Не с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мукминова Гузель Саитовна

Урок изучения нового материала по теме "Не с причастиями" составлен в форме путешествия по пустыне Безграмотности, что позволяет вовлечь каждого ученика в учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_prichastiyami.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Ι. Обучающие:

1. Знания: дать знания о правописании не с причастиями; повторение  правописания  частицы не с именами существительными, именами прилагательными, глаголом.

2. Умения: совершенствование умения видеть причастный оборот в тексте и ставить знаки препинания при нем, закрепить  умение проводить орфографический, морфемный, частичный синтаксический разбор; закрепить умение составлять словосочетание и предложение, подбирать однокоренные слова; совершенствовать умение работать с материалом школьного учебника.

3. Навыки: продолжается формирование навыка грамотного письма:

- орфограммы: не с причастиями, именами существительными, именами прилагательными, глаголами,  и -нн в суффиксах прилагательных и причастий; попутное повторение встречающиеся орфограммы: безударные проверяемые в корне слова; повторить пунктограммы: знаки препинания при причастном обороте.

4. Развитие речи: максимально  использовать возможности урока для развит, слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное),  письмо (количество записанных на уроке слов: 92). Развивать коммуникативные умения  (составление словосочетаний, умение определять тему и идею текста, давать тексту заглавие).

5. Речеведческий потенциал дидактического текста: используется авторский текст из русской классической литературы (фрагмент из произведения С. Аксакова), стихотворение Л. Квитко

6. Стилистический аспект: работа с художественным стилем (фрагмент произведения) и учебно-научным подстилем научного стиля (учебник).

ΙΙ. Развивающие цели: развитие памяти, внимания, мышления, орфографической зоркости.

 

ΙΙΙ. Воспитательные цели: воспитать интерес к русскому литературному языку, русской классической литературе, уважение друг к другу, чувство сострадания и взаимопомощи.

Оборудование:  учебник русского языка для 7 класса под редакцией (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов)

Раздаточный материал:  карточки с дидактическим материалом, таблица «Не с причастиями»

              Раздаточный материал

Карточка № 1

(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря еще (не) закрытая черной приближающейся тучей озаряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеше(н/нн)ые окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не) прекращавшегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

                                                                                                        (С. Аксаков.)

Карточка № 2

Образец: Комары надоели за ночь, куда-то исчезли.

                            Комары, надоевшие за ночь, куда-то исчезли.

  1. Светится под лучами неяркого солнца поверхность пруда, отражает деревья тенистого сада.
  2. Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.

Карточка № 3

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок.

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только

Одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком,

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать. (Л. Квитко)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


I.Организационный момент.












II. Проверка домашнего задания.









































1. Словарно-орфографическая работа.













































ІІІ. Целепологание.










IV. Повторение пройденного материала.
















































V. Объяснение нового материала.

























































































































VI. Первичное закрепление.






























2. Осложненное списывание с комплексом заданий.








































3. Распределение






 















4.Редактирование








Резерв.

4. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.













Самоинструкция




















































































VII. Задание на дом.



























VIII. Подведение итогов.























IХ. Оценивание.







 - Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Откройте свои тетрадки, красиво и аккуратно запишите сегодняшнее число: седьмое декабря, классная работа. Тема урока на слайде: «Слитное и раздельное написание не с причастиями».



- Проверим домашнее задание. Какое упражнение было вам задано на дом?


-Что вам нужно было сделать в этом упражнении?





-Хорошо.  Нужно прочитать предложения  и прокомментировать. Все слушают внимательно и проверяют свои ошибки. Итак, первое предложение…




-Хорошо. Исправьте те, у кого не так. Второе предложение…




-Молодец. Следующее предложение.










-Молодцы! С домашним заданием справились.




- Выполним словарно-орфографическую работу.

Слово впечатление.  По толковому словарю найдем и прочитаем значение этого слова.





- Это слово многозначное. Запишем эти значения.













- Проговорим слово четко, по слогам все вместе.

Учитель пишет слово на доске, ученики – в словариках (тетрадях). Отмечаем ударный слог, подчеркиваем безударные гласные.


ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

Подберем и запишем однокоренное слово, проведем морфемный анализ.


Впечатление – сущ., изм.


Впечатлительный – прил., изм.

Составим словосочетание.



- Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы находимся в пустыне Безграмотности. Нам нужно узнать, как частица не пишется с причастиями. Для этого мы выходим в путь. Отправляемся в океан Знаний.


- Но прежде, посмотрим на слайд, что нам рекомендуют. (слайд №2)





- Вспомним, как частица  не пишется   с   самостоятель-ными частями речи, ведь это облегчит нам путь. Итак, как частица не пишется с глаголами?




- Верно. Посмотрите на слайд №4.

-  Как частица не пишется с именами существительными?











- Умница! Посмотрите на слайд №5.

- А как не пишется с именами прилагательными.












- Молодцы! Посмотрите на слайд №6.



-Как видно, не может писаться слитно и раздельно с именами существительными, именами прилагательными,  глаголом. При выборе  орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, т.е. рассмотреть слово в предложении. Это важно и по отношению к написанию не с причастиями.

    Причастие имеет свои особенности. Причастие может   присоединять  зависимые слова, образуя причастный оборот. Причастия могут иметь краткую форму. Все это влияет на написание не с причастиями.

    Рассмотрим случаи, когда не с причастиями пишется слитно, а когда раздельно.

    Посмотрите на слайд (слайд №7). Прочитайте первое выражение (указывает). Вова.

- От какого слова образовано причастие?

- Возможно ли употребление причастия без не?

- Какой вывод мы можем сделать из сказанного?


- Правильно. Молодцы! Прочитайте второе выражение. Максим.

-  Какое это причастие? Полное или  краткое?

- Есть ли при причастии зависимые слова или отрицание?

- Какой вывод можно сделать в этом случае?




- Молодцы! Прочитайте следующее выражение. Данил.

- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастием.

- Верно. Следующее выражение (указывает). Прочитайте. Марина.

- А здесь что влияет на раздельное написание не с причастием?


- Молодцы! И последнее выражение. Настя.

- В чем особенность этого причастия?

- А значит?..



- Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на столе.

(рассказывает правило по таблице, опираясь на приведенные примеры)

- Теперь обратимся к учебнику. Узнаем, о чем мы еще не сказали. Откройте стр. 199. Прочитайте правило.  








































- Кому не понятно, поднимите руку.


- Хорошо. Разобрались, когда не с причастиями пишется слитно, а когда раздельно. Теперь приступим к выполнению упражнений.


- Найдите упражнение 452. Вам нужно распространить причастия зависимыми словами. Образец показан на слайде (слайд №8). Прочитайте его.


- Выполним упражнение устно.




- Хорошо. Продолжите дальше.




- Хорошо. Дальше.







- Молодцы! Найдите карточку под № 1. Вам дается отрывок из произведения С. Аксакова, с которым мы познакомимся завтра на уроке литературы.

    Задание такое: нужно выписать первое предложение,  разобрать его по членам,  выписать все слова с пропусками букв, причастия и причастные обороты с зависимыми словами. Причастия подчеркнуть как члены предложения. Одну строчку оставьте для заглавия, потом впишите. К доске пойдет…












- Сверьте свои записи  с записями на доске.

- Какова тема данного отрывка?

-Какова идея?




Как можно озаглавить текст?




- Задание такое: запишите словосочетания , которые даны на слайде (слайд №9) в две колонки:

                1)  не слитно,

                2)  не раздельно.

Выполняем в тетрадях.













- Проверьте свои записи по слайду (слайд № 10).

- Задание следующее: вам нужно будет списать предложения, данные на  слайде (слайд №11), раскрывая скобки.


- Проверим, что получилось (слайд №12).


Задание: записать предложения под диктовку, объяснить написание не с причастиями. Определить их род и число.

   

  Мальчик, не принимавший участие в игре, сидел на лавке. Не избалованная жизнью крестьянка, стойко перенесла и это горе.  На столе лежала непрочитанная книга. Трава была не скошена. Она не избалована жизнью. Ошибка была не исправлена.




Как часто мы делаем ошибки на правила, которые нам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к  грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды, преодолеть их вам поможет волшебное средство под названием самоинструкция. Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкции прикладываются к пылесосам, стиральной машине, телевизору и другим приборам. В инструкциях сообщается, что нужно делать, какие операции производить, чтобы приборы работали. Кроме того, обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия, а если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко о маленьком мальчике Лемеле.

Мама сказала:

- Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок.

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только

Одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком,

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

Итак, вы сами видите, что инструкция окружает нас на каждом шагу. А теперь попробуйте догадаться, что такое самоинструкция. Вы правы, если думаете, что самоинструкция это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подает себе команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию к изучаемому правилу. Она нам поможет ничего не потерять или ничего не перепутать. Итак, нам нужно правильно написать гласную в суффиксе причастия.


Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу – обдумывай план!


- Откройте дневники, запишите домашнее задание (слайд № 13) (указывает).  Заполнить примерами  и выучить таблицу «Не с причастиями», выполнить упражнение 367.

  Найдите это упражнение. Задание такое: спишите, определяя слитно или раздельно  нужно писать не с причастиями. Вставьте  пропущенные буквы.

  Первое предложение: дремотой розовой объята трава некошеной межи. Некошеной – отглагольное прилагательное, нет зависимых слов, поэтому с не пишется слитно.

    Кому не понятно задание на дом?    



-  Приближается к концу наш урок. Нужно сделать выводы о том, какие знания мы получили. Посмотрите на слайд (слайд № 14) и ответе на вопросы.

   С какой орфограммой мы сегодня познакомились на уроке? Никита.

- Когда не с причастиями пишется слитно? (слайд №15)






- Когда не с причастиями пишется раздельно?






- Молодцы! Поработали сегодня хорошо.

  Те, кто работал у доски, получат оценки «хорошо» и «отлично» в журнал (называет эти фамилии). А остальным хочу пожелать, чтобы брали пример  с тех, кто получил хорошие оценки. И надеюсь, что порадуют меня своими ответами на следующем уроке. (слайд №16)



(называют фамилии)


(пишут в тетрадях число: двадцать пятое февраля, классная работа, тему: слитное и раздельное написание не с причастиями)





- Упражнение 451.




-Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, решая вопрос о написании н и нн  в суффиксах причастий и прилагательных.

-На южной стороне дома были расположены комнаты, натопленные и жилые. В слове расположены  пишется одна буква н, т.к. это краткое причастие. В слове натопленные - две буквы н, т.к. это полное страдательное причастие.

-Сквозь полукруглые  окна был виден сад, заваленный снегом. В слове заваленный – две буквы н, т.к. это полное страдательное причастие.

-Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. В слове казалось в первом слоге пишется буква а, проверочное слово – кажется. В слове заколдованном – две буквы н, т.к. это полное страдательное  причастие.







Впечатление – 1. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым. 2. Влияние, воздействие. 3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства,

соприкосновения с кем-нибудь, чем-нибудь.


Ученики записывают в тетрадь:

Впечатление – 1. След, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым.

2. Влияние, воздействие. 3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства,

соприкосновения с кем-нибудь, чем-нибудь.



Один ученик читает слово по слогам:

ВПЕ-ЧА-ТЛЕ-НИ-Е.











- Впечатлительный.






- Детские впечатления, дорожные впечатления, незабываемое впечатление.










 

- Собираясь в дальний путь, не забудьте взять с собой правило о правописании

не с глаголами, существительными,

 прилагательными.





-Не с глаголами пишется раздельно. Кроме тех случаев, когда глагол без не не употребляется. Например: невзлюбить.

(смотрят, читают про себя)


-С существительными не может писаться и слитно, и раздельно.            

  Слитно, если:

     -существительное без не не употребляется (ненастье);

     -нет отрицания, не является частью слова (неприятель).

  Раздельно, если есть отрицание ( это не тигр, а другой зверь).

(смотрят, читают про себя)


- С именами прилагательными не может писаться так же  и слитно, и раздельно.

    Слитно, если:

       -прилагательное без не не употребляется (небрежный);

       -нет отрицания (неинтересный).

     Раздельно, если есть отрицание (дом был не большой, а маленький).

(смотрят, читают про себя)
































- Негодующий взгляд.

- От глагола негодовать.


- Невозможно.


- Если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

- Неисправленная ошибка.



- Полное.


- Нет.



- Полные  причастия,  которые не имеют  при себе зависимые слова и  отрицание, пишутся слитно.

- Не исправленная, а пропущенная ошибка.


- Если причастие имеет противопоставление, то с не оно пишется раздельно.

- Не исправленная учеником ошибка.


- Если при причастии есть зависимые слова, то с не оно пишется раздельно.


- Ошибка не исправлена.


- Оно дано в краткой форме.

- Причастие в краткой форме с частицей не пишется раздельно.







- Не с причастиями может писаться и слитно, и раздельно:

Нераспаханное поле

Нераспаханное до сих пор поле

Поле не распахано

  1. Не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов:
  1. Незатихающая буря ломала деревья.
  2. По незамерзшему пруду плавали утки.
  1. Не с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть пояснительные слова:
  1. Ни на минуту не затихающая буря ломала деревья.
  2. По ещё не замёрзшему пруду плавали утки.
  1. С краткими причастиями не пишется раздельно:

Картина не завершена. – Картина до сих пор не завершена.

Если причастие не употребляется без не, то не пишется слитно: негодующий человек, недоумевающий взгляд.


Таких слов всего несколько.
















- Непрочитанная книга – книга до сих пор не прочитана

- Нерасколотый орех – не расколотый еще орех; неукрашенная ёлка – вовремя не украшенная ёлка.

- Невыполненное задание – не выполненное мной задание. Незамеченная ошибка – не замеченная до сих пор ошибка.

- Незавершенная стройка – не завершенная до сих пор стройка.

Неполученная посылка – не полученная еще посылка.



















Незабываемое впечатление  оставила гроза в деревне;

заря, еще не закрытая черной приближающейся тучей;

дождь, не прекращавшийся в течение целого часа;

 незанавешенные окна;

не смолкавшие ни на минуту раскаты грома;

непрекращавшегося страха.

   (Сверяют свои записи.)



- Гроза.

- Страшная гроза.

- Впечатления от грозы.




-Гроза.

-Страшная гроза.



Не слитно:

Недописанное письмо

незабываемая встреча

непрекращающийся

дождь

по неисследованной    

местности

незаконченный рассказ


Не раздельно:

Письмо не дописано

не ослабевающая ни на

минуту тревога

не сжатая, а скошенная

рожь

не успокоившееся после

бури озеро

телефон не

отремонтирован

( проверяют свои записи)


Море,  не  успокоившееся после ночной бури, все еще рокотало.

 Ветер,  не ощущаемый внизу,  плавно проносил по небу белоснежные облака.

(проверяют свои записи)



Мальчик, не

        ед.ч., м.р.

принимавший участие в игре, сидел на лавке. Не

        ед.ч., ж.р.

избалованная жизнью крестьянка, стойко перенесла и это горе.  На столе лежала

        ед.ч., ж.р.

непрочитанная книга.


                          ед.ч., ж.р.

Трава была не скошена.

                   ед.ч., ж.р.

Она не избалована жизнью. Ошибка была не

    ед.ч., ж.р.

исправлена.

(записывают задание на дом в дневниках)


































































-Не с причастиями.



- 1. Если причастие без не не употребляется;

2. Если нет зависимых слов;

3. Если нет противопоставления.


- 1. С краткими причастиями;

2. При наличии зависимых слов.

3. При наличии противопоставления.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...