"Звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок изучения нового материала в 5-ом классе с применением игровых технологий.  Цель: дать понятие о звонких и глухих согласных, формировать умение различать их,  совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся, умение слышать и анализировать звучащую речь.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvonkie_i_gluhie_soglasnye._5_klass.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

             Звонкие и глухие согласные

Учитель русского языка и литературы Петрова В.Н.

Класс: 5

Тип урока: объяснение нового

Цели урока:

Образовательные:

- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.

Развивающие:

- развивать речевой слух школьников;

- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

- развивать навыки работы учащихся в коллективе.

Воспитательные:

- поддерживать стремление учащихся высказывать свои мысли;

- формировать интерес к предмету.

Задачи:

- продолжить работу над созданием базы для усвоения основ русской орфографии и грамматики;

- познакомить учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.

Структура урока

I             Организационный момент.

II            Проверка домашнего задания.

III           Сообщение целей и задач урока.

IV           Объяснение нового:

  1. работа с учебником;
  2. сообщение сведений об образовании глухих и звонких согласных;
  3. закрепление знаний (игра «Рыбалка») и формирование умений различать звонкие и глухие согласные;
  4. знакомство с парными и непарными по глухости/звонкости согласными (работа с учебником);
  5. закрепление знаний ( выборочный диктант с фонетическим заданием);
  6. определение функции звонких и глухих согласных звуков;
  7. знакомство с фонетическими явлениями (озвончение, оглушение), наблюдения с использование наглядного материала – плакатов);
  8. закрепление знаний и формирование умения различать в речи явления оглушения и озвончения (выполнение упражнений);
  9. совершенствование навыков грамотного письма (игра «Куда причалят парусники?»);
  10.  формирование произносительных норм устного литературного языка у учащихся;
  11.  знакомство учащихся со звуковыми повторами как средством выразительности русской речи.

V             Подведение итогов урока.

  1. беседа;
  2. тест.

VI           Домашнее задание.

Звонкие и глухие согласные

I. Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

     Вопросы по упр. 261.

- Дома вы работали над темой «Мягкие согласные», выполняли  упр.261.

-  В каких из выделенных слов имеются только твёрдые согласные? (Игрушек,  лучше, воздуху, мотор). Одни мягкие согласные? (Видеть, вещей). Твёрдые и мягкие ? (Модели, планёр, мачтами, жестяными).

- По какому признаку согласные звуки могут образовывать пары? (По твёрдости/мягкости).

-Какие твёрдые согласные звуки не имеют пар? ( [ ж] , [ш] , [ц]   )

- Какие мягкие согласные не образуют пар? ( [ч’] ,  [ щ’ ] , [й ’]  )

III. Сообщение целей и задач урока.

- Представьте, что к нам в класс вошли два приятеля (они часто входят к нам на уроки парой), два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга, одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят. Но когда один говорит – его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

- Что же это за согласные? (Парные по глухости – звонкости согласные)

IV. Объяснение нового.

Объявление и запись темы урока.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности образования звонких и глухих согласных, остановимся  на произносительных нормах русского литературного языка, определим функции звонких и глухих согласных звуков, повторим написание звонких и глухих согласных в корне слова.

1. Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 114, материал для наблюдений, прочитайте задание (чтение уч-ся).

- Какие предметы изображены на картинках? (Стол, шкаф, журнал)

- В каком из названных слов имеются только звонкие согласные звуки?  (Журнал)

- В каком – только глухие? (Шкаф)

- В каком слове присутствуют звонкие и глухие? (Стол)

- Как вы узнавали, где звонкий, а где глухой согласный?

2. Сообщение учащимся сведений об образовании глухих и звонких согласных.

- Различие глухих и звонких согласных связано с особенностями их образования.

   Вы уже знакомы с тем, что звуки речи образуются при помощи специальных органов речи, они показаны на рисунке ( слайд ). Из лёгких по дыхательному горлу воздушная струя идёт в гортань, проходит через щель между голосовыми связками, а затем попадает в ротовую полость.

В ротовой полости в образовании звуков речи принимают участие язык, губы, зубы, нёбная занавеска, отделяющая полость рта от полости носа. От работы органов речи, их различного положения и зависят различия в звуках.

Звуки могут состоять или из голоса, который образуется в результате работы напряжённых голосовых связок, или из шума, который образуется в полости рта, или из голоса и шума одновременно.

Рассмотрим, как образуются звонкие и глухие согласные.  Например, звук [п] состоит только из шума. Струя воздуха свободно проходит через щель между ненапряжёнными голосовыми связками (они при этом не дрожат), но в полости рта встречает преграду – сжатые губы. Воздух размыкает их, и при этом образуется шум.

Звук [б] отличается от звука [п] тем, что в его образовании участвуют голосовые связки. Он состоит из шума и голоса. Голос создаётся в гортани при прохождении воздушной струи между натянутыми голосовыми связками (они начинают дрожать). Шум возникает в ротовой полости, когда воздушная струя размыкает сомкнутые губы (как при образовании звука [п].

При образовании большинства звуков русского языка нёбная занавеска бывает приподнята. Однако при произнесении звуков [л],  [м],  [н] она опускается, и воздух проходит через полость носа.

- Как вы поняли, из чего состоят глухие согласные? (Из шума)

- Звонкие? (Из голоса и шума)

3. Закрепление знаний.

Игра « Рыбалка» (слайд, раздаточный материал)

- Представьте, что вы на рыбалке. Вам необходимо за 2 минуты «наловить» как можно больше рыбы и распределить её по вёдрам: в 1-е ведро вы наполняете рыбой, в названии которой только звонкие согласные, 2-ое – только глухие,  3-е –  звонкие и глухие.

  Проверка.

  1. Знакомство с парными и непарными по глухости/звонкости согласными (работа с учебником).

- Большинство звонких и глухих согласных образуют пары, в которых один звук отличается от другого только глухостью – звонкостью.

  Найдите на стр.114 учебника и назовите согласные звуки, которые образуют пары.

[б    б’       в    в’       г   г’       д   д’        ж       з    з’]     * 11 пар

           [ п    п’      ф    ф’      к   к’      т    т'         ш      с   с’]

- Некоторые согласные могут быть только глухими, то есть они не имеют парных по звонкости. Это непарные глухие согласные . Произнесите эти звуки.

( [ х ],  [ х’ ],  [ц ],  [ ч’ ],  [ щ’ ]  - 5 )  

Некоторые согласные могут быть только звонкими, это непарные звонкие согласные. Назовите их.

( [ й'],  [ л ],  [л’ ],  [м],  [ м’ ], [ н ],  [ н’ ],  [р ],  [ р’ ]  - 9 )  

- Как вы понимаете, что звук [ л ] не имеет парного глухого? (Это значит, что нет такого согласного, который произносился бы так же, как [ л ], но без голоса.

5. Тренировочные упражнения.

1. - Потренируемся в определении парных и непарных по глухости-звонкости согласных.

Запись в тетрадях.

Выборочный диктант (с фонетическим заданием).

- Из диктуемых слов выбрать и записать в 1-й столбик слова, на конце которых произносится непарный по глухости-звонкости согласный, во 2-ой – парный. Данные звуки записать в транскрипции.

Герой, зонт, борец, капитан, бланк, успех, корабль, рост, помощь, парус,  восемь.

-  Охарактеризуйте согласные звуки в слове борец.

(  [ б  ] - согл., твёрдый парный, звонкий парный

              [ р’ ]  - согл., мягкий парный, звонкий непарный

              [ ц  ]  - согл., твёрдый непарный, глухой непарный.)

- Какими буквами на письме обозначаются данные звуки?

         

  1. Определение функции звонких и глухих согласных звуков.

- Мы знаем, что согласных звуков в русском языке больше, чем гласных. Поэтому, слов с повторяющимися согласными очень мало (мама, папа, боб), но много слов, которые различаются только одним согласным звуком.

Эта особенность языка отражена в стихотворных строках, с которыми мы сейчас поработаем. Ваша задача: прочитать строки и найти слова, в которых вместо одного парного согласного произносится другой.

1.   Пальчик я порезал малость…

      Проявите ко мне шалость.

2.   В предложении про кочку

      Я в конце поставлю дочку.

3.   Подложил я в печь дровишки,

      Чтобы шар испёк коврижки.

4.   Я под солнышком хожу,

      За собою день ношу.

5.   Вырос том многоэтажным,

      Стал в квартале самым важным.

6.    Голос во поле стоит,

       Голос золотом горит.

7.    Ничто Серёже не поможет,

       Его доска сегодня гложет!

8.     «Ура! Весна!- сказала дочка. –

        На ветвях набухли бочки!»

9.    После школы весь народ

       Корка ледяная ждёт.

10.  Чтоб для маленькой сестрёнки

       Грушу спелую достать,

       Уверяю, что не стоит

       Балку с дерева ломать.

- Какое значение имеют слова горка и корка?

Горка – возвышенность, сделанная из снега, для катания с неё на санках.

Корка – верхний затвердевший слой чего-нибудь.

- Сделайте вывод о том, какую функцию выполняют парные согласные? (Смыслоразличительную)

7 .  Знакомство с фонетическими явлениями, которые могут наблюдаться в речи.

- Сейчас мы понаблюдаем, какие фонетические явления могут происходить в слове.

Представьте, что иногда два разных звука (при этом один звонкий, а другой глухой) оказываются в слове рядом. Тогда второй  так влияет на первый, что первый становится тоже звонким (и тогда учёные-лингвисты говорят : «Произошло озвончение»), или как и второй, - глухим (тогда учёные-лингвисты говорят : «Произошло оглушение»).

Например, у нас два разных звука: звонкий [ д ] и глухой [ ш ]. Сделаем так, чтобы они оказались рядом.

Рисунок

- Что мы слышим? Да, именно глухой [т ] и глухой [ ш ].

- Что же произошло? (Оглушение)

Рисунок

- Что мы слышим? Звонкий [з’] и звонкий [б].

- Что  произошло? (Озвончение)

- Итак, как вы поняли, когда звонкий согласный становится глухим, а глухой звонким?

- Назовите ещё одну позицию, находясь в которой звонкий согласный оглушается? (Позиция на конце слова)

  1. Закрепление знаний и формирование умения различать в речи явления оглушения и озвончения (выполнение упражнений).

Тренировочные упражнения.

1. - Выполним упражнение. Вам необходимо записать слова под диктовку, определить, какое фонетическое явление происходит при произнесении слова, сделать выборочную транскрипцию так, как это представлено на рисунках.

           Молотьба -  моло[д'б ]а, сказка - ска[ ск]а, женитьба - жени[д' б ]а, просьба - про[з' б ]а, труд - тру[т], сбежать - [ з]бежать, дождь[ ш т'].

- Из записанных примеров видно, что написание слова чаще всего  не соответствует его произношению.

9. Совершенствование навыков грамотного письма (игра «Куда причалят парусники?»).

 Игра «Куда причалят парусники?».

- Посмотрите на экран. (Слайд № 2) ????????

- На рисунке в бинокле видны две лодки, на их парусах можно прочитать буквы ж и ш. Определите  название каждой лодки? («Морж», «Крепыш»). Как вы догадались? (Формулирование правила)

-Какие звуки (звонкие или глухие) обозначаются последними буквами этих слов? (Глухие).

- Парусники могут подходить только к своим словам. К каким словам причалят лодки?

            Запись в тетради в два столбика. Обозначение орфограммы.

           

ча…ка

кры…ка

ло…ка

обло…ка

кни..ка

кату…ка

 клю…ка

варе…ка


10. Работа над произносительными нормами устного литературного языка.

- Понаблюдаем над произношением некоторых согласных звуков.

Запись предложения. Объяснение постановки знака препинания в предложении. Составление схемы.

Я всегда удивлялся, что снег так сильно изменяет природу. [      ], (что  ).

- На схеме мы обозначили союз что. В чём особенности произношения этого слова?    (  На месте буквенного сочетания чт произносится звуковое [   шт   ]  )

- На экране записаны слова (Слайд)

что

чтобы

конечно

пустячный

скворечник

яичница

Некоторые ребята получили задание составить небольшой текст, используя данные слова. Проследите за тем, как они произносятся.

            Чтение миниатюр.

- В чём особенность произношения выделенных буквосочетаний? (  На месте буквенного сочетаний чт, шн  произносятся звуковые [   шт   ] , [   шн  ]  ).

        Чтение слов (учитель произносит, дети хором повторяют).

-Эти слова помещены в учебнике на стр.124. Дома вы запишите их в раздел ученического словаря «Говори правильно!» и запомните произношение.

11. Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи.

          - Мы уже отметили, что согласные выполняют смыслоразличительную функцию. Какую же ещё роль могут играть звонкие и глухие согласные?

Вы знаете, что слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами,…) , ничего не значат. Однако иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так случилось, например, со звуком [р], который входит в слова гром, гроза, раскаты, грохот, и теперь слова со звуком [р] используются для передачи этих явлений природы.

Так, поэт Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» намеренно включает слова, содержащие этот звук:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

- Повторение звуков [р], [з], сочетания звуков [гр] помогают воспроизвести звучание громовых раскатов, создают звуковой образ начинающейся грозы.

-Как называется художественный приём, который использует автор? (Звукоподражание, аллитерация – повторение согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи)

- Великие писатели  всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь с помощью звуков изобразить то, о чём пишут.

Они сознательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими звуками. В стихотворениях А.С. Пушкина,                 М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока и других поэтов мы находим большое количество звукописи.

Нужно помнить, что звукопись – одно из свойств выразительной речи.

  1. Подведение итогов.

Беседа

- Что сегодня нового вы узнали на уроке?

            Тест (слайд)

1.  Звонкие согласные звуки состоят из

  1. голоса;

Б.   шума;

В.   шума и голоса.

2.  Какой согласный звук не имеет пары по глухости / звонкости?

 А.  [ ц ];

  Б.   [ф’];

  В.  [ ж ].

3.  Найдите слово, в котором наблюдается такое фонетическое явление, как озвончение глухого согласного:

          А. салазки;

          Б.  гардероб;

          В.  сделать.

4.  В каком слове на месте буквосочетания чн произносится [ шн ]?

          А. кирпичный;

          Б. скворечник;

          В. дачный (участок).

5.  Какое средство художественной выразительности используется в скороговорке?

                  От топота копыт пыль по полю летит.

             А. эпитет;

             Б.  сравнение;

             В.  звукоподражание.

VI           Домашнее задание.

                 П. 44; упр. 266 или составить 2-3 предложения о природе, употребив в них шуршащие звуки.

Список литературы

1. Беляева О.В., Даценко О.Аю Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа): 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. - М.: Просвещение, 2009.

3. Ларионова Л.Г. Подготовка к экзаменам: Фонетика. Орфоэпия. Графика // Русский язык в школе. - 2009. - № 1. - С. 18.

4. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя/ Е.Н. Никитина.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....

План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»

План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...

Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"

Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...