Проблематика поэмы К.Иванова "Нарспи"
творческая работа учащихся по русскому языку (11 класс) на тему

Чурашова Людмила Петровна

Уроки чувашской литературы в помощь  учащемуся для  подготовки к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблематика поэмы К.Иванова «Нарспи»

 Поэма «Нарспи», по мнению литературных критиков,- наиболее совершенное из всех поэтических творений К.Иванова. В нем он изображает трагическую историю неудавшегося семейного счастья парня-бедняка Сетнера и девушки Нарспи из богатой семьи.

            Взаимоотношения людей в обществе, где существует социальное неравенство, - вот проблема, которую поднимает автор в своей поэме.

            Данная проблема является актуальной, потому что нравы богатых россиян сегодня мало чем отличаются от пристрастий богачей, изображенных К.Ивановым.

            Нарспи и Сетнер любят друг друга, но Михедер нашел жениха для любимой дочери под стать своему богатству.

            Автор показывает, как корыстные взаимоотношения Михедера и богатых женихов Нарспи превращают самое дорогое в жизни человека – любовь – в предмет купли и продажи, честь – в бесчестье. Это позволяет читателю увидеть всю ничтожность внутреннего мира богатых односельчан, помогает понять, почему страсть к обогащению заглушает в Михедере все родительские чувства.

            К.Иванов заставляет нас  задуматься над тем, как власть капитала попирает достоинство человека.

            Проблему социального неравенства, утверждающего превосходство богатых над бедными, автор раскрывает на примере семей Нарспи и Сетнера. Рассматривая данную проблему, поэт рассказывает о том, что Сетнер безгранично любит Нарспи. Но его красота и сила, ум и талант для Михедера – ничто. Богатый Тахтаман – лучший жених для его любимой дочери, хотя тот стар и безобразен.

            Автору важно убедить нас в том, что бедняк Сетнер по праву может противопоставить богачам в качестве высшей добродетели силу своей бескорыстной любви к Нарспи,  к обездоленным людям, силу гнева и ненависти ко всему несправедливому в жизни.

            Поэт с чувством рассказывает о том, как героиня становится страстной обличительницей существующих порядков в семье:

                                                                  Как кусок для волчьей пасти

Ты, отец, меня берег.

Ты лишь в деньгах видишь счастье,

Лишь в наживе видишь прок.

Она, утверждает автор, не хочет смириться со своей участью:

Убежала в ночь с Сетнером

Непокорная Нарспи.

            Автор считает, что достоинство человека определяется его нравственными качествами, а не материальным богатством.

            Позиция автора четко сформулирована:

Не в одном богатстве счастье,

В жизни дорог человек!

 

Мне близка позиция автора, нарисовавшего картину бессердечия нравов в мире, кумиром которого являются деньги.

Умножаются капиталы богачей,  изменяется манера поведения, но неизменными остаются их законы человеческих взаимоотношений, основанные на холодной  расчетливости и бездушии. В подтверждение хочу привести свои аргументы.

Вспомним Фамусова, его страсть к богатству и власти. Он мечтает выдать Софью замуж за человека, подобного Скалозубу, ведь тот  «…и золотой мешок и метит в генералы». Он никогда не согласиться, чтобы дочь стала женой Молчалина, жалкого секретаря.

На память приходит и пьеса А.Н.Островского «Бесприданница»,  в которой мать главной героини продает свою дочь богачу Кнурову. Но для Ларисы Огудаловой существует мир только бескорыстной любви. В качестве вещи, которую можно купить или продать,  она себя не представляет и уходит из жизни.

Таким образом,  мы видим, какова жизненная философия богатых: деньги и положение в обществе; их чувства подчинены трезвому расчету. К.Иванов в своей поэме изобразил страшные картины алчности, жестокости и равнодушия к самому родному человеку, чтобы утвердить идеалы свободы,  добра и  любви к людям.



Предварительный просмотр:

Чурашова Л.П.,

учитель русского языка и литературы

г. Новочебоксарск

Проблема психологизма

в изображении человека и природы

в раннем творчестве А.П.Чехова

Мир художественного произведения. 

В поэтике Чехова огромную роль играет природа. Вся энергия художника, считал Чехов, должна быть обращена на две силы: на человека и природу. В его творчестве, от ранних рассказов до «Вишневого сада», разворачивается и трагедийный конфликт: пересыхают реки, редеют леса и сады, «а новое не растет. Что  вырастет, то сейчас его рубят; сегодня взошло, а завтра, гляди, и срубили люди – так без конца краю…» («Свирель», 1887).

        Герой другого рассказа перед смертью вспоминает, что прежде на лысой горе синел старый сосновый бор, у реки, где теперь стоит одинокая березка, «молоденькая и стройная, как барышня», был крупный березовый лес, и приходит к выводу, что от жизни человеку одни убытки, а от смерти – польза…

        Человек должен посадить и вырастить хотя бы одно деревце, иначе порвется связь времен и наступит опустошение – утверждает Чехов. «Вы безрассудно рубите леса, и скоро на земле ничего не останется. Точно так вы безрассудно губите человека, и скоро, благодаря вам, на земле  не останется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собою…» («Дядя Ваня»).

        Природа для Чехова – част его существования. Времена года – важные этапы жизни. Любая перемена погоды – явление, равноценное литературным, общественным делам: о дожде, снеге он упоминает в письмах в одном ряду с ними. Свою связанность с природой он всю жизнь ощущал очень остро: его настроение барометрически реагировало на погодные изменения. Наверное, поэтому, читая рассказы Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно одиноко, неподвижно и бессильно… Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой.

        Природа в художественном произведении живет в сопоставлениях – то прямых, то контрастных - с психологическими, социальными особенностями человеческой жизни.

        В искусстве немало художников, считающих природу духовным и чуть ли не разумным существом. Тургенев и Толстой во многих своих произведениях, сравнивая жизнь людскую с природной, думают о превосходстве естественных законов над общественными, о благотворном подчинении человека этим законам: «Должно учиться у природы её правильному и спокойному ходу, её смирению».

        На эту философско-нравственную традицию и ориентируется больше и, прежде всего, когда изображает природу, делая её одним из главных персонажей своих произведений. Однако Чехову чужда идея смирения человека перед стихией природы, растворения человеческой воли и активности в «бездейственной тиши». Природа для Чехова – олицетворение той мощи, которой недостает его героям. И вводя ее в художественный мир произведения, он вводил тем самым оценочный критерий тому, что совершают в этом мире его персонажи.

Природа - главный персонаж в рассказах А.П.Чехова.

О природе писали многие художники слова. Но сейчас нам, пожалуй, важнее опыт Чехова, который рассказывал не об уникальной жизни человека наедине с природой в краю непуганых птиц, а о повседневном общении с ней человека современной цивилизации в условиях города, квартиры, пригородной дачи.

        Природа в понимании Чехова одухотворена. Деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди. Они огорчаются, радуются, волнуются, грустят.

        Среди ранних рассказов Чехова есть очерк «На волчьей садке» (1882), где описывается жестокое зрелище – травля волков, устроенная на Ходынском поле в Москве: «Волк… осматривается…Нет спасения! А ему так хочется жить» Хочется жить так же сильно, как и тем, которые сидят на галерее, слушают его скрежет зубовный и глядят на кровь». В чеховское время так не писал никто.

        Волчиха из «Белолобого» - домашнее, понятное, чадолюбивое существо: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы без нее кто не обидел волчат… Её мучил голод, голова разболелась от собачьего лая…».

        Прибегая к приему антропоморфизма в изображении природы, Чехов не искажает естественных свойств животных, не приписывает им того, что им не свойственно. С таким же мастерством он описывает и неодушевленные предметы. Так, в рассказе «На реке» описывается ледоход. Чехов показывает, как «одна большая льдина… долго не пускает мост от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти… вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами… Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто».

        Мысль о неразрывной связи природы с жизнью человека присутствует и в рассказе «Ванька». Главный герой вспоминает о своей жизни в деревне. Воспоминания уводят его в счастливое время, когда они с дедом ходили в лес за елкой для господ. «Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал… Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать…». Герой рассказа видит в природе истинное человеческое содержание. Совершенно не удивительно то, что Ванька, тоскуя о  дедушке, вспоминает и о деревенских собаках – Вьюне и Каштанке. Мальчик считает, что «Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, но под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство». Когда же дед дае собакам «понюхать табаку», Каштанка «чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает…». Читатель видит, что мальчик любит своих питомцев родственной любовью. Ему чужды люди, у которых он сейчас живет, потому что здесь «все колотят его», «а скука такая, что и сказать нельзя…Пропащая жизнь, хуже всякой собаки…».

Мотив одиночества и непонимания смысла жизни в судьбах героев.

        Природа у Чехова отзывчива к человеку в горе и в радости: к влюбленным из темной травы, слабо освещенные полумесяцем, тянутся сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви.  В рассказе «Агафья» мягкий, махровый цветок на высоком стебле коснулся щеки, как ребенок, который хочет дать понять, что не спит.

         У Чехова существенным злом является непонимание друг друга и одиночество людей. Этот мотив незащищенности, бесприютности живых человеческих чувств присутствует во многих произведениях писателя.

        В рассказе «Тоска» Чехов повествует о городском извозчике, Ионе Потапове, который после смерти сына остался совсем один. Ему не с кем разделить горе, потому что толпы людей бегут мимо, не замечая ни его, ни тоски, которая настолько громадна, что не знает границ. Иона пытается рассказать о своем горе людям, которые садятся в его сани, но они не сочувствуют и даже бьют по голове. В конце концов, Иона осознает, что «обращаться к людям бесполезно. Он идет в конюшню, где стоит его лошадь, начинает разговаривать с ней, «увлекается и рассказывает все…» А «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

        На протяжении рассказа герой ищет человеческое участие среди людей, а находит его в своей лошаденке. Человек в рассказе Чехова раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе, как, тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь, и человек успокаивается. Природа указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния, помогает встать на твердую почву.

        В рассказе «Каштанка» Чехов утверждает, что животное переживает разлуку с близкими так же, как и человек. Он описывает страдание собаки так наглядно, что заставляет и читателя грустить и терзаться вместе с ней. Размышляя над событиями, которые произошли с Каштанкой, невольно задаешься вопросом, почему собака убежала от дрессировщика, который так сытно кормил и не обижал её. Почему она вернулась к полуголодному существованию в квартиру столяра? Наверное, потому, что у Федора Тимофеевича она была одинока. Совсем другие отношения были в семье столяра, где отец с сыном вместе коротали вечера, Федюшка играл с Каштанкой, а Лука Александрович читал газету… В конце рассказа мы видим, как Каштанка вновь возвращается домой. Она идет за своими хозяевами, глядит «им обоим в спины и ей кажется, что она уже давно идет за ними и радуется, что   жизнь её не обрывалась ни на минуту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока:    1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....