— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

— Вот оно что.. .

А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

— Тамарка?

— Ага.

— И — ничего, симпатичная?

— Красивая! Зеленая такая...

— То есть как?

— Зеленого цвета.

— Постой, постой... Это что же: у нее... волосы, что ли, зеленые?

— У кого — волосы?

— Да у Тамарки-то.

— Что-о?!

— Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»...

— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

— Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

— А ну тебя.

— Да! Стой, стой!

— Ну, что еще?

— Привет передавай.

— Кому?

— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

(Учитель звонит в колокольчик и объявляет о начале весёлой перемены,

во время которой активными участниками становятся зрители).

Учитель:

А теперь наш разговор о «дорогих» словах, о словах вежливости. Я читаю четверостишье, а вы в рифму называете последнее слово.

Дядя Саша огорчен.

Рассказал он вот о чем...

— Видел Настю-октябренка

Я на улице сейчас.

Настя - славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но... давно уже от Насти

Я не слышу слова ....

А слово-то какое —

Очень дорогое

Встретил Витю я, соседа...

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел- из-за угла!..

Но представьте! — зря от Вити

Ждал я слова ... .

А слово-то какое —

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

— Экая досада.

Я портфель ей подарил

Вижу: очень рада!

Но — нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы ...

Слово-то какое —

Очень дорогое!

Учитель:

Ребята, следите за своей речью, почаще употребляйте слова вежливости, избавляйтесь от слов-«паразитов», выражайте свои мысли точно и понятно.

4 урок

Раздаётся звон колокольчика, учитель объявляет о начале четвёртого весёлого урока – урока пунктуации.

Учитель:

На этом занятии вы встретитесь со знаками препинания. А начнём мы с разговора о том, как важна даже маленькая запятая.

(Стихотворение необходимо воспроизвести на ватмане или поместить на доске и после выступления попросить зрителей правильно расставить запятые).

Ученица:

Очень странный вид:

речка за окном горит,

чей то дом хвостом виляет,

песик из ружья стреляет,

мальчик чуть не слопал мышку,

кот в очках читает книжку,

старый дед влетел в окно,

воробей схватил зерно

да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

Учитель:

К нам на огонёк собираются знаки препинания.

Вопросительный знак:

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу

— Разогнуться не могу.

Вечно думая

Над смыслом

Изогнулся

Коромыслом

Разные вопросы

Задаю я всем:

Как?

Откуда?

Сколько?

Где?

Когда?

Какая?

Отчего?

О ком?

Что?

Кому?

Который?

Чья?

Какие?

В чём?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

Восклицательный знак:

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

На странице вверх тормашками

Торчу!

Восхищаюсь, возмущаюсь

И кричу!

Ребята! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны!

Точка:

У нее особый пост

В самой малой строчке.

Если Точка —

Вывод прост:

Это значит —

Точка.

Фразу следует кончать.

Если Точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли

Нить

От воды избавить,

Если Точку

Не забыть

Вовремя поставить.

Две запятые:

(Говорят по очереди):

На крохотное ушко

Похожа завитушка

Велит нам

Постоять чуть-чуть

И отправляться

Дальше в путь.

Выйдет на дорожку —

Всем

Подставит ножку!

Тире:

Ляжет палочкой

На строчку,

— Проходите

По мосточку.

Я — минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут Тире.

Двоеточие:

Двоеточие

Глазастое

Ходит,

Знаниями

Хвастая:

Так и хочется

Ему

Разъяснить нам,

Что к чему...Многоточие

Стоят три кумушки

Рядком.

Ведут беседу,

Но — тайком,

Какими-то

Далекими

Туманными

Намеками...

Учитель:

Собрались все знаки вместе и затеяли спор.

Ведущий:

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал

Чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит.

Оглушительно кричит.

Восклицательный знак:

— Ура!

— Долой!

— Караул!

— Разбой!

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак

— Кто?

— Кого?

— Откуда?

— Как?

Ведущий:

Явились запятые.

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Запятые:

— Мы особы занятые.

Не обходятся без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой :

— Если нет над вами точки,

Запятая — знак пустой.

Ведущий:

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие...

Двоеточие:

— Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Ведущий:

Но сказало многоточие,

еле глазками ворочая!

Многоточие:

— Если вам угодно знать.

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...

Ведущий:

Вопросительный знак

Удивился.

Вопросительный знак:

— То есть как?

Ведущий:

Восклицательный знак

Возмутился.

Восклицательный знак:

— То есть как!

Ведущий:

И сказала точка,

Точка-одиночка,

Точка:

— Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

(Появляется Пунктуация и произносит следующие слова).

Пунктуация:

Друзья, ваш спор - никчёмные слова.

Вы все важны, достойны все вы чести,

Когда стоите в нужном месте.

Учитель

Звонит в колокольчик и говорит: «Вот и закончился последний весёлый урок. Давайте поблагодарим замечательных артистов. (Артисты выходят на сцену и кланяются). Спасибо за внимание! До новых встреч, ребята!»



Предварительный просмотр:

Весёлое путешествие по стране Орфографии

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку

Цель:

  1. повышать мотивацию к изучению русского языка;
  2. развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  3. воспитывать умение работать в команде, уважительное отношение друг к другу.

  1. Учитель начинает путешествие с напутствия:

В орфографии – таинственной стране

Предстоит бывать не раз тебе и мне.

Есть там горы и глубокие моря.

Попадём в страну с тобою мы не зря.

Чтобы тайны орфографии открыть

Надо нам с тобой внимательными быть.

  1. Представление команд:
  1. Название
  2. Девиз
  3. Приветствие
  1. Первое препятствие. Мостик.

Командам предстоит построить мостик через глубокий ручей ответив на вопросы: что общего у слов росток и Ростислав? Почему слово заря нельзя проверить словом зори?

  1. Второе препятствие. Волшебные ворота.

Команда должна обнаружить ошибку в тексте и исправить её.

Мы полажили в рюгзаг пол лимона, пол яблока, пол хлеба. По дороге мы встретились с грузщиком и стекольщиком. Один из них окозался интерестным раскащиком. Он покозал нам дорогу к лафке древностей.

  1. Третье препятствие. В лавке древностей.

Найти лишнее.

  1. ш…колад, ж…кей, ж…лудь, ш…мпол
  2. ш…пот, ш…в, ш…рох, ш…рник
  1. Четвёртое препятствие. В гостях у мудреца.

Отгадать загадки:

  1. Какие две ноты растут в огороде?
  2. Пять чуланов, одна дверь.
  3. Один костёр весь свет согревает.
  4. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестёр?
  1. Четвёртое препятствие. На привале.

Выбрать правильный вариант написания.

Чудесная (чудестная) равнина (ровнина) перед нами. Медвежёнок (медвежонок) вырас (вырос) крепким.

  1. Аукцион.

Продаётся дополнительный балл. Назвать как можно больше слов с удвоенной согласной.

  1. Чёрный ящик.

За словом слово вывожу,

Всегда пишу, пишу, пишу.

А если ученик устал,

То он кладёт меня в пенал.

Всё в тетради начерчу,

Быть полезным я хочу.

  1. Заключительное слово учителя.

Путешествие наше закончилось,

Только буду надеяться я,

Что вы много полезного вспомнили

И узнали сегодня, друзья.

Пусть в далёкой стране орфографии

Вспоминают нас только добром.

Ну а мы поспешим за загадками

И ответы, конечно, найдём?

  1. Рефлексия.

Вам понравилась игра?

Какой этап был самым трудным?

Какой конкурс хотелось повторить?

Какая команда работала сплочёнее?

Было ли путешествие полезным для вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

Мероприятие внеурочной деятельности по предмету английский язык «Путешествие в Лондон»

С целью совершенствования учебно - методического обеспечения учебного процесс и повышения качества знания учащихся предлагается сценарии мероприятия «Путешествие в Лондон». Данная разработка пре...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...

Конференция, как форма внеурочной деятельности по предмету

Презентация по педагогике, представленная на методическое объединение учителей биологии...

Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...

Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности по предмету «Музыка»

Педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочной деятельности  по предмету «Музыка»...