КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Жаналиева Нуржамал Самиевна

КАРТОЧКИ -ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ .ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 30077_11_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Обучение написанию сочинения-рассуждения по тексту

2 курс

Тема: Создание сочинения- рассуждения

Тип урока: Обучающий

Цели урока:

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
2) совершенствование навыков анализа текста;
3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Домашнее задание к уроку: 1.Индивидуальное сообщение «Судьба А.И.Солженицына»

                                                2. Ответить на вопрос: почему произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и в наше время интересны? Что есть в них такого, что заставляет нас перечитывать и анализировать их                                                3. Вспомнить, как и когда было написано произведение А. Ахматовой «Реквием».

Оборудование: текст статьи Солженицына, тетради, справочные материалы, портрет писателя

План урока (сетка времени)

1-й час

I. Организационный момент                                   1 мин

II. Контроль  домашнего задания                            3 мин

    Индивидуальное сообщение « Творческая биография

А.И.Солженицына                                    

III. Подготовка к сочинению

    А) Повторение: план сочинения                            3 мин

     Б) Чтение текста учителем                                   5 мин

     В) Работа с ключевыми словами, заглавием текста   3 мин

     Г) Медленное чтение с комментированием          25 мин

     Д) Формулирование проблемы , идеи текста         3 мин

     Е) Определение стиля текста, доказательство      2 мин

                                                2-й час

IV. Проверка усвоения знаний

     А) Работа в группах, написание композиционных частей сочинения                                                                        20 мин

      Б) Чтение, анализ написанных частей сочинения, конструирование сочинения                                            15 мин

      В) Обсуждение сочинения, написанное выпускником  7 мин

1 мин

VI. Домашнее задание                                                         2 мин

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I

Организационный

1

II

 Контроль д.з

3

Учащийся делает сообщение

Остальные слушают, делают записи

III

Подготовка к сочинению

А)

Повторение: план сочинения- рассуждения

3

преподаватель предлагает повторить план сочинения, какие требования предъявляются к  каждой части

Вспоминают, обсуждают, делают записи

Б)

Чтение текста преподавателем

5

преподаватель выразительно читает текст

Внимательно слушают, делают пометки в тексте статьи

В)

Работа с ключевыми словами, заглавием

3

Найдите ключевые слова. Как вы понимаете заглавие. Какая связь между заглавием и ключевыми словами?

Ложь, Красота, Искусство, Истина, Добро, Литература, Правда

Находят, называют и записывают ключевые слова, обсуждают заглавие

Г)

«Медленное чтение» с комментированием

25

Предлагает внимательно перечитать текст по абзацам, чтобы проследить и понять мысль автора


1Красота спасет? В чем сомневается автор? С какой целью автор использует ряд вопр. предложений в начале текста?  


2. С помощью какого слова присоединяется  2 абзац? Почему? Появляется новое слово. Что это значит? Красота = Искусство


3. 8 предложение присоединяется к предыдущему с помощью ЖЕ. Почему? Искусство+ истина захватывает, приобщает. Речь идет об искусстве, которое постигло истину.


4. Как понимаете абзац? О чем говорит автор? К какому средству речевой выразительности прибегает? С помощью метафоры автор говорит, что, когда Истина и Добро «задавлены», пробивается Красота. Нужно прокомментировать. Приведем примеры из истории литературы.

5.6.Достоевский прав? Спасет литература мир? Нет полной уверенности, т.к не понятно, как это происходит.


Сделаем остановку, обсудим. Солженицын считает, что слово Красота нужно понимать не узко, как мы привыкли. Красота- это Искусство+Истина+Добро = Литература


7. Ложь+ насилие. Почему автор заводит разговор об этом, ведь мы ожидаем ответа на вопрос, как искусство и литература спасут мир?

Афористичность языка.


8. Красота-Искусство спасают мир! Как? Побеждая ложь, побеждают насилие.


9. Что слышите в этих словах?  Призыв. В бой! Воскл. предложения.


10. Почему статья заканчивается русской пословицей? Народная мудрость – неопровержимый аргумент.


11. Вывод Жить не по лжи - бороться с ложью.


Читают по абзацам, обсуждают, отвечают на вопросы, делают записи

Д)

Формулирование проблемы, идеи

3

Спасет ли красота мир?

Да, если Красота= Литература, Искусство

Формулируют, комментируют

Ж)

Личностная позиция

1

Напоминает  факты из истории литературы

Вспоминают Творческую биографию А.Ахматовой, А.И.Солженицына

Е)

Определение стиля, доказательство

2

К какому стилю относится текст? Докажите.

Находят особенности стиля, отмечают в тексте, записывают.

IV

Проверка усвоения знаний

А)

Работа в группах написание комп. частей сочинения

20

Направляет, помогает, корректирует

Обсуждают в группах, оформляют работы

Б)

Чтение, обсуждение полученных частей

15

Подсказывает, исправляет недочеты, комментирует

Принимают участие в обсуждении, дополняют

В)

Анализ сочинения, написанного выпускником

7

Предлагает  обсудить, отметить «плюсы» и «минусы» работы

Слушают, обсуждают, делают записи

V.

Итог. Оценивание

1

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигнута она?

VI.

Д.З

2

ДЗ Написать сочинение не менее 170 слов

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ

 1) Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасет красота». 2)Что это? 3)Мне долго казалось – просто фраза. 4)Как бы это возможно? 5)Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? 6) Облагораживала, возвышала – да, но кого спасала?

  7) Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце…

   8) Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам ее сгущено-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, - и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.

   9) Так, может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты - не просто парадная обветшалая формула? 10) Если вершины этих трех дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, то, может быть, причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место и так выполнят работу за всех трех?

  11) И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского «Мир спасет красота»? 12) Ведь ему дано было многое видеть, озаряло его удивительно.

  13) И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру?

   14) Скажут нам: что может литература против безжалостного натиска открытого насилия? 15) А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно, оно…непременно сплетено с ложью. 16) Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием.

   17)И простой шаг простого  мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! 18) Пусть это проходит в мир и даже царит в мире, но не через меня. 19) Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! 20) Уж в борьбе-то с ложью искусство побеждало, всегда побеждает! -  зримо, неопровержимо для всех! 21) Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства. 22) А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет.

   23) Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. 24) Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой!

   25) В русском языке излюблены пословицы о правде. 26) Они настойчиво выражают немалый тяжелый опыт, и иногда поразительно:  одно слово правды весь мир перетянет.

                                   (Александр Солженицын, из Нобелевской лекции, 1972г)

Сочинение учащейся (недочеты сохранены для правки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки заданий по немецкому языку для групп технического профиля

Дидактический материал для уроков немецкого языка по теме Измерительные инструменты по  профессиям технического профиля  "Токарь", "Слесарь"...

Карточки-задания по русскому языку

Карточки-задания по теме "Глагол", "Имя существительное", "Имя прилагательное" (5 класс) разработаны для использования во время уроков с целью изучения уровня обучаемости каждого ученика...

100 карточек-заданий на тему "Нравственное воспитание на уроках русского языка"

Карточки-задания представляют собой дидактический материал, который можно использовать на уроках для индивидуальной работы. На тему нравственного воспитания подобраны тексты, высказывания известных лю...

Карточки-задания для 5 класса. Русский язык. Единственное и множественное число имён существительных.

Карточки-задания помогут учителю быстро проверить знания обучающихся по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Результаты помогут выявить пробелы в знаниях и откорре...

Методическая разработка по русскому языку. Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс.

Методическая разработка по русскому языку.Карточки - задания к обобщающему уроку по теме "Имя существительное". 6 класс....

Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку с ответами

Данный материал предназначен для учителей русского языка и учащихся 10-11 классов. Формулировки заданий в карточках не всегда совпадают с экзаменационными. Это сделано для того, чтобы выпускник мог не...

Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Карточки-задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...