дидактический материал "Сложное предложение"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Разноуровневые карточки для самостоятельной работы. Источник - различные сборники дидактических материалов, в том числе и "Сборник диктантов для 5-9 классов" Г.А. Богдановой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_predlozheniya-2003.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.

1. Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи. 2. Над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада. 3. Обоз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце. 4. З…леный огонь погас и тени исчезли. 5. Юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

В тексте дана одна часть сложного предложения с союзом и. Придумайте другую часть и запишите все предложение. Поставьте знаки препинания и составьте схему.

1. Все небо было усеяно звездами и ______ . 2. ______ и деревья казались сказочными богатырями. 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ________ . 4. ______ и облака рассеялись. 5. Налетел порывистый ветер и _________ . 6. _______ и вода напоила молодые деревца. 7. Поблекли листья на деревьях и _______. 8. _______ и журавли улетели в теплые страны. 9. Заря засияла на востоке и ________ .

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

Каждый из начатых примеров продолжите дважды: а) чтобы получилось сложное предложение, простые в котором соединены союзом и, б) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и.

Образец    Море глухо роптало и ________. А) Море глухо роптало, и волны бились о берег.  Б) Море глухо роптало и билось о берег.

1. С горизонта надвигались тяжелые облака и __. 2. В небе ярко сверкнула первая звездочка и ____ . 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ___ . 4. Налетел порывистый ветер и ___. 5. Поблекли листья на деревьях и _____ . 6. Грачи носятся над поблекшей травой и ____. 7. В окнах домов замелькали огоньки и _____ .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения 

№ 402.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
  2. Весной белые цветы украшают калину а осенью на ней горят яркие плоды.
  3. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом льдинки группируются на неровности на еле заметных царапинах на стеклах и постепенно на окне вырастает ледяной сад.
  4. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 403.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Молодые деревца выросли из тех орехов которые зимой птицы не нашли.
  2. Ландыш украшает лес и осенью когда созревают его плоды.
  3. Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся осенние листья падают к твоим ногам.
  4. Листья облетят но на ветках останутся почки.
  5. Обычно гусеницы окукливаются осенью куколка зимует а весной из нее появляется бабочка.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 404.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда у кайрят вырастают маховые и рулевые перья они вместе со взрослыми начинают самостоятельно добывать корм.
  2. Малыш удирает  а медведь голову склонил на бок и одним глазом на него смотрит.
  3. Позолотились березы раскалились докрасна дубы и зарделись клены.
  4. Цветет рябина поздней весною когда оденутся в зеленую одежду леса поют на опушках и на берегах рек соловьи.
  5. Трава вокруг дома белела цветочками земляники и ее запах мешался с запахом прозрачной росы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 406.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Волна ударяется об острый форштевень крутые борта раскалывают ее пополам.
  2. Спит вода спит рыба спят птицы и только совы летают у костра.
  3. Старые перышки одно за другим начинают выпадать птичка становится боязливой и прячется от всех в траве и листьях.
  4. У воды белели песчаные косы а дальше клубилась лиственная зелень.
  5. Когда я проходил мимо обезьянка протягивала мне холодную ручку.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 405.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Просвистит в лесу рябчик и прокличут в небе пролетающие косяком журавли.
  2. В конце осени бывают такие дни когда вдруг отступают первые заморозки.
  3. В солнечный летний день золотом отливает лесная поляна на которой растут и цветут одуванчики.
  4. Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра а над ними поднимаются облачка желтой пыльцы.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 407.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
  2. Крестьяне начали косить и запах свежескошенной травы молодого сена разносится далеко вокруг.
  3. Загорелась вершина дуба но пошел дождь и залил огонь.
  4. Листва берез висит тихо и только роса стекает по белым стволам.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 408.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Кончились чащобы ольшаника выбежали к воде на цыпочках стройные березки за ними робко показался с трепетной листвой осинник потом пришли поклониться ручейку рябины даже гордые дубки появились а мы все шли.
  2. Гроза посылает на землю сильный дождь а после дождя вся природа оживает.
  3. Раздалось какое-то ужасно знакомое шипение и четко забили пружинные звуки.


5 класс                                                 Сложные предложения

№ 429.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Весной у ежихи появятся ежата с мягкими иголками которых она выкармливает молоком.
  2. Стульчик проломился и девочка упала на пол.
  3. Послышался шорох сухих листьев фырканье и недалеко от нас с необычайно деловым видом пробежал через поляну еж.
  4. Люди обрывают ягоды рябины после заморозков когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
  5. Большая туча прорвалась и полил ужасающий дождь.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 433.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Комарики не уставали играть на своих скрипочках лунные зайцы плясали и выла собака.
  2.  Молчит опаловая даль моря и певуче плещут волны на песок.
  3. Струйки послушали друг дружку приумолкли и вдруг под сугробом снега смело залопотал первый ручеек.
  4. Затрубили рога и охотники пустились скакать во всю прыть.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 409.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Лосю в жизни пришлось выдержать не один бой но сейчас он может попасть в руки браконьеров.
  2. Колючий утренник предупреждал что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу.
  3. Еще на полях лежит рыхлый снег но уже кое-где образовались первые проталины прилетают и начинают петь жаворонки.
  4. Муравьям приходится работать в темноте поэтому основным органом чувств у них является не зрение а осязание.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 410.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Листья задевают друг за друга и со всех сторон слышится легкий шорох.
  2. Корабль переваливается через волну и соскальзывает с нее но новая волна поглощает его.
  3. Взошел месяц и все потонуло в фантастическом свете.
  4. Привлекает снегирей рябина которую они охотно поедают зимой.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 411.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Закукует кукушка лес закутается зеленым туманом прилетят ласточки и белыми звездочками зацветет черемуха.
  2. На человека рысь обычно не нападает но в случае ранения она становится опасной.
  3. Еще не кончилась весна не все поля освободились от снега а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 412.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Раскололось небо грянул гром блеснула саблями молния.
  2. Скоро пчелкам станет тесно в ульях и они начнут роится.
  3. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу темные пятна а с крыш свисают первые сосульки.
  4. Солнце сжигает посевы гроза спасает урожай.
  5. Фиалку прикрепляли к громадному шесту посреди лужайки и люди собирались поплясать и повеселиться.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 413.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Старые деревья давно облетели и только молодые березки сохраняют свои желтоватые листья.
  2. Часы щелкнули и кузнец ударил молотком по маленькой наковальне.
  3. Старик поехал в поле пахать а старуха осталась одна дома.
  4. Ползет алая морская звезда солидно ходят по камням усатые лангусты боком двигается краб.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 1.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.
  2. Улетает с цветка тяжелый шмель и цветок слегка качается.
  3. Давно угомонился дождь но капельки воды долго не пропадали на листьях.
  4. Ветер крепчал и на востоке появлялись громады туч.
  5. Неслись мимо леса мелькали реки.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 2.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.
  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.
  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
  4. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  5. Он поражался тому как быстро вязала на спицах мама.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 3.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Мы увидели что пролезла вместе с волчатами в нору.
  2. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся.
  3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядить деревья.
  4. Зацвели сады и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
  5. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 4.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Дед догадался что огонь приближается к нему.
  2. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки.
  3. Специальные приборы показывают что самолет летит верно.
  4. Ваня завернул зайца в одеяло и понес домой.
  5. Когда мы вернулись домой началась гроза.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 5.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Через окно я увидел что большая птица села на ветку клена в саду.
  2. Я слышал как посапывает во сне кот.
  3. Когда ветка закачалась с нее посыпался снег.
  4. Синицы смотрят на подоконник где лежит ломоть черного хлеба.
  5. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 6.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Легкий ветерок пробежал по саду и затих.
  2. Кончился дождь и высохли капельки воды на деревьях.
  3. Когда часы пробили полночь мы зажгли на елке разноцветные лампочки.
  4. Все заглядывали вперед где качался шар.
  5. Лодка продвигалась с трудом потому что мешали плавающие бревна.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 7.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда я вернулся домой мама уже спала.
  2. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
  3. Утром я увидел что выпал снег.
  4. Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль.
  5. Чувство родины складывается из любви к тому месту где ты родился.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 8.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники.
  2. Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды.
  3. Только поэтому и догадались мы что у берега уже образовался слой льда.
  4. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
  5. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.


5 класс                                                 Сложные предложения

№ 9.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. 2. В лесу еще снег лежит а на просеке уже чернеют пятна земли. 3. Я пригляделся и увидел что синичка ловит ртом снежинки. 4. И лягушкам не поется если осень настает. 5) Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 10.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Бежит заяц по полю а след за ним тянется. 2. Я увидел что выпал снег. 3. Летом будет хороший урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4. Как-то раз Кот узнал что король собирается на прогулку по берегу реки. 5. Во всем сестры спрашивали совета у Золушки потому что у нее был хороший вкус.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 11.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

      1. Потянул свежий ветерок и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2. Когда мы проснулись солнце уже поднялось высоко. 3. Я заметил что мои спутники устали. 4. Весенний лес не смолкает ни на минуту и ухо ловит невольно каждый звук. 5. Солнце уже скрылось и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 12.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

     1. Когда мы поднялись на гору я увидел большое селение внизу. 2. Петя не пойдет в поход потому что заболел. 3. Вдруг я увидел что из кустов выскочила лисица. 4. На деревьях шелестела молодая листва а в кустах звонко щебетали птицы. 5. Жилин знал что его письмо не дойдет.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 13.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Уж роса пала а Жилин до края леса не дошел. 2. Осенью олени перебираются к югу где они находят много корма. 3. Когда мы ложились спать ежик бегал по дому. 4. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. 5.  Когда на небе вспыхнула вечерняя заря лес спокойно заснул.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 14.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Мы перебрались через лесной овраг и перед нами открылась большая поляна. 2. Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце в каждой капле росы зажегся фонарик. 3. Я разбудил брата и мы пошли на рыбалку. 4. Буря утихла и по воде поплыли большие льдины. 5. Но вот зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. 2. Неожиданно он увидел впереди малышей которые играли посреди бульвара.  3. Рожь уже выколосилась и по ней плыли легкие тени от облаков.  4. Снег в лесу стаял и на лесных тропинках заголубел лед. 5 Наступил день и на городской улице появились бродячие циркачи.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Повалил снег и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 2. Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал. 3.  Он-то и рассказал мне что вчера медведь приходил на пасеку. 4. Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково. 5. Ударили первые морозы и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....

Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"

Дидактический материал по теме "Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами"...

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Карточки помогут учащимся закрепить занния о про...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Карточки помомгут закрепить знания учащихся о...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 – 6 классов (Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 - 6 классов. Материал составлен на основе произведения Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла". Карточки помогут закрепить знан...