Основные принципы преподавания русского языка как иностранного
статья по русскому языку по теме

Позняк Светлана Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_omc.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в ОМЦ с докладом на тему:

Основные принципы преподавания русского языка как иностранного.

( 2000-2001 учебный год )

       Вот уже несколько лет в МИПКРО успешно функционирует новое направление – курсы повышения квалификации для учителей школ с этнокультурным компонентом образования. Координация этой работы в институте осуществляется Центром Межнационального образования и международных проектов. Одна из главных задач этой программы заключается в профессиональной переориентации учителей-словесников, т.е. в их подготовке к работе с учащимися, для которых русский язык является по существу иностранным. В последнее время наши обычные московские школы пополнились нерусскими детишками. Весной 2000 года факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров МИПКРО объявил набор слушателей на 2000-2001 учебный год на отделение «Методика преподавания русского языка как иностранного» на кафедре Международного образования и культуры мира. Вниманию слушателей предлагались лекционные курсы и семинары по методике преподавания русского языка как иностранного.

      Методика преподавания русского языка как иностранного  - это тоже наука. Она связана с разными науками: лингвистикой, педагогикой, психологией, дидактикой, культурологией и т.д. Любая наука решает комплексную задачу. Методика обладает своими законами и категориями. Она имеет свой предмет изучения – учит речевому общению, обучает другому языку как еще одному средству общения, развивает у учащихся способности пользоваться языком как средством общения и получения информации ( коммуникативность )

     В отличие от обычных носителей языка, мы обучаем наивных пользователей. Поэтому они должны знать язык не как систему, а овладеть и пользоваться им.

     Главным признаком методики преподавания русского как иностранного является коммуникативность. Одна из составных коммуникации – это мотивация, т.е. зачем мы изучаем этот компонент информации (т.е. практическая направленность).

    Мы должны четко помнить о том, что язык состоит из 2-х компонентов:

  1. как он устроен
  2. как им пользоваться

Для нас будет актуальным 2-ой момент. Поэтому основной целью изучения является не знакомство с ним, как с известным лингвистическим феноменом, а его усвоение как орудия общения и выражения мысли.

Обучение общению на русском языке предполагает активное использование его уже в процессе усвоения для устного и письменного обмена мнениями, мыслями. Главная цель учителя – практически немедленное включение обучающихся в непосредственный акт общения.

Составные коммуникативности:

  1. Практическая направленность (мотивация )
  2. Функциональный подход к отбору и подаче языкового материала.

Принцип коммуникативности отвергает линейное преподавание разных сторон языка в их системном лингвистическом описании. Почему? Потому что для построения любого высказывания необходимо  функциональное расположение учебного материала. При коммуникативном  подходе все факты языка рассматриваются и оцениваются с точки зрения их естественного места в речи, их важности для передачи и понимания сообщения, т.е. для коммуникативно ценного высказывания. Например, для нас важен именительный падеж. Первые вопросы кто? какой? и т.д. 2-ое место – предложный падеж ( где? почему? ) Потому что без него нельзя построить высказывание ( на столе, в школе ). а потом винительный и дательный падежи).

      Благодаря такому функциональному подходу к подаче языкового материала познание системы изучаемого русского языка происходит в процессе пользования языком, непосредственно в речи. Очередность изучения отдельных языковых фактов, отбор, группировка определяются их  значимостью для непосредственного общения в пределах избранной темы.

Ситуативно-тематическое представление учебного материала:

Для отбора материала мы должны учитывать конкретную обстановку ситуации общения, ставить в центр внимания не формальную языковую характеристику, а содержание самого высказывания, стимулировать у учащихся стремление выразить собственное «я» - отсюда главная задача преподавателя – вовлечь учащихся в настоящее коммуникативное взаимодействие. При этом следует различать:

  1. Реальное общение ( истинная коммуникация )
  2. Учебное общение ( псевдокоммуникация )

И то, и другое присутствует на уроке.

Изучение лексики и морфологии на синтаксической основе:

Синтаксическая основа подачи материала – это способ добиться, чтобы сокращенный набор слов и форм все-таки действовал и был речью. Все мы знаем, что главной единицей общения и обучения высказыванию есть предложение. В предложении языковые факты разных уровней функционируют в единстве. Синтаксис является наиболее коммуникативным ярусом языка. он помогает показать все факты языка в их работе, во взаимодействии. Поэтому единицей организации языкового материала является типовое предложение, которое можно использовать как образец какой-то схемы, по аналогии с которой можно строить большое количество фраз.

Поэтапно-концентрическое расположение учебного материала:

Принцип концентра исходит из функционального подхода к отбору и подаче языкового материала. Отбор и объединение материала в пределах каждого концентра осуществляется по принципу самодостаточности. После каждого концентра появляются автономные знания. Учебный материал распределяется по концентрам с учетом продуктивности, лексико-грамматической важности. Сначала даются основные значения грамматической категории, а второстепенные – на 2-ой концентр. Концентр замкнут! При концентрической организации учебного материала учащиеся встречаются с одними и теми же категориями неоднократно, в разных концентрах. таким образом, каждый концентр, с одной стороны, законченный цикл, а с другой стороны, база для изучения следующего концентра.

Выделяются несколько этапов обучения:

- начальный

- средний

- продвинутый

Учет родного языка учащихся:

Вообще, мир языка – это своеобразная переработка мира реалий. Разные языки по разному членят действительность. Учет родного языка позволяет прогнозировать внутриязыковые и межъязыковые  интерференции 9 наложения ).

Осознанность:

Конечно же, минимум теоретических сведений учащимся необходим, чтобы переносить сформированные навыки и умения в измененные условия. Опора на сознательность при изучении русского языка нужна ( в английском языке – опора на память, немцы требуют быстрее внести теорию, а латино-американцы и итальянцы – нет). Большую роль играют и возраст , и опыт владения иностранным языком. Овладение теорией и практикой должно идти почти одновременно, т.е. строим целое из изученного ранее. Таким образом происходит обобщение – построение целого из изученных ранее относительно изолированных друг от друга однородных языковых фактов, которые являются элементами системы языка, и в конечном итоге именно таковыми предстанут перед учащимися. Все это происходит в процессе непосредственного пользования языком.

4 вида речевой деятельности:

  1. Чтение.
  2. Аудирование ( устный вид речевой деятельности )
  3. Говорение ( устный вид речевой деятельности )
  4. Письмо.

Методы обучения:

  1. Аудиолингвальный
  2. Групповой
  3. Метод действий
  4. Суггестопедический
  5. Молчаливый
  6. Грамматико-переводной
  7. Прямой
  8. Коммуникативный

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания русского языка как иностранного

Цель методики: корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка....

Преподавание русского языка как иностранного в общеобразовательной школе

В настоящее время можно наблюдать приток людей в Россию из ближнего и дальнего зарубежья. Они приезжают на работу, учебу или просто путешествовать.В московских школах учится большое количество д...

Современный подход к преподаванию русского языка как иностранного в вузе

Научная статья опубликована в журнале World Science том 5, номер 10 (14) в 2016 году, стр. 16-19....

Преподавание русского языка как иностранного

laquo;Русский язык как иностранный» начала разрабатываться как особое направление в педагогике в 1974 году, что объяснялось востребованностью знания русского языка в мировых экономической, поли...

О преподавании русского языка как иностранного для иностранных граждан

Русский язык довольно востребован в современном мире. Он стремительно получает широкое распространение. Практически в каждой стране можно услышать русскую речь, более 250 миллионов людей говорят по-ру...

Педагоги Армении и Туркменистана пройдут программу повышения квалификации по преподаванию русского языка как иностранного

С 10 по 25 декабря 2020 года педагоги Туркменистана и Армении смогут пройти дистанционные курсы по программе повышения квалификации «Практические аспекты преподавания русского языка как ино...

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...