Произношение имен существительных (Конспект урока в 6 классе)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Токарчук Наталья Алексеевна

Можно воспользоваться данным конспектом при изучении темы "Произношение имен существительных"  по русскому языку в 6 классе (программа М.Разумовской) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Токарчук Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы.

Тема: «Произношение имен существительных».

(6 класс,  по программе М.Разумовской)

Цели урока:

обучающие – отработать произношение трудных слов-терминов, а также существительных, которые входят в орфоэпический словарик учебника; ознакомить с произношением словоформ  

«предлог + существительное».

воспитательные – воспитывать чувство интереса к предмету, культуру общения, воспитание сознательной дисциплины.

развивающиеразвитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с новыми словами; развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.

Оборудование урока: учебник, тетрадь, доска, мел, сигнальные карточки, схема.

Тип урока: изучение нового материала.

Число уроков:1

Структура урока:

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

4. Этап изучения нового материала.  Первичное закрепление знаний, отработка основных умений и навыков по данной теме.

5. Подведение итогов урока.

6. Этап информации учащихся о домашнем  задании, инструктаж по его выполнению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  3. Визуальный контроль готовности к уроку.
  4. Работа с журналом.

II Проверка домашнего задания ( упр.221)

У доски работают 2 ученика, составляют схемы 1и 5 предложений, объясняя постановку знаков препинания.

Постановка проблемного вопроса и его решение

( на доске из домашнего упражнения записаны в 2 столбика слова).

- По какому принципу разбиты слова на колонки? Подпишите соответствующие названия колонкам (приставки изменяемые и неизменяемые).

Приплыла                                           Запылились

Бесценный                                          Увидать

Расступитесь                                       Спросила                    

III. Повторение изученного. Запишите слова, объясняя разницу в выборе и или ы. (Используем сигнальные карточки  с буквами ы и и)

До..сторический – пред..стория;

свех..скусный – без..скусный;

на..менование – без..мянный;

до..юньский – пред..юньский;

за..нтересоваться – без..нтересный;

 Составить с одним из слов предложение.

IV. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

        Нарушение правил устной речи ведет к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и невыразительной.

        Грамотная речь является показателем образованности, воспитанности и облегчает взаимопонимание людей в устном общении.

        В распространении правильного произношения большую роль играют школа, телевидение, радиовещание, кино, театр. Нужно чаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка, прислушиваться к образцовой речи учителей, актёров, чтецов, лингвистов.

2. Анализ текста (упражнение 227)

- Прочитайте текст.

- Ответьте на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы овладеть орфоэпическими нормами русского языка?»

   

3. Слово учителя.

        Одним из основных признаков, присущих литературному языку, является наличие определенных норм.

        В русском языке существуют следующие орфоэпические нормы:

- в безударном положении не произносится звук о : в первом предударном слоге, после твердых согласных, а также в начале слова на месте буквы о произносится а : п а ра;

- парные звонкие согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: ду п;

- парные глухие согласные перед звонким согласным озвончаются: про з ба;

- в сочетаниях согласных –стн-, -здн- происходит выпадение звука;

- в возвратных глаголах на конце пишется – тся, -ться, а произносится ца.

3. Образуйте формы И.п. множественного числа от слов.

Договор, тренер, инженер, профессор, трактор, директор, кабель, прожектор, стакан, шофер, редактор, скорость, учитель, год.

4. Определите место ударения в данных словах.

I ряд

Каталог, алфавит, христианин, инструмент, торты, компьютер, цыган.

II ряд

добыча, квартал, досуг, мусоропровод, километр, щавель, творог.

III ряд

творог, пихта, досуг, случай, шарфы, жалюзи, щавель.

ВЫВОД: в русском языке существуют слова с фиксированным ударением и слова, в которых допускается двоякое ударение (творог).

5. Работа с учебником.

Возьмите на заметку.

В иноязычных по происхождению словах перед е может произноситься и мягкий согласный, и твердый. Чтобы установить правильное произношение, нужно обращаться к орфоэпическому словарю. Приведем примеры таких слов.

 Упражнение 229

Распределите слова  на группы:

Мягкий согласный перед Е (фанера), твердый согласный перед Е (купе), твердый и мягкий согласный перед Е (центнер).

6. Возьмите на заметку.

Существительные с предлогами пишутся раздельно. В произношении же они сливаются в одно фонетическое слово. Ударение в таком слове чаще всего падает на существительное.

 

7. Образуйте сочетание предлога с существительным в указанном падеже

( упражнение 231 (1)), поставьте ударение.

8. Прочитайте фонетическую запись фразы И.А.Крылова, соблюдая правильное произношение и ударение (упражнение 232).

Актуализация знаний учащихся. Работа со схемой. (Целесообразно предложить готовую схему с несколькими пропусками, чтобы ребята их запомнили)

- Что мы должны выяснить прежде всего, чтобы правильно обозначить в транскрипции безударный гласный звук?

- Какие звуки произносятся в первом слоге перед ударным?

- Какие звуки произносятся в остальных слогах?

Сделайте фонетическую запись предложения:

Проливной дождь не дал возможности сходить в магазин «Продукты».

9. Найдите слово, в котором есть звук:

а : вянуть, лошадь;

с : мороз, сдача.

VI  Подведение итогов урока.

        Прочитайте стихотворение про себя несколько раз и произнесите хором.

Выполняя договоры,

Инженеры и шофёры,

Столяры и маляры-

Потрудились все на славу,

Чтоб за месяцы зимы

Возвести домов кварталы.

Домашнее задание: подготовьтесь к словарному диктанту (упражнение 234). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класс "морфологический разбот имени существительного"

Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

Повторение изученного в 5 классе"Имя существительное"Конспект урока в 6 классе

Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».Развивать умение: Правильного написания имён существительных; Правильного употребления имён существительных в речи....

Изучение нового материала по теме "Род несклоняемых имен существительных"(открытый урок)

Открытый урок по теме "Род несклоняемых имен существительных" (технология проблемного обучения + ИКТ)...

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе.

Открытый урок русского языка в 6 классе  Учитель: Чакалова Оксана ИвановнаТема: Повторение знаний об имени существительном,  полученных в 5 классе....

Самостоятельная работа по имени существительному. Русский язык, 5 класс

Работа-пятиминутка для промежуточной проверки знаний обучающихся....

"Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных", русский язык, 5 класс

Тип урока: комбинированныйЦель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных....