Падежи и падежные вопросы.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Толокольникова Антонина Анатольевна

Конспект урока в 5 классе специальной коррекционной школы 8 вида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhi.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

МСОУ ЗАПРУДНЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

 ПО ТЕМЕ:

«ПАДЕЖИ».

Выполнила: Толокольникова А.А.

2012 – 2013 учебный год.

Тема: Падежи.

Цели и задачи:

- Закрепить знания о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

- Закрепит знания учащихся о названии падежей,  о шести парах падежных вопросов, с предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;

- Упражнять детей в  распознавании типа склонения по окончанию и по роду;

- Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес, мелкую и общую моторику;

- Воспитывать любовь к труду, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте дети! Проверьте свои рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Проверка домашней работы.

- Кто мне скажет, какое упражнение было задано на дом. (Упр. 133)

Что нужно было там сделать? (выписать выделенные существительные вместе со словами, от которых ставится вопрос)

- Лежит (в чём?) в корзине П.п.

- Выйти (к чему?) к опушек Д.п.

- Красота (чего?) рощи Р.п.

- Путешествовать (по чему?) по краю Д.п.

- Запах (чего?) сирени Р.п.

- Увлекаться (чем?) Т.п.

- Благодарить (за что?) за услугу В.п.

- Купаться (в чём?) в озере П.п.

3. Оформление рабочей записи.

- Откройте тетради, запишите число,

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

4. Работа по теме урока.

Почему падежи так называются?

Нетрудно догадаться, почему предложный падеж так называется: он всегда употребляется с каким-нибудь предлогом. Например: сижу в классе, говорю о книге, работаю на заводе.

Впервые так назвал этот падеж замечательный русский учёный Михаил Васильевич ломоносов. Он написал свыше 200 лет назад «Русскую грамматику».

 Дательный падеж назван так, потому. Что он часто обозначает человека, которому что-нибудь дают или дарят или для которого что-нибудь делают: даю сестре книгу, Ване подарили альбом, пишу письмо дедушке. Дательный падеж отвечает на вопросы: кому? Чему?

Творительный падеж назван так потому, что он часто обозначает предмет, которым что-нибудь делают или творят, как говорили в старину: режу ножом. Рублю топором. Творительный падеж отвечает на вопросы: кем? чем?

- А кто знает, сколько склонений  имён существительных в русском языке?

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению, какие ко 2, какие к 3.

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, - е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

- Теперь давайте повторим падежи и падежный вопросы.

5. Чистописание.

Человек трудом красен.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

По труду и человека судят.

Птица красна пером, а человек - трудом.

- На что обратили вы внимание при списывании?

- Какое слово повторяется чаще всего?

6. Просклонять слово дело

И.п. труд           В.п. труд

Р.п. труда          Т.п. трудом

Д.п. труду          П.п. о труде

7. Работа с учебником.

-  (упр. 137, стр. 86)

- Прочитай словосочетания с существительными. Определите падеж имени существительного.

- Но перед выполнение задания давайте вспомним как определяется падеж.

Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, от которого зависит имя существительное, поставить от него вопрос к существительному.

Запах (чего?)  земли. Р.п.

Подошёл (к чему?) к роще. Д.п.

Сравнить (с чем?) с берёзкой Т.п.

Фильм (о ком?) о женщине.

7. Физминутка.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать.

- Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд.

- Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки.

- Если 3 скл. - подпрыгнуть.

Кто ни в жару, ни в стужу

Не снимает шубу?

(Баран) 2

Кто на ветке шишки грыз,

И бросал объедки вниз?

(Белка) 1

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд) 2

Закружу, заверчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт) 2

Ящик на коленях пляшет -

То поёт, то горько плачет.

(Гармонь) 3

Никого не обижает,

А её все толкают.

(Дверь) 3

Много рук, а нога одна.

(Дерево) 2

Колюч, да не ёж.

(Ёрш) 2

Шесть ног без копыт,

Летит - жужжит,

Упадёт - землю роет.

(Жук) 2

По земле ползёт,

А к себе не подпускает.

(Змея) 1

Закутан ребёнок в сто пелёнок.

(Капуста) 1

Над домами и дорожками

Висит кусок лепёшки.

(Луна) 1

8. Самостоятельная работа.

- Теперь проверим, как вы усвоили пройденный материал. Прочитайте задания на карточках.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Печь, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, поляна.

Тетрадь, конь, день, деревня, погода, стекло, помощь, кошка.

- Просклонять имя существительное.

Берёза

Звезда

Сова

Река

9. Домашнее задание.

(Упр. 135)

10. Итог урока.

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Чему мы с вами сегодня научились?

- Назовите падежи и вопросы к ним.

  1. Спиши существительные. Укажи склонение.

Печь, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, поляна.

  1. Просклоняй имя существительное.

Берёза

  1. Спиши существительные. Укажи склонение.

Тетрадь, конь, день, деревня, погода, стекло, помощь, кошка.

  1.  Просклонять имя существительное.

Звезда

      1.        Спиши существительные. Укажи склонение.

Печь, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, поляна.

      2.        Просклоняй имя существительное.

Река

      1.        Спиши существительные. Укажи склонение.

Печь, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, поляна.

      2.        Просклоняй имя существительное.

Сова

     

      1.        Спиши существительные. Укажи склонение.

Тетрадь, конь, день, деревня, погода, стекло, помощь, кошка.

      2.         Просклонять имя существительное.

Земля

      1.        Спиши существительные. Укажи склонение.

Тетрадь, конь, день, деревня, погода, стекло, помощь, кошка.

      2.         Просклонять имя существительное.

Берёза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значения падежей).

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах.  (Трудности в определении значений падежей)....

Повторение. Урок-игра"Найди падеж по вопросу"

Хауæнтæ лæвæрд сты хæццæйæ.Фæрстытæ лæвæрд сты раст.Чи тагъддæр ссардзæн фарстæн йæ хауæн.Ацы хъазт хорз у хауæнтæ ныффидар кæнынæн....

общий падеж и притяжательный падеж

CASES       В английском языке существует два падежа: общий падеж (The Common Case) и притяжательный падеж (The Possessive Case). I. Common Case...

Урок письма 3 класс "Употребление названий предметов в зависимости от других слов в предложении, с помощью падежных вопросов"

Цель: развитие речи учащихся, учить их образовывать разные формы слова с помощью падежных вопросов и в зависимости от других слов в предложении и словосочетании. Развитие и коррекция речемыслительной ...

Грамматический тест "Предлоги,управляющие дательным падежом и винительным падежом" 8 класс

Здесь представлен грамматический тест по немецкому языку "Предлоги,управляющие дательным падежом и винительным падежом" 8 класс....

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе», 6 класс, 2019г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах в единственном числе...