О функциях вариантных форм глагола в современном русском языке
статья (русский язык) по теме

Данная статья может быть использована на уроках русского языка при  повторении темы  "Глагол" в  старших классах или на факультативных занятиях по русскому языку и литературе. Статья поможет определить, какие из  глагольных форм более предподчительны в современном русском языке и какова главная функция вариантных форм глагола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_o_variantnyh_formah_glagolov.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

О функциях вариантных форм глагола в современном русском языке

Вопрос о вариантных формах глагола относится к числу недостаточно изученных, требующих дальнейшей теоретической разработки.

Какие глагольные формы из пар, приведенных ниже в скобках, более предпочтительны?

1. Лодки не стоят неподвижно: они(колыхаются, колышутся) на воде.

2. Провожающие на перроне (махают, машут) вслед уходящему поезду.

3. Дует ветер, дождь (брызгает, брызжет) в лицо.

4. Весна, текут ручьи, с крыш (капает, каплет)1.

В современных текстах употребляются обе формы. Остановимся на изменении функций вариантных форм глагола настоящего времени в литературном языке XVIII—XX вв.

Двоякие формы глаголов типа махают — машут были широко распространены уже в XVIII в. Об этом свидетельствует материал словарей и литературных памятников того времени. Круг глаголов с двоякими, вариантными формами настоящего времени в XVIII в. был шире, чем в современном литературном языке. Так, существовали пары хромают — хромлют, черпают — черплют и т. п. Ср. пример употребления формы черплют, утраченной современным литературным языком:

Раздоры пагубны трясут и твердо царство.

В них пользы черплют лишь хищенье и

коварство.

(Г. Державин).

Появление новых форм (черпают, махают) наряду со старыми, традиционными (черплют, машут) объясняется  воздействием продуктивного словоизменительного класса. По аналогии с продуктивными глаголами делать - делают, читать — читают у глаголов непродуктивного класса (махать — машут, черпать — черплют) стали по- являться новые формы махают, черпают.

Известно, что для языка не характерно сохранение функционально тождественных вариантных форм. У некоторых глаголов из двух форм утвердилась одна, продуктивная (только черпают вместо черплют и черпают) или непродуктивная (только колеблют вместо колеблют и колебают). Но большая часть глаголов (более 30) сохранила вариантные формы до настоящего времени (машут — махают; плещут — плескают и т. п. ).

В XVIII в. вариантные формы широко использовались в произведениях разных стилей и жанров: в трагедиях, одах, стихотворениях, комедиях. Ср. примеры:

Се в первый раз во мне суровый дух

стонает,

И варварством моим меня изобличает...

(А. Сумароков);

Несчастные сыны судьбы,

Игралищем страстей родимся:

Стонаем, плачем, веселимся...

(А. К л у ш и н);

Я стонаю беспрестанно,

Тартара боюсь, дрожу...

(Н. Львов).

В Словаре Академии Российской многие новые формы, в том числе и стонают, сопровождаются лексикографической пометой «учащательный». Например: «стонать — стону и учащательный стонаю». Составители Словаря так объясняют значение термина «учащательный»: «глагол, означающий действие с учащением, часто производимое»2. Таким образом, в XVI в. словоизменительные варианты разграничивали разные способы глагольного действия: более продолжительное, менее продолжительное, некратное. Развитие категории вида глагола привело к утрате количественных оттенков действия, и функции вариантных форм изменились.

В современном литературном языке вариантные формы выполняют сти- леобразующую функцию. В парах колыхают — колышут, махают — машут и т. п. первые формы стилистически маркированы. Сферой их употребления является разговорный стиль или просторечие.

Стилистическую дифференциацию форм можно отметить и в произведениях XIX в. Например, у М. Ю. Лермонтова встречаем старые формы в стихотворных текстах:

Мои братья в летний день,

Призывая под тень,

Машут издали руками.

(«Воля»);

Он машет, кличет — где отважный?

(«Валерик»).

Форма махают встречается в лермонтовской прозе — «Герое нашего времени», в простой и безыскусной, выдержанной в разговорном стиле речи Максима Максимыча:

Видал я-с иных в деле, например: ведь весь исколот, как решето, штыками, а всё махает шашкой.

Употребленная здесь форма махает гармонично сочетается с другими средствами разговорного стиля:         видал,ведь, а всё.

В произведениях современной советской литературы, как поэтических, так и прозаических, отмечается приоритет традиционных форм настоящего времени:

Друг человека, Шарик, занятый, как обычно, проблемами совершенно иного рода, издалека виновато машет хвостом...

(Ю. Левитанский).

Продуктивные формы более редки и употребляются наряду с преобладающими непродуктивными преимущественно для передачи особенностей разговорной речи:

Любитель машет нам белым флагом ведения: идите сюда, здесь;

Бежит себе, машет, кричит на бегу — не слышно; что же тут услышишь, за моторами?; Тут как бы человек махает рукой, закрывает глаза — и поехали. «Ну и пусть, ну и пусть», — бессмысленно повторяет человек.

 (А. Битов).

Новые формы причастий, деепри частий, формы глагола в повелитель- ном наклонении (махающий, махая, махай) не имеют ярко выраженной стилистической маркированности и широко используются в произведениях художественной литературы наряду с традиционными:

... воины, неумело махая урусскими топорами, валили охвоенный лес...

(В. Чивилихин);

Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад, голубое совсем летнее небо с летними облаками сияло над ма хающими верхушками деревьев...

(Ю. Бондарев);

... к нему [боярину] кинулись, слепя лезвиями сабель, и облепили бестолковой, орущей и машущей толпой.

(Д. Балашов).

Стилеобразующая функция, характерная для вариантных форм настоящего времени, не распространяется на другие вариантные формы глагола.

Итак, широта грамматических колебаний, свойственная языку XVIII в. и обусловленная отсутствием строгой грамматической регламентации и устоявшихся норм литературного языка, сменилась сокращением вариантности. Сфера использования новых форм в настоящее время ограничена. Главной функцией вариантных форм глагола является стилеобразующая.

_____________________________________________________________________________________

1 Эти предложения в числе других были включены в вопросник по морфологии, опубликованный в сборнике «Русский язык по данным массового обследования» 1974 г.

2 Словарь Академии Российской.  Т 6. Стр. 667. С-Пб., 1794 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...

Формы родительного падежа с окончаниями а и у в современном русском языке

  Данный урок интересен обучением навыку узнавания форм родительного падежа единственного числа мужского рода в тексте художественного произведения и выделения их с целью изучения в контек...

Творческая мастерская (построение текста) Основные функции современного русского языка

В начале учебного года каждый учитель-словесник продумывает первый урок: от интересного начала зависит многое. И как часто это бывает, первые уроки превращаются в сообщения учителя, выполнение предлож...

Методика изучения видовременных форм глагола на уроках русского языка в рамках текстоориентированного подхода

Именно текстоориентированный подход позволяет учащимся не только более прочно усвоить сведения о том или ином языковом феномене (например, о глагольных категориях и глаголе как части речи в целом), но...

Экспрессивные функции видовременных форм глаголов, употребленных в переносных значениях в художественной речи (на примере настоящего исторического времени в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского)

Глагол, также как имя существительное, имя прилагательное и наречие, является основной частью речи и основной грамматической категорией в современном русском языке, занимая в его системе совершенно ос...

Формы и методы преподавания русского языка в современной школе.

Развитие детей в школе так или иначе связано с интенсификацией образовательного процесса, в том числе с внедрением инноваций. В своей работе я использую технологию блочно-модульного обучения.Модульное...

Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)

В работе рассматирвается история  изучения заимствованной  английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ  словарей иностранных слов  с точки зрения количества...