Рабочая программа по литературе
рабочая программа по русскому языку по теме

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы под ред.А.Г.Кутузова. Данная программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature.rar80.29 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации Заринского района по образованию и делам молодежи Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Яновская основная общеобразовательная школа»

                                                                       Утверждена              

                                                                                                        Приказ

Рабочая учебная программа по литературе

(основное общее образование)

срок реализации: 5 лет, 5-9 классы

Разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г.Кутузова

 

       Учителя русского языка и литературы:

Жданова Евгения Георгиевна

Жданов Алексей Владимирович  

2010 г

Пояснительная записка

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентрата (5-9 классы и 10-11 классы), что соответствует ступеням основной и средней (полной) школы, как это предусматривается в законе «Об образовании».

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Базовые теоретико-литературные понятия являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

5 класс – жанры,

6 класс – роды и жанры,

7 класс – характер-герой-образ,

8 класс – литература и традиция,

9 класс – автор-образ-читатель.

В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие – психологический процесс. На уроках же русского языка и литературы учащиеся, как правило, овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество- сотворчество – знание и умение, в программе предлагается система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения» и т.д.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения (5-7 классы);

- владение умениями выразительного чтения (5-9 классы);

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях (5-6 классы);

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю (5-9 классы);

- умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения (9 класс);

- умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова (5-6 классы);

- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения (5-9 классы);

-  умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню  подготовки (8-9 классы);

- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее (9 класс);

- умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи (5-9 классы);

- умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера ( 5-9 классы);

- умение выполнять элементарные исследовательские работы (8-9 классы).

Срок реализации данной программы 5 лет.

Преподавание литературы строится на основе:

1.Формы обучения:

  1. Беседа;
  2. Рассказ;
  3. Семинар;
  4. Работа учащихся с учебником;
  5. Наблюдение;
  6. Лекция;

2.Формы организации учебной работы учащихся:

  1. Фронтальные;
  2. Коллективные;
  3. Групповые;
  4. Парные;
  5. Индивидуальные;
  6. Интерактивные.

3.Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративные;
  2. Эвристические;
  3. Проблемно-поисковые;
  4. Исследовательские.

        4.Технологии обучения:

  1. Проблемное обучение;
  2. Технология уровневой дифференциации;
  3. Технология традиционного обучения;
  4. Информационные технологии;
  5. Игровые технологии;
  6. Личностно-ориентированная технология.

Для контроля проверки и оценки результатов обучения по данной программе используются следующие формы, способы и средства:

  1. Контрольные и самостоятельные работы;
  2. Тестирование;
  3. Взаимопроверка;

Программа реализуется в адресованных учащимся учебниках: А.Г.Кутузов, В.В.Леденева, Е.С.Романичева, А.К.Киселев. В мире литературы. 5-9 кл.

Календарно-тематическое планирование

Литература 5 класс

Наименование разделов и тем

Всего часо

Из них

К.р.

Р.р.

Вн.чт.

1

Введение

1

1.

1.1

Литература как искусство слова. Понятие «писатель» и «автор».

2.

Фольклор

13

3

1

2.

2.1

Понятие о фольклоре. Общенародный идеал.

3.

2.2

Понятие о фольклоре. Общенародный идеал.

4.

2.3

Фольклорные сказки, их жанровые особенности. Виды фольклорных сказок.

5.

2.4

Фольклорная сказка «Два Ивана солдатских сына».Художественные особенности сказки, выражение общенародного идеала.

6.

2.5

Фольклорная сказка «Два Ивана солдатских сына».Художественные особенности сказки, выражение общенародного идеала.

7.

2.6

«Финист – ясный сокол» - фольклорная сказка. Проблема добра и зла в сказке.

8.

2.7

Бытовые сказки. «Жена-доказчица»

9.

2.8

Сказки про животных.

10.

2.9

Русские сказочники. В творческой мастерской: сочиняем сказку.

11.

2.10

Вн.чт. Сказки народов мира.

12.

2.11

Детский фольклор.

13.

2.12

В творческой мастерской: сочиняем сами.

14.

2.13

В творческой мастерской: сочиняем сами.

3

Духовная литература

5

15.

3.1

Духовная литература. Библия.

16.

3.2

Новый завет. Сказания и предания об Иисусе Христе.

17.

3.3

Новый завет. Сказания и предания об Иисусе Христе.

18.

3.4

«Житие Бориса и Глеба». Жанр жития.

19.

3.5

«Житие Бориса и Глеба». Жанр жития.

4

Эпические жанры

37

3

5

20.

4.1

Литературная сказка. Отличительные художественные условности. Понятие о родах литературы.

21.

4.2

В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее» Нравственная проблематика сказки.

22.

4.3

Вн.чт. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Система человеческих ценностей. Способы изображения.

23.

4.4

Вн.чт.А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Система человеческих ценностей. Способы изображения.

24.

4.5

П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Нравственные и социальные проблемы сказки. Близость к народной.

25.

4.6

П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Нравственные и социальные проблемы сказки. Близость к народной.

26.

4.7

В. Даль «У тебя у самого свой ум». Творческий практикум: создание сказки по пословице.

27.

4.8

Необычные сказки: «Мирная война», «Морожены песни», «Сказка на ваш вкус».

28.

4.9

Х.К.Андерсен «Соловей». Истинные и мнимые ценности.

29.

4.10

Понятие о рассказе как эпическом жанре.

30.

4.11

 Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Писатель, автор и рассказчик в произведении.

31.

4.12

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Понятие о сюжете эпического произведения.

32.

4.13

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Понятие о сюжете эпического произведения

33.

4.14

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Нравственные ценности в рассказе.

34.

4.15

Р.р.Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

35.

4.16

Святочный рассказ. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

36.

4.17

Святочный рассказ. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

37.

4.18

Вн.чт. А.И.Куприн «Чудесный доктор» Особенности сюжетного построения рождественского рассказа

38.

4.19

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий». Понятие о комическом.

39.

4.20

О.Генри «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.

40.

4.22

Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе.

41.

4.23

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

42.

4.24

В.Ю.Драгунский «Девочка на шаре». Проблема взросления.

43.

4.25

Игровые рассказы Д.Хармса и Л.Петрушевской.

44.

4.26

Повесть как эпический жанр.

45.

4.27

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Художественные средства создания характеров.

46

4.28

А.С.Пушкин и П.П.Белкин в повести «Барышня-крестьянка». Художественные особенности повести.

47.

4.29

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Основные сюжетные линии.

48.

4.30

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности юмора в повести.

49.

4.31

Р.р. Отзыв о прочитанном произведении.

50.

4.32

Вн.чт. В.Г.Короленко «Дети подземелья»

51.

4.33

Вн.чт. В.Г.Короленко «Дети подземелья»

52.

4.34

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Сказочная повесть.

53.

4.35

Волшебное, фантастическое и реально-бытовое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

54.

4.36

Волшебное, фантастическое и реально-бытовое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

55.

4.37

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Жанровые особенности сказочной повести.

5

Лирические жанры

4

1

56.

5.1

Лирика. Виды лирики. Художественные особенности рода. Стихи и проза.

57.

5.2

Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения. Фигуры поэтической речи.

58.

5.3

Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения. Фигуры поэтической речи.

59.

5.4

В творческой мастерской: секреты поэтического мастерства.

6

Драматические жанры

8

3

60.

5.1

Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического произведения.

61.

5.2

Характеры драматических персонажей и способы их раскрытия.

62.

5.3

Т.Г.Габбе «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» как пьеса-сказка.

63.

5.4

Т.Г.Габбе «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах» как пьеса-сказка.

64.

5.5

Обобщение по теме «Драматические произведения».

65.

5.6

Р.р.Понятие о сценарии. Художественное своеобразие сценария.

66.

5.7

Р.р. создание сценария мультфильма или диафильма

67.

5.8

Читательская конференция «Фольклор и литература»

68.

Всего

68

10

6

Литература 6 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

К.р.

Разв.речи

Вн.чт.

1

Введение

1

1.

1.1.

Повторение. Фольклор и литература – роды и жанры.

2

Мифы.

6

1

2.

2.1

Понятие мифа. Мифы и фольклор.

3.

2.2.

Древнегреческие мифы. Боги и герои в древнегреческих мифах.

4.

2.3.

Древнегреческие мифы. Боги и герои в древнегреческих мифах.

5.

2.4.

Использование мифов в литературе. Г.Лонгфелло. «Песнь о Гайвате»

6.

2.5.

Использование мифов в литературе. Г.Лонгфелло. «Песнь о Гайвате»

7.

2.6.

Творческий практикум: сопоставление сказок, легенд, мифов.

Роды литературы.

3

Лирика.

27

1

2

8.

3.1.

Лирика. Особенности рода, жанры (повторение). Лирика и поэзия.

9.

3.2.

Фольклор и лирика. Народные песни. Общенародный идеал в народных лирических песнях.

10.

3.3.

Понятие композиции лирического стихотворения.

110.

3.4.

 Двусложные размеры и их осложнения.

12.

3.5.

Понятие о лирическом герое. Поэтический мир И.А.Бунина.

13.

3.6.

Поэтический мир И.С.Никитина.

14.

3.7.

Пейзаж в поэтическом мире А.С.Пушкина

15.

3.8.

Рифма в стихотворении.

.

16.

3.9.

В творческой мастерской: создание стихотворения по заданным рифмам.

17.

3.10.

Контрольная работа по лирике.

18.

3.11.

Народная баллада. «Лорд Рэндэл», «Ворон к ворону летит»

19.

3.12.

Народная английская баллада. «Робин Гуд и золотая стрела»

20.

3.14.

Любовные народные баллады. «Прекрасная Маргарет и милый Вильям»

21.

3.15.

Историческая народная баллада «Королева Элионор»

22.

3.16.

Комические народные баллады. Баллада «Старуха, дверь закрой!»

23.

3.17.

Литературная баллада. Классификация литературных баллад.

24.

3.18.

Стивенсон «Вересковый мед»

25.

3.19.

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - героико-историческая баллада.

26.

3.20.

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» - героико-историческая баллада.

27.

3.21.

Баллада Гетте «Лесной царь». Роль диалога в балладе.

28.

3.22.

В.А.Жуковский. «Светлана» - первая русская баллада.

29.

3.23.

А.С.Пушкин. «Утопленник». Ироническое осмысление балладного сюжета.

30.

3.24.

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Тема красоты и смерти в балладе.

31.

3.25.

Понятие жанра поэмы. Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

32.

3.26.

М.Ю.Лермонтов «Беглец»

33.

3.27.

Творческий практикум. Составление сценария по сюжету поэмы.

4

Духовная литература

1

34.

4.1.

Религиозная литература. Молитва.

5

Эпос

24

4

3

35.

5.1.

Эпический род. Отличительные художественные особенности.

36.

5.2.

Эпические произведения. Народный эпос. Былины. Жанровые художественные особенности.

37.

5.3.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

38.

5.4.

Илья Муромец – русский общенародный идеал.

39.

5.5.

Вн.чт. Многообразие былинных героев.

40.

5.6.

 Творческий практикум: сочинение былинного сюжета.

41.

5.7.

Роман как эпический жанр. Художественное своеобразие жанра.

42.

5.8.

Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Художественные особенности этого романа.

43.

5.9.

Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Художественные особенности этого романа.

44.

5.10.

Анализ эпизода художественного произведения.

45.

5.11.

История романа А.С.Пушкина «Дубровский». Ссора К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского (глава 1)

46.

5.12

Суд и его последствия (главы 2-3)

47.

5.13

Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (главы 4-5)

48.

5.14

Пожар в Кистеневке (главы 6-7)

49.

5.15

Учитель (главы 8-10)

50.

5.16

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (главы 11-16)

51.

5.17

Два мальчика

52.

5.18

Развязка романа «Дубровский»

53.

5.19

Подготовка к сочинению

54.

5.20

Вн.чт. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

55.

5.21

Вн.чт. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

56.

5.22

В творческой мастерской: дописываем в роман несуществующие страницы.

57.

5.23

Басня как эпический жанр. Мораль. Аллегоричность басен. Басни И.А.Крылова

58.

5.24

Басни И.А.Крылова

6

Драма.

9

1

1

59.

6.1

Драма. Понятие о жанре феерии.

60.

6.2.

Пьеса М.Метерлинка «Синяя птица»

61.

6.3

Композиция пьесы «Синяя птица». Автор в пьесе.

62.

6.4

Действующие лица пьесы М.Метерлинка «Синяя птица». Символы и люди – их смысл.

63.

6.5

Действующие лица пьесы М.Метерлинка «Синяя птица». Символы и люди – их смысл.

64.

6.6

Р.р.Идея пьесы Метерлинка «Синяя птица»

65.

6.7

Обобщающий урок по разделу «Драматические произведения»

66.

6.8

Итоговый контрольный тест

67.

6.9

Читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература»

68.

всего

68

2

8

3

Литература 7 класс

Тема урока

Всего часов

Из них

К.р.

Раз.р.

Вн.чт.

1

Введение

15

2

1.

1.1.

Повторение. Художественный мир и его компоненты.

2.

1.2

Повторение. Жанры фольклора, их художественные особенности.

3.

1.3

Повторение. Роды и жанры литературы, их отличительные особенности.

4.

1.4

Художественный образ в литературном произведении.

5.

1.5

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основы повести.

6.

1.6

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основы повести.

7.

1.7

Проблемы национального самосознания в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

8.

1.8

Система художественных образов в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

9.

1.9

Система художественных образов в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

10.

1.10

Р.р.Образ и характер Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

11.

1.11

Р.р.Образы Остапа и Андрия в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

12.

1.12

Образ повествователя в повести Н.В.гоголя «Тарас Бульба»

13.

1.13

Пейзаж в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

14.

1.14

Художественная деталь в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

15.

1.15

Язык повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

2

Герой древнего эпоса

7

2

16.

2.1

Понятие былины как эпического фольклорного жанра

17.

2.2

Человек в былинном мире

18.

2.3

Оценка героя и ее художественное выражение в былинах

19.

2.4

Ирландская сага «Угон быка из Куалнге»

20.

2.5

Ирландская сага «Угон быка из Куалнге»

21.

2.6

Внекл.чтение

Былины о Вольге и Садко

22..

2.7

Внекл.чтение

Былины о Вольге и Садко

3

Духовная литература

2

23.

3.1

«Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в житии.

24.

3.2.

«Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в житии.

4

Герой древнерусской литературы

4

3

25.

4.1

Древнерусская литература.

«Повесть о Петре и Февронии»

26.

4.2

Анализ эпизода эпического произведения. (по «Повести о Петре и Февронии»)

27.

4.3

Анализ эпизода эпического произведения. (по «Повести о Петре и Февронии»)

28.

4.4

Классное сочинение «Встреча с литературным героем»

5.

Герой эпического произведения

31

3

2

29.

5.1

Человек в эпическом произведении. Герой и повествователь.

30.

5.2

Романтический характер в новелле «Мореход Никитин»

31.

5.3

Романтический характер. Сильная личность.

32.

5.4

В.Ф.Одоевский «Игоша». Фантастика как средство раскрытия внутреннего мира героя.

33.

5.5

В.Ф.Одоевский «Игоша». Фантастика как средство раскрытия внутреннего мира героя.

34.

5.6

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

35.

5.7

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

36.

5.8

А.С.Пушкин «Выстрел». Романтический герой и повествователь в повести.

37.

5.9

А.С.Пушкин «Выстрел». Романтический герой и повествователь в повести.

38.

5.10

А.С.Пушкин «Выстрел». Романтический герой и повествователь в повести.

39.

5.11

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Конфликт в произведении.

40.

5.12

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Конфликт в произведении.

41.

5.13

Нравственный идеал автора в «Песне про купца Калашникова».

42.

5.14

Р.р.Сравнительная характеристика купца Калашникова и Кирибеевича

43.

5.15

Романтический характер в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

44.

5.16

Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе.

45.

5.17

Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе.

46.

5.19

Вн.чт.

А.Погорельский «Черная курица»

47.

5.20

Вн.чт.

А.Погорельский «Черная курица»

48.

5.21

Н.С.Лесков «Левша». Понятие стиля литературного произведения

50.

5.22

Н.С.Лесков «Левша». Понятие стиля литературного произведения

51.

5.23

Русский национальный характер в рассказе Н.С.Лескова «Левша»

52.

5.24

И.С.Тургенев «Бежин луг». Мастерство Тургенева в изображении картин природы

53.

5.25

И.С.Тургенев «Бежин луг». Мастерство Тургенева в изображении картин природы

54.

5.26

Р.р.Сопоставление героев рассказа «Бежин луг» как прием характеристики мальчиков.

55.

5.27

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

56.

5.28

Приемы создания характера в сатирическом произведении.

57.

5.29

А.П.Чехов «Хамелеон». Художественная деталь как  средство характеристики героя литературного произведения

58.

5.30

О.Генри «Дары волхвов»

59.

5.31

Р.р. Характеристика героев произведения О.Генри «Дары вохвов»

6

Герой драматического произведения

2

60.

6.1

Е.Шварц «Тень». Герой драматического произведения.

61.

6.2

Е.Шварц «Тень». Герой драматического произведения.

7

Лирический герой

7

1

2

62.

7.1

Мир поэзии.

63.

7.2

Сергей Есенин. Поэтические образы в стихотворениях С.Есенина

64.

7.3

Стихотворение Н.Гумилева «Капитаны». Лирический герой и другие люди в стихотворении.

65.

7.4

Шарль Бодлер «Альбатрос»

66.

7.5

Итоговый контрольный тест по всему курсу 7 класса

67.

7.6

Читательская конференция «Человек в литературе»

68

7.7

Читательская конференция «Человек в литературе»

всего

68

1

10

4

Литература 8 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

К.р.

Р.р.

Вн.чт.

1

Введение

1

1.

1.1

Литература и традиция

2

Фольклор и литература

2

2.

2.1

Фольклорные традиции в литературе. Сопоставление русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина

3.

2.2

Фольклорные традиции в литературе. Ю.П. Кузнецов «Атомная сказка».

3

Древнерусская литература и ее традиции

5

4.

3.1

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник.

5.

3.2

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник.

6.

3.3

«Слово о полку Игореве». История «Слова», сюжет, композиция, пейзаж.

7.

3.4

Герои «Слова о полку Игореве». Образ автора.

8.

3.5

Традиции «Слова о полку Игореве» в литературе.

4

Духовная литература и ее традиции

2

9.

4.1

Жанр поучения в духовной литературе«Поучение Владимира Мономаха».

10.

4.2

Духовная литература. «Письмо преподобного оптинского иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN».

5

Зарубежная литература и ее традиции

2

1

11.

5.1

Жанр сонета в зарубежной литературе.

12.

5.2

Вн.чтн. Сонет серебряного века.

6

Русская литература 18 века и ее традиции

13

1

2

1

13.

6.1

Русская литература 18 века и её традиция.

14.

6.2

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Знакомство с комедией.

15.

6.3

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Речевая характеристика героев.

16.

6.4

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Речевая характеристика героев.

17.

6.5

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии.

18/

6.6

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Значение комедии для современников и последующих поколений.

19.

6.7

Подготовка к сочинению по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль».

20.

6.8

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Осень во время осады Очакова».

21.

6.9

Г.Р.Державин «Снегирь».

22.

6.10

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

23.

6.11

Практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

24.

6.12

Вн.чтн. Русская литература 18 века.

25.

6.13

Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века»

7

Русская литература 19 века и ее традиции

24

1

4

2

26.

7.1

Романтизм как литературное направление.

27.

7.2

А.С.Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма.

28.

7.3

А.С.Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма.

29.

7.4

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

30.

7.5

Художественные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

31.

7.6

Образ и тема «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

32.

7.7

Творческий практикум. Рассказ, статья, сочинение в жанре эссе.

33.

7.8

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется…»

34.

7.9

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Романтический конфликт. Образ главного героя.

35.

7.10

А.С.Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма.

36.

7.11

А.С.Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма.

37.

7.12

Вн.чтн. Дж.Г.Байрон «Корсар».

38.

7.13

Н.В.Гоголь «Портрет». Судьба художника Чарткова.

39.

7.14

Тема призвания художника и роли искусства в мире в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

40.

7.15

Роль искусства в современном обществе.

41.

7.16

Мир природы и мир души в стихотворениях Ф.И.Тютчева «Что ты клонишь над водами…», «Ты волна моя морская…».

42.

7.17

Подготовка к творческой работе: литературный отзыв.

43.

7.18

И.С.Тургенев «Записки охотника». Понятие о русском национальном характере.

44

7.19

Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»).

.45.

7.20

Вн.чтн. Ги де Мопассан «Ожерелье».

46.

7.21

Н.С.Лесков «Человек на часах».

47.

7.22

Подготовка к сочинению по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах».

48.

7.23

Творческий практикум. Сочинение-рассуждение.

49.

7.24

Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века»

8

Русская литература 20 века и ее традиции

19

1

4

3

50.

8.1

Литературные традиции в 20 веке. Особенности романтизма М.Горького.

51.

8.2

Анализ рассказа М.Горького «Макар Чудра».

52.

8.3

А.И.Куприн «Гамбринус». Сюжет как средство характеристики героя.

53.

8.4

А.И.Куприн «Гамбринус». Первое представление о неоромантическом герое.

54.

8.5

Н.С.Гумилев «Золотой рыцарь».

55.

8.6

Вн.чтн. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

56.

8.7

Вн.чтн. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

57.

8.8

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире».

58.

8.9

Сопоставительная характеристика произведений А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» и «Неизвестный цветок».

59.

8.10

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» и её значение.

60.

8.11

Характеристика героя поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

61.

8.12

Творческий практикум. Очерк об участнике Великой Отечественной войны.

62.

8.13

Вн.чтн. А.С.Грин «Алые паруса».

63.

8.14

«Есенинская» линия русской лирики 20 века. Лирика Н.М.Рубцова.

64.

8.15

Проза 60-70-х годов. В.М.Шукшин «Дядя Ермолай».

65.

8.16

Народное понимание правды в рассказе В.М.Шукшина «Дядя Ермолай».

66.

8.17

Контрольная работа по теме «Литература 20 века»

67.

8.18

Читательская конференция: «Прогноз развития литературных традиций в 21 веке».

68.

8.19

Читательская конференция: «Прогноз развития литературных традиций в 21 веке».

всего

68

3

11

6

Литература 9 класс

Наименование тем и разделов.

Всего часов.

Из них.

К.р.

Разв.р.

Вн.чтн.

1

Автор – образ – читатель.

5

2

1.

1.1

Образ  – послание автора читателям.

2.

1.2

Человек и литература. Литературные традиции.

3.

1.3

Зачем мы читаем?

4.

1.4

Зачем мы изучаем литературу?

5.

1.5

Понятие интерпретации художественного произведения

2

Литература Средневековья.

3

1

6.

2.1

Литература средних веков. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов.

7.

2.2

Литература средних веков. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов.

8.

2.3

Человек и литература.

3

Литература Эпохи Возрождения.

5

1

1

9.

3.1

У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Тема – мотив – сюжет – жанр.

10.

3.2

У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии.

11.

3.3

«Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии «Ромео и Джульетта».

12.

3.4

Сервантес «Дон Кихот».

13.

3.5

Сервантес «Дон Кихот».

Контрольная работа по теме «Литература Эпохи Возрождения»

4

Эпоха просвещения.

7

1

1

1

14.

4.1

Мольер «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма.

15.

4.2

Мольер «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма.

16.

4.3

Вн.чт. О.Бальзак «Гобсек». Утверждение реализма в литературе.

17.

4.4

Сочинение «Вечные» мотивы в мировой литературе.

18.

4.5

Идеи просвещения и реализма в русской литературе 18 в. Г.Р.Державин.

19.

4.6

Лирика Г.Р.Державина.

20.

4.7

Контрольная работа по теме «Литература  Эпохи Просвещения».

5

Золотой век русской литературы.

43

1

4

2

21.

5.1

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

22.

5.2

А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

23.

5.3

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - роман о любви, чести и нравственном долге.

24.

5.4

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - роман о любви, чести и нравственном долге.

25..

5.5

Две России в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

26.

5.6

Две России в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

27.

5.7

Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

28.

5.8

Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

29.

5.9

Тема любви в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

30.

5.10

Художественное совершенство повести «Капитанская дочка». Особенности композиции. Автор, герои, рассказчик.

31.

5.11

«Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам.

32.

5.12

Повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

33.

5.13

Повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».

34.

5.14

Сопоставление повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».

35.

5.15

Сопоставление повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».

36.

5.16

М.Ю.Лермонтов – обзор фактов жизни и творчества.

37.

5.17

«Смерть поэта» - история создания, образы, художественное своеобразие.

38.

5.18

«Смерть поэта» - история создания, образы, художественное своеобразие.

39.

5.19

Вн.чтн.В.М.Шукшин. Рассказы.

40.

5.20

М.Ю.Лермонтов. Эмоциональная емкость художественных образов. Образ и символ.

41.

5.21

М.Ю.Лермонтов. Эмоциональная емкость художественных образов. Образ и символ.

42.

5.22

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Демон» и М.Ю.Лермонтова «Мой демон».

43.

5.23

Н.В.Гоголь – человек и писатель.

44.

5.24

Замысел автора и его образное воплощение в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

45.

5.25

Замысел автора и его образное воплощение в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

46.

5.26

Н.В.Гоголь «Ревизор». Образы Городничего и Хлестакова.

47.

5.27

Н.В.Гоголь «Ревизор». Образы Городничего и Хлестакова.

48.

5.28

Н.В.Гоголь «Шинель». Человек, лицо, вещь.

49.

5.29

Н.В.Гоголь «Шинель». Человек, лицо, вещь.

50.

5.30

И.С.Тургенев – жизнь и творчество.

51.

5.31

И.С.Тургенев «Ася».

52.

5.32

И.С.Тургенев «Ася».

53.

5.33

Вн.чтн. И.С.Тургенев «Первая любовь».

54.

5.34

Лирика Н.А.Некрасова.

55.

5.35

Лирика Н.А.Некрасова.

56.

5.36

Ф.М.Достоевский – обзор фактов жизни и творчества.

57.

5.37

Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

58.

5.38

Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

59.

5.39

А.П.Чехов «Студент». Традиционные образы в рассказе.

60.

5.40

А.П.Чехов «Студент». Традиционные образы в рассказе.

61.

5.41

Вн.чтн. А.П.Чехов. Рассказы.

62.

5.42

Сочинение-отзыв на рассказ А.П.Чехова.

63.

5.43

Контрольная работа по теме «Литература 19 века».

6

Духовная литература

2

64.

6.1

Н.В.Гоголь «размышления о Божественной Литургии»

65.

6.2

Архимандрит Иоанн «Слово на Светлой пасхальной седьмице».

6

7

Литература 20 века.

18

1

1

2

66.

7.1

Лирика конца 19 – начала 20 века. Понятие «Серебряный век».

67.

7.2

Лирика конца 19 – начала 20 века. Понятие «Серебряный век».

68.

7.3

Вн.чтн. Поэзия «Серебряного» века.

69.

7.4

И.А.Бунин «Темные аллеи».

70.

7.5

И.А.Бунин «Темные аллеи».

71.

7.6

Современная духовная литература.

72.

7.7

А.Ахматова, М.Цветаева. Лирические герои поэтов. Способы и приемы выражения их чувств.

73.

7.8

А.Ахматова, М.Цветаева. Лирические герои поэтов. Способы и приемы выражения их чувств.

74.

7.9

М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. Сатирический дар. Повесть «Собачье сердце» - обзор содержания.

75.

7.10

Новая социальная обстановка, изображенная в повести, и новая социальная психология.

76.

7.11

Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

77.

7.12

Образная система повести «Собачье сердце».

78.

7.13

Поэтический семинар: знакомство с поэзией 20 века.

79.

7.14

Тема войны в советской литературе. М.А.Шолохов «Судьба человека».

80.

7.15

Тема войны в советской литературе. М.А.Шолохов «Судьба человека».

81.

7.16

Современная проза.

82.

7.17

Вн.чтн. Писатели и произведения второй половины 20 века.

83.

7.18

Итоговая контрольная работа (подготовка к читательской конференции).

8

Зарубежная литература 19 века.

3

1

84.

8.1

О.Уайльд «Кентервильское привидение».

85.

8.2

О.Уайльд «Кентервильское привидение».

86.

8.3

Вн.чтн. Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик».

9

Прошлое, настоящее, будущее.

16

1

4

87.

9.1

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».        

88.

9.2

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».        

89.

9.3

«Герой времени».

90.

9.4

Сопоставительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского

91.

9.5

Сопоставительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского

92.

9.6

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».

93.

9.7

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».

94.

9.8

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

95.

9.9

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

96.

9.10

Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

97.

9.11

Характеристика Печорина. (по главе «Тамань»).

98.

9.12

Н.В.Гоголь «Мертвые души». История создания, замысел, жанр.

99.

9.13

Н.В.Гоголь «Мертвые души» - образы помещиков.

100.

9.14

Н.В.Гоголь «Мертвые души» - образы помещиков.

101.

9.15

Чиновники в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

102.

9.16

Читательская конференция на тему «Художественное произведение и его читатели – хочу рассказать о прочитанной книге»

  В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  4. определять род и жанр произведения;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  6. выявлять авторскую позицию;
  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
  10. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  11. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  12. участия в диалоге или дискуссии;
  13. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  14. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...